Научная статья на тему 'О системе психологического познания в истории психологии'

О системе психологического познания в истории психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
931
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ОБЫДЕННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна

Системный подход способствует адекватной постановке проблемы генезиса психологического познания и выработке эффективной стратегии ее изучения. Система психологического познания включает наряду с научным знанием область обыденного психологического знания. Обыденное знание исторически предшествует научной мысли, сосуществует с ней в современной структуре знания, обогащая и стимулируя ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе психологического познания в истории психологии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 (091); 159.9 (092)

О СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

В ИСТОРИИ психологии

© 2013

Клыпа о.в.

Северо-Восточный государственный университет

Системный подход способствует адекватной постановке проблемы генезиса психологического познания и выработке эффективной стратегии ее изучения. Система психологического познания включает наряду с научным знанием область обыденного психологического знания. Обыденное знание исторически предшествует научной мысли, сосуществует с ней в современной структуре знания, обогащая и стимулируя ее развитие.

A systemic approach facilitates an adequate statement of the problem of the psychological cognition genesis and developing the effective strategy for its study. The psychological cognition system includes scientific and everyday knowledge. The scientific thought is historically preceded by the routine knowledge, they coexist in modern structure of knowledge, enriching and stimulating its development.

Ключевые слова: системный подход, психологическое познание, обыденное

психологическое знание, научное психологическое знание.

Keywords: system approach, psychological cognition, routine psychological knowledge, scientific psychological knowledge.

Современная психология в обязательном порядке учитывает историко-психологическое знание, важность которого была осознана еще Аристотелем, который считал необходимым принимать во внимание идеи, высказанные в прошлом (вследствие чего вторую главу знаменитого трактата «О душе» посвятил рассмотрению их психологических взглядов).

История психологии изучая то, как происходило формирование и развитие знаний о психике, как правило, в качестве задачи определяет анализ возникновения и развития научных теорий, т. е. знаний, которые характеризуются систематизированностью, обоснованностью, достоверностью, доказательностью, «очигценностью» от всего субъективного, четкостью и однозначностью. При этом знания, полученные в обычной практической деятельности, не рассматриваются, несмотря на то, что они являются генетически исходной, базовой формой познания, складывающейся на самых ранних этапах человеческой эволюции.

По мнению В. А. Кольцова, психологическое познание представляет собой единство содержательного и процессуального компонентов, где первый характеризует исторически сформировавшуюся систему знаний, а второй - динамику получения и развития знания в ходе познавательной и предметно-практической деятельности

личности в определенных социально-культурных условиях [3].

По мнению М. Г. Ярошевского, психологическое познание столь же древне, как и сам человек, поскольку он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних [6. С. 3]. При этом возникновение психологического познания продиктовано насущной объективной потребностью самопознания человека как субъекта деятельности и общественных отношений, необходимостью позиционирования себя относительно других явлений окружающего мира, определения своих возможностей, внутренних психологических ресурсов, выступающих условием эффективного взаимодействия с миром. Этим обусловлена чрезвычайно длительная, уходящая к глубинным истокам существования человеческого сообщества история развития психологического познания [3. С. 21].

С учетом сказанного система психологического познания, наряду с научной разработкой психологических проблем, включает в себя широкий спектр психологических идей, возникающих во вненаучных сферах, накопление знаний и теоретическое осмысление которых происходит в течение тысячелетий.

К. А. Абульханова-Славская подчеркивает, что суждения о психических явлениях принадлежат первоначально области донаучного обыденного сознания. При этом отмечается, что возникновение знания о психическом связано с тем, что психические явления обнаруживают себя не только в области научного познания, но и в жизнедеятельности каждого индивида, составляя неотъемлемый его компонент. Следовательно, суждение о психическом, определение психических явлений принадлежит первоначально области «здравого смысла», «обыденного», нетеоретического сознания [1. С. 2].

По мнению А. В. Петровского и других, психологические идеи изначально представлены в форме «житейского психологического опыта», который своеобразно преломляется в творениях мифологии, религии, искусства и только на очень высоком уровне развития общественного сознания - в науке [4. С. 15].

В работах В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника выделены две формы вненаучного психологического знания:

- житейские представления о психике, включающие обыденное психологическое знание, формирующееся в жизнедеятельности человека, в его предметно-практическом взаимодействии с миром;

- психологическое знание, возникающее и развивающееся в русле искусства, мифологии, религии.

Следует отметить, что вненаучное психологическое познание до сих пор не стало предметом глубокого и всестороннего историко-психологического рассмотрения. При этом объективированной формой выражения вненаучных (обыденных) психологических знаний и представлений людей выступают этнографическая культура народа (традиции, обычаи), мифы, поговорки, пословицы, сказания и т. д., то есть то, что связано с осмыслением человеческого опыта.

По мнению В. А. Кольцовой, мифы, сказки, легенды, былины «выполняли многообразные функции: выступали средством познания и символического

моделирования, классификации и интерпретации мира, человека и его души; являлись регуляторами жизнедеятельности человеческого сообщества и выполняли функцию социального контроля; служили фактором сохранения родовых общественных структур и поддержания их целостности; формулировали систему общественных идеалов, норм, требования и задавали ориентиры в развитии человека» [3. С. 146].

Психологическое познание, отраженное в произведениях народного творчества, давало людям информацию, необходимую для совместной деятельности, выступая важным средством социальной интеграции. Социальная функция психологического познания отчетливо проявлялась в процессе воспитания молодежи.

Фольклорные произведения являются объективированной формой психологической мысли, поскольку в них отражаются знания о внутреннем мире человека - понимание его личности, характера, эмоционального состояния, способностей и т. п. Так, сказки, притчи воспроизводят в символической форме глубинные пласты человеческой мысли и психологического самосознания народа. Психологические знания, основанные на вере

и проецируемые в мифологии, обрядах, ритуалах, сказках, постепенно становились обобщенными, осознанными, оформленными; формировалась качественно новая система психологических представлений, чему способствовало возникновение письменности. Перевод первобытной мифологии в письменность способствовал стабилизации психологических представлений.

Как было указано выше, объективированной, точнее художественной формой отражения психологической мысли следует считать произведения искусства, поскольку искусство предшествует в своем развитии появлению науки и является одной из основ ее становления. Представляя отражаемую реальность образно и картинно, оформляя полученное знание в доступной для восприятия и не требующей для его понимания специальных логических систем форме, оно тем самым способствует его введению в широкие слои народа... Являясь чутким индикатором общественных потребностей, настроений, идей, искусство обладает способностью быстрого и оперативного освоения и воплощения их в присущие ему художественные формы, поэтому оно выступает важным источником изучения психологической мысли своего времени [3. С. 120].

Таким образом, в различных сферах общественного сознания происходило накопление и систематизация психологических знаний, где психологическая мысль эволюционировалась количественно и качественно, становилась более высокоразвитой, дифференцированной в структурном и специализированной в функциональном отношении.

Научное и обыденное познание имеют свои специфические ниши в познании психической реальности и представляют собой взаимосвязанные элементы системы психологического познания.

Научное психологическое знание не может существовать самостоятельно, вне связи с социокультурными и личностными опосредованиями, т. е. вне обыденного знания. При этом обыденное знание оперирует образами, а научное - понятиями, возникая из практики, опыта, стремясь осмыслить и систематизировать чувственные данные. При этом обыденные знания не требуют доказательности, они утверждаются, в отличие от научных знаний. Обыденные психологические знания (миф, искусство, фольклор, ритуалы, обряды, традиции и т. д.) общедоступны и глубоко антропологичны.

Мы убеждены, что анализ обыденного психологического знания может стать основой получения важных теоретических выводов и положений об истоках психологической мысли, позволит раскрыть особенности психологических воззрений народа на разных исторических этапах. С этих позиций осмысление исторического пути развития психологии как сложного многопланового феномена необходимо для сохранения и трансляции духовных ценностей, культурной преемственности. Исследование генезиса психологической мысли, возникшей в разнообразных сферах общественного сознания, поможет определить самобытность отечественной психологии, проследить динамику ее формирования.

Примечания

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 2. Ждан А. Н.

История психологии: От античности до наших дней. М., 2007. 3. Кольцова В. А. История

психологии: Проблемы методологии. М., 2008. 4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и

теория психологии. Ростов н/Д., 1996. 5. Юревич А. В. Социально-психологический анализ

научного и обыденного объяснения: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1993. 6. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976.

Статья поступила в редакцию 22.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.