DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_4_62 УДК 343.01
КОРРУПЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА, ПУТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Кокурхаева Радима Магомет-Башировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
Люев Резуан Хизирович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
В статье дается характеристика коррупции, анализируются причины ее возникновения, а также вопросы профилактики и противодействия данному явлению. Отмечается, что законодательство в сфере коррупции регулярно совершенствуется, однако правоприменительная практика меняется довольно медленно, хотя государством постоянно предпринимаются меры по ужесточению уголовной ответственности за коррупционные преступления. Коррупция оказывает негативное влияние на экономику, снижает инвестиционную привлекательность, ослабляет авторитет государственной власти, парализует деятельность государственных институтов. Противодействие данному явлению происходит путем реализации профилактических мер. Необходимо в этот процесс вовлекать как самих граждан и институты гражданского общества, так и государственные институты. Делается вывод, что коррупция в современной России являет собой проблему системного характера и целью антикоррупционной политики государства выступает максимальное снижение уровня коррупционной преступности при существующих сегодня реалиях.
Ключевые слова: противодействие коррупции; антикоррупционная политика; профилактические меры.
UDC 343.01
CORRUPTION: MAINTENANCE, PREVENTION, WAYS OF COUNTERACTION
Kokurkhaeva Radima Magomet-Bashirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of
Economics, Ingush State University, Magas, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru
Luev Rezuan Khizirovich,
Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced
Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru
The article provides a characteristic of corruption, analyzes the causes of its occurrence, as well as issues of prevention and counteraction to this phenomenon. It is noted that the legislation in the field of corruption is regularly improved, however, law enforcement practice is changing rather slowly, although the state is constantly taking measures to toughen criminal liability for corruption offenses. Corruption has a negative impact on the economy, reduces investment attractiveness, weakens the authority of state power, and paralyzes the activities of state institutions. This phenomenon is counteracted by the implementation of preventive measures. It is necessary to involve in this process both the citizens themselves and the institutions of civil society, as well as state institutions. It is concluded that corruption in modern Russia is a systemic problem and the goal of the state's anti-corruption policy is the maximum reduction in the level of corruption crime in the current reality.
Keywords: anti-corruption; anti-corruption policy; preventive measures.
Юридические исследования
63
Коррупция на современном этапе развития общества является одним из наиболее опасных социальных явлений, причины которого кроются в социально-культурных, экономических, институциональных и других особенностях развития общества и государства. Появление коррупции можно связать с возникновением государства. Первое упоминание о коррупции встречается в древнерусских летописях, в форме «кормления», когда воеводы и наместники в полном объеме переходили на содержание населению соответствующей территории. Они, осуществляя управление всеми делами на вверенной им территории, выполняли функции судопроизводства, назначали наказания, контролировали сбор налогов. В результате начинали злоупотреблять своей властью, процветало вымогательство и стяжательство. Воеводы назначались сроком на два года. Нередко, управляя уездами, они обогащались. В зарубежной литературе также можно встретить яркие примеры коррупционных проявлений. Например, в истории США наиболее громким коррупционным скандалом выступила так называемая «Политическая машина», которая осуществляла действие в составе политической партии и подобно машине из года в год выигрывала выборы, в результате чего довольно долго эта организация остава -лась у власти. В Англии одним из нашумевших коррупционных скандалов выступила продажа в парламенте «гнилых местечек» (обезлюдевшие деревни и городки в Великобритании, но при этом сохранившие представительство в парламенте и голосами этих населенных пунктов распоряжался хозяин земли - лендлорд, который место в палате общин просто продавал). Не миновало данное явление и скандинавские страны, в том числе и свободные от коррупции государства (Швеция и Норвегия), где отмечались случаи получения взяток в органах государственного управления. Отсюда можно заключить, что коррупция постепенно разрослась до общепланетарных масштабов, и противодействие данному явлению выступает сегодня одной из ключевых задач государственных органов [2-5].
Современная коррупция претерпевает качественное изменение, оставаясь общественно опасным явлением. Из разряда отдельных самостоятельных преступлений,
совершаемых некоторыми нечестными чиновниками, она генерировала в повседневную жизнь обычных граждан, заняв прочные позиции, и выступает привычным аспектом социально-экономической жизни. Параллельно коррупция стала стилем ведения бизнеса. Преступления данного вида носят латентный характер [5; 9].
Таким образом, противодействие данному явлению должно носить системный характер и учитывать различные формы коррупции.
Принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в который вошли основные положения антикоррупционной политики, ответственность физических и юридических лиц за нарушение законодательства, обязанность организаций предпринимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, является одним из значимых этапов в направлении противодействия данному феномену. Закон, хотя и содержит комплекс профилактических и карательных мер, тем не менее не обеспечивает противодействие коррупции.
Противодействие коррупции осуществляется путем реализации мер предупреждения и профилактики данного явления. Однако здесь явно прослеживается неудачный юридико-технический прием, позволяющий на законодательном уровне использовать двоякое трактование данной нормы: профилактика коррупции является частью института предупреждения; предупреждение коррупции отождествляется с профилактикой. Отсюда приравнивание профилактики к предупреждению или, наоборот, является предметом многочисленных дискуссий. Как отмечают исследователи, законодательные акты в достаточно развернутом виде закрепляют цели, субъекты и механизмы предупреждения коррупционных правонарушений, при этом присутствует такое упущение: нет четкого установления самого понятия, что приводит к его обширному толкованию и, как следствие, отсутствию четкого понимания результативности данного вида деятельности [1; 2].
Таким образом, данные понятия либо отождествляются, либо не различаются. Со сво -ей стороны хотим высказать позицию о том, что профилактику следует определять в качестве самостоятельного вида предупрежде-
ния правонарушений. Однако рассматривая данные категории в качестве максимально близких по своему смысловому значению, можно заключить следующее: профилактика и предупреждение коррупционных проявлений в качестве элементов противодействия данному явлению преследуют целью препятствовать совершению коррупционных преступлений. Необходимо также четко понимать, что коррупционная составляющая оказывает негативное влияние на экономику, снижая инвестиционную привлекательность территорий, ослабляет эффективность государственной власти, парализуя деятельность государственных институтов, и что более важно, под угрозу ставится фундаментальный конституционный принцип равенства перед законом и судом [4; 7].
Вместе с тем следует понимать, что государство в одиночку противодействовать коррупционным проявлениям не может. Здесь нужно активное участие как самих граждан, так и институтов гражданского общества. Сегодня мы являемся свидетелями того, как коррупция проникла во все сферы органов государственной власти, судебные и правоохранительные органы. Это вызывает негодование у населения, подрывая доверие к государственным институтам в вопросах обеспечения защиты конституционных прав. Население выражает неудовлетворенность деятельностью государственных органов власти и невозможностью повлиять на решения, принимаемые чиновничьим аппаратом, в результате чего сплачивается в неконтролируемую толпу, транслирующую вспышки гнева и массовые беспорядки. В сложившейся ситуации актуализируется необходимость проведения такой государственной политики, которая будет координировать деятельность различных институтов гражданского общества и широких слоев населения, направленную на борьбу с коррупцией. Конструктивный диалог между государством и гражданским обществом разовьет активность противодействия данному феномену [5; 8].
Важнейшим институтом гражданского общества, доказавшим свою эффективность и результативность, выступает общественный контроль, посредством которого реализуется обеспечение законности и профилактики коррупционных правонарушений. Основная цель общественного контроля состоит в огра-
ничении властного произвола и обеспечении реализации прав граждан. Общественный контроль препятствует принятию властью решений, идущих вразрез правам граждан, интересам государства и общества, а также повышает ответственность чиновников за такие решения.
Процессуально общественный контроль реализует участие гражданского общества в разработке основных направлений внутренней и внешней политики государства, в решении вопросов общественной значимости, чтобы развернуть власть в сторону признания прав и свобод человека в качестве наивысшей ценности. Смыслом таких действий выступает усиление взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах разработки и реализации государственной политики.
На данный момент в качестве одного из приоритетных направлений государственной антикоррупционной политики следует признать создание механизма общественного контроля за деятельностью структуры государственных органов, а также взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества, который и сыграет главную роль в профилактике коррупции.
В контексте изложенного можно заключить, что усиление общественного контроля позволит повысить эффективность государственной политики, выступит залогом прозрачности принимаемых решений, что в результате приведет к успешной борьбе с коррупцией. Вот только в отечественном законодательстве отсутствует позиция о целостной системе общественного контроля, что отражается в самом негативном аспекте на его эффективности и результативности; также нет закрепления понятия «общественный контроль», его принципов, форм и методов. Отсюда поверхностное и фрагментарное отражение общественного контроля приводит к неэффективности его механизмов [7; 9].
Еще одним направлением предупреждения коррупции следует назвать формирование устойчивого отрицательного отношения ко всем формам ее проявления. Повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на нетерпимое отношение к коррупционным
Юридические исследования
es
проявлениям, пропаганда антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания являются одним из приоритетных направлений российской антикоррупционной политики. Направленность антикоррупционной политики состоит в увеличении открытости власти и прозрачности, принимаемых ею решений, укреплении демократических основ государства, совершенствовании
Список литературы_
законодательства, осуществлении общественного контроля за работой чиновничьего аппарата [6; 8].
Таким образом, коррупция в современной России являет собой проблему системного характера, решение которой требует понимания ее сущности, исследования с учетом международного опыта и системного подхода к устранению причин ее появления.
1. Базарова, Н. А. Актуальные вопросы противодействия коррупции / Н. А. Базарова // Лучшая научная статья 2020 : сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса. - 2020. - С. 37-42.
2. Болотова, А. В. Коррупция в России и методы борьбы с ней / А. В. Болотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2019. - № 11. - С. 249-252.
3. Воронцов, С. А. Противодействие коррупции: принуждение или убеждение? / С. А. Воронцов // Философия права. - 2019. - № 1(88). - С. 23-28.
4. Егоров, А. И. Противодействие коррупции / А. И. Егоров, И. А. Кычкин, Г В. Максимов // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сборник научных статей международной научной конференции. - 2019. - С. 167-168.
5. Морозова, А. В. Коррупция и методы борьбы с ней / А. В. Морозова // Проблемы науки. - 2018. - № 10 (34). -С. 48-51.
6. Петрушина, О. М. Противодействие коррупции в современном обществе / О. М. Петрушина, Е. Н. Золотарёв // Colloquium-journal. - 2019. - № 11-3 (35). - С. 11-12.
7. Соколова, В. Н. Коррупция: виды, формы и методы борьбы с ней / В. Н. Соколова // Экономика и социум. -2020. - № 5-2 (72). - С. 169-171.
8. Спасский, С. Д. Коррупция и методы борьбы с ней / С. Д. Спасский // Правовое образование : сборник научных трудов / под общей редакцией Б. М. Магомедова. - Ростов-на-Дону, 2019. - С. 265-269.
9. Токарев, А. Н. Противодействие коррупции на современном этапе развития государства / А. Н. Токарев // Приоритетные направления развития современной юридической науки : международная научно-практическая конференция. - 2019. - С. 113-115.
References_
1. Bazarova N.A. Aktual'ny'e voprosy' protivodejstviya korrupcii, Luchshaya nauchnaya stat'ya 2020 : sbornik statej po materialam vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, 2020, pp. 37-42.
2. Bolotova A.V. Korrupciya v Rossii i metody' bor'by' s nej, Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo, 2019, no. 11, pp. 249-252.
3. Voronczov S.A. Protivodejstvie korrupcii: prinuzhdenie ili ubezhdenie? Filosofiya prava, 2019, no. 1(88), pp. 23-28.
4. Egorov A.I., Ky'chkin I.A., Maksimov G.V. Protivodejstvie korrupcii, Peredovy'e innovacionny'e razrabotki. Perspektivy i opy't ispol'zovaniya, problemy' vnedreniya v proizvodstvo : sbornik nauchnyx statej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2019, pp. 167-168.
5. Morozova A.V. Korrupciya i metody' bor'by' s nej, Problemy' nauki, 2018, no. 10 (34), pp. 48-51.
6. Petrushina O.M., Zolotaryov E.N. Protivodejstvie korrupcii v sovremennom obshhestve, Colloquium-journal, 2019, no. 11-3 (35), pp. 11-12.
7. Sokolova V.N. Korrupciya: vidy', formy' i metody' bor'by' s nej, E'konomikaisocium, 2020, no. 5-2 (72), pp. 169-171.
8. Spasskij S.D. Korrupciya i metody' bor'by' s nej, Pravovoe obrazovanie : sbornik nauchnyx trudov / pod obshhej redakciej B.M. Magomedova. Rostov-na-Donu, 2019, pp. 265-269.
9. Tokarev A.N. Protivodejstvie korrupcii na sovremennom e'tape razvitiya gosudarstva, Prioritetnye napravleniya razvitiya sovremennojyuridicheskoj nauki. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2019, pp. 113-115.