Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII -первой трети XIX в.
УДК 94 (479.2) «17/18» " " —
Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII - первой трети XIX в.
Б.М. Гусейнова
Дагестаноязычные народности, обитающие на Восточном Кавказе, оказывали определенное влияние на исторические судьбы политических образований и хозяйственно-экономическое развитие этого региона.
Расселение дагестаноязычного населения (в т. ч. аварцев) по изучаемому региону Восточного Закавказья в XVIII- первой трети XIX в. нашло отражение в письменных источниках.
Сохранились исторические сведения, позволяющие допускать возможность существования мелких аварских населенных пунктов на территории современных Кварельского и Лагодехского районов Грузии с начала XVIII в. Русские картографы того времени, опираясь на разведывательный материал и, несомненно, на сообщения грузинских информаторов, называли нагорную часть нынешних Кварельского и Лагодехского районов территорией «гагмамхарских» или заалазанеких «лезгин». Они также фиксировали аварскую топонимику (Хазаль Адатлъ, Алай-Урух) в самой верхней части западного («грузинского») склона Главного Кавказского хребта. Из их работ можно сделать вывод о существовании в указанной части Главного хребта каких-то мест, ранее обжитых «лезгинами», обозначаемых на русских картах как «урочища».
На территории Белоканского района Азербайджана некоторые аварские населенные пункты, существующие и поныне, отмечаются письменными и иными историческими источниками со времен средневековья. Это прежде всего Белоканы {Балкан), которые упоминаются в грузинских текстах при описании событий 2-й половины XIII в., а затем - в 1310 г. и 1392 г. - и сел. Катех (К1ит1их // К1ут1их\ фиксируемое в одном из грузинских документов в 1020 г. [1]. Эти же населенные пункты Восточного Закавказья с указанием «лезгинские» (т. е. аварские), упоминаются многократно и позднее, например, в 1604 г. (с указанием, что в числе белоканцев были тогда евреи и православные грузины).
По сведениям генерала А.П. Ермолова, в руках которого находилась (с 1816 по 1827 гг.) чуть ли не вся информация, доступная русским военным, базировавшимся тогда на Кавказе, Белоканское «общество», чьим населением были «лезгины» (аварцы), состояло (примерно к 1817 г.) из 900 семейств [2],
Исследователь М.А. Коцебу, посетивший лично территорию Джаро-Бе-локаны в 1826 г., пишет, что Белоканское «общество», состоящее из 800 дворов, населено «лезгинами», проживающими в трех близко друг к другу расположенных селениях - сел. Белоканы, сел. «Цалбованы» Щ1албан) и сел. «Чандрис-хеви» [4] /вероятно, соответствует современному аварскому
Гусейнова В.M. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIIJ -первой трети XÏX в.
сел. Мазшькарай (Мазин-къараб)!. В 1886 г. русские, служившие в центральном тифлисском аппарате, проведя специальное расследование, установили, что белоканцы являются сплошь аварцами по родному языку, и численность их 7019 душ, которые проживают в 1336 домах.
Все это население русские военно-административные структуры характеризовали как «лезгин» по их родному языку [5], но являвшихся в прошлом но общественному статусу «крепостными» (мугьалал) воинской касты, пришедшей из Г олода.
В пределах Нелоканского района РА имеется аварское сел. Шамбул (на 1886 г. 55 дымов и в них 263 чел.), хотя согласно таблице «Население За-катальского округа» (1871 г.) обитателями Шамбула (на 1859 г. - 30 дымов, а на 1871 г. - 32 дыма) были якобы «татары» [5]. Шамбул, как и близлежащие населенные пункты аварцев, расположен в той равнинной местности алазанско-го левобережья, где русские отмечали проживание «лезгин» в самом начале XIX в.: вблизи берегов Алазани стояло тогда 5 «лезгинских» поселений [12,13], правда, были это хуторяне. Есть основания считать, что «Шамул» (Щачмул < Шамбул - ?), который упоминается в грузинских источниках около 1605 г. в числе тогдашних населенных пунктов белоканской зоны {Битам и Гьанухъ) [3], соответствует как раз вышеназванному Шамбулу.
В древнем аварском сел. Катех {К1ит!жъ // К1ут1ихъ\ существовавшем еще в XI в., насчитывалось на 1826 г. 300 дворов, на 1886 г. - 530 дым. (2457 чел.), причем отмечается, что все обитатели их аварцы [5],
В близлежащем к Катеху «лезгинском» сел, Карагадж (Хьарагъач) стояло: на 1826 г. - 50 дв., а на 1886 г. - 92 дв. (414 чел.). Русская администрация отмечала при этом, что язык карагаджинцев - аварский [5].
В пределах Закатальского района Азербайджана крайним северозападным аварским селением является Мацех (Миц1ихъ). Впервые он упоминается около 1735 г. В 1826 г. в этом селении насчитывалось 300 дворов, в 1886 г. 202 дыма (1009 чел.) [2, 5].
В расположенном выше Мацеха аварском сел. Кибиз-дере СКъибиц1-к1ац1иб) было в 1826 г. 30 дв. Здесь следует отметить, что выше этого маленького восточно-кавказского селения, если брать по течению Катехской реки, стояла небольшая средневековая христианская церковь [5, с. 15].
На 1826 г. Джар представлял собой кавказский город средней величины, более крупный, чем, например, Баку. Состоял он из 1260 дворов [5, с. 18]. Завершался «город» Джар в первые десятилетия XIX в. кварталом, именуемым Гугам, который ныне представляет собой крупное аварское селение.
В настоящее время самым большим аварским населенным пунктом Закатальского района является Даначи (Динчи). Топоним этот фиксируется впервые около 1727 г. [14]. В 1801 г. русским было известно урочище Тана-чи, а в 1826 г. М.А. Коцебу упоминает уже «хутора» джарских «лезгин», стоящие в мест ности Даначи [12. с. 5], куда, кстати, русские переселили после 1830 г. часть населения ликвидированного ими «города» Джар.
Гусейнова Е.М, Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII -первой трети XIX в.
Аварское сел. Тала [20] упоминается в источниках XVIII - XIX вв. как традиционно «лезгинское». В XIX в. среди тальцев проживали наряду с коренными авароязычными голодинцами (гъолодиссел) и пришлые тухумы, один из которых назывался поэтому Анараг (в переводе с аварского «пришельцы»), но были они старожилами, достигшими статуса аристократов. Сел. Тала играло в истории Восточного Закавказья важную политическую роль, как и «город» Джар. В связи с этим в восточных и других письменных источниках давно утвердился термин «Джар-у-Тала» (при варианте «Джар-Тала»).
IIa 1826 г. «лезгинское» Тальское общество состояло из селения Тала и примыкающего к нему с востока расположенного в предгорном лесу аварского сел. Нижнее Кыргылы (Гогъул); ныне это тальский квартал примерно из 300 дворов. В обществе этом насчитывалось тогда 800 дв. В 1886 в сел. Тала было 799 дым. аварцев (3640 душ) и 605 дым. «татар» [5, 6, 10], т. е. азербайджанцев.
Следует обратить внимание на любопытные сведения об этнической ситуации в Тала XIX в., которые редакция «Свода о населении края» получила от С. Узбашева. служившего на ответственных должностях в Самурском округе Дагестана. Он пишет, что к концу XIX в. примерно четверть жителей сел. Тала якобы употребляла в качестве языка коллективного общения цахурский, т. е. тальцы (жители более чем 600 дворов) являлись калтахами - этническими цахурцами. Похожую информацию можно найти и в некоторых других работах, из которых самой авторитетной является, по-видимому, написанная А. Дирром. Цахурский язык господствует в Цахур-с ком участке - магале С амуре кого округа, но также он распространен в сел. Тала, где проживают еще аварцы и мугалы [23]; согласно же безымянной статье, приводимой на страницах «Кавказского календаря на 1912 год», жители сел. Тала - почти сплошь мугалы. Однако следует отметить, что официальные материалы отрицают факты употребления в Талах цахурского языка на улицах.
В сел. Мухах (по-аварски мухъахь - «у линии»), расположенном у входа в ущелье, на дороге, ведущей в Дагестан, население числится в настоящее время, как известно, азербайджанцами. В прошлом, однако, население Му-хаха фиксировалось как «лезгинское».
С учетом того факта, что горный Мухах (в Рутульском районе Дагестана, вблизи развалин аварского сел. Верхний Кыргылы (Гогъул), в совместном с кусурскими аварцами колхозе «Самур») является ныне маленьким цахурским (в начале XX в., возможно, лакским) селением (на 1989 г. -119 чел,), многие авторитетные ученые полагают, что «лезгины» закавказского Мухаха XVIII - середины XIX в. были цахурцами, которые к концу XX в. подверглись сильнейшей азербайджанизации, хотя и в таких условиях они сохранили особый «говор» цахурского языка [24]. Но М.А. Коцебу пишет, что на 1826 г. в большом закавказском сел. Мухах, чьи жители «суть лезгины», имелось всего три тухума, два из которых были, несомнен-
Гусейнова ЕМ. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII -первой трети XIX в.
но, аварскими. Это «Тлебель» (.Лъебелал), о существовании которого в Му-хахе (более позднего времени) говорит, кстати, и известный кавказовед конца XIX в. Е. Вейденбаум, а также тальский тухум, именуемый «Чурмут» (Ч/урмут/). Оба эти мухахских тухума являлись в Закавказье пришлыми, появившимися там еще в эпоху кахетинского владычества, причем, как явствует из их названий, они переселились с территории нынешнего Тляра-тинского района РД [5, 25, 36]. Поэтому по материалам российских посемейных списков (1886 г.) «лезгинское» население закавказского Мухаха обозначалось как аварское но языку.
Первое упоминание о закавказском Мухахс датировано 1310 г. Затем он фиксируется как политически сильная община - в связке с Джаром и Тала (около 1715 г.) |21, 22], а позднее встречается в разнообразных, особенно российских, письменных источниках уже многократно.
В 1826 г. в закавказском Мухахе с его исключительно «лезгинским» тогда населением имелось 800 дворов. К 1886 г., согласно имперской официальной информации, в домах 444 мухахцев (1900 душ) говорили по-аварски, а в 242 домах - по-азербайджански [5, 6]. По сведениям же, исходившим от российского офицера С. Узбашева, повторенным позднее на страницах «Кавказского календаря» на 1912 год (стр. 187), к концу XIX в. примерно половина жителей Мухаха якобы употребляла в качестве родного языка цахурский [10], что, однако, не подтверждают другие источники.
Сел. Чардахлар (Чудухлуй), где и поныне все говорят на аварском языке [24], расположено на дороге в Дагестан, в ущелье чуть выше Мухаха, если брать по течению горной реки. Впервые Чардахлар упоминается около 1310 г. Сведения о нем есть также в грузинских и местных арабоязычных источниках (1120/1708 - 1709 г.) [21, с. 2]. В текстах XVIII - XIX вв. имеется много и других упоминаний этого аварского населенного пункта.
К 1826 г. в сел. Чардахлар было 200 дв., а в 1886 г. - 175 дым. аварских (830 душ), 1 дым. ингелойский и 280 дым. «азербейджанских татар» [5, 6].
В традиционно «лезгинском» сел. Мамрух, расположенном в нижней части Мухахского ущелья, напротив сел. Чардахлар - на другом берегу горной реки, родным языком жителей является ныне цахурский, и это бесспорно [24, 9]. Однако, по русским официальным сведениям от 1886 г., языком мамрухцев был аварский [10].
Впервые Мамрух, рядом с которым стоят развалины средневекового христианского храма, упоминается в достоверных текстах около 1310 г., затем в 1738 г. В 1826 г. в «лезгинском» сел. Мамрух было 140 дв., а в 1886 г. -91 дым. аварский (420 душ) и 1 дым. «татар» [21, 14, 5, 6, 10].
В верхней части Мухахского ущелья, покрытого лесами, находится ныне маленькое цахурское сел. Агдам-Калял. Топоним «Агдам» (лезг. агьа-дам «верхний лес» - ?) упоминается в местных арабоязычных текстах около 1752 г. Еще в 1826 г. это было не селение, а «открытое место» [24, 2, 5].
В названном ущелье, неподалеку ог аварского Чардахлара, имеется два маленьких (ныне цахурских) селения - Аласкар и Сабунчи. IIa 1826 г. в них
Гусейнова В. М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII-первой трети XIX в.
было по 40 дв., причем из контекста видно, что они оба входили в число «лезгинских» населенных пунктов Джарской республики. На 1886 г. в Ала-екаре имелось 30 дымов (130 душ), а в Сапунчи - 147 (650 душ), обитатели которых говорили между собой по-аварски [5, 6, 10]. В последнем обстоятельстве можно было бы усомниться, как, кстати, и в этноязыковой ситуации в сел. Мамрух. Однако, по сообщению акад. Дубровина Н., во 2-й половине XIX в. в закатальских селениях Мамрух, Аласкар и Сапунчи были те же самые, что и в аварских Талах, тухумы, владевшие там практически всей общинной землей. По происхождению они были голодинские (гьоло-диссел) и соответственно авароязычные. Названия «голодинских» тухумов: Парабазулал - Араблинские, Бугъуял, Ч1урмугп1ал и Огюберал. Информация эта повторяется и у известного 1рузинского ученого-кавказоведа XIX в. Д. Бакрадзе [27].
В традиционно «лезгинском» сел. Джиних (жиншь «внутри», с джар-ского диалекта авар, яз.), которое с конца XIX в, и по настоящее время, как пишут отдельные ученые, носит название «Гюллюк» (в Кахском р-не РА) [24], современное население говорит почти исключительно на азербайджанском языке и числится азербайджанцами [24]. Однако русские администраторы официально считали гюллюкцев-джинихцев второй половины XIX в. «лезгинами», которые говорят на аварском языке [10]. «Лезгинское» сел. Джиних впервые упоминается в местных арабоязычных источниках около 1734 г. [14]. причем это был тогда достаточно крупный населенный пункг, чьи жители принимали определенное участие в закавказской политической жизни. Встречается оно в письменных источниках и в более позднее время - XVIII - XIX вв. Примером может служить послание грузинского царя влиятельному представителю Российской империи, датированное 1783 г., о том, что с территории, простирающейся от «Белокани до Джини-ха... выходит» на поле боя только лишь этнических дагестанцев-леков «2000 мужчин» [29].
Юго-восточная часть бывшего Закатальского округа Российской империи соответствует нынешнему Кахскому району Азербайджана. В XVIII -первой половине XIX в. центром этой закавказской территории являлось «лезгинское» сел. Елису (возможно, от лезгинско-юоринского еши-сув «голубая гора»). На 1831 г. Елису представляло собой крупный «лезгинский» населенный пункт, состоящий из 300 дв., в которых проживало тогда 450 семей. В «Своде статистических данных», составленном в 1886 г. по распоряжению Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, в Елису имелось 383 дыма (2840 душ), причем по сведениям русских, которых трудно заподозрить в симпатиях к аварцам, для всех них родным языком был аварский [5, 6, 28, 35].
Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIIÍ -первой трети XIX в.
Литература
1. Какабадзе С. С. Грузинские документы Института народов Азии АН СССР.-М., 1967.
2. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы (VIII - начало XVIII вв.). - Махачкала: Изд. Межд. фонда Шамиля, 2000. Ч. I. - 196 с.
3. Царевич Вахушти. География Грузии / Введ., перев. и прим. М.Г. Джанашвили // ЗКОИРГО. - Тифлис, 1904. Кн. XXIV.
4. Еромолов А.П. Записки: 1798- 1826 гг.-М., 1991.
5.Roife6y М.А. Сведения о Джарских владениях. 1829 г. // ИГЭД. - М.: Изд. вост. литературы, 1958. - С. 252 - 264,
6. Население Закатальского округа на 1871 год // ССКГ. Вып. 7. - Тифлис, 1873.
7. Гаи К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1898 года) // СМОМПК. Вып. XXXI. Отд. II. - Тифлис, 1902. - С. 49 - 96.
8. КК на 1912 год. - Тифлис, 1911.
9. Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. - Тифлис, 1893. Т. VIII: Закаталь-ский округ.
10. Зейдлиц Н.К. Этнографическая карта Кавказского края.
11. АКАК. Т. 1,-Тифлис, 1866.
12. Ковалевский П. И. Народы Кавказа. - СПб., 1915. Т. I.
13. Айтберов Т.М. 1Д1оралъул аваразул рагьазул тарих. - Мах1ачхъала,
1996.
14. Карахмедов A.A. Христианские памятники Кавказской Албании: Алазанская долина. Баку, 1986.
15. Вахушти Багратионы. История царства Грузинского / Пер. Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976, - С. 162 - 173.
16. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // ИГЭД, - М.: Изд. вост. литературы, 1958. - С. 60 -120.
17. Посербский А. Очерк Закататьского округа // КК на 1866 г. - Тифлис, 1865.
18. Петрумевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой трети XIX столетия: Внутренний строй и борьба с российским колониальным наступлением. - Тифлис: Заря Востока, 1934. - 64 с.
19. Саидов М.С. Аварско-русский словарь. - М., 1967.
20. Геико А.Н. Из культурного прошлого ингушей i i Записки Института востоковедения при Азиатском музее. - JL, 1936. Т. V.
21. Сулейлшнова М. Чар салнамэси (ниже: Джарская хроника). - Баку,
1997.
22. ДиррА.М. Цахурский язык//СМОМПК. - Тифлис, 1913. Вып. 43.
Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII -первой трети XIX в.
23. Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык. - М, 1990; Ибрагимов Г.Х. Новые источники по истории цахуров // Развитие феодальных отношений в Дагестане. - Махачкала, 1980.
24. Вейденбаум Е. Материалы для историко-географического словаря Кавказа // СМОМПК. - Тифлис, 1894. Вып. XX.
25. Карапетян Б., Карапетян С. Тайны Тандзака (Кировобада) и Северного Арцаха. - М., 1998.
26. Дубровин К Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб.: Тип. Департамента уделов, 1871. Т. I. Кн. I.
27. Линевкч И.П. Бывшее Елисуйское султанство // ССКГ. Вып. VII. Отд. 1.4. 2.-Тифлис, 1873.
28. Гамрекеяи В. И. Межкавказские политические и торговые связи Восточной Грузии: документы и материалы (конец 60-х - начало 90-х годов XVIII в.) /' Подбор, и подг. В.Н. Гамрекели. - Тбилиси, 1980. Вып. I.
29. Гюльденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из «Путешествия г-на академика И.А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1700, 71, 73 и 74 годах». - СПб., 1809.
30. Волкова Н.Г. Этнические процессы в Закавказье в XIX - XX вв. /У Кавказский этнографический сборник. - М., 1969. Выи. IV.
31. Сергеева Г.А. Цахуры: этнокультурный облик в XX веке // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. - М., 2001. Вып. 26.
32. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII - начала XIX в. - Махачкала, 200 L Кн. II.
33. Барку ев К., Ахмедов М.-К, Шихсаидов А. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописей // Ученые записки ИИЯЛ Даг. ФАН СССР: Серия историческая. - Махачкала, 1963. Т. XI.
34. Летифова Э.М. Северо-Западный Азербайджан: Илисуйское султанство. - Баку, 1999.