Научная статья на тему 'Концепт внутреннего мира человека в русских былинах'

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1156
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / БЫЛИННЫЙ МАТЕРИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ / HUMAN INNER WORLD / EPIC MATERIAL / PSYCHOLOGICAL THOUGHT / EPIC IMAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна

В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний человека, являясь продуктом коллективного творчества народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Human Inner World in Russian Bylinas

The article gives a psychological analysis of the Russian bylinas as a special kind of historical sources for the study of ordinary psychological conceptions; being a product of collective creativity of the people, they reflect a wide range of psychological concepts and experiences of man.

Текст научной работы на тему «Концепт внутреннего мира человека в русских былинах»

КОНЦЕПТ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В РУССКИХ БЫЛИНАХ

О.В. Клыпа

Кафедра социальной педагогики Северо-Восточный государственный университет ул. Портовая, 13, Магадан, Россия, 685000

В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний человека, являясь продуктом коллективного творчества народа.

Ключевые слова: внутренний мир человека, былинный материал, психологическая мысль, былинные образы.

Внутренний или субъективный мир человека определяется в психологии как психическая реальность, содержание человеческой психики. В отечественной психологии понятие «внутренний мир» разрабатывалось Б.Г. Ананьевым, который считал, что внутренний мир личности наряду с ее интроиндивидуальной структурой и организацией личностных свойств определяется многообразием связей личности с обществом в целом [5]. Человек развивается во взаимодействии с миром на протяжении всего жизненного пути в динамике интериоризации и эксте-риоризации. Именно в продуктах экстериоризации внутреннего мира возможно проявление индивидуальности. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным.

Идея уникальности внутреннего мира человека, детерминированности его наследственным и социальным факторами имеет древние истоки и определяется самосознанием народа. С давних времен свои представления о внутреннем мире человека люди реализовывали в художественном творчестве. Ни одно произведение не может обойтись без какой-то, пусть самой краткой и примитивной, информации о внутреннем мире действующих лиц.

В нашей работе мы рассмотрим особенности отражения в русских былинах представлений о внутреннем мире человека. Вопросы поэтики былин освещались в ряде работ ученых дореволюционного (К.С. Аксаков, Ф.И. Буслаев, И.Н. Жданов, А.В. Марков, В.Ф. Миллер, А.А. Потебня и др.) и советского (С.Н. Азбелев,

A.М. Астахова, В.П. Аникин, В.М. Гацак, В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачёв,

B.И. Чичеров, М.М. Плисецкий, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Ф.М. Селиванов, П.Д. Ухов и др.) периодов.

Изучение былинного художественного мира как цельной и единой системы начинается с середины XIX в. К.С. Аксаков писал о «сказочном», «Владимировом» мире богатырских песен, стоящем «в непременной связи с историческим» [3].

А.А. Потебня считал [11], что в народном слове, сосредоточившем опыт сотен поколений в освоении окружающей действительности, образно раскрывается мир природы и человеческих отношений. У слова краткая, но емкая форма, способная нести глубокое и объемное содержание.

Отражение «общинного духа» видел в былинах и О.Ф. Миллер. О.Ф. Миллер стремился вскрыть логику эпических отношений, бытовых и социальных мотивировок, которые проявляются в сходных ситуациях различных произведений. Братание героев, эпический мир, добровольная замена молодым богатырем старого, спасение заточенного богатыря женщиной, гостеприимство, испытание силы и способностей, повторение одним или разными персонажами одинаковых вопросов и сходных ответов — все это и многое другое, по О.Ф. Миллеру, черты внутреннего строя жизни в эпическом мире. Исследователь внимательно изучал также взаимоотношения персонажей и окружающего предметного мира былин [10].

Былины были широко распространены в народной среде, что позволяет говорить о преломлении в былинном материале психологической мысли народного сознания. В.Я. Пропп обосновал связь структурно-композиционного строения фольклорного произведения с его психологическим содержанием. Он указывал, что в былинах «народ выразил самого себя, свой национальный характер» [12. С. 15]. «Былины — продукты коллективного творчества народа, отражающие широкий спектр психологических представлений и переживаний их создателей: их идеалы, ценности, надежды и чаяния» [9. С. 144].

Русский эпос создавался при разложении родового строя, возникнув задолго до начала образования Киевского государства, а следовательно, и до распространения книжности. В былинном эпосе преломляются психологические воззрения самых широких слоев населения. Народ, постигая психологические истины, сохранял их через художественные образы былин, которые, на наш взгляд, можно определить как своеобразный народный «учебник» психологических знаний, выполнявший дидактическую (поучительную, назидательную, разъяснительно-наставительную) функцию.

О целесообразности использования эпоса в качестве источника изучения психологической мысли указывали в своих работах Б.Г. Ананьев, А.С. Гучас, К.Д. Кавелин, Е.А. Климов, В.А. Кольцова, О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник и др.

В работе «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX веков» (1941) Б.Г. Ананьев в предисловии писал: «Научное творчество русского народа в области психологии представляет тем больший интерес, что оно тесно связано с общими историческими судьбами развития русской науки и культуры» [4. С. 6]. Он подчеркивал, что, «восстанавливая историю развития психологической мысли в России, следовало бы искать источники ее еще задолго до XIII в. В древнерусском фольклоре, в былинах и сказках отразилась и закрепилась народная мудрость, своеобразная философия практической жизни, представляющая большой интерес для разработки истории психологических представлений и понятий. Особенно заслуживает внимания этико-психологическая сторона народного эпоса, в которой раскрывается гуманизм русского народа, его свободное от догматизма и мистицизма понимание личности, характера и способностей. С возникновением славянской письменности в Киевской Руси при князе Владимире, сыне Святослава, впервые становится возможным развитие такой литературы, в которой излагались философско-психологические воззрения» [4. С. 33].

В былинном эпосе в обобщенном виде (образах, символах, идеях) обнаруживаются попытки осмысления психологических представлений в период русского Средневековья, отражаются духовные и нравственные ценности и идеалы, заложенные в народном сознании. Былины — выражение психологического самосознания народа, и это не могло не сказаться на сознании, характере, поведении персонажей.

Анализ былинного материала позволяет отметить способность народа отразить понимание таких психологических категорий, как личность, характер, способности, факторы развития.

Былинные герои разные по темпераменту, способностям, социальному происхождению. Каждый из них имеет вполне определенное «свое» лицо, самостоятельную ценность, обладает особым выражением своих чувств, привычек, которые и определяют его уникальность. Каждый былинный герой наделен своим характером, выполняет определенную социальную роль, у каждого свой род испытаний. Описание героев характеризует эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферы личности, т.е. те качества, которые в современной психологии относят к базовым, центральным чертам личности. В былинах не дается описание мыслительной и эмоциональной работы, происходящей в душе героя. О чертах характера героя мы узнаем из его действий и поступков (экстериоризация). И этого оказывается вполне достаточно, чтобы художественно воспроизвести живую личность, охарактеризовать внутренний мир героя, проявляющийся в быту, в общении с другими людьми. В действиях героя находят внешнее выражение его моральные, этические, нравственные нормы, например: Добрыня Никитич — верный товарищ, «крестовый брат» Ильи Муромца, умный (обыгрывает в шахматы короля Ботияна Ботияновича), музыкально одаренный (необыкновенный гусляр), честный, самоотверженный, заботливый сын, любящий супруг; Алеша Попович — противоречивая натура, для которой характерны смелость, решительность, дерзость, хитрость, жадность, скупость, ханжество; Илья Муромец — благородный, отважный, свободолюбивый, совестливый, преданный отечеству; Волх — догадливый, умеющий вражду чинить (ворожить), он мудрый кудесник, оборотень, обладающий способностью превращаться в сокола, волка, тура, муравья (возможно, что это описание разных социальных ролей, которые герой осуществлял в зависимости от поставленной цели, это характеристика человека способного приспосабливаться к обстоятельствам). Анализ былинного материала позволяет говорить о том, что уже с древнейших времен в сознании народа сложились определенные психологические представления о многообразии человеческих натур.

Одной из центральных проблем психологии является идея детерминизма активности человека. В былинах характеристика героя дается не просто через перечисление свойственных ему качеств, а через описание его поведения как объяснительного принципа внутреннего мира человека. В былинах не только описывается поведение героя, но имеет место его объяснение, прогнозирование, определение условий, обуславливающих поступки героев, формирование их характеров, отмечается влияние наследственных и социальных факторов. Поясним это на примерах: «У нас Мишка-то роду торопливого», «А Добрыня-то роду да у нас вежли-

вого», «Ой Добрыня Микитичь роду вежлива, Он — де вежлива роду, сам очес-лива», «Алеша Попович роду справедливого» и т.д. В былинах уточняется, что определенные качества героям присущи от рождения. Это относится как к положительным, так и отрицательным качествам личности: «роду вежливого», «роду невежлива», «роду торопливого», «роду неторопливого», «роду сонливого», «роду хвастливого», «роду заговорливого» (болтливого, несдержанного в речах), «роду непочетного». Сочетание лексемы «род» с характеристиками героев свидетельствует о том, что у человека те или иные качества являются врожденными, неизменными.

Кроме того, в былинах активно используются определения, обозначающие социальное происхождение героев, например: «роду княженецкого» — Добрыня Никитич, «роду христианского» (крестьянского), «крестьянский сын» — Илья Муромец, «роду поповского» — Алеша Попович. Человек воспитывался этим родом, и с рождения у него формировались соответствующие данному роду качества. Нередко социальной характеристике героя сопутствует вероисповедальная: «Уж я веры-то, веры-то православною».

От принадлежности героя к тому или иному роду зависит его судьба, происхождением объясняются поступки героя, положительные или отрицательные черты его характера. Как правило, личность героя в былинном материале — устойчивая характеристика, мы не нашли примеров, когда герой качественно менялся или желал бы измениться.

Анализ былинного материала позволяет выделить и другие проблемы, характеризующие особенности психологических воззрений в древнерусский период. В былинах затрагиваются вопросы о смысле жизни человека, о мужском и женском идеалах, взаимоотношениях между героями, детьми и родителями, мужчиной и женщиной, определяются правила социального поведения. Так, среди характерных качеств русской женщины, отраженных в былинном материале, можно выделить нравственную и психологическую силу, физическую выносливость, заботу, жалость, жертвенность, непорочность, скромность. Она чиста и непорочна, скромна и целомудренна. В отношении к людям преобладает материнское чувство: сущность ее любви — любовь-жалость, любовь-сострадание. Русская женщина одновременно и мать, и спутница жизни; она разделяет духовные интересы мужа.

Также в былинах выражена идея необходимости преемственности поколений: старшие дают советы молодым богатырям, младшие берут благословение у своих родителей: «Брал у батюшки и у матушки прощеньице-благословеньице». Именно с матерью и отцом связана функция благословения. Благословение является духовным действием. Благословение синонимично разрешению, пожеланию добра, блага. Независимо от различия наказов в разных вариантах былины невыполнение их в бою с татарами едва не приводит молодого богатыря к гибели. Отец, пришедший на выручку к сыну, упрекает его: «Не послушал ты родительского наказаньица». Но не любая преемственность позволительна. Трагический исход встречи Ильи с сыном, характерный для большинства вариантов былины, под-

черкивает превосходство принадлежности человека к определенной этнической среде, объединенной в государство, над кровным родством. Историческое самосознание требовало ответственности перед будущим своего народа и Руси как государства, отвергало кровные связи, если они вступали в противоречие с этим требованием. В былинах просматривается и идея о добровольной замене молодым богатырем старого, при этом старшие богатыри радуются появлению нового богатыря, когда завершается их боевой путь: «Старшие богатыри дивуются: / Нет на поездку Ильи Муромца! / У его поездка молодецкая, / Вся поступоцька богатырская...».

Общеизвестно, что идеал в психологии определяется как образец, высшая цель, определяющая способ мышления и поведения личности. Положительные былинные герои выступали в качестве нравственного идеала. Центральной характеристикой идеального былинного героя является любовь к родной земле, родному дому, своим близким.

Стоит обратить внимание на интересный факт, касающийся былинного героя князя Владимира. Первоначально образ князя Владимира был положительным. Примерно с конца XVI в. идеализация образа Владимира исчезает. Князь Владимир в русских былинах наделяется чертами князей и самого царя этого периода, становится олицетворением всего отрицательного. Иногда он презрительно относится к народу, к «сельщине», «деревенщине». Проявляет вероломство: по доносу бояр или под влиянием вспышки гнева намеревается погубить ни в чем не повинного Илью Муромца. Его мораль основана на праве сильного; он корыстолюбив, падок на деньги, охоч «до золотых подарочков»; труслив в момент грозной опасности, готов принести врагам в жертву даже свою землю. Этот факт позволяет заключить, что в народном сознании сформировалось понимание того, что психологические особенности личности, ее потребности, характер, духовность зависят не столько от наследственности, сколько от степени воздействия внешних, в том числе исторических, факторов.

Былинный материал можно рассматривать как уникальный источник познания психологических воззрений народа в древнерусский период. В былинах изображается внутренний мир людей, раскрываются их переживания и чувства. Герои характеризуются подлинной человечностью, им свойственны раздумья, эмоциональные реакции на увиденное и пережитое. Особенность былинного эпоса заключается в том, что внутренняя жизнь героя не раскрывается средствами психологического анализа. Характеры героев проявляются в поступках, в действиях, а не в психологических характеристиках от третьего лица. Поступки героев естественно вытекают из их отношения к происходящему, они обусловлены жизненными обстоятельствами и психологическим состоянием. Былины — итог длительной обобщающей работы человеческого сознания от единичных фактов к обобщениям, воплотившимся в типовых мотивах и образах, через которые раскрывается широкая палитра психологических идей русского Средневековья.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. — М., 1962.

[2] Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. — М.; Л., 1966.

[3] Аксаков К.С. Сочинения исторические. — М., 1861.

[4] Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. — М., 1941.

[5] Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.; Воронеж, 1996.

[6] Былины / Сост. В.И. Калугина. — М., 1991.

[7] Былины / Под общ. ред. В.И. Чичерова. — М., 1957.

[8] Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Под ред. А.А. Горелова. — СПб., 2000.

[9] Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. — М., 2008.

[10] Миллер О.Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское. — СПб., 1869.

[11] Потебня А.А. Мысль и язык. — Киев, 1993.

[12] Пропп В.Я. Русский героический эпос: Собрание трудов. — М., 1999.

THE CONCEPT OF HUMAN INNER WORLD IN RUSSIAN BYLINAS

O.V. Klypa

Chair of Social Pedagogy North-East State University

Portovaya str., 13, Magadan, Russia, 685000

The article gives a psychological analysis of the Russian bylinas as a special kind of historical sources for the study of ordinary psychological conceptions; being a product of collective creativity of the people, they reflect a wide range of psychological concepts and experiences of man.

Key words: human inner world, epic material, psychological thought, epic images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.