юштавшшаившЕиишнш
DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_1_77 УДК 343.4
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ
ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
Коркмазов Алим Викторович,
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Яицкая Елена Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются антикоррупционные правовые механизмы. Отмечается, что борьба с коррупцией сегодня актуальна для всего мира и снижение масштабов ее распространения свидетельствует о верховенстве конституционной законности в правовом государстве. Для эффективного противодействия коррупции требуется последовательная политика государства, состоящая в создании соответствующих правовых механизмов, направленных на предупреждение коррупционных проявлений и обеспечивающих должный уровень противодействия данному явлению. Указывается, что особое место среди регулятивных правовых механизмов занимает антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативно-правовых актов, которая максимально ограничивает возможность для коррупционных злоупотреблений во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Ключевые слова: коррупция; правовые механизмы; антикоррупционная экспертиза; противодействие.
UDC 343.4
ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF ANTI-CORRUPTION
LEGAL MECHANISMS
Korkmazov Alim Viktorovich,
Candidate of Pedagogy, Lecturer at the Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Elena Aleksandrovna Yaitskaya,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes anti-corruption legal mechanisms. It is noted that the fight against corruption today is relevant for the whole world and the decrease in the scale of its spread testifies to the supremacy of constitutional legality in a state governed by the rule of law. To effectively combat corruption, a consistent state policy is required, consisting in the creation of appropriate legal mechanisms aimed at preventing corruption manifestations and ensuring an adequate level of countering this phenomenon. It is indicated that a special place among the regulatory legal mechanisms is occupied by anti-corruption expertise of adopted regulatory legal acts, which maximally limits the possibility for corruption abuses in all spheres of human life.
Keywords: corruption; legal mechanisms; anti-corruption expertise; opposition.
В Российской Федерации прошедшее десятилетие можно охарактеризовать как период проведения значительного количества реформ, в числе которых важное место занимает противодействие коррупции. Борьба с коррупцией сегодня актуальна для всего мира и снижение масштабов ее распространения свидетельствует о верховенстве конституционной законности в правовом государстве. Искоренить коррупцию - задача трудноразрешимая, однако борьба с ней выступает приоритетной политикой любого развитого государства, поскольку коррупция подрывает интересы личности, общества и доверие к государству, а также снижает инвестиционную привлекательность экономики [3].
Для эффективного противодействия коррупции требуется последовательная и продуманная политика государства, состоящая в создании соответствующих правовых механизмов, представляющих собой юридическую конструкцию, призваннаю регулировать общественные отношения и включающую в себя правосубъекность, юридические факты, модель правового отношения, нормы права и нормативно-правовые акты.
Приведенная совокупность правовых механизмов выступает основой:
- для регулирования отношений в пределах, которых осуществляется противодействие коррупции;
- мониторинга правоприменения, отчет о результатах которого ежегодно публикуется Министерством юстиции Российской Федерации;
- согласованной антикруупционной деятельности как части системы управления компанией, обеспечивающей соответствие нормам законодательства и локальных нор-
мативных актов, включая контроль в этой сфере [1; 6].
Таким образом, осуществление противодействия коррупции со стороны государства является встречным движением к минимизации ее проявлений, а правовые механизмы направлены, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение должного уровня противодействия данному явлению.
Отправной точкой антикоррупционной реформы в Российской Федерации выступает принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Давая оценку положениям закона, Э. В. Та-лапина комментирует: «Актуальность проблемы коррупции и необходимость борьбы с ней ни у кого не вызывает сомнений. Важно, что принятие Закона стало первым шагом, организующим и унифицирующим антикоррупционные мероприятия, который позволит сообразовывать их с проводимыми в стране реформами (административной, судебной), создать комплексные и эффективные схемы противодействия коррупции, «вплетенные» в повседневную жизнь общества и государственного аппарата» [7].
Основными положениями закона о противодействии коррупции являются как механизмы предотвращения возможности коррупционного поведения, так и реализация последствий в случае такового. Отсюда в рамках противодействия коррупции особое место среди регулятивных правовых механизмов занимает антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативно-правовых актов.
В юридической литературе справедливо отмечается. что необходимость создания законодательства, препятствующего соверше-
нию коррупционных деяний, является одним из приоритетных направлений противодействия указанному явлению в целях создания такой нормативно-правовой базы, которая будет максимально ограничивать возможность для коррупционных злоупотреблений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Таким образом, после принятия закона о противодействии коррупции был принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором прописывается правовой механизм выявления и устранения коррупциогенных факторов. Следом Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов».
Следует обратить внимание, что принятию указанного нормативно-правового обеспечения предшествовала глубокая доктриналь-ная переработка большого информационного массива, нашедшая отражение в принципах и методиках проведения антикоррупционной экспертизы, которые можно отнести к одному из самых эффективных. Этот вывод основан на отчетах о результатах правоприменения, которые ежегодно публикуются Министерством юстиции Российской Федерации, где в 2011 г. был выявлен лишь один коррупци-огенный фактор, а в 2018 г. - ни одного, что выступает ярким свидетельством эффективного правового механизма. Однако несмотря на доказанную результативность, антикоруп-ционные правовые механизмы постоянно совершенствуются. Так, 16.08.2021 Указом Президента Российской Федерации был подписан «План о противодействии коррупции на 2021-2024 гг.», предусматривающий решение ряда задач.
1. Совершенствовать систему запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности. В данном случае направлениями деятельности Правительства Российской Федерации выступает:
- разработка предложений по совершенствованию порядка представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующими должностными лицами;
- возложение соблюдения антикоррупционных стандартов на соответствующее должностное лицо; совершенствование правовой регламентации в области ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц;
- повышение качества правового регулирования фактов совершения коррупционных правонарушений либо склонения к их совершению в контексте защиты лиц, уведомивших об этом работодателей, органы прокуратуры или иные государственные органы;
- совершенствование работы каналов свя -зи, связанных с получением информации -горячая линия, телефон доверия, электронная приемная, по которым граждане могут сообщать о коррупционных проявлениях, не боясь преследования, а также рассмотрения и проверки получаемой информации.
2. Повысить эффективность мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В данном случае на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность на основе анализа отечественного и зарубежного опыта правоприменительной практики уточнить понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве», «иные близкие отношения» и перечень граждан и юридических лиц, с которыми связана личная заинтересованность лица, предотвращающего конфликт интересов.
3. Совершенствовать порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции. В данном случае Правительство Российской Федерации реализует правовой механизм, связанный с осуществлением запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении антикоррупционных проверок в отношении государственных и муниципальных должностных лиц в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности», запросов в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам сотовой связи.
4. Совершенствовать правовое регулирование ответственности за несоблюдение
антикоррупционных стандартов, в частности реализация порядка привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов соответствующих должностных лиц.
5. Применить меры административно-правового и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования правоохранительными органами и правоприменительными структурами.
6. Обеспечить защиту информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении противодействия коррупционным проявлениям.
7. Осуществлять противодействие коррупции в частном секторе экономики в вопросах взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества.
8. Совершенствовать меры по противодействию коррупции в сфере осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях недопущения действий, идущих вразрез с законодательством о противодействии коррупции.
9. Совершенствовать эффективность образовательных мероприятий антикоррупционной направленности и популяризацию антикоррупционных стандартов в обществе путем проведения научных междисциплинарных исследований и учебно-методических семинаров по актуальным вопросам профилактики и противодействия коррупции.
Безусловно, указанный перечень задач не является исчерпывающим, однако на их решение потребуются особые усилия, направ-
ленные на повышение эффективности антикоррупционных правовых механизмов. Таким образом, для систематизации антикрруп-ционных правовых механизмов, по нашему мнению, было бы целесообразным выделить антикорупционное право в самостоятельную отрасль права в системе российского законодательства, что исключит возможность дублирования и противоречия в нормативно-правовых актах, которых за последние годы только на федеральном уровне принято более пятидесяти [2; 4; 5].
Все изложенное отчетливо свидетельствует о том, что как явление многофактороное и устойчивое коррупция требует особых подходов для ее понимания, состоящих в последо -вательной и продуманной политике государства, чьи правовые механизмы направлены на предупреждение коррупционных проявлений и вместе с тем обеспечивают должный уровень противодействия данному явлению. Соглашаясь с мнением ряда исследователей, отметим, что эффективная реализация антикоррупционных мер детерминируется во многом правовой культурой, информированностью, гражданской активностью и готовностью принимать участие в профилактике и противодействии коррупции [1; 7; 8]. Все сказанное позволит сформировать у граждан антикррупционные установки в сознании граждан, окажет положительное влияние на результаты антикоррупционной политики и обеспечит дальнейшее эффективное функционирование правовых механизмов, препятствующих коррупционным проявлениям в обществе.
Список литературы_
1. Асриев, С. А. Современные угрозы обществу: коррупция и терроризм / С. А. Асриев // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук : материалы IX Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2019. - С. 4-5.
2. Базарова, Н. А. Актуальные вопросы противодействия коррупции / Н. А. Базарова // Лучшая научная статья 2020 : сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса. - 2020. - С. 37-42.
3. Болотова, А. В. Коррупция в России и методы борьбы с ней / А. В. Болотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2019. - № 11. - С. 249-252.
4. Егоров, А. И. Противодействие коррупции / А. И. Егоров, И. А. Кычкин, Г В. Максимов // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сборник научных статей международной научной конференции. - 2019. - С. 167-168.
5. Морозова, А. В. Коррупция и методы борьбы с ней / А. В. Морозова // Проблемы науки. - 2018. - № 10 (34). - С. 48-51.
6. Петрушина, О. М. Противодействие коррупции в современном обществе / О. М. Петрушина, Е. Н. Золотарёв // Со1^ши1тНоита1. 2019. - № 11-3 (35). - С. 11-12.
7. Талапина, Э. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции / Э. В. Талапина. - Москва : ВолтерсКлувер, 2010. - 192 с.
8. Токарев, А. Н. Противодействие коррупции на современном этапе развития государства / А. Н. Токарев // Приоритетные направления развития современной юридической науки : международная научно-практическая конференция. - 2019. - С. 113-115.
References_
1. Asriev S.A. Sovremenny'e ugrozy' obshhestvu: korrupciya i terrorizm, Aktual'nye problemy' pravovyx, e'konomicheskix i gumanitarnyx nauk: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov i studentov, 2019, pp. 4-5.
2. Bazarova N.A. Aktual'ny'e voprosy' protivodejstviya korrupcii, Luchshaya nauchnaya stat'ya 2020: sbornik statej po materialam vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, 2020, pp. 37-42.
3. Bolotova A.V. Korrupciya v Rossii i metody' bor'by' s nej, Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo, 2019, no. 11, pp. 249-252.
4. Egorov A.I., Ky'chkin I.A., Maksimov G.V. Protivodejstvie korrupcii, Peredovye innovacionnye razrabotki. Perspektivy i opy't ispol'zovaniya, pro-blemy vnedreniya v proizvodstvo : sbornik nauchnyx statej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2019, pp. 167-168.
5. Morozova A.V. Korrupciya i metody' bor'by' s nej, Problemy' nauki, 2018, no. 10 (34), pp. 48-51.
6. Petrushina O.M., Zolotaryov E.N. Protivodejstvie korrupcii v sovremennom obshhestve, Colloquium-journal, 2019, no. 11-3 (35), pp. 11-12.
7. Talapina E'.V. Kommentarijkzakonodatel'stvu RossijskojFederaciioprotivodejstviikorrupcii. Moskva : VoltersKluver, 2010, 192 p.
8. Tokarev A.N. Protivodejstvie korrupcii na sovremennom e'tape razvitiya gosudarstva, Prioritetnye napravleniya razvitiya sovremennojyuridicheskoj nauki: mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2019, pp. 113-115.