Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОКАНСКОГО РАЙОНА АЗЕРБАЙДЖАНА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОКАНСКОГО РАЙОНА АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОКАНСКИЙ РАЙОН / АВАРЦЫ / АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ / ГРУЗИНЫ / КАТЕХ / КАБАХЧОЛИБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халилова М.Н., Хапизов Ш.М.

Статья посвящена этнодемографической ситуации в населенных пунктах Белоканского района Азербайджанской Республики (АР). На основе письменных источников, а также полевого материала, собранного летом 2011 г., анализируется этнический состав населения района в целом и населенных пунктов в отдельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Халилова М.Н., Хапизов Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОКАНСКОГО РАЙОНА АЗЕРБАЙДЖАНА»

УДК 314.9 (479.24)

М.Н. Халилова1, Ш.М. Хапизов2

К вопросу об этническом составе населения Белоканского района Азербайджана

1 Дагестанский государственный университет; mariisi@mail.ru 2Институт истории, археологии и этнографии ДНЦРАН; hapiz80@mail.ru

Статья посвящена этнодемографической ситуации в населенных пунктах Белоканского района Азербайджанской Республики (АР). На основе письменных источников, а также полевого материала, собранного летом 2011 г., анализируется этнический состав населения района в целом и населенных пунктов в отдельности.

Ключевые слова: Белоканский район, аварцы, азербайджанцы, грузины, Катех, Кабахчолиб.

The article is devoted to the ethnic and demographic situation in the settlements Belokan district of Azerbaijan (AR). It analyses, on the basis of the written sources and the field data collected in the summer of 2011, the ethnic makeup of the district on the whole and populated settlements indiviually.

Keywords: Belokan district, Avars, Azerbaijans, Georgians, Katekh, Kabakhcholib.

Данные официальных переписей Азербайджанской Республики (АР) вызывают сомнения у исследователей и оспариваются ими не только в научных работах, но и в СМИ [1]. Для того, чтобы проверить эти данные, мы решили обратиться к письменным источникам и на основе полевого материала, собранного летом 2009 года, проанализировать текущую ситуацию, на примере Белоканского района.

Согласно последним изменениям, внесенным в закон о территориях и землях баладиятов, принятым 29 мая 2009 года [2] в Белоканском районе, имеется 22 баладията, или муниципалитета, и 59 населенных пунктов. В районе наиболее крупным по численности населения является, конечно, город Белоканы, или правильнее - Билкан, поскольку последнее название является аварским, т. е. названием самих жителей, а Белоканы - русский вариант этого названия. Как пишет В.Г. Гаджиев, «Белоканы - традиционно крупное аварское селение, один из центров независимой могущественной Джаро-Белоканской республики; ныне город в Азербайджане» [3, c. 127]. Билкан получил статус поселка городского типа в 1954 году, а в 1968 году он стал уже городом. Все дореволюционные источники указывают в Билкане наличие только аварского населения. К примеру, по данным посемейных списков населения, составленных в 1886 г. царской администрацией на Кавказе, население Билкана составляло 7019 человек, все аварцы [4, c. 1-2]. Однако уже в АзССР большинство аварцев оказалось записано азербайджанцами. Так, по данным всесоюзной переписи 1926 г. в Билкане жили 9524 человека. Национальный состав указан следующий: «тюрок» - 7873 человека, «аваров» - 1503 и армян - 9 [5]. В дальнейшем такая тенденция только усилилась - по официальным данным районного статкомитета в 1999 г. аварцы составляют только 14 % населения города, а азербайджанцы - 85 % [6, c. 5]. В то же время наши полевые данные и опрос жителей города говорят о том, что до начала 1970-х годов азербайджанцев в Билкане было менее 5 %, и представлены они были в значительной степени прикомандированными из других районов чиновниками и членами их семей. По нашим данным, в городе аварцы составляют 65-70 % населения.

Вторым по численности населения в районе является Катехский муниципалитет, включающий селения Катех и Берет-росу. Катех является древним селением. Впервые Катех упоминается в грамоте католикоса Грузии Мелкиседека от 1020 г. [7, c. 329-330], хотя наверняка история его насчитывает не менее полутора тысяч лет. До включения Цора в состав Российской империи Катех являлся одной из шести аварских вольных общин в Алазанской долине [8, c. 19]. Как и в случае с Билканом, Катех в дореволюционных источниках упоминается как исключительно аварский населенный пункт, а уже с образованием АзССР в нем «появляется» азербайджанское большинство населения. В 1886 г. в Катехе жило 2457 человек, все аварцы, а в соседнем населенном пункте Карахажиял, который позднее вошел в состав Катеха, - 414 человек, также все аварцы [4, c. 1, 2, 38]. По данным «азербайджанской» переписи 1926 г., в Катехе

жило 588 семей, из которых аварскими являлись 310, «тюркскими» - 274 (плюс 1 семья «кумыков» или, точнее, кумухских лакцев, поскольку кумыков в селении никогда не было) [5]. В настоящее время, по данным официальных источников (перепись 1999 г.), в селении 70 % населения представлено азербайджанцами, 28 % - аварцами и 2 % - другими национальностями. Однако все исследователи подчеркивают, что в селении главным образом проживают аварцы. Так, например, сотрудник Института археологии и этнографии Азербайджана М. Пашаева называет Катех в числе населенных пунктов, где главным образом проживают аварцы [9, с. 65, 80]. П. А. Саидова также называет его в числе аварских селений [10, с. 27]. В официальном справочнике «Азербайджан» за 1971 г. указывается на то, что в селении проживают главным образом аварцы [11, с. 62]. По данным лингвиста г. Ибрагимова, побывавшего в селении летом 2006 года, 82 % населения Катеха составляют аварцы, 15 % - азербайджанцы и 3 % - цахуры. По его словам, «цахурские семьи, можно сказать, на 70-80 процентов смешались с аварскими семьями, весьма высок процент межэтнических браков, молодежь в основном общается на аварском языке... А так в селе доминирующим остается аварский язык» [12]. По нашим полевым данным, 92 % населения Катеха представлено аварцами, 6 % - азербайджанцами, прибывшими из Грузии, Шекинского и других районов АР, и 2 % - цахуры, рутульцы и лезгины, приехавшие для работы на Катехском лесокомбинате в 1940-50-е годы.

Приблизительно сходная с Катехом этническая ситуация наблюдается и в муниципалитетах Кортала и Пуштатала (около 5,5 тыс. населения), населенные пункты которых образованы за счет роста населения бывших катехских хуторов. При этом Пуштатала, Пучакара и Малачил-росу - чисто аварские селения, а в селениях Кортала, Горахажиял, Карабал, Лачинтала, Нуциб и Кодочиб есть незначительное количество азербайджанского населения, которое начало прибывать сюда в 1940-х годах из Шеки.

В скоплении населенных пунктов, известном как Кабахчолибская зона, сконцентрировано около трети населения Белоканского района. Зона включает в себя следующие муниципалитеты: Кабахчолиб, Кех-росу, Рохоб, Умалиб, Шарип, Шамбул, Халатала и Мачабхим. В начале 2000-х годов население Кабахчолибской зоны составляло 30 тыс. чел., из которых по официальным данным, аварцы составляют 92 % [6, с. 5]. Численность населения зоны варьируется от 23 (по официальным данным) до 35 тыс. чел. К примеру, согласно справочнику «Кабахчол и кабахчолцы», население здесь превышает 30 тыс. чел. [13, с. 11], а в цахурской газете «Нур» авторы репортажа из Белоканского района пишут, что «по численности населения село Кабахчол превосходит город Белоканы: население Кабахчола превышает 25 тыс. чел., все аварцы» [14]. В 1886 г. население Кабахчолиба составляло 2757 чел., все аварцы [4, с. 1, 2, 37]. По данным переписи 1926 г. здесь жило уже 5653 чел., из них аварцев - 5535 чел., «тюрок» - 63 чел. и армян - 20 чел. [5].

Предметом интереса группы американских лингвистов стала ситуация в Кабахчолибской зоне. Судя по результатам их исследования, аварский является главным языком общения дома и в обществе для 97 % аварцев, дети дошкольного периода этой группы знают только аварский язык. В 3 % семей ситуация аналогичная, за исключением того, что они также разговаривают и на азербайджанском языке на работе и на улице, а дети этой группы наряду с аварским знают и азербайджанский язык [6, с. 12]. Согласно нашим полевым данным, аварцы составляют немногим более 97 % населения Кабахчолибской зоны. Азербайджанцы из Гейнукской зоны Шекинского района (поселились в конце 1940-х - начале 1950-х годов в муниципалитете Мачабхим) и Грузии (в конце 1980-х - начале 1990-х годов в остальных муниципалитетах) составляют менее 3 % населения.

В крупных пригородных муниципалитетах Толиб и Тулуял большинство населения составляют аварцы, перешедшие на азербайджанский язык общения. Кроме них здесь поселились азербайджанцы из Грузии. Наряду с государственной политикой это было основной причиной перехода аварского населения на азербайджанский язык общения вне дома. Сейчас аварский язык в этих селениях знает, главным образом, старшее поколение, в то время как большая часть молодежи и среднего поколения разговаривает на азербайджанском языке. Аварский язык в этих селениях стал языком преимущественно домашнего общения. К примеру, крупное (515 хозяйств) аварское селение Х1етовал (авар. «Хетовы»: Х1етов - аварское мужское имя, означающее «рыжий» или «блондин») постепенно стало аваро-азербайджанским, хотя большинство здесь составляют аварцы [9, с. 65]. Основали селение на рубеже Х1Х-ХХ вв. представители тухума (рода) Хетовал, которые при паспортизации были переделаны на азербайджанский лад - в Сарыевых (азерб. сары - «желтый», «рыжий»). Селение Тулуял основали в Х1Х веке переселенцы из селе-

ния Тала Закатальского района. Первоначально это был квартал на нижней окраине Билкана, выросший постепенно до размеров крупного поселения, в которое сейчас входит 886 хозяйств.

Немного более оптимистичная картина наблюдается в муниципалитетах Колоб, Ханапи и Поштбина, в которых аварцы, разговаривающие на родном языке, составляют большинство. Как писала в 1970-х годах лингвист П. Саидова, «в поселках, близких к райцентру», в частности в Колобе и Ханапи, живут аварцы, в большинстве своем записанные азербайджанцами [15, с. 4]. В первом много аварцев, переселившихся в 1930-1940-х годах из Грузии, а во втором и Поштбина - из Дагестана. В селении Колоб, насчитывающем 6 тысяч жителей, потомки грузинских аварцев составляют до 25 % населения. К примеру, к ним относятся представители фамилий Сарамановы, Теллиевы, Гойляровы (все три по 4 % жителей села) и т. д. Значительная часть жителей села - до 30 % - является представителями тухума Ч1урмут1ал, которые в ХУ1-XVII вв. переселились из села Журмут (ныне селение Чорода Тляратинского района). К ним относятся Эмчиевы, Новрузовы (по 3 %), Насибовы (2,5 %) и представители других фамилий [16]. Территория современного селения Колоб до переезда грузинских аварцев была занята преимущественно садами билканцев. Коренными в Колобе считаются древние билканские туху-мы Алгъаял (около 5 % жителей села), Х1алажал (до 3 %), Гъараял, Калтаял (по 2,5 %), Наст1ак1алал (3 %) и т. д. Наряду с ними есть и относительно крупные фамилии азербайджанцев - Эмралиевы (1 %), Бехрамовы (1 %), Ибадовы (1,5 %), являющиеся в большинстве своем выходцами из Шекинского района. С конца 1980-х годов в селение активно переселяются азербайджанцы из Грузии. В целом азербайджанцы составляют около 15 % жителей Колоба. В селении Ханапи азербайджанцы составляют немногим более 10 % жителей села. До 20 % жителей села являются потомками аварцев из Дагестана, а 2/3 - коренные, т. е. цорские аварцы. Наряду с этим стоит отметить довольно сильную языковую ассимиляцию аварцев в этих двух муниципалитетах. Азербайджанский язык на улицах этих селений можно услышать так же часто, как и аварский. Исключение составляет только муниципалитет Рочахмад, упраздненный 29 мая 2009 г. и присоединенный к муниципалитету Ханапи. В этом небольшом муниципалитете (около 400 жителей) аварцы составляют почти 100 % населения, соответственно лучше и положение с родным языком.

В муниципалитетах Махамал-росу и Гарагиб языковая ситуация намного лучше - более 95 % населения в них составляют аварцы, соответственно и на улицах он занимает доминирующее положение. Селение Мазумкара, разоренное в 1740-х годах войсками Надир-шаха, снова было заселено лишь через полтора века после разорения, в 1880-1890-х гг. В нем все жители - аварцы. В муниципалитете Кациб, который образован из двух бывших хуторов Маха-мал-росу (Кациб и Карахажизух) в начале ХХ века, в конце 1980 - начале 1990-х гг. наблюдался наплыв азербайджанцев из Грузии. Часть из них уехала в дальнейшем в Баку и другие регионы, но большая часть осталась, образуя около 11 % населения муниципалитета.

По всем имеющимся данным, вплоть до 1863 г., когда было образовано селение Ититала (авар. - Оциязухъ) путем переселения 50 семей из села Алиабад Закатальского района, на территории Белоканского района жили только аварцы. Переселение грузин на территорию Бело-канского района было организовано уроженцем Алиабада Иби-кевха по предварительному предложению, сделанному ему представителями джарского тухума Оциял (авар. «Быковы») [17, с. 11-19]. По имени первопоселенца селение стало также называться и Иби-тала, т. е. «поляна Иби». Название это позже было переделано в письменной форме в «Ититала» (азерб. «собачья поляна») из-за сильного влияния тюркского языка в административном аппарате Зака-тальского округа Российской империи.

Единственный муниципалитет, в котором азербайджанцы не только по самосознанию, но и по происхождению составляют большинство, - это селение Рогноб (авар. Рогьноб, азерб. Каз-ма). По нашим полевым данным, в данном муниципалитете аварцы (частично ассимилированные в языковом отношении) составляют 40-45 %, а азербайджанцы - 55-60 %. По официальным же данным, в Рогнобе азербайджанцы составляют более 90 % населения. Однако эти данные опровергаются происхождением конкретных родственных групп - тухумов, из которых состоит население Рогноба. К примеру, аварцами являются представители одного из самых крупных тухумов селения - Х1етовал, записанные при паспортизации как Сарыевы (азер. сары «желтый», в данном случае «рыжий»). Из Хетовал только носящих фамилию Сарыевы в муниципалитете Рогноб более 250 человек - около 4 % жителей. Чтобы доказать аварское происхождение Сарыевых, достаточно привести характерные для них имена: Муса сын Чеэрова (авар.

«черный») 1936 г. р.; Умархаджи сын Исмаила 1938 г. р., Яци (авар. «сестра») дочь Алисултана 1940 г. р.; Муминат дочь Абдуллы 1934 г. р.; Марьям дочь Муртазали 1930 г. р.; Месед (авар. «золото») дочь Муртузали и т. д. Столько же живет в Рогнобе и представителей фамилии Шин-диевых, для которых характерны аварские имена ЩетЫй (авар. «голубоглазая»), Берцинай (авар. «красивая»), Къурамах^ма, XIemoe (авар. «рыжий») и т. д. Около 3 % населения Рогноба являются представителями фамилии Гьукъалал (авар. «укальцы»; Укал - аварское селение в Тляратинском районе). Около 2 % Эменал (от авар. эмен «отец»: потомки Тинова (авар. «младший»)). Также живут в Рогнобе Къебедал (авар. «кузнецы») - 1,5 %, Кандаевы - 1,5 %, Щогьорал (авар. «грабители») - 1 %, Хьанлал (от авар. хьванал «бежтинцы») - 2,5 % (потомки Ханла-хаджи, старший в роду - Паша сын Ахмадилава, 1936 г. р.).

В итоге, резюмируя наше исследование, скажем, что по этим данным около 73 % населения Белоканского района представлено аварцами, 24 % - азербайджанцами и 2,5 % - грузинами, проживающими в селе Ититала. В то же время, по официальным данным 2009 г., аварцы составляют 28,4 % населения района, азербайджанцы - 68,4 % и грузины - 2,4 % [18].

На конкретном примере наглядно видно как власти соседнего государства в политических целях занижают численность наших соотечественников, дабы последние на основе данных национального состава не могли выдвигать конкретные кадровые, языковые и другие вопросы, связанные с соблюдением их национальных прав (в частности требовать, чтобы главой администрации района был аварец, чтобы районная газета выпускалась не только на азербайджанском, но и на аварском языке и т. д.).

Литература

1. Шахбанов М. Дагестанцы и чудеса азербайджанской статистики // ИА «Регнум». -24.10.2011 г.

2. AR 29 may 2009-cu il tarixli, 827-IIIQ nömrali Qanunu ila tasdiq edilmi§dir.

3. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т.М. Айтберова, вступ. и комм. В.Г. Гаджиева. - Махачкала, 1992.

4. Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 года. - Тифлис, 1893. Отд. VIII.

5. Список населенных мест Азербайджана по данным переписи 1926 г. АзЦСУ // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. № 482.

6. Clifton J.M., Tiessen C., Deckinga G., Mak J., Lucht L. The sociolinguistic situation of the avar of Azerbaijan. SIL International, 2005.

7. Какабадзе С. С. Грузинские документы Института народов Азии АН СССР. - М., 1967.

8. Mustafazads T.T. Son orta asrlarda Azarbaycanin §aki-Zaqatala bölgasinda sosial-iqtisadi va siyasi münasibatlarin saciyyavi xüsusiyyatlari // AMEA Tarix Institutu Elmi 9sarlar. 20-ci cild. -Baki, 2007 (на азерб. яз.).

9. Pa^ayevaM. Avar xalqinin etnik tarixindan // Milli Folklor. - 2008. - Y. 20 (на азерб. яз.).

10. Саидова П.А. Диалектологический словарь аварского языка. - М., 2008.

11. Гюль К.К., Гулиев А.Н., Надиров А.А. Азербайджан. - М., 1971.

12. Ибрагимов г., Ибрагимова Я. Катех // Нур. - Махачкала, 25.08.2006 г.

13. Qabaq^öl va qabaq^öllülar / Э.О. Hüseynovun ümumi redaktasi ila. I hissa. - Baki, 2002 (на азерб. яз.).

14. Ибрагимов г., Ибрагимова Я. Белоканы // Нур. - Махачкала, 15.09.2006 г.

15. Саидова П.А. Чарско-белоканские говоры аварского языка. - Махачкала, 1976 // Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 4. Д. - № 393. - С. 39.

16. Дибиров Д.-XI. МаНарулалъул къисмат // Х!акьикьат. - Мах!ачхъала, 21.03.1986 г. (на авар. яз.).

17. Центральный исторический архив Грузии (ЦИАГ). Ф. 236. Оп. 2. Д. 4.

18. Официальный сайт администрации Белоканского района: www.balakan.az

Поступила в редакцию 13 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.