DOI: https://d0i.0rg/i0.32653/CHi63608-6i9
Халаев Захид Алиевич
к.и.н., научный сотрудник
Институт истории археологии этнографии
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН,Махачкала, Россия [email protected]
ПРИМЕЧЕТСКИЕ ШКОЛЫ И ТАРИКАТСКИЕ ОБИТЕЛИ ДЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛИТЕТА (ПО ПОЛЕВЫМ МАТЕРИАЛАМ)
Аннотация: Огромную роль в распространении мусульманских религиозных знаний оказывали примечетские школы - мадраса и худжры (Ъ^'). В дореволюционную эпоху во многих сельских обществах бывшего Закатальского округа, как и во многих регионах Северо-Восточного Кавказа, существовали обители тарикатских братств, которые также назывались худжрами. Обители не являлись учебными заведениями в современном понимании. Нередко обители размещались в домах, построенных за счет средств жителей села, меценатов или же за счет средств отдельного рода (тухума), получая название от имени своего благотворителя. Худжра могла размещаться в доме муллы или религиозного деятеля, любезно предоставивших помещение для религиозных нужд, в том числе тарикатских обрядов. В предлагаемой вниманию читателей статье на основе полевого материала делается попытка изучения строительства худжр, как примечетских школ, так и тарикатских обителей, на примере современного Джарского муниципалитета Закатальского района Республики Азербайджан. Автор статьи не ставит целью раскрытие вопросов, связанных с мусульманской системой образования, программ, методов и приема обучения, поскольку они являются предметом специального исследования. В статье содержатся сведения о постройке худжр, анализируется ряд надписей, обнаруженных во время сбора полевого материала, дается полиграфическое описание надписей, сопровождаемое комментариями, переводом, транслитерацией. В некоторых обителях надписи не сохранились, либо не наносились вообще. Анализ материала показывает, что на рубеже Х1Х-ХХ столетий в Закатальской зоне было построено множество образовательных мусульманских заведений. Обнаруженные и опубликованные надписи помогают определить дату постройки религиозных сооружений, сообщают нам имена религиозных деятелей и строителей (заказчиков), участвовавших в строительных работах.
Ключевые слова: Российская империя; Закатальский округ; XIX век; Джар; ислам; тари-кат; религиозные предводители; худжра; обитель; тухум; общество.
© Халаев З.А., 2020
© Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, 2020 S-SJ Creative Commons Attribution 4.0 International License
DOI: https://d0i.0rg/i0.32653/CHi63608-6i9
Zahid A. Khalaev,
PhD (History), Researcher
Institute of History, Archeology and Ethnography
Dagestan Federal Research Centre of RAS, Makhachkala, Russia
MOSQUE AFFILIATED SCHOOLS AND TARIQA ABODES OF DZHAR MUNICIPALITY (ACCORDING TO FIELD MATERIAL)
Abstract. Mosque affiliated schools - madrasah and hujra - had a significant impact on
the spread of Islamic religious thought. There were a number of tariqa abodes in many villages of both Zakatala district and different regions of the North Caucasus in the pre-revolutionary period. These abodes were not educational institutions in the modern sense. They would often be built at the expense of the villagers, sponsors, or an individual clan (tukhum); the abode then received the name of its benefactor. Hujra could be placed in a mullah's house or in a house of any other religious figure, who kindly offered the quarters for religious needs, including tariqa rituals.
In the present paper, on the basis of field work, we make an attempt to consider the creation of hujras both as tariqa abodes and as schools at mosques, on the example of the modern Dzhar municipality of the Zakatala district of the Republic of Azerbaijan. The author of the article does not intend to see into the issues related to the Muslim education system, programs, methods and teaching methods, since they are the subject of a separate study. The paper proposes the information on the construction of hujras, analyzes a number of inscriptions, discovered during the field work, gives a polygraphic description of the inscriptions, accompanied by commentaries, translations and transliterations. In some abodes, no traces of inscriptions were found. The analysis of the material shows that at the turn of the i9-20th centuries in the Zakatala area, many educational Muslim institutions were built. The inscriptions revealed and published allow us to determine the date of the construction of religious buildings, give us information on the names of religious figures and the benefactors, who participated in the construction works.
Keywords: Russian Empire; Zakatala district; 19th century; Dzhar; Islam; tariqa; religious figures; hujra; abode; tukhum; community.
© Z.A. Khalaev, 2020
© Daghestan Federal Research Centre of RAS, 2020
S-SJ Creative Commons Attribution 4.0 International License
Введение
Религия является одним из важных этномаркирующих признаков любого народа, определяющим его мышление и повседневное поведение. В течение нескольких веков примечетские мусульманские школы были очагами распространения грамотности среди населения. Примечетские школы и тарикатские обители, сохранившиеся на территории современного Джара, о которых пойдет речь в данной статье, могут дать необходимые сведения об их роли и значении для местного населения в дореволюционный период. Привлеченный новый полевой эпиграфический материал позволяет определить время их строительства, выявить имена строителей (заказчиков) и религиозных деятелей, участвовавших в строительных работах. Географические рамки исследуемого полевого материала охватывают территорию административного округа «Джарский муниципалитет» Закатальского района, поскольку материалы из других населенных пунктов находятся на стадии доработки. Хочется подчеркнуть, что начатая нами работа по изучению ранее неизвестной арабской эпиграфики Закаталь-ской зоны вводит в научный оборот новые сведения, имеющие отношение к историческому прошлому народов региона [1, с. 45-50; 2, с. 144-149].
Методология.
Методология исследования обусловлена как ее тематикой, так и спецификой источниковой базы. При характеристике памятников эпиграфики и при составлении исторических реконструкций использованы метод описательного анализа, метод источникового анализа и критики источников, сравнительно-исторический метод. В процессе работы над статьей автор руководствовался принципами научности, которые предполагают рассмотрение и изучение любого явления и исторического события в конкретных исторических связях и условиях, опираясь на факты, хронологическую последовательность рассматриваемых событий и освещение их в исторической перспективе. Кроме того, автор использовал комплексный подход, основывающийся на тщательном анализе всех факторов, имеющих отношение к данному исследованию.
Анализ
Современный Джарский муниципалитет расположен в северной части Закатальского района Азербайджанской Республики, на южных склонах Главного Кавказского хребта, в 1-2 км к северу от г. Закаталы. Джарский муниципалитет в административном отношении состоит из 3 селений: Джар - 2405 человек, Цилбан - 551 человек, Ахахдира - 289 человек, с общим населением 3245 человек [3, с. 59-68]. Однако следует отметить, что помимо этих сельских
поселений в состав Джарского муниципалитета входят следующие кварталы: Кикауба (авар. - Лъик1ауба), Лачин-тахида, Джини-тахида, Куса-тахида, Кази-тахида, которые также расположены в 2-2,5 км к северо-западу от г. Закаталы на горных холмах, а языком общения является закатальский диалект аварского языка.
На протяжении нескольких столетий, с конца XVII по первую треть XIX в. Джар1 был политическим центром Джарского вольного общества, в который помимо Джара входили следующие вольные селения: Гугам, Мацех, Сумайлиб, Кабицдира, Карахажил, Дартуказ. Он объединял 7 вольных селений с 1500 дымов и с 21 подвластными селениями: Чубанкол, Бахматли, Кумур, Курдамир, Карабулдур, Падар, Калал, Алмало, Бабало, Лалало, Лахидж, Кичи-Лахидж, Энгиан, Алибад, Масул, Загам, Кораган, Вархиан, Тасмало, Шатовар [5, с.26.]. Джарское общество в союзе с другими вольными обществами образовало союз, которые вошли в историю как Джаро-Белоканские вольные общества2.
Имеющиеся историографические материалы подтверждают, что первое знакомство с исламом народов этой зоны стало возможно во время арабских походов на Кавказ, в эпоху правления праведных халифов3. Однако данный факт не дает нам право говорить о полной их исламизации на этом историческом этапе.
Очередная волна исламизации в регионе началась во второй половине XVI в., а период его широкого повсеместного утверждения наступает на первую половину XVII столетия. Уже в 30-х гг.XVII в. в регионе появились крупные религиозные центры, свои богословы получившие образование на мусульманском Востоке. Возвращаясь на родину, они собирали вокруг себя учеников, что приводило впоследствии к формированию в различных частях региона центров религиозной культуры и науки. Одним из таких заведений была мадраса, основанная Малла-Мухаммадом ал-Голоди4, жившим в XVII веке.
Большое влияние на религиозные убеждения жителей Джаро- Белоканской зоны оказывала деятельность ученых-богословов, тарикатских устазов, в частности, представителей суфийских братств накшбандийа и шазилийа. Тарикат накшбандийа проник в регион через шейха Исмаила Кюрдамири, который был
1 В современном кавказоведении название селения - Джар, на авар. яз. - ЧМр или ЧШрухъ. П. Саидова отмечает, что «термин Джар исходит от исконного аварского ЧМр, и в любом случае этимологию названия Чар может прояснить только язык и история самих чарцев» [4, С. 4-18).
2 Джаро-Белоканские общества, в арабских источниках известны как Джаро-Талы, в российской дореволюционной историографии как Чаро-Белоканы, в советской, российской (дагестанской) историографии - Джарский союз сельских общин или Джаро-Белоканские общества. К началу XIX в. в состав Джаро-Белоканских обществ входило шесть вольных аварских обществ: Джарское, Белоканское, Катехское, Тальское, Мухахское, Джинихское.
3 «Праведные халифы» (на араб. «Хулафа-у-рашидун») - первые 4 правителя, последовательно руководившие мусульманским государством после смерти Пророка Мухаммада: Абу Бакр ас-Сыддик (11-13 г. х.), 'Омар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (13-23), 'Осман ибн 'Аффан Зун-Нурайн (23-35) и 'Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (35-40).
4 Малла Мухаммад ал-Голоди (1611-1696) - известный мусульманский ученый и просветитель XVII века. Голода - (на авар.яз. Гъолода), в прошлом название означало как само селение Голода, так и «область Джар и Белокан». В настоящее время на месте сел. Голода остались развалины и надмогильные камни.
ма'зуном (духовным преемником) Халидшаха Багдади. У Исмаила Кюрдамири было два преемника: Мухаммад Салих Ширвани и Хас-Мухаммад Ширвани. Однако некоторые современные турецкие исследователи предполагают, что накшбандийа проник в Закатальский регион через Яхью Курдамири [5, с. 137.].
Во второй половине XIX в. суфийское учение накшбандийского и шазилий-ского тарикатов было связано с именами таких шейхов как Хаджи Юнус-афан-ди ал-Лалали, Махмуд ал-Илисуви, Джабраил-афанди ал-Лакити, Хамзат-а-фанди, Усман-афанди аз-Захури, Кусай- афанди ал-Джинихи5, Исмаил-афанди ас-Сивакли и др., которые были шейхами накшбандийского тариката и распространяли его не только в Закатальском округе, но и в соседних регионах [6, с. 573-602].
Наряду с именами этих выдающихся тарикатских шейхов стоят и имена других суфийских богословов: Шуайбаал-Багини, Ахмада ал-Асави, Ахмада ат-Талали7. Они пользовались большим уважением среди местного населения и сыграли большую роль в сохранении исламских ценностей и наук.
Появление в регионе суфизма (тарикатского учения) сопровождалось строительством религиозных культовых сооружений: религиозных учебных заведений и тарикатских обителей. Научный интерес представляет определение дат постройки религиозных учебных заведений и тарикатских обителей, которые как мы сказали выше, в регионе также именовались худжрами.
В современном Джаре сохранилось несколько худжр. Согласно полевому материалу эти худжры в основном функционировали как центры первоначального мусульманского образования и были расположены за пределами Джар-ской джума-мечети. У некоторых худжр имеются надписи-даты строительства. Несмотря на наличие надписей, очень часты случаи, когда трудно определить дату их строительства. В полевых материалах это объясняется следующими факторами: во-первых, из-за существенных расходов оформление обителей происходило значительно позже, чем их строительство, а, следовательно, надписи отражают процесс завершения постройки, во- вторых, у некоторых построек разбирали деревянную стену, переделывали каменной кладкой, таким образом, надпись отражала процесс реконструкции, а не строительства. У некоторых надписи не сохранялись, либо не наносились вообще, в таких случаях мы прибегаем к устной традиции.
Выявленные строительные надписи помогают воссоздать следующую картину. Старейшей из выявленных в муниципалитете на настоящее время является худжр «Кичил Ализул», расположенная в центральной части Джара. «Ки-чил Ализул» - самая большая худжра из ныне действующих обителей в Джаре. Согласно полевому материалу, она была и образовательным учреждением, и
5 Ныне сел. Гюллюк Кахского района РА.
6 Речь идет о сел. Сувагиль, расположенном в равнинной части Закатальского района, в 22 километрах к юго-востоку от г. Закаталы.
7 Ахмад ат-Талали (1839-1903) - шейх тариката накшбандийа, родился в сел. Тала Джаро-Бело-канской области. Был преемником шейха Махмуда ал- Илисуви. В 1863 г. во время восстания в Заката-лах был арестован вместе с другими религиозными деятелями, но вскоре был освобожден.
обителью. В ней часто проводились религиозные мероприятия, коллективные молитвы во время священного для мусульман месяца Рамазан. Арабоязычная надпись (рис.1.) на стене «Кичил Ализул» повествует следующее: «Владелец этой крепости худжры Исмаил сын Хаджи Мухаммада сына Киччи (?) Али. 1310 год хиджры». Дата 1310 г.х. соответствует 1890г. Вероятно, что в 1310 г.х. была построена именно худжра.
Выше «Кичил Ализул» расположена другая худжра - «Кинтазул». Согласно преданию, «Кинтазул» (рис. 2.) была построена за счет средств тухума Кин-таевых - выходцев из квартала Кинтаруба Динчинского сельсовета. Построили худжру два брата - Кинта Хаджи Ахмад и Кинта Малла Мухаммад. Кин-та Хаджи Ахмад был учеником и близким соратником учёного, мыслителя и религиозного богослова, жившего на рубеже XIX-XX столетий, Малла-Хасана Джарского9. «Кинтазул» худжра является действующей худжрой Джара.
К сожалению, дата постройки не была нами обнаружена, но, согласно полевому материалу, худжра «Кинтазул» была построена в 80-хгг. XIX в. и до наступления Советской власти функционировала и как суфийская обитель. По рассказам старожилов, весной и осенью сельский джамаат в присутствии религиозных деятелей проводил здесь различные религиозные и традиционные праздники, ежегодно в течение Рамадана в худжре совершались коллективные молитвы, а в праздничные дни обычно собирался сельский сход.
Схожая ситуация фиксируется и в другой обители, расположенной в самой верхней части Джара, которая называлась «Дибиразул» худжра, т.к. принадлежала джарскому роду Дибирал. «Дибиразул» худжра была построена в конце XIX столетия и по 30-е гг. XX века функционировала и как обитель, и как образовательное учреждение, в котором детей обучали чтению Корана. Известный джарский религиозный деятель, учитель истории, переписчик с арабского языка на местный диалект исторического сочинения «Джарская летопись» Наккаев Мухаммад получил свое начальное мусульманское образование именно в этой худжре у джарского ученого-али-ма Умахана Амачузул (Пумахан Памачузул). Обучением Корана девушек в худжре занималась известная своими богословскими познаниями женщина Дибиразул Хава, которая похоронена на родовом кладбище Дибировых. В 70-х гг. XX столетия деревянное строение «Дибиразул» худжра было разобрано. Одну комнату с пристройкой, на которой была высечена арабоязыч-ная надпись, удалось сохранить до конца 80-х гг. ХХ века. В начале 2000-х гг. на месте, где стояла худжра, был построен частный дом. Арабоязычная надпись о времени постройки худжры утрачена.
8 Согласно устному народному преданию, Кинтаевы являются представителями голодинского тухума (рода) Нухиял.
9 Малла Хасан ал-Джари (авар. ЛъикТазул МалламухТамадиль Малла-ХТасан). (1875-1929). Родился в квартале Кинтаруба Динчинского сельсовета. Известный учёный, богослов на рубеже XIX-XX вв. Его сочинения были изданы еще 1910 г. в типографии М. Мавраева. В 2013 г. в Махачкале вышел в свет поэтический сборник Малла Хасана ал Джари (Лъик!азул Малла-Х^сан. Шш^раби ва мавли-дал/ данде гьаби, цебераг!и, баянал Шунилазул (Х!апизов) М.Ш. Мах!ачхъала,2013. 248 гь.
Известным мусульманским учебным заведением в досоветское время в Джаре была худжра «Диг1низул», которая принадлежала джарскому роду «Диг1-ниял». Ныне представители этого рода в Джаре носят фамилию Османовых. Арабоязычная надпись (рис. 3.) на стене хуждры «Диг1ниязул» гласит: «Построил эту худжру Малла Усман сын Халила ал-Джари. Да простит их Аллах. 1309 год хиджры». Дата 1309 г.х. соответствует 1889г. В «Диг1низул» худжре обучали чтению Корана, изучали шариатские науки. Худжра располагала религиозной библиотекой, которую постигла трагическая участь - конфискация в 30-х гг.ХХ столетия. Согласно полевому материалу часть библиотеки была сожжена, а другая вывезена.
В селе Цилбан10, в досоветское время также имелись мусульманские учебные заведения. Самое большое из них было расположено в центральной части села. В этой худжре мусульманское образование получали не только жители Джара, но и сел Макава, Динчи и др. К сожалению, эта худжра ныне не сохранилась, но сохранился камень с надписью (рис. 4.), в которой говорится: «Построил эту худжру Тагир сын Херава ал-Джари. Да простит Аллах его и его родителей. 1314 г. хиджры». Дата 1314 г.х. соответствует 1894 г.
Кроме вышеуказанных худжр, в Джаре была большая худжра при Джарской джума-мечети. Муддаррисами этой худжры были известные религиозные деятели той эпохи, в том числе устаз и алим Давудил апанди ал Джари11. О строительстве этой худжры, роли в общественно-религиозной жизни народов Ше-ки-Закатальской зоныподробно написалав своем труде азербайджанский ученый М. Неймат [7, с.136].
Результаты
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что арабоязычные эпиграфические надписи по праву считаются одним из важнейших источников для изучения истории распространения ислама в регионе. Анализ материала показывает, что на рубеже Х1Х-ХХ столетий в Закатальской зоне было построено множество учебных заведений, тарикатских обителей - худжр. Обнаруженные и опубликованные надписи говорят о распространении тарикатского учения в этом регионе. В целом, начатая нами работа по выявлению и изучению ранее неизвестных арабоязычных надписей в различных населенных пунктах Зака-тальской зоны Азербайджана позволит, во-первых, получить новые сведения, имеющие отношение к историческому прошлому аварцев региона, во-вторых, даст возможность рассмотреть этот процесс в сравнительной перспективе с другими населенными пунктами Джаро-Белоканской зоны.
10 Село Цилбан расположено в 1 км к востоку от Джара. Село упоминается в местных исторических хрониках с XVIII в.
11 Давудил (Мухаммад) апанди. (ум. в 1916г.) Представитель джарского рода Давудазул. Ученый, богослов, мударрис джарской примечетской школы, современник Ахмада ат-Талали.
Благодарность
Автор выражает особую признательность жителям Джарского муниципалитета Закаталь-ского района Республики Азербайджан, которые оказывали поддержку в ходе проведения исследования. Автор также признателен им за конкретные и ценные сведения. Автор также считает своим приятным долгом выразить благодарность рецензентам за ценные замечания, которые были учтены при доработке рукописи.
Acknowledgements
The author thanks the residents of the Dzhar municipality of the Zakatala region of the Republic of Azerbaijan, who provided support during the study. The author is also grateful for specific and valuable information they provided. The author is also pleased to express his gratitude to the reviewers for the valuable commentaries that were taken into account upon completion of the manuscript.
Рис. 1. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. Арабоязычная надпись на стене «Кичилализул» худжра
Fig. 1. Zakatala region. Dzhar municipality. Dzhar village. Arabic-language inscription on the wall "Kichilalizul" hujra
Рис. 2. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. «Кинтазул» худжра. Общий вид
Fig. 2. Zakatala region. Dzhar municipality. Dzhar village. "Kintazul" hujra. General view
Рис. 3. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. Арабоязычная надпись на стене худжры «Диг1ниязул»
Fig. 3. Zakatala region. Dzhar municipality. Dzhar village. Arabic-language inscription on the wall of the hujra "Diglniyazul"
Рис. 4. Закатальский район. Джарский муниципалитет. Сел. Цильбан. Арабоязычная надпись на стене квартальной худжры
Fig. 4. Zakatala region. Dzhar municipality. Tsilban village. Arabic-language inscription on the wall of the quarter hujra
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Халаев З.А. Арабоязычные эпиграфические надписи XIX века из Закатальско-го района Азербайджана: новые находки / Проблемы востоковедения. 2020. 1(87). С. 45-50
2. Халаев З.А. Арабоязычные строительные надписи второй половины XIX века из селения Джар // Кавказ между Западом и Востоком. Межвузовский сборник научных работ. Карачаевск, 2019. С. 144-149
3. Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание историко-культурного микрорегиона в Восточном Закавказье). - Махачкала, ДИНЕМ, 2011. - 270 с.
4. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII - нач. XIX вв. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2001. Кн. II. С. 254.
5. Zafer E. ibrahim E. Ismail Siraceddin §irvani Kurdemiri ve Kafkaslarda nak§ibendiyye
REFERENCES
1. Khalaev ZA. Arabic epigraphic inscriptions of the 19th century from Zakatala district of Azerbaijan: new findings [Araboyazychnye ep-igraficheskie nadpisi XIX veka iz Zakatal'skogo rajona Azerbajdzhana: novye nahodki] Issues of Oriental Studies [Problemy vostokovedenia]. 2020, 1(87): 45-50. (In Russ.)
2. Khalaev ZA. Arabic construction-related inscriptions of the second half of the 19th century from the village of Dzhar [Araboyazychnye stroitel'nye nadpisi vtoroj poloviny XIX veka iz seleniya Dzhar] The Caucasus between the West and the East. University collection of scientific works [Kavkaz mezhdu Zapadom I Vostokom. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh rabot]. Kara-chaevsk, 2019: 144-149. (In Russ.)
3. Khapizov SM. The settlement of Dzhar community (historic-geographic and ethnographic description of historic and cultural microregion in East Transcaucasia) [Poseleniya Dzharsko-go obshchestva (istoriko- geograficheskoe I et-
- halidiyye kollari (Зафер Е. Ибрахим Е. Исмаил Серажедцин Ширвани Курдемири и ветви накшбандийа - халициййа на Кавка-3e).Istanbul: Usui islam Ara§tirmalari, 2020.
131-159.
6. Шихалиев Ш.Ш., Мусаев М.А. Шу'айб ал-Багини. «Разряды» хваджа-ган-накшбандийа и шайхов халидийа-мах-мудийа" (Табакат ал-хваджаган ан-накш-бандийа ва садатмаша'их ал-халидийа ал махмудийа). Жизнеописание шайха Ах-мад-афанди ат-Талали // ArsIslamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. Институт востоковедения РАН. М., 2016. С. 573-602.
7. Неймат М.Х. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана (арабо-пер-со-тюркоязычные надписи Шеки-Закаталь-ской зоны XIV - начала XX вв.). Баку, 2001. Т. II.
8. Саидова ПА. Закатальский диалект аварского языка. Махачкала. 2007.
9. Лъик1азул Малла-Х1асан. Шиг1раби в амавлидал/ данде гьаби, цебераг1и, баянал Шунилазул (Х1апизов) М.Ш. Мах1ачхъала, 2013. 248 гь. (Малла Хасан ал-Джари. Стихи и мавлиды /сост., введ., коммент. Хапизо-ва Ш.М.), Махачкала, 2013. - 248 с.
nograficheskoe opisanie istoriko-kul'turnogo mikroregiona v Vostochnom Zakavkaz'e)]. Makhachkala: DSC RAS, 2001; Book II: 254. (In Russ.)
4. Aliev BG., Umakhanov M-SK. Historical geography of Dagestan 17th - beginning of 19th. Makhachkala, 2001. Book II. P. 254. (In Russ.)
5. Zafer E. ïbrahim E. Ismail Seradzheddin Shirvani Kurdemiri and branches of naqshi-bendiyya - halidiyya in the Caucasus [Ismail Siraceddin §irvani Kürdemiri ve Kafkaslarda nak§ibendiyye - halidiyye kollari]. Istanbul: Usui islam Ara§tirmalari:2020: 131-159. (in Turk.)
6. Shikhaliev SS., Musaev MA. Shu'ayb al-Bag-ini. "Ranks" of khavdzhagan-nakshabandiyya and sheikhs of khalidiyya-mahmudiyya (Tab-aqat al- khavdzhagan an-nakshabandiyya va sadatmasha'ih al- halidiyya al mahmudiyya). Biography of sheikh Akhmad-afandi at-Talali ArsIslamica. In honor of Stanislav Mikhailovich Prozorov. Institute of Oriental Studies of RAS. Moscow, 2016: 573-602. (In Russ.)
7. Neymat MKh. Corpus of epigraphic monuments of Azerbaijan (Arab- Persian-Turkic-language inscriptions of the Sheki-Zakatala area of the 14th - early 20th centuries) [Korpus ep-igraficheskikh pamyatnikov Azerbaydzhana (Arabo-perso-tyurkoyazychnyye nadpisi She-ki- Zakatal'skoy zony XIV - nachala XX vv.)]. Baku, 2001, Vol. II. (In Russ.)
8. Saidova PA. Zakatala dialect of the Avar language [Zakatalskiy dialekt avarskogo yazi-ka]. Makhachkala, 2007. (In Russ.)
9. Malla Hasan al-Dzhari. Poems and mavlids // comp., introduction, comm. by Khapizov S.M. [LikIazul Malla-HIasan. ShigIrabi v amavli-dal / dande gtabi, tseberagIi, bayanal Shuni-lazul (KhIapizov) M.S.]. Makhachkala, 2013. (In Avar.)
Статья поступила в редакцию 08.09.2020 г.