4. Sotrudnichestvo Astrahanskoj oblasti s Islamskoj Respublikoj Iran - 2012 // Ot-chjot Ministerstva mezhdunarodnyh i vneshnejekonomicheskih svjazej Astrahanskoj oblasti. - Rezhim dostupa: http://www.astmid.ru/index.php? mode=news&iid=1238585555, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
5. Hronologija oficial'nyh kontaktov Astrahanskoj oblasti s provincijami Islamskoj Res-publiki Iran // Otchjot Ministerstva mezhdunarodnyh i vneshnejekonomicheskih svjazej Astrahanskoj oblasti. - Rezhim dostupa: http://www.astmid.ru/ index.php?mode=news&iid=1238585555, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛАСТИ В 2000-х гг.
Ерофеева Ольга Владимировна, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: olerof@yandex.ru
Власть характеризуется эффективностью и результативностью, степенью выполнения ею своих функций в обществе и политической системе. Одна из позиций, говорящая об эффективности власти в нашем обществе, использование федерального бюджета. Под контролем Президента РФ находятся ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений главы государства. Важную роль в достижении эффективности власти отводится решению таких задач, как: контроль за исполнением поручений Президента; оптимизации и выстраивании единой контрольно-надзорной системы с высоким уровнем взаимодействия всех ее элементов; обеспечении единства принципов построения и стандартов работы всех контрольно-счетных органов; обеспечении качества государственного управления в целом; внимании к работе с бизнесом и предпринимательством в условиях глобального экономического кризиса. Задача правительства РФ - определить проблемы в бюджетной сфере и рассмотреть пути их преодоления, одной из которых является невысокая исполнительская дисциплина некоторых государственных чиновников. Для организации эффективной работы, четкого взаимодействия всех служб, необходимо привлечение квалифицированных специалистов, имеющих профильное образование, модернизированную нормативно-правовую базу, улучшение системы госконтроля. Данные мероприятия позволят создать единую систему мониторинга результативности использования всех ресурсов, которыми обладает государство.
Ключевые слова: эффективность власти, функции власти, результативность власти, государственные чиновники, Правительство РФ, Президент РФ, бюджетная сфера, государство, президентский контроль, информационный бюллетень, выполнение распоряжений и приказов Президента РФ, профессионализм
TO THE QUESTION OF GOVERNANCE EFFECTIVENESS IN 2000
Erofeeva Olga V., postgraduate student
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: olerof@yandex.ru
The governance is described by the effectiveness and performance, by the level of its function execution in the society and in the political system. One of positions, telling about governance effectiveness in our society, is the federal budget using. The President of Russian Federation controls the key questions of activity of control and supervision bodies of all levels of state governance for tasks realization, given by the President of Russian Federation in the Address to the Federal Assembly of Russian Federation, and also for execution of orders, instructions and duties of the State Head. An important role in governance effectiveness performance are given to such tasks decision as: President instructions execution control; optimization and forming of unite control-supervision system with the high level of interaction of all its elements; providing of the principles unity of forming and standards of activity of all control-accountant bodies; providing of the government management quality in total;
attention to the business activity and entrepreneurship in global economic crisis conditions. The task of the RF governance is to define the budget sphere problems and to observe the ways of their overcoming one of which is the small executive discipline of some state servants. For effective activity organization, all services accurate interaction it is necessary to employ qualified specialists who have special education, modernized normative-law base, state control system improvement. These events allow to create the unite monitoring system of all resources effective using, which the State possesses.
Keywords: Governance effectiveness, governance functions, effectiveness of the governance activity, state servants, RF Governance, The RF President, budget sphere, state, Presidential control, information questionnaire, RF President orders and instructions execution, professionalism
Власть характеризуется эффективностью и результативностью, степенью выполнения ею своих функций в обществе и политической системе. По мнению М. Придачука, «под эффективностью понимается степень достижения поставленных целей» [11, с. 27]. При этом достижение поставленной цели или результата предполагает оценку результативности деятельности. Результативность отражает степень достижения планируемого результата. Применительно к реализации государственных программ результативность будет показывать фактическое достижение запланированных результатов программных мероприятий [3].
Р. Михельс в своих работах подчеркивал, что государственная власть, нуждаясь в управленческом аппарате, порождает слой людей, которые занимаются только отправлением власти. Это их профессия и источник доходов, поэтому естественно, что они стремятся увеличить свою власть, т.е. поставить под свой контроль многие сферы общественной жизни [6].
Одна из позиций, говорящая об эффективности власти в нашем обществе, использование федерального бюджета. Анализ исполнения федерального закона о федеральном бюджете в разрезе статей показывает, что из 32 статей Федерального закона от 24 июня 2007 г. № 198-ФЗ (с изменениями) исполнены нормы 23 статей и частично исполнены отдельные нормы 9 статей [2].
Под контролем Президента РФ находятся «ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства» [14].
«Контроль и надзор были и остаются важными составляющими сильного государства, которое контролирует исполнение принимаемых решений, эффективность бюджета и надежно охраняет права и свободы граждан» [8]. Важную роль в достижении эффективности власти отводится решению таких задач, как контроль за исполнением поручений Президента; оптимизации и выстраивании единой контрольно-надзорной системы с высоким уровнем взаимодействия всех ее элементов; обеспечении единства принципов построения и стандартов работы всех контрольно-счетных органов; обеспечении качества государственного управления в целом; внимании к работе с бизнесом и предпринимательством в условиях глобального экономического кризиса; активном изучении и адаптации к российским реалиям современных международных стандартов контрольной деятельности и творческом использовании лучших образцов зарубежного опыта [15, с. 1]. Ежегодно аппарат Правительства контролирует около 6 тыс. поручений Президента и Правительства [15, с. 2]. Несвоевременное выполнение или невыполнение поручений приводит и их росту, а «серьезные системные сбои снижают качество госуправления и приводят к нерациональному расходованию средств» [15, с. 3].
Принятая в 2010 году Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [13], призвана определить проблемы в бюджетной сфере и рассмотреть пути их преодоления. Это отсутствие действенных методик оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. использования ими финансовых ресурсов; отсутствие оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, норма-
тивного регулирования), применяемых для достижения поставленных целей; слабо увязанная с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения, структура и динамика расходов; применение раздельного планирования программных и «непрограммных», капитальных и текущих расходов; сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, отсутствие условий для мотивации органов государственной власти и местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом [3, с. 26].
Проведенные исследования обобщены в работах Н.И. Лапина, где отмечается, что условия функционирования региональных сообществ привели к появлению застойных сфер, в которых сосредоточиваются, устойчиво воспроизводятся и консервируются негативные характеристики; они обусловливают депрессивное состояние не только этих сфер, но и регионов в целом [4, с. 5]. Разработанная Стратегия инновационного развития не выполнена. По данным Минэкономразвития, из мероприятий, запланированных на первом этапе реализации Стратегии (2006-2007), выполнено менее трети, а на втором этапе (2008-2010) - около 40 %, одновременно формируется тенденция отставания в достижении показателей.
Н.И. Лапин отмечает, что низкое качество административного управления во многих федеральных и региональных структурах обусловлено некомпетентностью и коррумпированностью многих чиновников, особенно среднего и высшего уровней, что тормозит осуществление модернизационных программ и вообще выполнение многих решений Правительства РФ и других органов исполнительной власти. Согласно международному индексу трансформации, Россия представляет собой один из примеров слабого управления трансформационными процессами: и без того низкий рейтинг России по эффективности управления за два последних года (с 2007 по 2009) понизился с 98-го места до 107-го среди 128 стран [4, с. 7].
Говорит о невысокой исполнительской дисциплине некоторых государственных чиновников и следующие факты: так, в I полугодии 2011 г., выполнено 9 из 28 поручений на 2011 г. по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приняты решения о продлении сроков исполнения 10 поручений, работа по которым не завершена; [9] а 2 полугодие этого же года отмечается, что из 28 поручений не выполнено в установленные сроки [10]. Для организации эффективной работы, четкого взаимодействия всех служб, необходимо привлечение квалифицированных специалистов, имеющих профильное образование, модернизированную нормативно-правовую базу, улучшение системы госконтроля. Данные мероприятия позволят создать «единую систему мониторинга результативности использования всех ресурсов, которыми обладает государство» [10].
Изучая состав Правительства по председательством В.В. Путина (2008-2012 гг), можно констатировать, что в составе Правительства - 46 % кандидатов наук, 17 % докторов наук. Всего в Правительстве 60 % экономистов, 28 % юристов. Министров, не имеющих профильное образование - 25 %. Делая сравнение с составом вновь созданного Правительства под председательством Д.А. Медведева, отмечаем что в составе Правительства 25,8 % кандидатов наук, 25,7 % докторов наук. Всего в Правительстве 53,5 % экономистов, 18 % юристов. Министров, не имеющих профильное образование, 21 % . Таким образом, по качественному составу, преобладают министры, имеющие профильное профессиональное образование и степень кандидата или доктора наук, большой стаж работы по специальности.
Но, вместе с тем, анализируя данные экспертов консалтинговой компании ФБК, которые отмечают, что на содержание власти каждый житель России, включая младенцев и стариков, отдает за год около 100 долларов - 3276 рублей. [1] По данным «Комсомольской правды» за 2009 год финансирование федеральных органов власти выросло на 37,9 %.
Проводя сравнительный анализ агентство РиФ [7], отмечает: 1) доля государственных расходов на социальные нужды (на образование, здравоохранение, ЖКХ,
культуру, спорт) в 2007 году составила: 2) Развитые страны - 70,3 %; 3) Страны Латинской Америки - 64,1 %; 4) Страны Азии - 50,1 %; 5) России - 15 %; 6) доля государственных расходов на содержание государственного аппарата, внутреннюю безопасность и оборону в 2007 году составила: 1) Развитые страны - 11,1 %; 2) Страны Латинской Америки -19,2 %; 3) Страны Азии - 25,7 %; 4) России - 42,2 %.
По данным, содержащимся в итоговом докладе по корректировке долгосрочной стратегии до 2020 г, за 10 последних лет численность госслужащих всех уровней выросла в 1,4 раза. Если в конце 2000 г. их было 1,16 млн человек, то в конце 2010 г. -уже 1,65 млн. Число чиновников растет, а население в целом сокращается. По итогам 2010 г. на 100 000 россиян приходится 1153 чиновника, 10 лет назад их было 794 (в 1,5 раза меньше). По аналогии с США: там на 1000 жителей приходится в 4 раза меньше налоговиков, чем в России [12].
Для сравнения в Казахстане на содержание государственных органов в 2012 году было запланировано 388,534 млрд тенге, что составляет 7,4 % от общих государственных затрат [16].
Выступая на заседании Госсовета 24 апреля 2012 г. в финале своей речи Д.А. Медведев, являясь президентом, озвучил 7 показателей эффективности власти, по которым, на его взгляд, можно будет оценивать эффективность работы власти в ближайшем будущем: 1. Увеличение продолжительности жизни на четыре года. 2. Уменьшение количества семей с доходами ниже прожиточного минимума через пять лет менее 10 %, а у большинства российских семей среднедушевые доходы должны соответствовать базовым характеристикам среднего класса. 3. «В международных рейтингах комфортности ведения бизнеса Россия должна подняться за этот же период с нынешнего, весьма непривлекательного 120-го как минимум на 40-е место в мире - с перспективой вхождения в первую двадцатку не позднее 2020 года». 4. Создание не менее 25 млн новых эффективных рабочих мест, прежде всего в несырьевых сферах, которые заменят низкопроизводительные рабочие места. Ограничение безработицы не более 5 процентов. Повышение производительности труда в полтора-два раза. 5. Вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню основных мировых рейтингов, что будет означать общий подъём нашего образования. 6. Возможность российским семьям улучшать свои жилищные условия не реже, чем один раз в 15 лет. 7. «Россия должна быть в первой десятке среди всех стран мира по уровню внедрения электронных технологий во всех сферах жизни общества» [5].
Таким образом эффективность власти зависит от того насколько четко профессионально подготовленные высокообразованные чиновники всех уровней, получая скромную зарплату и не используя служебное положение в личных целях будут исполнять в срок поручения, распоряжения и приказы Президента.
Список литературы
1. Зюзяев А. Сколько сейчас стоят чиновники в России / А. Зюзяев // Комсомольская правда. - 26 августа 2009 г.
2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об использовании федерального бюджета за 2008 год. Утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 сентября 2009 г № 38К (675). - М. : 2009.
3. Козельский В. К вопросу об оценке эффективности и результативности государственных программ в России / В. Козельский // Власть. - 2012. - № 7.
4. Лапин Н. И. Социокультурные факторы Российской стагнации и модернизации / Н. И. Лапин / Социологические исследования. - 2011. - № 4. - С. 3-18.
5. Медведев Д. выступление на заседании Госсовета // Лента новостей» 24 Апреля 2012 г.
6. Михельс. Социология политических партий в условиях демократии. Отрывок из работы // Диалог. - 1991. - № 3.
7. Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы./Агентство РиФ. -Режим доступа: http://www.rf-agency.ru/ach/stat_ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
8. Нарышкин С. Выступление Руководителя Администрации Президента Российской Федерации на совещании по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации в Контрольном управлении Президента РФ, 10-11 февраля 2008 г.
9. Некоторые итоги работы контрольного управления президента Российской Федерации во 1 полугодии 2011 г./ контроля в Российской Федерации // Президентский контроль. Информационный бюллетень № 10, 2011 г.
10. Некоторые итоги работы контрольного управления президента Российской Федерации во 2 полугодии 2011 г. / контроля в Российской Федерации // Президентский контроль. Информационный бюллетень. - 2012. - № 5.
11. Придачук М. П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджет ных услуг / М. П. Придачук // Финансы. - 2006. - № 5. - С. 27.
12. Письменная Е. Чиновники мешают развиваться экономике России // Ведомости, 21.12.2011 www.vedomosti.ru/politics/news/1458712/armiya_putina, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
13. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Принята распоряжением Правительства РФ от
30.06.2010 № 1101-р.
14. Президентский контроль. Информационный бюллетень. - 2010. - № 10.
15. Совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации /Президентский контроль, Информационный бюллетень № 2, 2009
16. Шибутов М. Сколько Казахстан тратит на госаппарат // класть, 03.04.2012, http://vlast.kz/?art=172, свободный. Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Zjuzjaev A. Skol'ko sejchas stojat chinovniki v Rossii / A. Zjuzjaev // Komsomol'skaja pravda. - 26 avgusta 2009 g.
2. Zakljuchenie Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii na otchet ob ispol'zovanii federal'nogo bjudzheta za 2008 god. Utverzhdeno Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii (protokol ot 4 sentjabrja 2009 g № 38K (675). - M. : 2009.
3. Kozel'skij V. K voprosu ob ocenke jeffektivnosti i rezul'tativnosti gosudarstvennyh programm v Rossii / V. Kozel'skij // Vlast'. - 2012. - № 7.
4. Lapin N. I. Sociokul'turnye faktory Rossijskoj stagnacii i modernizacii / N. I. Lapin / Sociologicheskie issledovanija. - 2011. - № 4. - S. 3-18.
5. Medvedev D. vystuplenie na zasedanii Gossoveta // Lenta novostej» 24 Aprelja 2012 g.
6. Mihel's. Sociologija politicheskih partij v uslovijah demokratii. Otryvok iz raboty // Dialog. -1991. - № 3.
7. Naselenie Rossii. Statistika, fakty, kommentarii, prognozy./Agentstvo RiF. - Rezhim dos-tupa: http://www.rf-agency.ru/ach/stat_ru, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
8. Naryshkin S. Vystuplenie Rukovoditelja Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii na soveshhanii po voprosu sovershenstvovanija gosudarstvennogo kontrolja v Rossijskoj Federacii v Kontrol'nom upravlenii Prezidenta RF, 10-11 fevralja 2008 g.
9. Nekotorye itogi raboty kontrol'nogo upravlenija prezidenta Rossijskoj Federacii vo
1 polugodii 2011 g./ kontrolja v Rossijskoj Federacii // Prezidentskij kontrol'. Informacionnyj bjul-leten' № 10, 2011 g.
10. Nekotorye itogi raboty kontrol'nogo upravlenija prezidenta Rossijskoj Federacii vo
2 polugodii 2011 g. / kontrolja v Rossijskoj Federacii // Prezidentskij kontrol'. Informacionnyj bjul-leten'. - 2012. - № 5.
11. Pridachuk M. P. Metody jekonomicheskogo analiza jeffektivnosti zatrat na poluchenie bjudzhet nyh uslug / M. P. Pridachuk // Finansy. - 2006. - № 5. - S. 27.
12. Pis'mennaja E. Chinovniki meshajut razvivat'sja jekonomike Rossii // Vedomosti,
21.12.2011 www.vedomosti.ru/politics/news/1458712/armiya_putina, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
13. Programma Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po povysheniju jeffektivnosti bjudzhetnyh rashodov na period do 2012 goda. Prinjata rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 30.06.2010 № 1101-r.
14. Prezidentskij kontrol'. Informacionnyj bjulleten'. - 2010. - № 10.
15. Soveshhanie po voprosu sovershenstvovanija gosudarstvennogo kontrolja v Rossijskoj Federacii / Prezidentskij kontrol', Informacionnyj bjulleten' № 2, 2009.
16. Shibutov M. Skol'ko Kazahstan tratit na gosapparat // Vlast', 03.04.2012, http://vlast.kz/?art=172, svobodnyj. Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.