Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / КАЧЕСТВО ЗАКОНА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕПУТАТ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ / ОБЩЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / EFFICIENCY / LEGISLATIVE FUNCTION / STATE DUMA / QUALITY OF LAW / FEDERAL LAW / LEGISLATIVE PROCESS / FEDERATION COUNCIL / MEMBER OF PARLIAMENT / BILL / EXAMINATION OF BILLS / SOCIETY / LEGISLATIVE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торпуджиян Алина Хачатуровна

В статье представлен краткий анализ, который позволяет оценить возможности реализации законодательной функции Государственной Думы Российской Федерации. Современные реалии таковы, что общество заинтересовано в создании качественных законов, а насколько успешно происходит принятие российским законодателем законов можно судить, исходя из эффективности реализации законодательной функции Государственной Думой, однако в последнее время эффективность реализации законодательной функции вызывает серьезные нарекания общественности. В тоже время эффективность функционирования Государственной Думы зависит от ряда факторов, среди которых, качество реализации представительной, законодательной и контрольной функций, объем и качество работы депутатов Думы на местах, уровень доверия избирателей к депутатам, за которых они голосовали на выборах. Рассмотрев организационные, представительные и количественные показатели, произошедших в них изменениях в реализации законодательной функции Государственной Думы 7 созыва, определенно можно сказать, что кардинально изменился стиль работы Государственной Думы. Очевидно, что работа депутатов действующего 7 созыва намного организованнее, а сами депутаты стали более дисциплинированными, что не могло не сказаться на повышении качества принимаемых законов. Направив основные усилия на то, чтобы максимально упорядочить и централизовать законотворческий процесс, депутаты преследовали цели эффективности, дисциплины и качества. Процесс принятия законов стал более продуманным, взвешенным и ответственным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Торпуджиян Алина Хачатуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE LEGISLATIVE FUNCTION OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article presents a brief analysis that allows us to assess the possibility of implementing the legislative function of the State Duma of the Russian Federation. Modern realities are such that society is interested in creating quality laws, and how successful the adoption of laws by the Russian legislator can be judged on the basis of the effectiveness of the implementation of the legislative function of the State Duma, but recently the effectiveness of the implementation of the legislative function causes serious criticism of the public. At the same time, the effectiveness of the State Duma depends on a number of factors, including the quality of the implementation of representative, legislative and control functions, the volume and quality of work of Duma deputies in the field, the level of trust of voters to the deputies for whom they voted in the elections. Having considered the organizational, representative and quantitative indicators, the changes that have occurred in them in the implementation of the legislative function of the State Duma of the 7th convocation, we can definitely say that the style of the State Duma has changed dramatically. It is obvious that the work of the deputies of the current 7th convocation is much more organized, and the deputies themselves have become more disciplined, which could not but affect the quality of the adopted laws. Having directed the main efforts to streamline and centralize the legislative process as much as possible, the deputies pursued the goals of efficiency, discipline and quality. The process of adoption of laws has become more thoughtful, balanced and responsible.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БИНДЮГОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - ассистент кафедры публичного права «Государственный гуманитарно-технологический университет» (vla6344@mail.ru).

BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of the Public Law, State University of Humanities and Technolodgy.

BINDUGOV, VLADIMIR V. - Assistant, Department of the Public Law, State University of Humanities and Technolodgy.

УДК 34.01(470)

ТОРПУДЖИЯН А.Х.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: эффективность, законодательная функция, Государственная Дума, качество закона, федеральный закон, законотворческий процесс, Совет Федерации, депутат, законопроект, экспертиза законопроектов, общество, законодательная инициатива.

В статье представлен краткий анализ, который позволяет оценить возможности реализации законодательной функции Государственной Думы Российской Федерации. Современные реалии таковы, что общество заинтересовано в создании качественных законов, а насколько успешно происходит принятие российским законодателем законов можно судить, исходя из эффективности реализации законодательной функции Государственной Думой, однако в последнее время эффективность реализации законодательной функции вызывает серьезные нарекания общественности. В тоже время эффективность функционирования Государственной Думы зависит от ряда факторов, среди которых, качество реализации представительной, законодательной и контрольной функций, объем и качество работы депутатов Думы на местах, уровень доверия избирателей к депутатам, за которых они голосовали на выборах. Рассмотрев организационные, представительные и количественные показатели, произошедших в них изменениях в реализации законодательной функции Государственной Думы 7 созыва, определенно можно сказать, что кардинально изменился стиль работы Государственной Думы. Очевидно, что работа депутатов действующего 7 созыва намного организованнее, а сами депутаты стали более дисциплинированными, что не могло не сказаться на повышении качества принимаемых законов. Направив основные усилия на то, чтобы максимально упорядочить и централизовать законотворческий процесс, депутаты преследовали цели эффективности, дисциплины и качества. Процесс принятия законов стал более продуманным, взвешенным и ответственным.

TORPUDJIAN, A.H.

TO THE QUESTION ON THE EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE LEGISLATIVE FUNCTION OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: efficiency, legislative function, the State Duma, the quality of law, Federal law, the legislative process, the Federation Council, member of Parliament, a bill, examination of bills, the society, the legislative initiative.

In the article presents a brief analysis that allows us to assess the possibility of implementing the legislative function of the State Duma of the Russian Federation. Modern realities are such that society is interested in creating quality laws, and how successful the adoption of laws by the Russian legislator can be judged on the basis of the effectiveness of the implementation of the legislative function of the State Duma, but recently the effectiveness of the implementation of the legislative function causes serious criticism of the public. At the same time, the effectiveness of the State Duma depends on a number of factors, including the quality of the implementation of representative, legislative and control functions, the volume and quality of work of Duma deputies in the field, the level of trust of voters to the deputies for whom they voted in the elections. Having considered the organizational, representative and quantitative indicators, the changes that have occurred in them in the implementation of the legislative function of the State Duma of the 7th convocation, we can definitely say that the style of the State Duma has changed dramatically. It is obvious that the work of the deputies of the current 7th convocation is much more organized, and the deputies themselves have become more disciplined, which could not but affect the quality of the adopted laws. Having directed the main efforts to streamline and centralize the legislative process as much as possible, the deputies pursued the goals of efficiency, discipline and quality. The process of adoption of laws has become more thoughtful, balanced and responsible.

Принято считать, что качество закона - это внутренняя присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества и государства. Качество закона -устойчивая совокупность социальных и юридических свойств, способных обеспечить правомерный характер их деятельности, способствовать достижению фактических результатов, вытекающих из целей закона. По нашему мнению, качество законов - качество жизни и многое зависит от слаженной, организованной работы органов законодательной власти. На наш взгляд, качество законов можно рассматривать и как критерий качества власти, непосредственно влияющий на качество жизни населения. Учитывая современные реалии, общество заинтересовано в создании качественных законов. Насколько успешно происходит принятие российским законодателем законов можно судить, оценив эффективность реализации законодательной функции Государственной Думой.

Рассматриваемая тема является актуальной в силу того, что эффективность функционирования Государственной Думы в последнее время вызывает серьезные нарекания общественности. Между тем она зависит от ряда факторов, среди которых, качество реализации представительной, законодательной и контрольной функций, объем и качество работы депутатов Думы на местах, уровень доверия избирателей к депутатам, за которых они голосовали на выборах. В этой связи, представляется необходимым рассмотреть порядок нормативно-правового регулирования законодательной функции Государственной Думы в законотворческом процессе, определить место и роль Государственной Думы в законотворческом процессе, ее политический статус, выявить эффективные показатели, достигнутые за время работы Государственной Думы 7 созыва.

Вопросы эффективности законодательной функции парламента исследовались в юридической науке в приложении к современному этапу развития представительных учреждений [1, 2], а также отчасти и в историко-правовом ракурсе [3, 4]. При этом внимание к данной проблематике таких авторов, как С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, В.Д. Зорькин, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров, Т.В. Кашанина, П.В. Крашенинников, Т.Я. Хабриевой не умаляет, а наоборот подчеркивает необходимость дальнейших исследований в указанном направлении.

В соответствии со статьей 94 Конституции РФ [5] представительным и законодательным органом РФ является парламент РФ - Федеральное Собрание. Как гласит пункт 1 статьи 99 Конституции РФ, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Помимо положений главы 5 Конституции РФ, правовое положение Федерального собрания РФ закреплено Регламентом Совета Федерации, утвержденного Постановлением Совета Федерации РФ от 30.01.2002г. №33-СФ[6], Регламентом Государственной Думы, принятом Постановлением Государственной Думы от 22.01.1998г. №2134-II ГД [7].

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, их общая основная функция принятие федеральных законов. В организации деятельности Федерального Собрания РФ учтен мировой опыт законотворчества: в двухпалатном парламенте законодательный процесс по преимуществу концентрируется в палате, которая формируется путем прямых выборов и по определению представляет интересы всего населения. Данное утверждение напрямую следует из положений Конституции РФ, которая относит первоначальное рассмотрение законопроекта и принятия по нему решения к компетенции Государственной Думы, следовательно, основная законотворческая содержательная работа происходит именно в нижней палате парламента. В этом отношении Государственной Думе принадлежит, безусловно, ключевая роль. Правовой статус нижней палаты обеспечивается тем, что Государственная Дума выражает интересы, прежде всего, народного представительства, законодательный процесс начинается с Государственной Думы, Совет Федерации работает уже с принятым законом. Даже в том случае, когда Совет Федерации пользуется своим правом законодательной инициативы, вносит свой законопроект через Государственную Думу.

5 октября 2016 года к работе приступил 7 созыв Государственной Думы. Поскольку от предыдущих созывов депутатам досталось 2020 нерассмотренных законопроектов, то работа Государственной Думы 7 созыва осенью-зимой 2016 года началась, с принятия основного финансового документа государства - бюджета и рассмотрения законопроектов, которые долгие годы находились в архиве (в т.ч. внесенные в 1994-1995гг.), по результатам их рассмотрения, осталось 2,7% (55 законопроектов). За два года работы в Государственную Думу было внесено: 2687 законопроектов, принято - 1158 законов, отклонено Президентом РФ или Советом Федерации - 3, подписано Президентом РФ - 1114 [8]. Если сравнивать количественные показатели работы Государственной Думы предыдущего 6 созыва, то за весь период ее деятельность было внесено 7129 законопроектов: принято - 2200 законов, отклонено Президентом РФ или Советом Федерации - 24, подписано президентом 2,95 [9]. По первым результатам работы Госдумы 7 созыва можно сказать о существенном снижении количества принимаемых законов. Обусловлено это тщательностью проработки правовых вопросов, требующих разрешения. Основным направлением деятельности Государственной Думы по-прежнему оставалась законодательная деятельность в интересах экономического и социального развития России, однако главным приоритетом в работе Госдумы 7 созыва стало повышение

качества законов. Большое внимание уделяется проведению экспертиз законопроектов, их обсуждению с привлечением экспертов и институтов гражданского общества.

С первых же дней работы Государственной Думы 7 созыва, стало понятно, что стиль работы Госдумы в ближайшее время существенно изменится, и в этом направлении многое сделано. Так, направив основные усилия на то, чтобы максимально упорядочить и централизовать законотворческий процесс, депутатами с подачи председателя Государственной Думы В. Володина, приняты 22 поправки в действующий Регламент Государственной Думы [7]. Например, в ст. 44 Регламента Государственной Думы включена норма, вводящая финансовую ответственность за отсутствие депутатов на пленарных заседаниях без уважительной причины -по одной шестой от зарплаты за пропущенное заседание. В качестве уважительных причин предусмотрены: временная нетрудоспособность, пребывание за пределами страны в составе официальной парламентской делегации, служебная командировка по распоряжению председателя Думы на основании представления руководителя фракции, а также исполнение полномочий члена Совета Думы. Произошла отмена голосования по доверенности, теперь депутаты обязаны голосовать только лично. Изменился и график работы парламентариев в регионах: теперь у депутатов имеется одна неделя для работы в регионах, а оставшиеся три занимают пленарные заседания в Государственной Думе, с которыми нужно еще совмещать работу в комитетах. Фракциям Государственной Думы рекомендовано предварительное рассмотрение законодательных инициатив, вносимых их депутатами. Откликнувшись на это предписание, 7 ноября 2016 года фракция партии «Едина Россия» приняла Положение о создании Координационного совета по законотворческой деятельности, призванного способствовать повышению качества вносимых в Госдуму законопроектов, а также 12 эксперто-консультативных советов по отдельным направлениям [10]. Учитывая, что у партии «Единая Россия» теперь в парламенте абсолютное большинство (344 из 450 голосов, в то время как для принятия закона требуется 226 голосов), данное нововведение является весьма целесообразным. Профильные комитеты регулярно должны представлять отчеты о своей работе и направлять их в Совет Думы. В этой связи профильные комитеты получили право возвращать законопроекты их авторам, если ими не соблюден обязательный порядок, предусмотренный ч.3 ст. 104 Конституции РФ. Помимо этого, Государственная Дума теперь запрашивает отчеты предварительной оценки регулирующего воздействия Правительства РФ. Кроме того, предприняты попытки уменьшить воздействие конкретных депутатов на законотворческий процесс, дабы исключить возможность лоббирования интересов.

Депутатами нового созыва были приняты меры для того, чтобы в архиве Государственной Думы не скапливались нерассмотренные законопроекты, как это происходило до сих пор. Также были приняты меры по эффективному расходованию средств, выделенных из бюджета для обеспечения работы Думы: в частности депутатам теперь нельзя использовать служебный автотранспорт для дальних поездок и отправляться в командировки не обосновав их значимость.

Если сравнивать состав депутатского корпуса, то по сравнению с Государственной Думой 6 созыва, в Государственной Думе 7 созыва, преобладают депутаты, способные мобилизовать избирателей благодаря личной харизме и известности, вызывающие доверие избирателей. Увеличилось число бюджетников и профсоюзных деятелей, бывших глав муниципальных образований, спикеров региональных парламентов, журналистов, космонавтов, спортсменов и спортивных чиновников. Уменьшилось число представителей бизнеса и депутатов, попавших в списки в основном по линии Общероссийского народного фронта. Произошедшие изменения не остались незамеченными обществом. По данным опроса ВЦИОМ [11], проведенного в октябре 2016 года, уровень одобрения деятельности Госдумы составил 45%, в ноябре - 48%, а в декабре - 52%. Число относящихся с неодобрением в работу Думы снизилось до 33%.

Проведя анализ организационных, представительных и количественных показателей, произошедших в них изменениях в реализации законодательной функции Государственной Думы 7 созыва, предлагаем также рассмотреть содержательную часть данной функции Государственной Думы.

Анализ законотворчества свидетельствует о новых интересных законодательных инициативах, технике их разработки и принятия, в результате которой было принято немало законов, имеющих самостоятельный предмет регулирования, содержащих важные

концептуальные подходы к правовому регулирования отношений в целом ряде важнейших сфер. Например, к числу таких федеральных законов можно отнести законы «О парламентском контроле», «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О меценатской деятельности», «О Счетной палате Российской Федерации», «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», «О накопительной пенсии», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «О стандартизации в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации», «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», «О государственном оборонном заказе, о войсках национальной гвардии», «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)» и некоторые другие.

Важным этапом судебной реформы, который пришелся на период работы Государственной Думы 6 созыва и оказал значительное влияние на развитие судебной системы, стало объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. N 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Знаковым событием юридической жизни стало принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ), регламентирующего порядок оспаривания нормативных правовых актов, действий (бездействия), решения органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов граждан, законных интересов организаций. Не менее важными были внесенные изменения в действующее процессуальное законодательство в части урегулирования вопроса применения электронных документов в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве, а также возможности использования электронных документов в качестве доказательства в суде.

Безусловно, мощным импульсом развития законотворческой активности, стали события, происшедшие в марте 2014 г. и связанные с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации. В рекордно короткие сроки депутатами было принято более 120 федеральных конституционных и федеральных законов, обеспечивших правовое оформление данного исторического момента.

Законотворческая деятельность Государственной Думы очередного 7 созыва оказалась не менее насыщенной и сложной с учетом вызовов и масштабов задач, стоящих перед страной.

В период с 5 октября 2016 года по сегодняшний день, как было указано выше, нижняя палата парламента успела принять 1 158 законов. Предлагаем рассмотреть наиболее значимые из них. Согласно нормам Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [12], с 1 января 2019 года начнется поэтапное увеличение возраста, по достижении которого у граждан будет появляться право на получение страховой пенсии по старости. К 2023 году этот возраст будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Данным законом также закрепляются право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей, увеличение размера максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста, а также право на досрочный выход на пенсию для женщин со стажем 37 лет и для мужчин со стажем 42 года. В рамках реализации пенсионной реформы, Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 352-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» [13] предусматривает уголовную ответственность в форме штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов за увольнение работника

предпенсионного возраста (т.е. до пяти лет, предшествующих назначению лицу страховой пенсии по старости).

Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» [14] Трудовой кодекс РФ дополнен новой ст. 185.1, регламентирующей предоставление работникам гарантий при прохождении диспансеризации. Так, со следующего года для ее проведения раз в три года сотрудники будут освобождаться от работы на один рабочий день. При этом у работников предпенсионного возраста, а также получателей пенсии по старости или за выслугу лет при прохождении диспансеризации появится право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением места работы и среднего заработка.

Федеральным законом от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда» [15] с 1 мая 2018 года увеличен размер МРОТ, который теперь составляет 11163 руб., хотя ранее планировалось это сделать с 1 января 2019 года (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ).

На основании Федерального закона от 28 февраля 2018 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16], на 1 марта 2020 года перенесено окончание действия упрощенного порядка оформления прав на объекты индивидуального жилого строительства, не требующего получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Кроме того, до указанной даты продлен срок, в течение которого предельные максимальные цены на проведение кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости и других критериев могут устанавливаться субъектами Федерации.

Государственной Думой в третьем, окончательном чтении принят закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20% и в случае подписания закона Президентом РФ новая ставка будет применяться с 1 января 2019 года. Помимо этого закон предусматривает применение бессрочно тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% в рамках предельной величины и 10% - сверх установленной базы для исчисления страховых взносов. При этом ст. 426 Налогового кодекса, предусматривающая тарифы страховых взносов до 2020 года, утратит силу.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-Ф «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» [17], устанавливается уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие в его совершении. Самое жесткое наказание за совершение этого преступления установлено в виде лишения свободы на срок до двух лет, с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если же указанное деяние совершено в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, нескольких лиц, либо группой лиц, либо в публичном выступлении, СМИ, Интернете, то максимальное наказание для преступника за его совершение может быть установлено в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Причем с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Также введена уголовная ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение граждан к совершению самоубийства. Речь идет о деятельности администраторов так называемых «групп смерти» и организаторов любых неформальных сообществ, действия которых направлены на побуждение к совершению самоубийства. Максимальное наказание за указанное преступление - лишение свободы на срок до шести лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет. Усилена уголовная ответственность за доведение до самоубийства. Санкция за совершение этого преступления будет наказываться принудительными работами на срок до 5 лет, с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет. Вводится повышенная ответственность за это же деяние, только совершенное в отношении несовершеннолетнего,

беременной женщины, нескольких лиц либо группой лиц, либо в публичном выступлении, СМИ, Интернете. А наказание установлено в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет и с возможным ограничением свободы на срок до двух лет. Вновь введенной ст.151.2 устанавливается уголовное наказание за вовлечение несовершеннолетнего в Интернете в совершение действий, представляющих опасность для его жизни, к примеру, в зацепинг. Максимальная санкция - лишение свободы на срок до трех лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

В целях улучшения демографической ситуации, чтобы молодые семьи не откладывали рождение первенца в связи с финансовыми затруднениями, Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [18], ежемесячная выплата будет производиться семьям со среднедушевым доходом, не превышающим полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Федерации за второй квартал предыдущего года до достижения ребенком полутора лет. Ориентировочно, ее размер составит 10,5 тыс. рублей.

Также следует отметить важность введения правила о бесплатной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при подаче документов в электронной форме с 1 января 2019 года. Не оставили депутаты без внимания и установление пониженных ставок акцизов в отношении автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, действующих с 1 июня по 31 декабря этого года. Кроме того, также имеет большое значение получение гражданами возможности составлять совместные завещания и наследственные договоры с 1 июня следующего года, а также с 1 октября текущего года - выбирать дату и время регистрации брака за 12 месяцев со дня подачи соответствующего заявления.

Завершая анализ, считаем необходимым отметить, что в настоящее время законодательная функция Государственной Думы как никогда близка к целям эффективной реализации. Благодаря организационным, представительным и контрольным преобразованиям, кардинально изменился стиль работы Государственной Думы. Очевидно, что работа депутатов действующего 7 созыва намного организованнее, а сами депутаты стали более дисциплинированными, что не могло не сказаться на повышении качества принимаемых законов. Направив основные усилия на то, чтобы максимально упорядочить и централизовать законотворческий процесс, депутаты преследовали цели эффективности, дисциплины и качества. Какие-либо окончательные выводы пока еще рано делать, однако заданный старт работы не может не впечатлять. Процесс принятия законов стал более продуманным, взвешенным и ответственным. Безусловно, многое еще предстоит сделать, впереди еще 3 года упорной кропотливой работы. Однако первые результаты не остались не замеченными даже простыми обывателями, которые уже давно перестали доверять представителям власти. Поддержание положительного имиджа Государственной Думой 7 созыва говорит о том, что политический вес Государственной Думы заметно вырос и сугубо теоретически влияние Государственной Думы может еще возрасти за счет реализации полномочий надзора за исполнением бюджета посредством Счетной палаты, проведения парламентских расследований. Таким образом, Госдума возвращает себе тот важный функциональный статус, гарантированный Конституцией РФ. Теперь это самодостаточный государственный институт, реальный субъект политического процесса.

Литература и источники

1. Амиантов А.А., Масляный А.А. Представительные и законодательные функции парламентов субъектов Российской Федерации на примере Московской областной думы // Вопросы политологии. 2018. № 3 (31). С. 39-50.

2. Богданова Н.А. Законодательная и представительная функции парламента: преодоление коллизии // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 2. С. 49-55.

3. Романовская В.Б., Смирнов Е.Р. Судебная и законодательная функции английского парламента в средние века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1. С. 170-174.

4. Апольский Е.А., Плешков Е.В. «Декреты» Бурхарда как символ компиляций канонического права X-XI вв. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4 (16). С. 51-56.

5. Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Совета Федерации от 30.01.2002 №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Государственной Думы от 22Ш.1998г. M2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. В. Статистика законодательного процесса за l созыв. URL: http://www.duma.gov.ru/.

9. Статистика законодательного процесса за б созыв. URL: http://www.duma.gov.ru/.

10. Кынев А.В. Государственная Дума РФ VII созыва: между «спящим потенциалом» и партийной дисциплиной// Российская полития. 2Q1l.№4(8l). С.24-35.

11. Деятельность государственных институтов. Официальный сайт BЦИОM.URL: https://wciom.ru.

12. Федеральный закон от 3 октября 2Q18 г. N° 35Q^3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 3 октября 2Q18 г. M 352-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 3 октября 2Q18 г. M 353-Ф3 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от l марта 2Q18 г. M 41-Ф3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 28 февраля 2Q18 г. M 3б-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от l июня 2Q1l г. M ^Q-Ф «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

1В. Федеральный закон от 28.12.2Q1l M 418-Ф3 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

References and Sources

1. Amiantov A.A., Maslyanyj A.A. Predstavitel'nye i zakonodatel'nye funkcii parlamentov sub"ektov Rossijskoj Federacii na primere Moskovskoj oblastnoj dumy // Voprosy politologii. 2Q18. № 3 (31). S. 39-50.

2. Bogdanova N.A. Zakonodatel'naya i predstavitel'naya funkcii parlamenta: preodolenie kollizii // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ehkonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2QQ9. N^ 2. S. 49-55.

3. Romanovskaya V.B., Smirnov E.R. Sudebnaya i zakonodatel'naya funkcii anglijskogo parlamenta v srednie veka // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo. 2QQ1. N^ 1. S. 1lQ-174.

4. Apol'skij E.A., Pleshkov E.V. «Dekrety» Burharda kak simvol kompilyacij kanonicheskogo prava X-XI vv. // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2Q15. № 4 (1б). S. 51-56.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 3Q.12.2QQ8 № б-FKZ, ot 3Q.12.2QQ8 № l-FKZ, ot 05.02.2Q14 № 2-FKZ, ot 21.Ql.2Q14 N^ 11-FKZ) [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Postanovlenie Soveta Federacii ot 3Q.Q1.2QQ2 N^33-SF «O Reglamente Soveta Federacii» [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

7. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy ot 22.Q1.1998g. N^2134-П GD «O Reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus.

В. Statistika zakonodatel'nogo processa za 7 sozyv. URL: http://www.duma.gov.ru/.

9. Statistika zakonodatel'nogo processa za 6 sozyv. URL: http://www.duma.gov.ru/.

10. Kynev A.V. Gosudarstvennaya Duma RF VII sozyva: mezhdu «spyashchim potencialom» i partijnoj disciplinoj// Rossijskaya politiya. 2Q1l.№4(8l). S.24-35.

11. Deyatel'nost' gosudarstvennyh institutov. Oficial'nyj sajt VCIOM.URL: https://wciom.ru.

12. Federal'nyj zakon ot 3 oktyabrya 2Q18 g. N^ 35Q-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam naznacheniya i vyplaty pensij» [EHlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Federal'nyj zakon ot 3 oktyabrya 2Q18 g. N^ 352-FZ «O vnesenii izmeneniya v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Federal'nyj zakon ot 3 oktyabrya 2Q18 g. N^ 353-FZ «O vnesenii izmeneniya v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Federal'nyj zakon ot l marta 2Q18 g. № 41-FZ «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 1 Federal'nogo zakona "O minimal'nom razmere oplaty truda» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

16. Federal'nyj zakon ot 28 fevralya 2Q18 g. N^ 36-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

1l. Federal'nyj zakon ot l iyunya 2Q1l g. N^ 120-F «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mekhanizmov protivodej stviya deyatel'nosti, napravlennoj na pobuzhdenie detej k suicidal'nomu povedeniyu» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Federal'nyj zakon ot 28.12.2Q1l N^ 418-FZ «O ezhemesyachnyh vyplatah sem'yam, imeyushchim detej» [EHlektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus».

ТОРПУДЖИЯН АЛИНА ХАЧАТУРОВНА - соискатель Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета.

TORPUDJIAN, ALINA Kh. - Applicant, North Caucasus Research Center Graduate School, Southern Federal University (ius 1@yandex.ru).

УДК 342.4 (477/478)

РОСЕНКО М.И.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ ОРГАНА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОЛДОВЫ, УКРАИНЫ)

Ключевые слова: конституционный суд, полномочия, президент, государственный орган, политическое влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.