Научная статья на тему 'К вопросу об экономико-правовом регулировании интеллектуальных услуг'

К вопросу об экономико-правовом регулировании интеллектуальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОКАЗЫВАЕМЫЕ УСЛУГИ И РАБОТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / INTELLECTUAL SERVICES / RENDERED SERVICES AND WORKS / ECONOMIC DEVELOPMENT / NORMATIVE AND LEGAL REGULATION / SECTORS OF ECONOMY / CLASSIFICATION OF SERVICES / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Мышко Владимир Васильевич

Об актуальности темы статьи свидетельствует дематериализация результатов научно-технического прогресса, увеличение количества нематериальных активов и возрастание их роли в социально-экономическом развитии, которые предопределили рост значимости интеллектуальных услуг как основы современного этапа экономического развития России. Юридическое регулирование интеллектуальных услуг не исключает экономической интерпретации. Она предполагает, что речь идет не просто о результатах экономической деятельности и условиях производства, а о сопровождении интеллектуальной деятельности, поэтому если услуга на какое-либо производство не приобретает форму ее экономической реализации, то она является юридической функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Мышко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and legal regulation of intellectual services

The paper reveals the dematerialization of the results of scientific and technological progress, the increase in the number of intangible assets and the growing role in the socio-economic development. All these factors predetermine the growth of the significance of intellectual services as the basis of the current stage of Russian economic development. The authors pay their special attention to the fact that legal regulation of intellectual services does not exclude economic interpretation. The matter is not just about the results of economic activity and production conditions, but about the accompaniment of intellectual activity. So in case if a service does not acquire a form for its economic realization, it is a legal function.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экономико-правовом регулировании интеллектуальных услуг»

УДК 338.46 ББК 65.206 П84

В.В. Прохорова

Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]. В.В. Мышко

Кандидат экономических наук, г. Краснодар. Тел.: (918) 252-52-53, e-mail: [email protected].

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

( Рецензирована )

Аннотация. Об актуальности темы статьи свидетельствует дематериализация результатов научно-технического прогресса, увеличение количества нематериальных активов и возрастание их роли в социально-экономическом развитии, которые предопределили рост значимости интеллектуальных услуг как основы современного этапа экономического развития России.

Юридическое регулирование интеллектуальных услуг не исключает экономической интерпретации. Она предполагает, что речь идет не просто о результатах экономической деятельности и условиях производства, а о сопровождении интеллектуальной деятельности, поэтому если услуга на какое-либо производство не приобретает форму ее экономической реализации, то она является юридической функцией.

Ключевые слова: интеллектуальные услуги, оказываемые услуги и работы, экономическое развитие, нормативно-правовое регулирование, сектора экономики, классификация услуг, экономика знаний.

V.V. Prokhorova

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Industrial Management and Branches of Economy Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]. V.V. Myshko

Candidate of economic Sciences, Krasnodar. Ph.: (918) 252-52-53, e-mail: vmyshko@ mail.ru.

ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF INTELLECTUAL SERVICES

Abstract. The paper reveals the dematerialization of the results of scientific and technological progress, the increase in the number of intangible assets and the growing role in the socio-economic development. All these factors predetermine the growth of the significance of intellectual services as the basis of the current stage of Russian economic development.

The authors pay their special attention to the fact that legal regulation of intellectual services does not exclude economic interpretation. The matter is not just about the results of economic activity and production conditions, but about the accompaniment of intellectual activity. So in case if a service does not acquire a form for its economic realization, it is a legal function.

Keywords: intellectual services, rendered services and works, economic development, normative and legal regulation, sectors of economy, classification of services, knowledge economy.

Интеллектуальные услуги связывают с делегированием собственником права принятия той или иной части экономических решений. Однако, кроме потенциала как источника экономического роста, на сектор интеллектуальных услуг возлагаются надежды в плане структурной перестройки российской экономики и развития экспортного потенциала страны, так как он является ключевым элементом экономики знаний.

Основными клиентами данных услуг в последние годы выступали финансовый сектор, предприятия сырьевого и энергетического сектора (ориентированные на экспорт), сектор оптовой и розничной торговли, сектор предприятий экономики знаний. Сегодня объем рынка интеллектуальных услуг в России все еще незначительный. Структуру рынка можно представить следующим образом: 80% — корпоративный сектор, 15% — бюджетные организации, 5% — спрос домохозяйств.

По статистике основная доля в структуре интеллектуальных услуг принадлежит рекламным услугам, консалтинговым услугам и аудиту. В экономике знаний акцент сдвигается в сторону сетевых технологий. Аналогом рынка интеллектуальных услуг внутри предприятия является наемный менеджмент.

Категории «интеллектуальные услуги» присущи черты, как экономического характера, так и юридического. Исторически юридическая наука гораздо раньше начала изучать проблему интеллектуальных услуг; экономисты же отводили услугам второстепенную роль. Юристы первыми сделали их предметом научного анализа и практического применения. При этом интерес юристов возрастал по мере расширения возможностей возникновения самой услуги.

Интерес экономистов к интеллектуальным услугам был вызван потребностью вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, что потребовало соответствующих правовых средств. Таковыми оказались авторские права и патентное право, призванные устанавливать способы обособления результатов интеллектуальной деятельности и закреплять права за ними [1].

Данный факт подтверждает процесс зарождения и становления интеллекту-

альных услуг. В 1812 г. в России был принят первый патентный закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», а первый закон об авторском праве появился в России 1826 г. По этим законам права предоставлялись пожизненно как особая милость государства, а далее на двадцатипятилетний срок переходили к наследникам.

Только в XX в. услуги стали занимать полноправное место в экономической модели мира. Традиционно экономику разделяют на первичный, вторичный и третичный сектора. Услугам отводилась роль третичного сектора экономики, тогда как первичный сектор включал добывающие отрасли и сельское хозяйство, вторичный — обрабатывающие отрасли, выпускающие конечные продукты потребления. Соответственно, в зависимости от доли занятых в каждом секторе экономики было общепринято деление экономки на следующие типы: аграрный, индустриальный, постиндустриальный или сервисный. Доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более половины всех работающих.

Интерес представляет временной фактор перехода экономки по вышеперечисленным типам:

— от аграрного общества к индустриальной системе — начался триста лет назад и занял более 100 лет;

— от индустриальной системы к сервисной — стартовал в середине XX в. и продолжался всего 30—35 лет;

— от сервисного сектора экономики к новой экономике, основанной на знаниях, — возник на стыке XX и XXI столетий и по прогнозам исследователей к 2020—2025 гг. в передовых странах будет завершен [2].

Нельзя не отметить, что будущее за четвертичным сектором — экономики, основанной на знаниях. Учитывая темпы развития секторов экономики, можно заключить, что в перспективе четвертичный сектор станет доминирующим и передвинет на второе место третичный, на третье — вторичный, на последнем месте окажется первичный сектор экономики [3].

В современной России отдельно выделенного института интеллектуальных услуг законодательством не предусмотрено, понятие услуг отделено от понятия работ. Работы, наряду с услугами, как объекты гражданских прав также не имеют клас-

Таблица 1

Обобщенная классификация интеллектуальных услуг

Критерий Вид услуги

по назначению личные; коллективные

по доступности доступные; малодоступные

по характеру потребления массовые (например, услуги СМИ и т.п.), коллективные (услуги общественного транспорта и т.д.); индивидуальные

по сфере оказания публичные; социальные (общественные); административные

по степени контакта с потребителем высокая степень; низкая степень

по форме обслуживания абонементное; срочное; дистанционное

по срокам обслуживания минимальный; максимальный

по государственной поддержке софинансируемые (инновационные, информационные, образовательные и др.); самофинансируемые услуги

по основанию оказания платные; бесплатные

по целевой установке коммерческие, где услуги рассматриваются как объекты купли-продажи с ориентацией на формирование доходной базы; некоммерческие, которые направлены на повышение качества обслуживания и создание высокой репутации

по степени участия потребителя в создании услуги высокая степень; низкая степень

по спросу и предложению инициированы предоставляющими услуги; инициированы потребителями и пользователями услуг

по содержанию результата информационно-консультационные; коммуникационные; финансовые; предоставление правообеспечивающих документов

по причине обращения вынужденные; добровольные

сического определения ни в общих положениях об объектах гражданских прав, ни в статьях Гражданского кодекса РФ, посвященных их отдельным видам.

Анализ положений законодательства дает основания полагать, что понятие работ (ст. ст. 218, 219 и 220, гл. 37 ГК РФ) [4] предусматривает создание овеществленного человеком результата его труда: возведенного объекта недвижимости, произведенного «штучного» объекта и т.п.

Под услугами в законодательстве понимается в общем виде (гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг) совершение одним лицом в пользу другого лица определенных действий или определенной деятельности [4]. Следовательно, работы являются более частной разновидностью услуг.

С развитием экономических отношений грань различий между ними стирается. Например, оказание аутсорсинговой консалтинговой услуги в виде, например, бизнес-планирования, то есть оказание

Рисунок 1. Классификация интеллектуальных услуг

классической интеллектуальной услуги, может быть выражено в виде конкретного бизнес-плана в нескольких вариантах на бумажном и электронном носителях. Данное обстоятельство существенно сближает между собой интеллектуальные услуги и работы, что делает разницу между ними весьма условной.

Интересен и другой факт, что в экономической литературе классификация услуг до сих пор не имеет чёткого определения и является предметом многочисленных дискуссий.

Изучив работы отечественных исследователей по классификации интеллектуальных услуг [5, 6, 7], представим обобщенную классификацию, разделив интеллектуальные услуги по определенным основным критериям (таблица 1).

Представленная классификация не являются исчерпывающей и может быть

дополнена по самым разнообразным критериям по любому виду услуг.

Для целей нашего исследования сформулируем современный состав интеллектуальных услуг, поскольку они сопровождают весь процесс производства и реализации продукции. При составлении авторской классификации востребованных в современной России интеллектуальных услуг будем основываться на трудах таких исследователей, как Фриц Махлуп, Пол Уиндрам и Марк Томлинсон, Я.И. Кузьминов (рисунок 1).

Подобная классификация услуг отсутствует и в законодательстве Российской Федерации. Так, ст. 128 ГК РФ устанавливает, что оказание услуг и результаты работ являются объектами гражданских прав, наряду с такими объектами, как вещи, включая наличные и безналичные денежные средства, документарные и без-

документарные ценные бумаги, имущественные права и другие [4].

При этом конкретные виды услуг регламентированы различными правовыми нормами законодательства отдельно. Например, правоотношения, связанные с возмездным оказанием услуг, регулируются гл. 39 ГК РФ, услуги по перевозке — гл. 40 ГК РФ, доверительное управление имуществом — гл. 53 ГК РФ и т.д. [4].

Учитывая данный факт, очевидно, что назрела необходимость соотнесения экономического содержания данных видов услуг с положениями действующего законодательства Российской Федерации.

Отсутствие классификации, нарастающая значимость и проникновение услуг практически во все сферы общественной жизни, постоянно возникающие новые услуги, их трансформация и в тоже время исчезающие услуги, которые становятся все менее востребованными, — все это препятствует законодательному регулированию правоотношений в сфере интеллектуальных услуг и тормозит развитие реальных экономико-правовых взаимоотношений и не дает развиваться полноцен-

ной инфраструктуре рынка интеллектуальных услуг [8].

Следует отметить, что, несмотря на наличие экономических исследований в сфере интеллектуальных услуг, до сих пор не описаны механизмы формирования спроса и предложения на данный вид услуг, отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование с разграничением прав и обязанностей участников гражданского оборота и в первую очередь — государства и разработчиков научно-технической продукции, а главное — не разработана единая терминология в данном секторе.

Интеллектуальные услуги сегодня — значимый сектор экономики, который ха-рактеризируется качественными сдвигами. Считается [3], что мультипликатор прироста этого сектора в 5 раз больше, чем прирост торговли сырьем. Следовательно, интеллектуальные услуги способствуют структурной перестройке российской экономики, а также запуску экономики знаний. Только благодаря потенциалу первичного, вторичного и третичного секторов экономики России может совершить прорыв к «экономике, основанной на знаниях» [9].

Примечания:

1. Авласенко И.В., Авласенко JI.M. Интеллектуальная собственность — системообразующая основа формирования инновационной экономики // Экономика и управление народным хозяйством. 2015. № 8(129). URL: http://ecsn.ru/files/pdf /201508/2015 08_59.pdf.

2. Интеллектуальные услуги в России / М.Е. Дорошенко (рук) [и др.]: Гос. ун-т — Высш. шк. экономки. М.: Беловодье, 2010.112 с. URL: http://www.hse.ru/data/2012 /02/28/ 1265 766823/% D0% 98% D0% BD% DI.

3. Прохорова В.В. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 142-146.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [в ред. от 28.06.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

5. Ермоленко А.А. Поиск новых идей развития российской экономики под углом зрения теории пассионарности // Terra Economicus. 2016. Т. 14, № 2. С. 90-99.

6. Клочко Е.Н., Коваленко С.А. Определение классификации интеллектуальных услуг // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2015. № 3 (35). С. 17.

7. Захарова Е.Н., Полинко А.В. Консалтинговые услуги как форма интеллектуальных услуг // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 3. С. 24-28.

8. Попов Р.А. Интеграционный ресурс развития производительных сил в условиях экономической напряженности и волатильности среды //Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2016. Вып. 2 (180). С. 35-46.

9. Коломыц О.Н., Прохорова В.В. Экономика знаний — базис для развития инновационной экономики // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2017. № 2-3 (153-154). С. 55-58.

References:

1. Avlasenko I.V., Avlasenko L.M. Intellectual property — a system-forming basis for the formation of an innovative economy // Economics and management of the national economy. № 8 (129). URL: http: //ecsn.ru/files/pdf/201508/201508_59.pdf.

2. Intellectual services in Russia / M.E. Doroshenko (head) [and others]: Higher education. Shk. Housekeeper. M. Belovod'e. 2010.112 pp. URL: http: //www.hse.ru/data/ 2012/02/28/1 265766823/% D0% 98% D0% BD% Dl.

3. Prokhorov V.V. The Economics of knowledge as a strategic "Resource" for the Intensification of the Development of the Territorial Economic System // Economics and Entrepreneur-ship. 2013. № 11-2 (40-2). Pp. 142-146.

4. Civil Code of the Russian Federation (Part One): Feder. Law № 51-FZ of 30.11.94. [ed. from 28.06.16] // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.

5. Ermolenko A.A. Search for new ideas for the development of the Russian economy from the point of view of the theory of passionarity // Terra Economicus. 2016. T. 14. № 2. 2. Pp. 90-99.

6. Klochko E.N., Kovalenko S.A. Definition of classification of intellectual services // Bulletin of the Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus. Theory of Economics and Management of the National Economy. 2015. № 3 (35). P. 17.

7. Zakharova E.N., Polinko A.V. Consulting services as a form of intellectual services // Problems of economics and legal practice. 2016. № 3. Pp. 24-28.

8. Popov R.A. Integration resource development of productive forces in conditions of economic tension and volatility of the environment // Bulletin of Adyghe State University. Ser .: Economics. 2016. № 2 (180). Pp. 35-46.

9. Kolomyts O.N., Prokhorova V.V. Economics of knowledge is the basis for the development of an innovative economy // Representative power — XXI century: legislation, comments, problems. 2017. № 2-3 (153-154). Pp. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.