К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
О.В. Клыпа
Кафедра социальной педагогики Северо-восточный государственный университет ул. Портовая, 13, Магадан, Россия, 685000
Эволюционный подход к интерпретации отечественной психологической мысли включает широкий спектр психологических идей, которые зарождались и развивались в древнерусский период во вненаучных сферах общественного сознания.
Ключевые слова: психологическая мысль, эволюционный подход, мифология, религия, искусство.
Обращение к истокам психологической мысли предполагает рассмотрение динамики получения и развития соответствующих знаний в ходе предметно-практической и познавательной деятельности человека. Психологическая мысль возникла не вдруг и была постепенно сформирована человечеством. На протяжении развития человеческого общества психологическая мысль эволюционировала. Эволюционный подход к интерпретации психологической мысли включает широкий спектр психологических идей, отраженных в различных сферах общественного сознания. В эволюции психологической мысли выделяют два периода: 1) накопление психологических знаний и 2) развитие научной психологии. В истории психологии основное внимание уделяется изучению развития научной психологической мысли. Вместе с тем, по мнению М.Г. Ярошевского, «психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних» [3. С. 3]. На основе вычленения человеком себя из окружающей действительности и идентификации с другими людьми формировалось его сознание и самосознание, возникали психологические суждения, представления, послужившие началом для осмысления людьми своей внутренней психической жизни. Человек, будучи наделен способностью к символизации и языком, постепенно наращивал психологические знания: его чувственный опыт переводился в понятия и накапливался в различных сферах общественного сознания: мифах, обычаях, фольклоре, правилах и моделях поведения, религии, искусстве, функционально взаимосвязанных и взаимозависимых. При этом их связь друг с другом обусловлена особым правилом: они появлялись в определенной хронологической последовательности. Такие знания легко передавались от одного индивида, поколения — к другому.
Несмотря на то, что интерес к сфере вненаучного психологического познания проявляется в психологической науке давно, на наш взгляд, недостаточно изучен вопрос о формировании психологических знаний, которые объективировались в различных сферах общественного сознания в древнерусский период. На сегодняшний день отсутствует теоретико-аналитический труд, который бы отражал полную и последовательную историю развития психологических взглядов, идей,
зарождающихся в период русского Средневековья. Психологические воззрения в древнерусский период претерпели качественные изменения с учетом исторических и социальных преобразований.
Психологическая мысль древней Руси — неотъемлемая часть языческого миропонимания древних славян. Она возникла в результате взаимодействия двух факторов: самого Я и внешнего мира. Предметы и явления описывались и объяснялись не через них самих, а через собственное Я. Вследствие этого интерпретация явлений носила сверхъестественный характер, в основе которой лежало проецирование Я, своих собственных психологических процессов, во внешний мир без осознания того, что такое проецирование имело место. Поэтому боги, ведьмы и черти — это не что иное, как духовное начало в человеке, спроецированное во внешний мир при отсутствии осознания или понимания данного факта; человек верил, что эти создания существуют во внешнем мире независимо от него самого. Скорее всего, язычники воспринимали богов как родителей, родственников, без взаимодействия с которыми они не могли обойтись. Вступая в отношения с божествами, опираясь на созданные ими идеалы, люди развивали свою психологическую культуру: формировались их моральные и нравственные устои, идеалы, способствовавшие развитию рефлексивной способности. Человек должен был бороться с тяготами жизни, которые вызывали боль, страдание, уныние, страх, разочарование, скуку. А для этого ему необходимы были мужество, вдохновение, надежда, комфорт, утешение, доверие, дружеское общение, уверенность в успехе, сознание того, что при существующем порядке вещей жизнь имеет смысл. В этой связи психологическое познание оказывало необходимую помощь. Магия и ритуалы давали иллюзию власти и контроля над предметами, явлениями, другими людьми: человек считал, что может управлять погодой, лечить болезни, предвидеть будущее, одолевать врагов, отправлять мертвых в путешествие в загробный мир, оказывать влияние на взрослых и детей и т.п.
Психологическое познание, отраженное в произведениях народного творчества, давало людям информацию, необходимую для совместной деятельности, являлось важным средством социальной интеграции. Социальная функция психологического познания отчетливо проявлялась в процессе воспитания молодежи. Указывалось, что определенные поступки влекут за собой возмездие и несчастье или успех и награду. Языческое миропонимание придавало человеку мужество и уверенность, ощущение собственной значимости в мировом порядке вещей, понимание жизненного смысла.
Фольклорные произведения являются объективированной формой психологической мысли. В них отражаются знания о внутреннем мире человека — понимание его личности, характера, эмоционального состояния, способностей и т.п. Так, сказки, былины воспроизводят в символической форме психологическую мысль народа, в них освещаются проблемы человеческого духа. В.А. Кольцова указывает, что «особая значимость былин как источника изучения обыденных психологических представлений определяется их природой», так как былины отражают глубинные пласты человеческой мысли и психологического самосозна-
ния русского народа, в них представлены не только обобщенные психологические образы, но и индивидуально психологические описания характеров героев [1. С. 144—145].
Знания, основанные на вере и проецируемые в мифологии, обрядах, ритуалах, сказках, былинах, постепенно становились более или менее обобщенными, осознанными, оформленными; формировалась качественно новая система психологических представлений. Этому способствовало возникновение письменности. В древнерусский период психологическая мысль формировалась под влиянием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Перевод первобытной мифологии в письменность способствовал стабилизации психологических представлений, сделав их священными откровениями. Языческое миропонимание и теология сходны в том, что объясняют мир и человеческое существование с позиций сверхъестественного. Первоначально в языческом представлении человек не считал себя ни высшим, ни уникальным существом; он был лишь одним из представителей мира животных, зачастую с более низким, чем у них, статусом, поэтому некоторые из животных (медведь, кабан и др.) становились его богами, которым он поклонялся, используя обряд жертвоприношения. В христианском мировоззрении, напротив, человек является венцом природы, наделенным бессмертной душой, считалось, что душа есть только у человека. В богословских произведениях излагалась довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывалась характеристика чувств и органов познания, что позволяет говорить о ранних попытках научного объяснения психической жизни человека. Как отмечает В.А. Елисеев, «своеобразными психологическими лабораториями были монастыри» [2. С. 85]. Именно в произведениях духовной литературы раскрывается широкая палитра психологических проблем и идей, получивших свое развитие в древнерусский период. Кроме того, великой школой мастерства психологического анализа можно назвать исповеди и проповеди, благодаря которым человек учился разбираться в своей внутренней жизни: в мыслях, чувствах, желаниях, побуждениях. Важную роль в христианском просвещении древнерусского народа играли духовники. Их авторитет был очень высок. Духовные отцы выполняли сложную воспитательную задачу, они должны были найти ответ на любой вопрос христианской жизни как практического, так и религиозного свойства. Роль духовника в Киевской Руси было трудно переоценить: в воспитании отроков его наставления были порой более действенными, чем родительские, поскольку за ним стоял авторитет и воспитательные традиции всей Церкви. Представления о теории воспитания и идеалах в средневековой Руси дают Жития Святых, летописи, сказания.
Художественной формой отражения психологической мысли можно определить и произведения искусства. Искусство предшествует появлению науки и является одной из основ ее становления. «Представляя отражаемую реальность образно и картинно, оформляя полученное знание в доступной для восприятия и не требующей для его понимания специальных логических систем форме, оно тем самым способствует его введению в широкие слои народа... Являясь чутким индикатором общественных потребностей, настроений, идей, искусство обладает способностью
быстрого и оперативного освоения и воплощения их в присущие ему художественные формы, поэтому оно выступает важным источником изучения психологической мысли своего времени» [1. С. 120]. Главным и сущностным художественно-психологическим символом Древней Руси была икона, изображавшая события Святого Писания или житие святого. Психологическое содержание иконы заключается в передаче мыслей, переживаний, представлений, идеалов и свидетельствует о желании православного человека осмыслить суть Веры и самого Бытия.
Таким образом, в различных сферах общественного сознания происходило накопление и систематизация психологических знаний. Психологическая мысль эволюционировала количественно и качественно, становилась более высокоразвитой, более дифференцированной в структурном отношении и более специализированной в функциональном отношении.
Исторически исходной стадией отечественной психологической мысли является язычество древних славян, для которого характерно социоантропоморфиче-ское мировоззрение, представляющее проецирование на все явления мироздания свойств, присущих самому человеку. Языческая мифология выступала средством познания и символического моделирования, интерпретации человека и его души, формулировала систему общественных идеалов, ценностей, задавала ориентиры в развитии человека, выполняла функцию социального контроля. Мифологические представления отражают начальный этап формирования психологической мысли и представляют научный интерес для истории отечественной психологии.
Важнейшими источниками изучения отечественной психологической мысли должны стать и произведения народного творчества, связанные с осмыслением человеческого опыта (былины, пословицы и поговорки, исторические песни, сказки), традиции и обычаи русского народа. На это еще в середине XIX в. указывал К.Д. Кавелин, предложив метод психологического исследования духовной стороны человека по продуктам духовной деятельности — верованиям, фольклору, памятникам культуры. Мы убеждены, что анализ фольклорного материала может стать основой получения важных теоретических выводов и положений об истоках отечественной психологической мысли, позволит раскрыть особенности психологических воззрений русского народа на разных исторических этапах развития древнерусского государства.
Осмысление исторического пути развития отечественной психологии как сложного многопланового феномена необходимо для сохранения и трансляции духовных ценностей, культурной преемственности. Исследование генезиса восточнославянской психологической мысли, возникшей в разнообразных сферах общественного сознания, поможет определить самобытность отечественной психологии, проследить динамику ее формирования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. — М., 2008.
[2] Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. — СПб.,
2001.
[3] Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1976.
ON THE PROBLEM OF EVOLUTION OF RUSSIAN PSYCHOLOGICAL THOUGHT
O.V. Klypa
Chair of Social Psychology North-East State University Port St., 13, Magadan, Russia, 685000
The evolutionary approach to the interpretation of the Russian psychological thought includes a wide spectrum of psychological ideas, which were conceived and developed in the Old Russian period in the extrascientific spheres of public consciousness.
Key words: psychological idea, evolutionary approach, mythology, religion, art.