Научная статья на тему 'К вопросу об экологических правонарушениях субъектов фармацевтической деятельности'

К вопросу об экологических правонарушениях субъектов фармацевтической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / OFFENCE / ENVIRONMENT / PHARMACEUTICAL ACTIVITY / PHARMACEUTICAL PRODUCTS / RESPONSIBILITY / SUBJECT / OBJECT / SUBJECTIVE ASPECT / OBJECTIVE ASPECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущ Л. И.

На основе анализа действующего законодательства Украины и России уточнены специфические элементы экологических правонарушений, которые допускаются субъектами фармацевтической деятельности в процессе уничтожения и утилизации недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, а также обоснована необходимость их закрепления в специальном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the environmental offenses of pharmaceutical activity subjects

Based on the analysis of the current Ukrainian and Russian legislations the specific elements of environmental offenses, committed by the subjects of pharmaceutical activities during the process of substandard, adulterated or infringing pharmaceutical products disposal were specified, and also the necessity to enshrine them in special legislation was substantiated.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экологических правонарушениях субъектов фармацевтической деятельности»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной деятельности

УДК 504.054:615.1

Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Е-mail: [email protected]

ГУ Институт Экономических Исследований, г. Донецк, ДНР

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе анализа действующего законодательства Украины и России уточнены специфические элементы экологических правонарушений, которые допускаются субъектами фармацевтической деятельности в процессе уничтожения и утилизации недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, а также обоснована необходимость их закрепления в специальном законодательстве.

Ключевые слова: правонарушения, окружающая среда, фармацевтическая деятельность, лекарственные средства, ответственность, субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона.

Kushch L.I. On the issue of the environmental offenses of pharmaceutical activity subjects

Based on the analysis of the current Ukrainian and Russian legislations the specific elements of environmental offenses, committed by the subjects of pharmaceutical activities during the process of substandard, adulterated or infringing pharmaceutical products disposal were specified, and also the necessity to enshrine them in special legislation was substantiated.

Keywords: offence, environment, pharmaceutical activity, pharmaceutical products, responsibility, subject, object, subjective aspect, objective aspect.

В фармацевтической деятельности особое значение имеют вопросы ответственности, учитывая непосредственное влияние ее результатов не только на здоровье человека, но и окружающую среду. В настоящее время положения об ответственности в этой сфере хозяйствования закреплены общими нормами предпринимательского (хозяйственного), административного, уголовного и других отраслей законодательства. Вместе с тем анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что некоторые вопросы юридической ответственности за нарушение экологического законодательства в данной сфере предпринимательства определены поверхностно. Такое состояние законодательства является одним из влияющих на постоянный рост экологических правонарушений, допускаемых субъектами фармацевтической деятельности. А поэтому с целью недопущения таких нарушений необходимо четкое определение положений об ответственности рассматриваемых субъектов, поскольку лишь их наличие в законодательстве может положительно повлиять на обеспечение охраны окружающей среды.

Вопрос о необходимости совершенствования законодательства, содержащего положения об экологических правонарушениях, неоднократно поднимался учеными, среди которых

© Л.И. Кущ, 2016

М. Гетьман, И. Наркевич [1, с. 50-54], В. Лившиц [2], а также автор [3, с. 135] и др. Однако до настоящего времени этот вопрос не получил логического завершения, а поэтому проблема законодательного определения рассматриваемых правонарушений остается открытой.

Целью статьи является обоснование предложений по совершенствованию законодательства, определяющего положения об ответственности за допущение экологических правонарушений субъектами фармацевтической деятельности.

В настоящее время в законодательстве Украины и России за допущение экологических правонарушений этими субъектами закреплены общие нормы, предусматривающие дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. К таким нормативно-правовым актам относятся:

- в Украине - Кодекс Украины об административных нарушениях [4], Закон Украины «Об охране окружающей среды» [5], Водный кодекс Украины [6] и другие,

- в России - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7], Федеральные законы «Об охране окружающей среды» [8], «Об охране атмосферного воздуха» [9], Водный кодекс Российской Федерации [10] и др.

Относительно специальных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации и непосредственного осуществления фармацевтической деятельности, правовые основания применения юридической ответственности к субъектам предпринимательства определены лишь в общих чертах. Так, согласно ст. 27 Закона Украины «О лекарственных средствах» лица, виновные в нарушении законода-

тельства о лекарственных средствах, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству [11]. А в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» нарушение законодательства Российской Федерации при обращении лекарственных средств влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [12].

Таким образом, в действующем законодательстве закреплены лишь общие положения о юридической ответственности субъектов фармацевтической деятельности. И это несмотря на потенциальную опасность, которую могут представлять собой лекарственные средства в процессе обращения в окружающей среде. А поэтому такое состояние действующего законодательства Украины и России, регулирующего отношения в сфере фармацевтической деятельности и определяющего правонарушения в этой сфере хозяйствования, указывает на необходимость дальнейших разработок этой проблемы.

К тому же перечень экологических правонарушений, допускаемых субъектами фармацевтической деятельности, значительно шире, чем это представлено в административном и уголовном законодательстве. Это обусловлено тем, что относительно производства и торговли лекарственными средствами в законодательстве установлены специальные требования, связанные с организацией и непосредственным осуществлением фармацевтической деятельности. Так, субъекты предпринимательства, осуществляющие эту деятельность, нередко допускают нарушения этих требований путем несоблюдения условий хранения лекарств, санитарных норм и правил, несоответствия сооружений и оборудования, нарушения правил ути-

лизации и уничтожения лекарственных средств и другие, которые, в конечном счете, негативно влияют на окружающую среду. А поэтому уточнение экологических правонарушений, допускаемых субъектами фармацевтической деятельности, необходимо для обеспечения благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

К наиболее распространенным нарушениям субъектов фармацевтической деятельности, негативно влияющих на окружающую среду, следует отнести нарушение правил утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств, которые установлены:

- в Украине - Правилами утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденными приказом Министерства охраны здоровья Украины от 24 апреля 2015 г. [13];

- в России - Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. [14].

Эти Правила определяют общие требования обращения с лекарственными средствами, которые не подлежат дальнейшему использованию, с целью недопущения их дальнейшего обращения и предупреждения негативного влияния на здоровье человека и окружающую природную среду. Они являются обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности и видов их деятельности, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств, утилизацией и обезвреживанием отходов.

Вместе с тем в действующем законодательстве Украины и России отсутствуют положения, определяющие от-

ветственность субъектов фармацевтической деятельности за нарушение этих Правил, притом, что они допускаются как в сфере производства, так и в сфере торговли лекарственными средствами. А поэтому для того, чтобы определить правовое основание ответственности рассматриваемых субъектов за нарушение правил утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств, необходимо доказать наличие юридического состава правонарушения, то есть совокупности его обязательных признаков или элементов, к которым в общей теории права относят объект и объективную сторону правонарушения, а также субъект и субъективную сторону правонарушения [15, с. 484].

Объектом рассматриваемого правонарушения является экологическая безопасность общества, поскольку, как справедливо указывает М.А. Гетьман, создаются лекарственные средства с целью оказания воздействия на организм человека, но в связи с близостью физиологических механизмов у разных биологических видов лекарства могут оказывать изменяющее влияние и на другие организмы, представляющие собой экосистемы на индивидуальном, видовом и межвидовом уровнях. Это понимание позволяет отнести направление исследований, связанное с изучением жизненного цикла лекарственных средств в окружающей среде и воздействием их остатков на разнообразные живые организмы, к разделу экологической токсикологии, а именно к экологической токсикологии лекарственных средств [1, с. 52]. А поэтому с целью недопущения негативного влияния лекарственных средств на окружающую среду установлены специальные правила утилизации и уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств.

Объективная сторона нарушения рассматриваемых правил может выражаться в следующих противоправных действиях субъекта фармацевтической деятельности:

сокрытие факта наличия недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств;

продление срока годности лекарственных средств;

переработка недоброкачественных лекарственных средств с целью приведения их в соответствие с требованиями методов контроля качества;

самовольное уничтожение лекарственных средств путем сжигания или сливания в канализацию, вывоза на полигоны бытовых отходов и др.

Кроме того, объективная сторона такого правонарушения может выражаться также как бездействие, в частности, уклонение от передачи недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств для уничтожения субъекту хозяйствования, который имеет соответствующую лицензию на осуществление хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами.

Следующим элементом нарушения правил утилизации и уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств является субъект, которыми могут быть предприятие - производитель и организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами (аптечные учреждения), а также их должностные лица, в обязанности которых входит контроль качества этих товаров. При этом в настоящее время в законодательстве за допущение экологических правонарушений в сфере фармацевтической деятельности предусмотрена, как правило, административная и уголовная

ответственность должностных лиц субъектов предпринимательства, осуществляющих производство и торговлю лекарственными средствами. Вместе с тем в специальном законодательстве отсутствуют положения, определяющие ответственность непосредственно самих субъектов предпринимательства за допущение нарушений в сфере экологии, в том числе и правил уничтожения лекарственных средств, что негативно влияет на обеспечение охраны окружающей среды. Это обусловлено тем, что применение соответствующих санкций к должностным лицам субъектов фармацевтической деятельности вплоть до лишения их свободы не влечет негативных последствий для самих субъектов, а поэтому предусмотренная действующим законодательством ответственность за допущение экологических правонарушений в сфере фармацевтической деятельности не выполняет основные функции юридической ответственности субъектов предпринимательства. Одной из таких функций является стимулирующая функция, сущность которой, по мнению других авторов, состоит в том, что правонарушитель (субъект хозяйствования) через ущемление посредством санкций экономического (материального) интереса побуждается к сознательному изменению противоправного поведения [16, с. 879].

Исходя из этого, можно утверждать, что к субъектам, допускающим нарушения правил утилизации и уничтожении недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, прежде всего следует отнести субъектов фармацевтической деятельности, то есть производителей этих товаров и аптечные учреждения, и лишь потом их должностных лиц, в обязанности которых входит контроль качества лекарственных средств.

Субъективная сторона рассматриваемого нарушения характеризуется наличием вины правонарушителя в форме умысла, что является обязательным условием для привлечения должностных лиц субъекта фармацевтической деятельности к административной или уголовной ответственности. При этом, как вполне убедительно доказано другими авторами, может быть установлен и умысел юридического лица, основной аргумент которых заключается в том, что умысел юридического лица определяется как умысел того должностного лица или иного физического лица, подписавшего договор от имени юридического лица, имея на то соответствующие полномочия. При отсутствии таких полномочий наличие умысла у юридического лица не может считаться установленным [17, с. 410].

Однако в хозяйственно-правовой ответственности, в отличие от административной и уголовной ответственности, наличие вины не является обязательным условием привлечения к ответственности субъекта предпринимательства, поскольку, учитывая особенности его деятельности, допускается наступление такой ответственности и при отсутствии вины [16, с. 883; 18, 461-475].

Кроме того, к признакам субъективной стороны относится мотив и цель, которые в нарушении субъектами фармацевтической деятельности правил утилизации и уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств заключаются в следующем: во-первых, скрыть факт наличия недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, во-вторых, уклониться от ответственности за производство (приобретение) таких лекарственных средств, в-третьих, уменьшить расходы, связанные с уничтожением лекарственных средств, поскольку согласно правилам такое унич-

тожение осуществляется за счет владельца лекарственных средств.

Таким образом, нарушению правил утилизации и уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, которое допускают субъекты фармацевтической деятельности, присущи все характерные элементы экологического правонарушения.

Обобщение вышесказанного позволяет сделать выводы, что:

1) в процессе осуществления фармацевтической деятельности ее субъектами допускаются специальные экологические правонарушения, касающиеся правил уничтожения и утилизации недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, которым характерны такие элементы правонарушения, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, имеющие соответствующую специфику;

2) отсутствие в законодательстве этих элементов исключает возможность привлечения таких субъектов к ответственности, что обуславливает необходимость их закрепления в специальном законодательстве;

3 ) основанием такого закрепления является наличие требований об ответственности в соответствующих нормативно-правовых актах (в законодательстве Украины - Закон Украины «О лекарственных средствах», Правила утилизации и уничтожения лекарственных средств; в законодательстве Российской Федерации - Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств), регламентирующих порядок уничтожения и утилизации недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств.

Список используемой литературы

1. Гетьман, М.А. Лекарственные средства в окружающей среде / М.А. Гетьман, И.А. Наркевич // Ремедиум. - 2013. - № 2. - С. 50-54.

2. Лившиц В. Лекарства как экологическая проблема [Электронный ресурс] / В. Лившиц. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/02/27/1830).

3. Кущ Л.И. Хозяйственно-правовое регулирование производства и торговли лекарственными средствами: монография / Л.И. Кущ. - Донецк: Норд-Пресс, ДонНУ, 2004. - 189 с.

4. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12. 1984 г. // Ведомости Верховного Совета УССР. - 1984. - № 1. - Ст. 1122 (с последующими измен. и дополн.).

5. Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25.06. 1991 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1991. - № 41. -Ст. 546 (с последующими измен. и дополн.).

6. Водный кодекс Украины: Закон Украины от 06.06. 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1995. -№ 24.- Ст.189 (с последующими измен. и дополн.).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. // Российская газета. -2001. - 31 декабря (с последующими измен. и дополн.).

8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01. 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 12 января (с последующими измен. и дополн.).

9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. -№ 18. - Ст. 2222 (с последующими измен. и дополн.).

10. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06. 2006 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 23. - Ст. 2381 (с последующими измен. и дополн.).

11. О лекарственных средствах: Закон Украины от 04.04.1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. -1996. - № 22. - Ст. 86 (с последующими измен. и дополн.).

12. Об обращении лекарственных средств: Федеральный Закон от 12.04. 2010 г. // Российская газета. -2010. - 14 апреля (с последующими измен. и дополн.).

13. Про затвердження Правил уташзацп та знищення лшарських засобiв: наказ Мшютерство охорони здоров'я Украши вщ 12.04. 2015 р. // Офшшний вюник Украши. - 2015. -№ 46. - Ст. 1518.

14. Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.09. 2010 г. // Российская газета. -2010. - 10 сентября.

15. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2007. - 832 с.

16. Хозяйственное право: учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, В.В. Хахулин и др.; под ред.

B.К. Мамутова. - К.: Юринком Интер, 2002. - 912 с.

17. Теньков С.О. Науково-практичний коментар Господарського кодексу Украши: вщ 16.01. 2003 р. /

C.О. Теньков. - К.: Вид-во «А.С.К.», 2004. - 720 с.

18. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т. / отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 1999. - Т. 1. - 727 с.

Статья поступила в редакцию 14.04.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.