УДК 07.00.07
ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАКАТАЛЬСКОМ ОКРУГЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
© 201змагомедова Р.М., Халилова М.Н.*
Дагестанский государственный педагогический университет ^Дагестанский государственный университет
В статье на основе разнообразных по содержанию и характеру источников и литературы автором предпринята попытка изучения основных проблем этноязыковых процессов одного из полиэтничных регионов Восточного Кавказа (Закатальского округа) во второй половине XIX - начале XX в.
The authors of the article basing on a variety of sources and literature attempts to investigate the fundamental problems of national and linguistic processes of multi-ethnic regions of the Eastern Caucasus (Zakatala district) in the second half of 19th - early 20th century.
Ключевые слова:Джаро-Белоканы, туранизм, Елису, цахуры, аварцы, Таш, Ках, Мухах, инголойцы, русификация.
Keywords:Jaro-Balakan, Turanism, Elisu, Tsakhurs, Avars, Tash, Kakh, Mukhakh, Ingoloyts, russification.
В последние десятилетия XIX - начале XX в., после разгрома восстания 1877 г. [14. С. 132], царские власти заметно усилили давление на коренное население Восточного Кавказа. В отношении дагестаноязычных («лезгинских» по дореволюционной терминологии)
народов стала проводиться политика языково-культурного притеснения.
Целью властей была скорейшая языковая русификация «лезгин» [18. С. 78] -этнического элемента, стойко сохраняющего племенные наречия, после чего должна была последовать их полная ассимиляция, сопровождаемая и закрепляемая христианизацией [18. С. 80].
Однако в ситуацию вмешались общественно-политические силы
Османской империи, которые после проигрыша в войне 1877-1878 гг. непрестанно размышляли о реванше и об изгнании России с Кавказа. Турки-османы с опорой на идеологию «туранизма» принялись за создание «обществ», которые должны были отдавать свои силы делу распространения «просвещения среди» кавказских «мусульман» и, как результат,
их последующему «объединению» в единый кулак.
Однако политика «просвещения» кавказских мусульман на «турецко-азербайджанском языке» [9. С. 209], как и последующее их объединение, проводимое Стамбулом, не отвечала историческим реалиям, так как этнические дагестанцы составляли тогда более чем полумиллионную массу людей, «не понимавших» по-турецки» [13. С. 34].
Деятельность турецких «обществ» конца XIX - начала XX в., специализировавшихся на «просвещении» мусульманского населения Кавказа, вскоре принесла свои плоды. Они оказались при этом столь внушительными, что начали пугать как русские общественные круги, так и военно-политические структуры Российской империи. Отдельные депутаты с недовольством выступали с трибуны Думы, заявляли, что заметная часть дагестаноязычного («лезгинского»)
населения, в первую очередь обитатели некоторых территорий Южного Кавказа, «говорят» уже, и это накануне Мировой войны, преимущественно «по-турецки». Отмечали они и то, что в религиозном
аспекте «лезгины» связаны с Турцией» [9. С. 211].
Выступления депутатов Думы третьего созыва (1907-1912 гг.) имели прямое отношение к этноязыковым процессам, происходившим тогда в пределах бывшего Закатальского округа. До начала стамбульской политики «просвещения» мусульман, на
территории Белоканского, Закатальского и Кахского районов Азербайджанской Республики, где языком «лезгин» столетиями был аварский [5. С. 59], азербайджанский («татарский») язык понимали лишь общественно и торгово-экономически активные «лезгины». К 1886 г. на аварском языке говорило более 40 тыс. чел., что составляло тогда 54% всего населения Закатальского округа [3. С. 5].
Однако материалы более позднего времени дают иную картину языкового представительства на территории Закатальского округа, так как примерно треть «лезгин» (авароязычная группа -авт.), указанных в материалах «Закатальского Статистического
Комитета встала уже на путь перехода на какой-то другой язык [8. С. 8-9]. Происходило это в 80-е годы XIX в. под влиянием, с одной стороны, российского административно-политического давления на коренной народ, который дал Кавказу четырех имамов, а с другой -вследствие упомянутой выше политики «просвещения».
Общеимперская перепись 1886 г. показала, что число говорящих по-аварски в пределах Закатальского округа упало за десятилетие более чем на 10% -до 34 тыс. человек [17. С. 246, 247]. Носителей каких-либо других дагестанских языков (к примеру, цахурского) всероссийская перепись 1897 г. в пределах Закатальского округа при этом не фиксирует. Все дело в том, что в среде, прежде всего, елисуйцев, составлявших одну треть «лезгин», которые известны в источниках как «татарское елисуйское поколение» [2. С. 687] и связаны столетиями с азербайджанским языковым миром [16. С. 137-141], начался процесс отхода от языка предков.
Языковая политика, которую стал проводить Петербург на Кавказе во 2-й половине XIX в., «привела к постепенному отказу от местного по
происхождению языка, который традиционно объединял закатальских «лезгин» в одно многотысячное, а поэтому - относительно сильное племя» [18. С. 80]. Особенно активно шел этот процесс в тех населенных пунктах Закатальского округа, в которых расселились мигранты из Горного Дагестана, имеющие свои языковые особенности.
Так, например, в Елису, а также, по-видимому, в некоторых соседних селениях издавна обитало определенное количество лакцев [9. С. 20], которые переселялись туда в качестве, например, членов свиты тех или иных знатных невест, выходивших из Кумуха замуж за елисуйских аристократов [13. С. 36-37]. Оседали в Елису и лакцы-ремесленники [4. С. 24].
В этом же селении, расположенном на территории нынешнего Кахского района (АР), расселялись и цахурцы-калтаги [4. С. 24]. Особенно много переселилось их во 2-й половине XIX - в 1-й половине XX вв. в «лезгинские» селения, находящиеся в Мухахском ущелье [12. С. 40], где традиционно почти вся земля находилась в руках авароязычныхтухумов, связанных с дагестанской Тляратой (Лъебелал, Ч1урмут1ал), а языком общения было «булхадарское наречие» аварского языка [7. С. 591].
Такие же процессы происходили и в остальных селениях, расположенных между Елису и Мухахом, в которых уже примерно лет сто говорят по-азербайджански. Так, например, в горных селениях Аласкар и Сабунчи, где в поземельных и политических отношениях главенствующее положение занимали авароязычные «голодинцы» (тухумы Ч1урмулал, Оцоберал и т.д.) [7. С. 591] говорили соответственно по-аварски, позднее начинает преобладать цахурский язык, который постепенно вытесняется азербайджанским [19. С. 567, 568]. Такая же картина наблюдается в языковом плане и в соседнем «лезгинском» сел. Джимджмах -месте позднего расселения цахурцев из селения Калал, где полностью утвердился ныне азербайджанский язык, хотя еще в начале XX в. там в некоторой степени был распространен цахурский язык [10. С. 5759].
Такая же картина наблюдается и в авароязычном [5. С. 71] сел. Джинних, где ныне все говорят по-азербайджански. Примерно половину населения там
составляли к рубежу XIX-XX вв. носители цахурского языка. На рубеже XIX-XX вв. в традиционно «лезгинских» селениях, расположенных в горах и предгорье - между бассейном р. Курмух (Елисуйская зона) и бассейном Мухахской речки (Дибирилгlop), ни один из дагестано-нахских языков практически не употреблялся. Венский проф. Шухардт в 1899 г. указанную выше зону обозначил как место проживания «татар» [22. С. 114-115], к северу и к югу от которых обитают аварцы.
Имея целью русификацию и, как результат, христианизацию
«инородческого» населения Империи, чего требовал Петербург эпохи Александра III, кавказские власти практиковали в пределах Закатальского округа различные интриги, направленные против традиционно лидировавших групп коренного населения. Одной из них, как нам рассказывали в 2009 г. в сел. Мухах, являлась фактическая агитация против аварского языка, который был тогда родным для жителей данного селения.
Все надежды русского шовинизма разрушила, однако, политика
«просвещения» кавказских мусульман, но обязательно на «тюркском языке, языке враждебной страны» [1. С. 224], которую после войны 1877-1878 гг. проводил самым активным образом Стамбул. С другой стороны - «тюркизм» как фактор, идущий из традиционных центров мусульманско-суннитского мира, причем явление новое, в реальной жизни пока не испытанное, был чем-то сказочно прекрасным. Таким он представлялся тогда «лезгинам» Закатальского округа, страдавшим в течение десятилетий от российских властей на Кавказе и их языковой политики.
Одним словом, в тех селениях Закатальского округа, в которых расселилось к рубежу XIX - началу XX вв. относительно много дагестанских цахурцев (йихъби) и тюрок из Шекинской зоны (зулкъадар), в статусе языка публичной жизни утверждается азербайджанский, или, как его тогда называли, «тюркский». Имело место это на линии, которая простиралась по «закатальскому» предгорью, начиная от сел. Кашка-чай (на 1886 г. там проживало 190 дымов аварцев и 2 дыма татар), проходила через Елису и доходил до
Мухаха. К 1886 г. там проживало 2840 чел., которые назвали родным языком аварский, но уже через 12 лет в качестве реального языка елисуйцев фиксируется азербайджанский, правда, при «лезгинском» этническом самосознании [5. С. 57-59].
В преддверии Первой мировой войны и под влиянием громких выступлений депутата Государственной думы Маркова и, возможно, других деятелей националистической ориентации, а также после изучения докладных записок Главного штаба Кавказской армии имперская политика по отношению к языкам коренных кавказских народов берет новое направление. «Турецкая» опасность толкает власть (в лице, например, губернатора и окружных начальников) на путь поддержки «лезгинского» элемента и аварского языка как «обруча», который скреплял народ в пределах Закатальского округа. Это притом, что на протяжении почти всего XIX - начала XX в. российские имперские власти поддерживали в восточном Закавказье, отнятом у Ирана, тюрко-азербайджан-ский язык.
Вопреки уже завершающемуся процессу перехода части закатальских «лезгин» (в первую очередь елисуйцев, а также тех жителей «лезгинского» предгорья, чьи селения веками стояли северо-западнее) на азербайджанский язык, российские власти начали делать вид, что ситуация на тот момент такая же, какая существовала до 1830 г., т. е. в эпоху «Джарской» независимости. Теперь они фиксируют территорию их проживания - горы и предгорье Кахского, Закатальского и Белоканского районов -как сплошь авароязычную. Мало того, данная политическая позиция достаточно громко афишируется при помощи отдельных литераторов и журналистов, которые указывают в своих публикациях, что к 1914 г. «лезгинское» население Закатальского округа представляют лишь «горцы-аварцы» [23. С. 465]. Имея численность в 52,5 тыс. человек, аварцы, как писал М. С. Шалсович, составляют около 65% всего, более 80-тысячного населения Закатальского округа [23. С. 465], где проживают также грузины мусульманского вероисповедания
(ингилойцы) и тюркоязычные
азербайджанцы.
Приведенная выше цифра может показаться завышенной. Однако она отражала в себе, как нам видится, реальное число лиц аварской национальности, но, правда, не в «имперском» порядке исчисления по «родному» языку, а в советском - по происхождению и этническому самосознанию. Данная цифра, то есть количество аварцев в пределах Закатальского округа, оставалась признаваемой исторической реальностью Азербайджана еще в начале 20-х годов XX в. Так, например, большой азербайджанский патриот и крупный ученый того времени М.-Г. Велиев-Бахарлы писал, что из почти 2 млн душ мусульманского населения АзССР «аварцев примерно» 50 тыс., а кроме этого аварский язык широко употреблялся среди крызов-хапутов [4. С. 15], которые входят в лезгинскую языковую подгруппу.
Однако, когда властные структуры в советском Азербайджане окрепли, благодаря Красной армии и ЧК, а затем НКВД, - а турецкий взгляд на отношение к национальным меньшинствам, идущий от конституции и подзаконных актов Турецкой республики и идеологии кемализма утвердился в душах азербайджанских партийных и советских работников, борьба за гегемонию в пределах Закавказской федерации усилилась. В советские годы все зависело от численности народа, а численность аварцев там стала резко падать. За 3-4 года их становится в пределах Азербайджанской ССР меньше в три раза [4. С. 25], чем это было при М.-Г. Велиеве-Бахарлы и его предшественнике М. С. Шапсовиче. Вместе с этим нельзя здесь сводить все к одной лишь воле азербайджанских националистов,
которые, облачившись в большевистские одежды, продолжали на юго-восточном Кавказе политику стамбульских туранистов.
На наш взгляд, приведенное выше в источниках необоснованно краткое сокращение числа аварцев Закатальского округа удалось безболезненно провести по той причине, что почву для этого подготовила этноязыковая политика российских структур XIX - начала XX в., которые базировались в Тифлисе. Они сознательно ослабили аварское население
(изымали земли, ограничивали доступ к управлению на уровне Округа, традиционного функционирования
аварского языка и т. д.), одновременно обозлив его против всего русского и российского, усилив пратюркские настроения в их среде. Поэтому переквалификация ряда «лезгинских» селений Закатальского округа (в недалеком прошлом, соответственно, авароязычных) в «тюркские», то есть азербайджанские, во время общесоюзной переписи 1926 г. [19. С. 392] была воспринята народом спокойно.
Таким образом, следует отметить, что этноязыковые процессы в Восточном Закавказье во второй половине XIX -начале XX в. привели к существенным изменениям языковой ситуации в указанном регионе. Языковая политика царской администрации Российской империи на Кавказе после окончания Кавказской войны и подавления крупного восстания 1877 г., выразившаяся в языково-культурном притеснении
местных народов, сводилась к русификации «лезгин» (аварцев, лезгин, цахурцев, лакцев), после которой должна была последовать их этническая ассимиляция, сопровождаемая и закрепляемая христианизацией местного населения.
Общественно-политические силы Османской империи, несмотря на проигрыш в русско-турецкой войне 18771878 гг., также оказывали значительное влияние на языковую ситуацию в регионе, активно проводили политику расширения сфер распространения тюркского языка с конечной целью изгнания России с Кавказа.
В результате этноязыковых процессов в Восточном Закавказье во второй половине XIX - начале XX в. постепенно сузились социальные функции родных «лезгинских» языков (аварского, лезгинского и цахурского). Ограничение сфер употребления родных дагестанских языков в регионе было сведено до пределов семейного и сельского быта. Сужение функций и ареала родных языков, особенно среди молодежи, негативно влияло на этническую и языковую культуру дагестаноязычных народов Восточного Закавказья, на этнокультурный плюрализм региона.
Примечания
1. Абдуллаев М. Л. Ибрагим-бек Гайдаров. М., 1999. С. 224. 2. АКАК. Т. 2. Тифлис, 1868. С. 224, 228-229 З.Бакрадзе Д. Заметки о Закатальском округе // ЗКОИРГО. Т. XIV. Тифлис, 1890. 4.Велиев М.-Г. Азербайджан. Баку, 1993 (азерб. яз.) 5.Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // СМОМПК. 1902. Вып. 31. 6. Данные о пространстве и населении Закавказья // КК на 1897 год. Тифлис, 1896. 7. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. I. 8.Загурский Л.П. Этиологическая классификация кавказских народов // КК на 1888 год. Тифлис, 1887. 9.Илису: энциклопедия. Баку, 2005. 10. Ибрагимов Г. Х. Цахурский язык. М., 1990. С. 3. 11. Кавказский запрос в Государственной Думе. Тифлис, 1909. 12. Кондратенко Е. Краткие статистические сведения о Закатальском округе // ЗКОИРГО. Т. XIX. Тифлис, 1897. 13. Козлов В. И. Национальности СССР (этнодемографический обзор) М., 1975. 14.Летифова Э. М. Северо-западный Азербайджан: Илисуйское султанство. Баку, 1999. 15. Магомедов P. M. Восстание горцев в 1877 г. Махачкала, 1940. 16. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI-XIX вв. Л., 1949. 17. Распределение населения Кавказа по родному языку согласно переписи 1897 г. // КК на 1912 год. Тифлис, 1911. 18.Самурский Н. Дагестан. M.-Л. 1925. 19. Свод статистических данных о населении Закавказского края (Закатальский округ). Тифлис, 1893.
Статья поступила в редакцию 28.01.2013 г.