Научная статья на тему 'К вопросу Об эффективности деятельности органов государственной власти'

К вопросу Об эффективности деятельности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2712
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сингизов И.Ю., Сингизова Н.Б.

Статья посвящена исследованию теоретических, нормативно-правовых, методических и организационных вопросов определения и оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Анализ эффективности работы органов власти субъектов Российской Федерации нацелен на принятие на его основе обоснованных управленческих решений, формирование объективных планов регионального социально-экономического развития и осуществление контроля выполнения планов и управленческих решений. В статье рассматриваются нормативно-правовая база и перечень показателей, а также выявляются достоинства и недостатки действующей в настоящее время системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сингизов И.Ю., Сингизова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об эффективности деятельности органов государственной власти»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 353

И.Ю. Сингизов

К.э.н., доцент

Башкирский государственный университет

Н.Б. Сингизова

Башкирская академия государственной службы и управления

при Главе Республики Башкортостан г. Уфа, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию теоретических, нормативно-правовых, методических и организационных вопросов определения и оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Анализ эффективности работы органов власти субъектов Российской Федерации нацелен на принятие на его основе обоснованных управленческих решений, формирование объективных планов регионального социально-экономического развития и осуществление контроля выполнения планов и управленческих решений. В статье рассматриваются нормативно-правовая база и перечень показателей, а также выявляются достоинства и недостатки действующей в настоящее время системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов - субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова

Эффективность. Экономическая эффективность. Социальная эффективность.

Эффективность деятельности. Органы государственной власти. Оценка эффективности.

Перечень показателей. Методика оценки эффективности.

Важнейшей характеристикой любой значимой деятельности (например, производственной, управленческой, научно-исследовательской), а также развития социально-экономической системы любого уровня (предприятия, города, региона, национальной экономики в целом) является эффективность. Под эффективностью понимают, как правило, достижение наилучшего результата с минимальными затратами. При исследовании эффективности авторы часто выделяют экономическую и социальную эффективность, а также социально-экономическую эффективность в целом. При этом возникает вопрос количественной оценки данных видов эффективности.

Если рассматривать экономическую эффективность, то для ее расчета и оценки существуют различные показатели, широко применяемые в практической деятельности. Сюда можно отнести такие индикаторы, как производительность труда, фондоотдача, рентабельность, которые выступают частными показателями экономической эффективности. Так, производительность труда является прямым показателем эффективности использования трудовых ресурсов в производственной деятельности. Данный индикатор может быть рассчитан как на микроэкономическом уровне путем соотношения объема производства продукции к затратам труда, так и на макроуровне как отношение объема валового внутреннего продукта к среднегодовой численности занятых в экономике страны.

Что же касается социальной эффективности, то в данном случае применение универсальной формулы соотношения полученного результата и затрат ограничивает тот факт, что социальный эффект часто не поддается количественной оценке. Если в качестве экономического эффекта может выступать, к примеру, объем произведенной продукции, то социальный эффект на уровне предприятия проявляется, в частности, как улучшение микроклимата в трудовом коллективе, уменьшение текучести кадров, на макроуровне - как снижение уровня безработицы и напряженности на рынке труда, снижение уровня смертности, повышение рождаемости и средней продолжительности жизни населения.

Еще более сложным представляется расчет эффективности деятельности органов государственной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

власти. В этом случае также невозможно использовать простую формулу соотношения результата и затрат, поскольку деятельность органов власти направлена на управление многими сферами общественной жизни. Однако целью работы государственных органов в конечном итоге является повышение уровня и качества жизни населения, что, в свою очередь, подразумевает возможность и даже необходимость определения эффективности их деятельности. В связи с этим обратим внимание на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как исследование эффективности их работы позволяет провести сравнительный анализ результативности деятельности государственных органов регионов страны.

Так, в статье 26.3.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, определено, что, во-первых, Президентом Российской Федерации утверждается перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации; во-вторых, руководитель региона представляет Президенту России доклады о фактически достигнутых и планируемых значениях указанных показателей; в-третьих, в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей предусматривается выделение субъектам Российской Федерации грантов за счет средств федерального бюджета [1].

Таким образом, для определения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации должны быть использованы показатели, которые характеризуют результативность работы региональных государственных органов. Очевидно, что в качестве таких индикаторов выступают показатели социально-экономического развития региона. Рассмотрению подобного рода показателей посвящены работы многих отечественных исследователей, часть из них представлена в наших предыдущих публикациях [4, с. 52-53; 5, с. 25; 6, с. 119-120; 7, с. 28-31; 8, с. 160-161; 9, с. 218; 10, с. 94-95].

Выбор тех или иных показателей, отражающих развитие региональной социально-экономической системы и результаты работы органов государственной власти региона, является достаточно дискуссионным вопросом. На наш взгляд, одним из основных критериев разработки совокупности таких показателей является наличие в ней как экономических, так и социальных индикаторов.

Решение данной проблемы было предложено на федеральном уровне. В целях реализации положений Федерального закона № 184-ФЗ Указом Президента России от 28 июня 2007 г. № 825 (в редакции от 13 мая 2010 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» был утвержден перечень основных показателей, включавший 48 индикаторов, часть из которых имела свои частные показатели. Однако впоследствии данный документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвердившего новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающий по состоянию на сегодняшний день 12 индикаторов [2].

В данный перечень входят 5 показателей развития экономики (такие как: 1) объем инвестиций в основной капитал; 2) оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; 3) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; 4) реальные располагаемые денежные доходы населения; 5) удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда), а также 5 показателей социального развития (сюда относятся: 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) уровень безработицы в среднем за год; 3) доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в таких организациях; 4) смертность населения (без показателей смертности от внешних причин); 5) доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов).

Кроме того, в перечень вошли еще 2 показателя: 1) численность населения, которая является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

вспомогательным показателем, используемым для расчета отдельных индикаторов на душу населения в целях обеспечения сопоставимости данных по регионам страны; 2) оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выступающая результатом опросов населения в целях выявления мнения граждан относительно уровня их удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, за состояние которых отвечают региональные органы власти.

Необходимо также отметить, что 3 ноября 2012 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвердившее:

1) перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающий в настоящее время 44 дополнительных индикатора;

2) методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) Правила предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности [3].

Таким образом, проведение оценки эффективности деятельности органов государственной власти регионов - субъектов Российской Федерации основано на официально утвержденных перечнях общих и индивидуальных показателей, информацию по которым представляют Федеральная служба государственной статистики и ряд других государственных органов, а также на действующей методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целом, рассмотрение теоретических, нормативно-правовых, методических и организационных вопросов исследования эффективности деятельности органов государственной власти позволяет выделить плюсы и минусы сложившейся системы ее оценки.

На наш взгляд, к достоинствам действующей системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации можно отнести:

1) ограниченный по количеству перечень показателей, позволяющий объективно интерпретировать получаемые результаты;

2) использование в качестве информационной базы официальных данных государственной и ведомственной статистики, обеспечивающее достоверность итогов оценки эффективности деятельности;

3) наличие в перечне общих показателей не только экономических индикаторов, но и показателей социального развития региона, а в перечне индивидуальных показателей - разнообразных индикаторов, объединенных в 10 разделов, что дает возможность охватить в рамках методики различные сферы общественной жизни как объекты государственного управления;

4) комплексность методики, выражающаяся в расчете не только среднегодовых значений используемых показателей, что отражает социально-экономическое положение региона, но и среднегодового темпа роста данных показателей, характеризующего динамику социально-экономического развития региона);

5) обеспечение сопоставимости используемых данных путем:

а) исчисления отдельных абсолютных показателей на душу населения, для чего применяют показатель численности населения региона; б) приведения разнонаправленных показателей к одинаковому виду (в отношении показателей, большее значение которых отражает большую эффективность, и показателей, большее значение которых отражает меньшую эффективность);

в) осуществления нормирования для ряда показателей, то есть приведения стоимостных индикаторов к сопоставимому виду на основе индексного метода (с применением значений коэффициента уровня цен в регионе и индекса бюджетных расходов субъекта Российской Федерации).

К недостаткам системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации можно отнести следующие положения:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

1) в соответствии с действующей методикой из 44 индивидуальных показателей для оценки эффективности отбирают только 2 показателя, что объективно не может обеспечить репрезентативность массива данных из перечня показателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 [3];

2) в методике не обосновано использование тех или иных весовых коэффициентов при проведении промежуточных и итоговых расчетов эффективности;

3) в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представлены достаточно важные индикаторы, например, объем валового регионального продукта на душу населения;

4) на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации недостаточно информации, касающейся актуальных вопросов проведения и официальных результатов оценки эффективности деятельности органов государственной власти регионов страны.

При этом считаем важным отметить, что в соответствии с пунктом 2 методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства России от 3 ноября 2012 г. № 1142, Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами власти может вносить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3].

Это свидетельствует о наличии реальных возможностей по улучшению действующей в настоящее время системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005 (ред. от 28 марта 2017 г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 35. - Ст. 4774 (ред. от 16 января 2015 г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 46. - Ст. 6350 (ред. от 26 ноября 2015 г.).

4. Сингизов И. Ю. Информационная база исследования инновационного развития территорий / И. Ю. Сингизов // Перспективы инновационного развития территорий : коллектив. монография / под общ. ред. И. Ю. Карелина. - Уфа : БАГСУ, 2015. - С. 48-55.

5. Сингизов И. Ю. Информационное обеспечение диагностики социально-экономического развития регионов / И. Ю. Сингизов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011. - № 6. - С. 22-26.

6. Сингизов И. Ю. О системе показателей регионального социально-экономического развития / И. Ю. Сингизов, Н. Б. Сингизова // Современные тенденции развития социально-экономических систем : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, Женева, 17 декабря 2014 г.) / отв. ред. А. В. Янгиров. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. - С. 116-122.

7. Сингизов И. Ю. Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: текущее состояние и пути оптимизации / И. Ю. Сингизов, Н. Б. Сингизова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2015. - № 6. - С. 26-32.

8. Сингизов И. Ю. Показатели развития региональной социально-экономической системы / И. Ю. Сингизов, Н. Б. Сингизова // 30 лет перестройке: трансформация региональной социально-экономической системы за годы реформ : сб. материалов рос. науч.-практ. конф., 23 окт. 2015 г. / редкол. И. Ю. Карелин [и др.]. - Уфа : БАГСУ, 2015. - С. 158-162.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 2410-700Х

9. Сингизов И. Ю. Построение системы показателей социально-экономического положения региона / И. Ю. Сингизов // Инновационная экономика: регион, отрасль, предприятие : сб. материалов рос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л. С. Валинуровой, О. Б. Казаковой, Н. З. Мазур, В. М. Пушкаревой. - Уфа : БАГСУ, 2012. -С. 216-219.

10. Сингизова Н. Б. К вопросу о структуре экономики региона / Н. Б. Сингизова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2012. - № 6. -С. 93-97.

© Сингизов И.Ю., Сингизова Н.Б., 2017

УДК 338.2

Степанова Е.В., студентка 1 курса магистратуры ЗФО, ЭП-141з

г. Симферополь, Республика Крым Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные теоретические аспекты понятия оборотных средств предприятия.

Ключевые слова

Оборотные средства, денежные средства предприятия, заемные оборотные средства предприятия.

Такая экономическая категория как «оборотные средства» играет важную роль в экономической жизни предприятия. Но при этом сами они имеют неоднородную структуру: соотношение собственных и заемных средств в их составе может серьезно влиять на финансовую устойчивость предприятия, возможности его модернизации и инновационного развития.

Каждая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, должна иметь оборотные средства (оборотный капитал), которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

Оборотные средства - это денежные средства предприятия, обслуживающие воспроизводственный процесс. Они необходимы ввиду разрыва во времени между моментом оплаты приобретенных исходных материалов, сырья, возмещением затрат на превращение их в готовый продукт и временем получения от потребителей выручки за соответствующую продукцию. Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные фонды представляют собой производственные материальные запасы, незавершенное производство с малоценными и быстроизнашивающимися предметами и расходы будущих периодов, т.е. это предметы труда в виде производственных запасов и на разных стадиях переработки в процессе производства. фонды обращения функционируют в сфере обращения и состоят из остатков готовой продукции на складе предприятия; отгруженной, но не оплаченной покупателями продукции; денежных средств в расчетах, на расчетном счете, в кассе, на аккредитивах. Величина производственных запасов, незавершенного производства и некоторых других видов оборотных средств, необходимых предприятию для обеспечения нормального бесперебойного хода производства, может быть рассчитана заранее. Это -нормируемые оборотные средства. Остальная часть относится к ненормируемым оборотным средствам. На основании расчета нормируемых оборотных средств определяется размер собственных оборотных средств, которыми постоянно должно обладать предприятие. При этом учитываются (вычитаются) устойчивые пассивы, складывающиеся из средних сумм задолженности предприятия по выплате заработной платы своим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.