ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 378.14.145
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Т. Б. Савкина
Проводимые в настоящее время в рамках реформы военного образования мероприятия в высших военных учебных заведениях ставят перед органами управления военных вузов ряд задач, требующих качественного и эффективного решения в сжатые сроки. В рамках выбранных предмета и объекта исследования среди них целесообразно выделить следующие:
- обучение в военных вузах специалистов по программам среднего профессионального образования по различным специальностям;
- переход на обучение по перспективным учебным планам и программам нового поколения;
- создание в гражданских вузах учебных военных центров для подготовки военных специалистов.
Практический опыт решения этих задач показывает, что существующие методики планирования учебного процесса не в полной мере позволяют эффективно решать указанные задачи с учетом специфики обучения военного специалиста, особенно в рамках жестких временных ограничений [1-3].
Одним из способов разрешения выявленного противоречия рассматривается разработка эффективной методики адаптивного планирования подготовки военных специалистов, использование которой органами управления военных вузов позволило бы качественно спланировать учебный процесс в кратчайшие сроки.
Савкина Татьяна Борисовна - соискатель кафедры тактики подразделений и частей ракетных войск стратегического назначения Ростовского военного института Ракетных войск, 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 24/50, е-шаП: [email protected].
Проведенный анализ предметной области исследования [3-5] и полученные на его основе требования к структуре и содержанию методического аппарата адаптивного планирования подготовки военных специалистов путем определения ее рационального содержания показывают, что основное внимание в разрабатываемой методике следует уделить проведению экспертизы по выбору наиболее целесообразных видов учебных занятий и решению задачи по оптимальному распределению заданного бюджета учебного времени между темами и видами занятий внутри дисциплины. При этом в состав интегрального показателя уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности U() входят коэффициенты значимости тем дисциплины (Ck) и весовые коэффициенты важности видов занятий в темах дисциплины (Ki), которые должны быть определены в качестве исходных данных для решения задачи [6]. Кроме того, в качестве исходных данных методика использует:
- цели обучения по темам дисциплины, заданные требуемыми уровнями усвоения;
- перечень тем учебной дисциплины, определенный на основании квалификационных требований к выпускникам вузов;
- перечень и характеристика видов учебных занятий в вузе;
- параметры видов учебных занятий в вузе, определенные для конкретного вуза по конкретной дисциплине
- значения показателей степени усвоения учебной информации на 7-ом виде занятия (Qi);
Savkina Tatyana - degree-seeking student of the Tactics of the Strategie Missile Forces Units Department at the Rostov Military Institute of Missile Forces, 24/50, Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344068, е-mail: savkina.tat @yandex.ru.
166
2010
№ 4
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
- перечень и характеристика задач профессиональной деятельности;
- условия реализации задач профессиональной деятельности;
- бюджет учебного времени по дисциплине, заданный количеством учебных занятий (п );
4 зад7'
- показатель и критерий оценки эффективности уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности.
В состав методики входят исходные данные и пять условно обозначенных частных методик, цели и задачи которых заключаются в следующем.
Объективно существует необходимость определения перечня видов учебных занятий, наиболее подходящих для усвоения темы на заданных уровнях, поскольку по каждой теме структура учебного материала и цели его усвоения различны. Эта задача решается с помощью частной методики № 1.
Частная методика № 2 обеспечивает ранжирование задач профессиональной деятельности, а с помощью частной методики № 3 решается задача определения значимости тем дисциплины. Необходимость решения данных задач и порядок их следования вытекают из следующего. При определении содержания подготовки следует учитывать, что его реализация должна обеспечивать достижение конечной цели, в качестве которой выступает способность военного специалиста функционально устойчиво осуществлять свою деятельность. Это обусловливает необходимость введения связи между содержанием подготовки и будущей деятельностью специалиста. Приемлемым способом введения такой связи является учет значимости содержательной части тем учебной дисциплины при решении задач профессиональной деятельности.
Поскольку в данном случае понятие значимость не поддается непосредственному измерению, то для ее оценки требуется проведение экспертного опроса [7]. При этом возникает необходимость выделения ряда признаков, по которым экспертам предлагается дать оценки значимости содержательной части каждой темы. В качестве таких признаков предложено выбрать качество решения задач профессиональной деятельности.
Количественной характеристикой значимости тем являются коэффициенты Ск, для расчета которых необходимо знать коэффициенты значимости задач профессио-
нальной деятельности Р., определяемых с помощью частной методики № 2. Последние определяются путем вычисления значений групповой экспертной оценки при ранжировании задач профессиональной деятельности по заданному признаку, в качестве которого выбрана боеготовность войск, как определяющее состояние подразделений, частей, соединений и объединений [7].
Необходимость выполнения данных процедур по определению сначала коэффициентов Р., а затем - Ск обусловлена необходимостью учета связи между содержанием подготовки и будущей деятельностью специалиста, что создает возможность обеспечения способности военного специалиста функционально устойчиво осуществлять свою деятельность.
Задача определения значимости видов учебных занятий по темам дисциплины, которая решается с помощью частной методики № 4, вытекает из следующего положения. Поскольку каждая тема дисциплины обладает своей специфической структурой построения учебного материала с заданными целями его усвоения, то вклад каждого вида занятия в формирование необходимых специалисту знаний, умений и навыков, даже в рамках одной темы, будет различным.
Данное обстоятельство учитывается в методике за счет определения весовых коэффициентов важности видов занятий в темах дисциплины К*, которые совместно с коэффициентами значимости тем дисциплины Ск включены в состав интегрального показателя уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности.
В свою очередь, данный показатель и выбранный критерий оценки эффективности уровня подготовки военного специалиста к профессиональной деятельности позволяют с использованием методов оптимизации решить задачу оптимального распределения бюджета учебного времени по темам и видам занятий. Такая задача решается с помощью частной методики № 5.
Полученные результаты решения задач частных методик № 1 и № 5 оформляются в учебной программе и тематическом плане изучения дисциплины в виде таблиц распре -деления учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.
Изложенный подход может служить основой для разработки методики адаптивного
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2010
№ 4
167
планирования подготовки военных специалистов, применение которой не только позволит провести качественное планирование учебного процесса в условиях временных ограничений, но и будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Черкесов А.Н. Методическое обеспечение работы должностных лиц по планированию учебного процесса // Информационные технологии. 2003. № 1. С. 13-17.
2. Семенов П.Ю. Методика определения рационального содержания подготовки военных специалистов к функционально-устойчивой деятельности // Информационный сборник РВСН. 2002. № 1. С. 49-56.
3. Военная дидактика / Под. ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2005. 536 с.
4. Байденко В.И., Зантворт Дж. ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 170 с.
5. Титов В.Б., Дробот И.С., Лободин В.В. Научные и организационные основы непрерывной профессионализации военнослужащих. М.: ВА РВСН, 2008. 124 с.
6. Авен П.О. Построение интегрального показателя в критериальном пространстве // Автоматика и телемеханика. 1985. № 4. С. 87-91.
7. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: Инфра, 2001. 264 с.
30 ноября 2010 г.
168
2010
№ 4
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА