кономичЕСкие наук
УДК 637.5 (006.015.5): 338.436.32
К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА ПОСТАВЛЯЕМЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
АКСЕНОВА Елена Сергеевна, эксперт-товаровед, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и товароведения, akslenxab@rambler.ru;
МИНАТ Валерий Николаевич, канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, minat.valera@yandex.ru
Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева
Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выявила в нем ряд сложных мест, которые вызывают наибольшее количество вопросов со стороны должностных лиц заказчиков, занятых в сфере закупок. В представленной статье внимание уделено экспертизе и отчетности по контракту, в том числе в части составления экспертного заключения по производству товароведческой экспертизы. Авторами статьи подробно рассмотрены виды экспертиз и правила проведения обязательной экспертизы по Закону № 44-ФЗ, дано понятие качества товара, работы, услуги, представлены надлежащие структура и порядок исполнения и оформления экспертного заключения. Важным аспектом настоящего исследования является практический совет заказчику о том, как застраховать себя от поставки некачественного товара. В данной связи в рамках статьи приводятся некоторые рекомендации по определению требований в отношении объекта закупки, а также проекта контракта, направленные на недопущение некачественного исполнения контракта.
Ключевые слова: качество товаров, работ, услуг; закупка; контракт; внешняя экспертиза по контракту; экспертное заключение; гарантия качества; гарантийный срок.
Введение
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) регламентирует все этапы: планирование, осуществление процедур закупок, исполнение контракта, оценку его эффективности. Кроме того, действует большое количество подзаконных нормативных актов, принятых в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Данный нормативный акт также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. Закон № 44-ФЗ также призван регулировать вопросы по поводу определения поставщиков, исполнителей или подрядчиков. Кроме того, указанный Закон регулирует процедуру заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе аренда имущества и приобретение недвижимого имущества от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или других юридических лиц [2].
Закон № 44-ФЗ вменяет каждому заказчику обязанность осуществлять экспертизу предоставленных поставщиком результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) на предмет их соответствия условиям заключенного контракта. Такая экспертиза проводится во всех случаях вне зависимости от предмета контракта и основания его заключения.
Материалы и методы исследования Исполнение контракта - довольно сложный процесс, который включает в себя не только поставку товара, оказание работ, выполнение услуг, но и их приемку, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Закона №44 должна быть проведена экспертиза. Закон № 44-ФЗ предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю [10]. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов или комиссии. Она может быть организована по желанию заказчика во время приемки товара, работ, услуг по любому заключенному контракту. Чаще всего это делается в случаях:
© Аксенова Е. С., Минат В. Н., 2017 г.
- отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
- возникновения спорных ситуаций;
- отсутствия материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.
Заказчик может также принять решение и о привлечении внешних экспертов в любой другой ситуации. Частью 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ определен ряд случаев, когда проведение внешней экспертизы - это не право, а обязанность: для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93 [8].
Внутренняя экспертиза проводится заказчиком своими силами. Для этого из штатных специалистов должна быть создана комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек. Она может быть такой же, как приемная, а может отличаться от нее.
Экспертиза проводится заказчиком или привлеченной им экспертной организацией после поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте. Победителю непременно стоит обратить на это внимание, так как от длительности поведения экспертизы зависит, когда будут подписаны итоговые акты (накладные) и проведена оплата [4].
В отдельных случаях экспертиза может быть проведена и раньше, по завершении любого этапа контракта - если заказчик намерен его расторгнуть в одностороннем порядке из-за ненадлежащего его исполнения [11].
Что касается оформления результатов экспертизы, то Закон № 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения - достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи всех членов комиссии. При желании заказчик может разработать свою собственную форму и оформлять заключение комиссии отдельным документов [9].
Что касается внешней экспертизы, по ее результатам обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате проведения, эксперте или членах экспертной комиссии, месте проведения, цели и основании для проведения, а также результаты. Этот документ в обязательном порядке подписывается каждым из привлеченных экспертов [5].
Цель и задачи исследования
Целью закупок в большинстве случаев является приобретение заказчиком качественных товаров, работ или услуг. Однако если вопросы процедуры закупок достаточно детально регламентированы Законом N 44-ФЗ, то порядок действий заказчиков, направленных на противодействие исполнителям контрактов, нарушающим условия о качестве товаров, часто вызывает вопросы. Таким образом,
цель нашего исследования состоит в том, чтобы (на основе имеющегося опыта) предоставить заказчику обоснованные практические рекомендации по поводу экспертизы товаров, работ, услуг в случае поставки некачественного товара.
Для достижения указанной цели остановимся на решении следующих задач:
1) определим, что можно считать качественным товаром, работой, услугой;
2) рассмотрим порядок проведения внешней экспертизы товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3) сформируем представление о надлежащей структуре и порядке исполнения и оформления экспертного заключения;
4) приведем и обоснуем некоторые рекомендации к определению требований в отношении объекта закупки, а также проекта контракта, направленные на недопущение некачественного исполнения контракта.
Гипотеза и научная новизна исследования
Рабочей гипотезой настоящего исследования является положение, согласно которому одним из элементов приёмки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (ч. 3 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Понятно, что в первую очередь нам необходимо обосновать категорию качества товара, работы, услуги, предоставляемых (закупаемых) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с положениями ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При продаже товара по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям [1].
Приблизительно сходные положения гражданское законодательство (ст. 721, ст.783 ГК РФ) содержит и в отношении определения качества работ и услуг [6].
Таким образом, качество предмета закупки определяется сторонами на основании контракта. Если контракт не будет содержать порядок определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, то все, что обязан поставщик, - это поставить товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же речь идет о контракте на выполне-
ние работ или на оказание услуг, то подрядчик/ исполнитель соответственно должен будет выполнить работу/оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к работам и услугам такого рода. Исключением из этого правила являются случаи, когда отдельные законы устанавливают обязательные требования к тем или иным категориям предметов закупок (к примерам таких законов отнесем Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Следовательно, заказчику надлежит еще на этапе разработки закупочной документации разумно подойти к вопросу определения требований к объекту закупки и условиям проекта контракта. Например, если закупочная документация будет содержать условие о поставке устройства для кипячения белья без конкретизации типа устройства и иных разумных требований, поставщик вправе будет поставить обычный кипятильник. И с точки зрения гражданского законодательства будет прав.
Таким образом, качество товара, работ, услуг по государственному (муниципальному) контракту - это:
- соответствие товара, работ, услуг совокупности требований и условий, установленных сторонами в контракте;
- соответствие товара, работ, услуг совокупности требований и условий, предъявляемых к работам и услугам соответствующего рода, пригодность товара для целей, для которых товар такого рода обычно используется;
- соответствие товара, работ, услуг совокупности требований и условий, которые обязательны в силу закона.
Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 94 указанного Закона) [2].
По решению заказчика для приёмки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приёмочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Приёмка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется и оформляется документом о приёмке, который подписывается заказчиком (в случае
создания приёмочной комиссии подписывается всеми членами приёмочной комиссии и утверждается заказчиком) в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения к экспертизе заказчиком экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приёмке или об отказе в приёмке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приёмочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлечённых для её проведения (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ) [7; 12].
Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и контрагента дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ) [3; 13].
Заказчик вправе не отказывать в приёмке товара, работы, услуги либо результатов отдельного этапа исполнения контракта, если выявленное несоответствие их условиям контракта не препятствует приёмке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено контрагентом (ч. 8 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Также обратим внимание, что ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность контрагента в соответствии с условиями контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
Методика исследований
В методическом плане нам необходимо сформировать представление о надлежащей структуре и порядке исполнения и оформления экспертного заключения.
Для этого приведем конкретный пример.
На основании ст. 41, ст. 94 (п .4) ФЗ N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд», а также Заявления и Договора № 25/05 от 25 мая 2015 года на выполнение независимой товароведческой экспертизы, заключенного между ООО «Соколовские колбасы», в лице генерального директора Пановой А.И., действующей на основании на Устава, и ИП Аксеновой Елены Сергеевны, действующей на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 18 сентября 2012 года серия 62 № 002283252, проведена независимая экспертиза на соответствие поставляемого мяса говядины требованиям контракта № 0359200024815000046-0061273-01 от 01 апреля 2015 года, а также Спецификации и регламентированным требованиям ГОСТ 31797-2012. Перед экспертами встала задача идентифицикации фактически поставляемого мяса требованиям контракта № 0359200024815000046-0061273-01 от 01 апреля 2015 года, Спецификации, а также ГОСТ 31797-2012. В случае установления несоответствия перечислить их.
После того, как эксперты дали подписку, в которой определились в своих правах и обязанностях (ст. 85 ГК) и ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ), определили перечень используемых источников правовой и иной регламентирующей информации, в экспертном заключении перечислены общие сведения. А именно:
1. Время и место производства экспертизы - с 26.05.2015 г. по 28.05.2015 г., г. Рязань, ул. Баженова, дом 35 (ГБУ РО «ОКПБ им. Н.Н. Баженова»).
2. Дата, место, условия проведения осмотра объектов экспертизы:
- 26.05.2015 г. отбор выборки и объединенной пробы от товарной партии (мясо говядины бескостное, 1 сорт, лопаточная часть, замороженное - 683,45 кг) поступившей по товарной накладной Ск-06164 07.05.2015. Объединенная проба в количестве 18,5 кг опечатана и заложена на дефроста-цию в среднетемпературное холодильное оборудование.
- 28.05.2015 г. - информационная и качественная идентификация объекта исследования орга-нолептическим методом.
3. Основание для производства экспертизы:
- ст. 41, ст. 94 (п. 4) ФЗ N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Договор № 25/05 от 25 мая 2015 года.
Предмет контракта № 03592000248150000460061273-01 от 01 апреля 2015 года - поставка мяса говядины для нужд Государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова», согласно Спецификации. Количество, стоимость единицы товара определены в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
В ходе изучения контракта № 0359200024815000046-0061273-01 от 01 апреля 2015 года на поставку мяса говядины для нужд Государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова», согласно Спецификации к контракту № 0359200024815000046-0061273-01 и фактически поставленного ООО «Соколовские колбасы» товара, установлено, что в Спецификации имеются следующие неточности, а именно:
- нормативный документ, регламентирующий требования к качеству поставляемого товара, имеет следующее наименование: ГОСТ 317972012 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия». В Спецификации указан ГОСТ Р 31797-2012 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия»;
- в действующем нормативном документе ГОСТ 31797-2012 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия» отсутствует такое понятие, как лопаточная часть. Согласно п. 1, п. 4, п. 5.2. ГОСТ 31797-2012, мясо говядины разделывают на отрубы.
Согласно п. 5.2. ГОСТ 31797 -2012, лопаточный отруб без голяшки состоит из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части и плечевой части.
Согласно информации, изложенной в научно-практической литературе, лопаточный отруб отделяют по следующим границам: передняя - по месту отделения шейного отруба, задняя - между 5-м и 6-м ребрами, нижняя - по линии, проходящей от верхней трети 1-го ребра через середину 5-го и нижней трети последнего ребра. В отруб входят: лопаточная кость, два шейных (6-й и 7-й) и четыре грудных позвонка и частично 5-й, с соответствующими им частями ребер (рис. 1).
Путем обвалки и отделения костных тканей от лопаточного отруба получают мякоть или бескостное мясо (трехглавая мышца, предостная мышца, заостная и дельтовидная мышца, внутренняя часть, плечевая часть).
Объединенная проба в количестве 18,5 кг опечатана и заложена на дефростацию в среднетемпературное холодильное оборудование.
28 мая 2015 года, после дефростации объекта исследования, произведена информационная, а затем и качественная идентификация объекта исследования органолептическим методом.
Информационная идентификация проводилась путем сопоставления реквизитов маркировки, регламентированных п .5.5.2. ГОСТ 317972012, с фактически заявленной информацией в маркировочном ярлыке, который был вложен под целлофановую пленку, используемую в качестве упаковочного материала для поставляемого товара.
После дефростации мяса, удаления с него упаковки и разворачивания,органолептическим мето-
дом идентифицирован лопаточный бескостный отруб говядины, состоящий из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной
мышцы, внутренней части и плечевой части.
Цвет поверхности мяса красный, запах - специфический, свойственный свежему мясу (рис. 2).
Рис. 1 - Внешний вид объекта исследования до дефростации
Рис. 2 - Лопаточный бескостный отруб говядины, состоящий из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части, плечевой части после дефростации
На основании предпринятого исследования эксперты делают вывод о том, что фактически поставляемое мясо говядины соответствует заявленным требованиям контракта № 03592000248150000460061273-01 от 01 апреля 2015 года, Спецификации, а также ГОСТ 31797-2012, и идентифицируется как лопаточный бескостный отруб говядины, состоящий из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части и плечевой части.
В дальнейшем при заключении контрактов на поставку мяса рекомендуется более конкретно оговаривать предмет контракта (наименование товара), используя терминологию действующего нормативного документа, при этом выделяя отдельные составляющие отрубов.
Результаты исследования
Результатами проведенного исследования стали некоторые рекомендации к определению требований в отношении объекта закупки, а также проекта контракта, направленные на недопущение некачественного исполнения контракта.
1. В текст проекта контракта целесообразно включать условие о том, что поставляемый товар должен быть на момент поставки новым. Более того, аналогичное требование содержит п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-Фз, в соответствии с которым заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: "поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осущест-
влена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки".
Тут следует обратить внимание на то, что указанное требование является требованием к описанию заказчиками объекта закупки, а не непосредственно к товару, поставляемому по контракту. Таким образом, если в проекте контракта не будет указано, что должен быть поставлен новый товар, то в случае поставки товара, бывшего в употреблении, заказчик не сможет ссылаться на его некачественность. Действует и обратное правило: если при заключении контракта заказчик рассчитывал получить новый товар, при передаче товара, бывшего в употреблении, заказчик также вправе предъявлять требования, связанные с его некачественностью.
2. В текст проекта контракта целесообразно включать условие о соответствии товара, работы, услуги требованиям конкретного ГОСТа. Если контракт не содержит указания на необходимость соответствия предмета требованиям конкретного ГОСТа, суд может признать товар/работу/услугу качественными, даже если они не соответствует ГОСТу. Если товар соответствует установленным в договоре требованиям к его качеству, суд может указать, что несоответствие его ГОСТу не является основанием для признания товара некачественным. Отметим, однако, что существует и противоположная позиция судов, согласно которой ГОСТы применяются для определения качества товара независимо от условий договоров.
3. В текст контракта целесообразно включать условие о сроке выполнения требований заказчика в случае нарушения условия о качестве товара (например, сроки устранения недостатков, замены товара, возмещения затрат заказчика или возврата денег, уплаченных за товар).
Если сроки устранения недостатков, замены товара не установлены контрактом, требование об устранении недостатков, замене товара должно быть исполнено поставщиком в разумный срок или в течение семи дней со дня предъявления требования.
4. В текст контракта необходимо включать условие о гарантии качества.
Как известно, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. В текст контракта целесообразно включать условия о порядке приемки товара.
Правила приемки следует дополнить следующими условиями:
- проверка заказчиком соблюдения правил перевозки товара, обеспечивающих его сохранность;
- случаи составления акта при установлении фактов повреждения груза, упаковки или его недостачи;
- возможность и последствия перерыва в приемке товара (необходимость охраны, плата за хранение и пр.);
- компенсация поставщиком расходов заказчика на осуществление приемки во всех случаях (в том числе в случаях выявления некачественного товара). При этом устанавливается перечень возможных расходов (на услуги эксперта, на охрану во время приемки и т.п.). Заказчик должен быть готов документально подтвердить эти затраты;
- проведение поставщиком проверки качества товара - предпродажной подготовки.
Заключение
В результате изучения правил проведения обязательной экспертизы по Закону № 44-ФЗ, понимания структуры и порядка исполнения и оформления экспертного заключения, а также практических рекомендаций заказчику о том, как застраховать себя от поставки некачественного товара, считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. Закон № 44-ФЗ вменяет каждому заказчику обязанность осуществлять экспертизу предостав-
ленных поставщиком результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) на предмет их соответствия условиям заключенного контракта.
2. Качество товара, работы, услуги определяется сторонами на основании контракта и представляет собой соответствие товара, работ, услуг совокупности требований и условий, предъявляемых к работам и услугам соответствующего рода, пригодность товара для целей, для которых товар такого рода обычно используется и регламентируется законодательно.
3. Результатом экспертизы может быть один из следующих основных выводов:
- результат исполнения контрактов соответствует условиям контракта;
- результат исполнения контрактов не соответствует условиям контракта;
- установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
- представленных документов недостаточно для однозначного вывода о соответствии или несоответствии результатов исполнения контракта условиям контракта.
4. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое должно содержать указание на применяемые специалистом методы исследования, порядок исследования, содержать выводы и их обоснование, быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
5. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 28.03.2017).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Минат, В.Н. Деятельность многофункциональных центров (МФЦ) оказания государственных и муниципальных услуг как инновационный фактор противодействия коррупции на муниципальном уровне [Текст] / В.Н. Минат // в сб.: Роль муниципального звена в формировании условий инновационной модернизации экономики: материалы Междунар. научно-практ. конференции. - Рязань, 2012. - С. 145-149.
4. Минат, В.Н. Электронное правительство и электронный муниципалитет в системе регионального и муниципального управления [Текст]/ В.Н. Минат, А.А. Посельский // в сб.: Современные энерго- и ресурсосберегающие технологии и системы сельскохозяйственного производства: Сборник научных трудов; ФГБОУ ВО РГАТУ. - Ря-
зань, 2016. - С. 118-123.
5. Никифоров, В.С. Противодействие коррупции в государственном и муниципальном управлении: в 2-х ч. Ч. 1: учеб. пособие [Текст]/ В.С. Никифоров, В.Н. Минат; Упр. гос. службы кадровой политики и наград аппарата Правительства Ряз. обл.; ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования». - Рязань, 2011. - 303 с.
6. Пикушина, М.Ю. Методологические подходы к оценке кадрового потенциала [Текст] /М.Ю. Пикушина // Сб.: Развитие экономического анализа и его роль в условиях трансформирующейся рыночной экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры экономического анализа и статистики РГАТУ им. П.А. Костычева, 2008.- С. 212215.
7. Пикушина, М.Ю. Практические аспекты реализации принципов стратегического планирования на региональном уровне[Текст]/ М.Ю. Пикушина, В.С. Отто, Т.Ю. Сомова//Школа будущего.-№1.-2015.-С.155-165
8. Пикушина, М.Ю. Современные методы анализа финансового состояния сельскохозяйственных предприятий[Текст]/ М.Ю. Пикушина, Е.В. Слотина, Н.В. Захарова// Сб.: Инновации молодых ученых и специалистов - национальному проекту «Развитие АПК»: Материалы Междунар. науч. конф. - Рязань: Рязанский государственный агро-технологический университет, 2006. - С. 138-142.
9. Пикушина, М.Ю. Современные подходы к анализу имущественного положения сельскохозяйственных предприятий [Текст] /М.Ю. Пикушина, С.В. Якимова//Сб.: Студенческая наука: современные технологии и инновации в АПК Материалы студенческой научно-практической конференции, 2015 С.-214-216.
10. Пикушина, М.Ю. Сравнительный анализ в комплексной оценке экономического состояния региона[Текст]/ М.Ю. Пикушина, А.В.Зюба, Е. Хо-дюшина// Сб.: Актуальные вопросы экономики и управления АПК: Материалы Междунар. науч. конф. - Рязань: Рязанский государственный агро-технологический университет, 2013. - С. 213-217.
11. Пикушина, М.Ю. Формирование системы индикаторов устойчивого развития Рязанской области[Текст]/ М.Ю. Пикушина, В.С. Отто, Т.Ю. Сомова//Российский научный журнал. -№ 2 (40). -2014. - С. 260-268.
12. Пикушина, М.Ю. Экономический анализ во взаимоувязке стратегий развития территорий и отраслей экономики[Текст] /М.Ю. Пикушина//Сб.: Аграрная наука как основа продовольственной безопасности региона: Материалы 66-й международной научно-практической конференции, 2015. -С. 156-159
13. Удалихин, А.В. К вопросу о качестве товаров, работ, услуг, закупаемых по государственному (муниципальному) контракту [Текст]/ А.В. Удалихин // Аукционный Вестник, 2016. - № 287.
THE QUESTION OF EXAMINATION OF QUALITY OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Aksenova Elena S., expert merchandiser, candidate. tech. Sciences, associate Professor, Professor of marketing and merchandizing, akslenxab@rambler.ru
Minat Valery N., Cand. geogr. Sciences, associate Professor, Department of Economics and management, minat.valera@yandex.ru Ryazan state agrotechnological University named After p. A. Kostychev,
The practice of applying the Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs" identified a number of complex areas that cause the greatest number of questions from the officials of customers involved in procurement. In this article attention is paid to the examination and reporting of the contract, including in part of preparation of the expert opinion on production of commodity expertise. The authors of the article discussed in detail the types of examinations and rules for conducting compulsory expertise of the Law № 44-FZ, the concept of quality of goods, works, services, provided appropriate structure and order of execution and registration of the expert conclusion. An important aspect of this study is practical advice to the customer about how to insure themselves from the supply of defective goods. In this regard, the article provides some guidance to the definition of requirements for the procurement object, as well as the draft of the contract to prevent low-quality execution of the contract.
Key words: quality of goods, works, services; purchasing; customer goods, works, services; the contract; the contract; the contractor of the contract; examination of contract; external review; expert opinion; GOST; quality warranty; warranty period; service life; technical regulations.
Literatura
1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 28.03.2017).
2. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 28.03.2017) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».
3. Minat, V.N. Deyatel'nost'mnogofunkcional'nyh centrov(MFC) okazaniya gosudarstvennyh imunicipal'nyh uslug kak innovacionnyj faktor protivodejstviya korrupcii na municipal'nom urovne [Tekst]/ V.N. Minat //v sb.: Rol' municipal'nogo zvena v formirovanii uslovij innovacionnoj modernizacii ehkonomiki: materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konferencii. - Ryazan', 2012. - S. 145-149.
4. Minat, V.N. EHlektronnoe pravitel'stvo iehlektronnyjmunicipalitetvsisteme regional'nogo imunicipal'nogo upravleniya [Tekst] / V.N. Minat, A.A. Posel'skij // v sb.: Sovremennye ehnergo- i resursosberegayushchie tekhnologii i sistemy sel'skohozyajstvennogo proizvodstva: Sbornik nauchnyh trudov; FGBOU VO RGATU. -Ryazan', 2016. - S. 118-123.
5. Nikiforov, US. Protivodejstvie korrupcii v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii: v 2-h ch. CH. 1: ucheb. posobie [Tekst] / V.S. Nikiforov, V.N. Minat; Upr. gos. sluzhby kadrovoj politiki i nagrad apparata Pravitel'stva Ryaz. obl.; GOU DPO «Ryazanskij oblastnoj institut razvitiya obrazovaniya». - Ryazan', 2011. -303 s.
6. Pikushina, M.YU. Metodologicheskie podhody k ocenke kadrovogo potencíala [Tekst] /M.YU. Pikushina // Sb.: Razvitie ehkonomicheskogo analiza i ego rol' v usloviyah transformiruyushchejsya rynochnoj ehkonomiki: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 10-letiyu kafedry ehkonomicheskogo analiza i statistiki RGATU im. P.A. Kostycheva, 2008.- S. 212-215.
7. Pikushina, M.YU. Prakticheskie aspekty realizacii principov strategicheskogo planirovaniya na regional'nom urovne[Tekst]/ M.YU. Pikushina, V.S. Otto, T.YU. Somova//SHkola budushchego.-№1.-2015.-S.155-165
8. Pikushina, M.YU. Sovremennye metody analiza finansovogo sostoyaniya sel'skohozyajstvennyh predpriyatij[Tekst]/M.YU. Pikushina, E.V. Slotina, N.V. Zaharova//Sb.:Innovaciimolodyh uchenyhispecialistov - nacional'nomu proektu «Razvitie APK»: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. - Ryazan': Ryazanskij gosudarstvennyj agrotekhnologicheskij universitet, 2006. - S. 138-142.
9. Pikushina, M.YU. Sovremennyepodhodykanalizuimushchestvennogopolozheniyasel'skohozyajstvennyh predpriyatij[Tekst]/M.YU. Pikushina, S.V. YAkimova//Sb.: Studencheskaya nauka: sovremennye tekhnologiii innovacii v APK Materialy studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015 S.-214-216.
10. Pikushina, M.YU. Sravnitel'nyj analiz v kompleksnoj ocenke ehkonomicheskogo sostoyaniya regiona[Tekst]/ M.YU. Pikushina, A.V.Zyuba, E. Hodyushina// Sb.: Aktual'nye voprosy ehkonomiki i upravleniya APK: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. - Ryazan': Ryazanskij gosudarstvennyj agrotekhnologicheskij universitet, 2013. - S. 213-217.
11. Pikushina, M.YU. Formirovanie sistemy indikatorov ustojchivogo razvitiya Ryazanskoj oblasti[Tekst]/ M.YU. Pikushina, V.S. Otto, T.YU. Somova//Rossijskijnauchnyjzhurnal. -№ 2 (40). -2014. - S. 260-268.
12. Pikushina, M.YU. EHkonomicheskij analiz vo vzaimouvyazke strategij razvitiya territorij i otraslej ehkonomiki[Tekst] /M.YU. Pikushina//Sb.: Agrarnaya nauka kak osnova prodovol'stvennoj bezopasnosti regiona: Materialy 66-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015. -S. 156-159
13. Udalihin, A.V. K voprosu o kachestve tovarov, rabot, uslug, zakupaemyh po gosudarstvennomu (municipal'nomu) kontraktu [Tekst] / A.V. Udalihin // Aukcionnyj Vestnik, 2016. - № 287.
УДК 631.15
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
ЛЕБЕДЕВА Наталия Александровна, канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), lnataleks@mail.ru
БЕЛЮ Людмила Петровна, ст. преп., Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), mila2807@bk.ru
Целью исследования является разработка подхода к повышению эффективности производственных процессов перевозки сельскохозяйственных грузов на основе формирования системы критериев и ограничений, который позволит выбирать оптимальные параметры моделирования и выстраивать экономико-математическую модель оптимизации процесса в соответствии с реальными потребностями конкретного предприятия. В качестве основных методов в исследованиях использованы моделирование, логический анализ и синтез. В результате исследования авторами представлен подход к формированию системы критериев и ограничений процесса перевозки сельскохозяйственных грузов, определяющий основные группы показателей процесса: показатели - время; показатели - требования к результату; показатели - затраты; показатели - условия. Сформулированы основные требования к формированию системы критериев: существенность критерия, простота исчисления, полнота и информативность, единство формы отражения информации. Определены способы формирования системы критериев и алгоритм формирования интегрального критерия (целевой функции) процесса перевозки сельскохозяйственных грузов. В процессе формирования интегрального критерия выделены объективные и вариативные показатели производственного процесса перевозки сельскохозяйственных грузов: тарифная плата (эксплуатационные рас© Лебедева Н. А., Белю Л. П., 2017г.