Научная статья на тему 'К вопросу об эффективном образовании для лиц с ограниченными возможностями'

К вопросу об эффективном образовании для лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЬГОТА / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИННОВАЦИИ / КОНКУРС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / EDUCATION / PRIVILEGE / TECHNICAL SPECIALIST / COMMON GRADUATION EXAMINATION / INNOVATION / CONCOURSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чиповская Екатерина Николаевна

Прослеживается связь между выбранной специальностью и социальными гарантиями в будущем. Отдельно рассматриваются особенности освоения программ высшей школы студентами льготных групп населения, вопросы переподготовки людей с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей активной работы на открытом рынке труда. Производится сравнение организации инклюзивного образования в ведущих странах мира. Объясняется суть эгалитарной системы образования в таких странах. Анализируются особенности получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чиповская Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective education for persons with disabilities

The article defines the communication between the chosen speciality and future social guarantees. The article also identifies: the features of the high school development programs for students of preferential groups; the questions of the disabled people retraining in order to continue active work on the open labor market. The article makes a compare of inclusive education organization in the leading countries of the world. Explained the essence of an egalitarian system of education in such countries. Analyzing the features of getting high education by disabled persons in Russia. The article also tries to analyze the priority of technical education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективном образовании для лиц с ограниченными возможностями»

Чиповская Екатерина Николаевна

Тихоокеанский государственный медицинский университет Владивосток, Россия

К вопросу об эффективном образовании для лиц с ограниченными возможностями

Прослеживается связь между выбранной специальностью и социальными гарантиями в будущем. Отдельно рассматриваются особенности освоения программ высшей школы студентами льготных групп населения, вопросы переподготовки людей с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей активной работы на открытом рынке труда. Производится сравнение организации инклюзивного образования в ведущих странах мира. Объясняется суть эгалитарной системы образования в таких странах. Анализируются особенности получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями в России.

Ключевые слова и словосочетания: образование, льгота, единый государственный экзамен, инновации, конкурс, малый бизнес.

В настоящее время молодые люди, оканчивающие среднюю школу, все чаще при выборе будущей специальности думают, прежде всего, о ее востребованности, которая означает и определенный уровень доходов. При этом проблемы трудоустройства беспокоят не только обычных абитуриентов, но и тех, кто принадлежит к социально незащищенным слоям населения, в том числе детей-инвалидов, причем последних даже в большей степени.

Вопросы социальной защиты данной подгруппы абитуриентов в условиях современной динамично развивающейся экономики чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом аспекте. От того, насколько успешно дети-инвалиды смогут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

В США, а также некоторых европейских странах уже имеется положительный опыт обучения в учреждениях ВПО абитуриентов, принадлежащих к льготной группе населения. Последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями» поддерживает практику инклюзии (совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Новый закон об об-

разовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Он поощряет преподавателей и специалистов разных профилей работать вместе на благо учащихся с особенностями развития. По мнению американских ученых, цель инклюзивного образования будет достигнута только тогда, когда государственные школы и вузы по всей стране смогут вести обучение с учетом потребностей каждого учащегося [9].

Успехи Японии, второй экономической державы мира, во многом связаны с высоким уровнем образования. Не случайно Японию называют великой образованной державой.

Действительно, в этой стране всегда придавали большое значение просвещению. Стремление к более высокому статусу - свойство японского менталитета. На протяжении всей истории страны образование было непреходящей духовной ценностью, одним из приоритетов государственной политики, базовым компонентом экономического «японского чуда».

Высококвалифицированный специалист востребован всегда, а высшее образование - это документальное подтверждение уровня профессионализма. К тому же выпускники вузов получают заработную плату на 28% выше тех, у кого образовательный статус ниже.

В целом система образования является достаточно эгалитарной. Строгие экзамены независимо от социального положения поступающих помогают отобрать наиболее достойных. В то же время японская система образования содействует стиранию различий между социальными группами. Представитель любого слоя, окончивший, например, Токийский университет, уже принадлежит к клану его выпускников, что обеспечивает ему высокий статус в обществе.

Социально-экономические перемены на рубеже 70 - 80-х гг. поставили перед образованием новые проблемы. Компаниям стали нужны не просто хорошо подготовленные кадры, а думающие работники. Изменения касаются всего комплекса системы образования: начального, среднего и высшего, непрерывного обучения, административного управления и финансирования. На всех уровнях образования предоставляется большая свобода выбора, гибкость и многовариантность обучения с упором на развитие творческих способностей.

Продолжается стимулирование непрерывного образования с переносом центра тяжести на обучение в течение всей жизни человека. Это позволяет оставаться активным членом общества с учетом 80-летнего жизненного цикла японцев.

В японском законодательстве есть статья, предлагающая льготные условия и налоговые поощрения для компаний, предоставляющих рабочие места выпускникам с ограниченными возможностями, но, даже несмотря на льготы, работодатели стараются отбирать только квалифицированные и хорошо подготовленные кадры [9].

В университетах большинства стран ЕС само образование является бесплатной услугой, и этого уже достаточно, чтобы исключить любые льготы в данной сфере. Студентам также выделяют стипендии, однако их получает лишь ограниченное число лучших студентов, остальные вынуждены обеспечивать себя сами. Такой устав действует даже в тех странах, где социальная политика всегда была приоритетом государственного развития, - в Швеции, Финляндии, Дании [5].

Право на получение образования как одно из важнейших прав человека закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 43 Конституции «каждый человек имеет право на образование» (п. 1) и «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 3) [4]. В соответствии со ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья или социального статуса [8]. Для того чтобы по возможности полно реализовать право граждан, имеющих те или иные отклонения в здоровье, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования.

В настоящее время под категорию инвалидности подходят люди, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функции организма и ограничения жизнедеятельности людям, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, определяется степень ограничения трудоспособности, а если человеку еще не исполнилось 18 лет, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

При подаче заявления о приеме в вуз поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть предоставлены поступающим, если тот претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии огра-

ничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации [7].

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению МСЭК не противопоказано обучение в высших учебных заведениях (ИПР).

Однако прием льготников является серьезной проблемой для многих вузов. Средний балл льготников значительно ниже, чем у тех, кто поступает на общих основаниях по результатам ЕГЭ. В то же время во многих вузах они занимают значительное количество бюджетных мест. В результате более сильные абитуриенты вынуждены поступать на коммерческое отделение или выбирать вторую или даже третью по приоритету специальность. Основная опасность данного порядка приема заключается в том, что институты теряют «своих» студентов, которые хотели идти именно на их специальности [1].

В дальнейшем все это негативно сказывается на всех уровнях развития экономики. Выпускники-инвалиды испытывают трудности с трудоустройством, вызванные не только наличием у них тех или иных заболеваний и предвзятым отношением работодателей, но и неправильным выбором направления обучения. Государство же теряет средства, затраченные на обучение таких студентов, недополучает общественный продукт, который мог бы быть произведен данной категорией населения при условии активного участия их в процессах, протекающих на рынке труда. Следовательно, очевидна необходимость ответственного подхода к выбору специальности и дальнейшему обучению инвалидов. Это должны понимать как абитуриенты и их родители, так и органы государственной власти и управления.

Существование проблемы получения образования и дальнейшего трудоустройства инвалидов и крайнюю степень ее важности не отрицают не только в России, но и в достаточно благополучных, стабильно развивающихся странах. Тому имеются и статистические подтверждения. Среди инвалидов уровень участия в рабочей силе на открытом рынке труда обычно ниже, а уровень безработицы выше, чем среди остального населения. Так, в 2003 г. в странах Евросоюза были заняты 40% инвалидов трудоспособного возраста против 64,2% неинвалидов; в Норвегии эти цифры - 45 и 83% соответственно; самая благополучная ситуация сложилась в Швейцарии, где трудоустроено 52% инвалидов [6]. Кроме того, сегодня правительства многих стран ставят задачу перехода инвалидов из защищенной занятости на обычный рынок труда.

В России самая благополучная ситуация в социально-экономической сфере традиционно складывается в столице. Но даже там руководство

города отмечает, что если среднее образование для инвалидов является доступным (как коррекционное, так и инклюзивное), то с высшим образованием дела обстоят гораздо сложнее, хотя именно оно в итоге дает возможность адаптации и получения достойной работы. Поэтому и возникла общественная инициатива создания на федеральном уровне нормативно-правой базы образования детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями, включающей инклюзивное образование с использованием московского опыта, в частности, Закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. [3].

Но какими благими бы ни были намерения у государства, в основе их успешной реализации лежит правильный выбор будущей профессии, направления деятельности. Для абитуриента-инвалида сделать правильный выбор особенно важно, ведь он определит его будущее как на ближайшую перспективу (период обучения), так и на отдаленную, а переориентировать в дальнейшем будет весьма сложно. Поэтому представляется необходимым проведение профессиональными психологами специальных тренингов среди учащихся старших классов, имеющих инвалидность. Эти тренинги должны помочь ребятам сделать правильный выбор профессии, не ориентируясь исключительно на моду или мнение родителей, а, прежде всего, на свои собственные цели, способности и возможности с учетом реальной рыночной ситуации. Проводить такие тренинги в регионах, в том числе и дистанционно, можно на базе медицинских вузов, которые имеют в штате высококвалифицированных специалистов различных специальностей, в том числе и психологов. Тренинги могли бы быть полезными и для выпускников-инвалидов, многие из которых традиционно испытывают трудности с трудоустройством, носящие как объективный, так и субъективный характер.

Еще одним условием успешного процесса получения образования является профессионально-педагогическая компетентность преподавателей отечественных вузов. Образовательная сфера должна стать носителем идеологии обновления, создателем необходимых предпосылок инновационных процессов: развитого интеллектуального, творческого, ценностного потенциала общества. Одновременно с этим на новый уровень должно выйти профессиональное образование самих преподавателей общей средней и высшей школы. Речь идет о качественной психоло-го-педагогической подготовке, освоении информационных технологий, лингвистического, организационно-управленческого компонента профессионально-педагогической деятельности [2].

Справедливости ради стоит отметить, что то, как долго студент будет заинтересован в получении выбранной им специальности и сможет ли он благополучно закончить вуз, зависит не только от инновационного преподавания, но и от самого студента. Раз абитуриент-льготник подает

свои документы не в специализированное учебное заведение, а в вуз, доступный всем, то его льгота, по сути, распространяется только на получение социальной стипендии и бесплатное обучение, но не на умственные способности, трудолюбие и работоспособность.

Абсолютно идеальной была бы система, исключающая все льготы, а зачисление в вузы происходило бы по единому критерию - знаниям. Но обязанностью государства во все времена была поддержка уязвимых категорий населения. Поэтому, чтобы структурировать процесс приема, следует установить конкретные квоты для таких студентов. Сам механизм помощи важно преобразовать в более прозрачный, поскольку финансирование льготных категорий представляется достаточно размытым.

Ни в одной развитой стране не существует права внеконкурсного поступления в университеты на основе социальных льгот. Упор нужно делать на базовые условия с целью обучения в средней школе, чтобы подготовка льготников соответствовала общему уровню знаний всех абитуриентов. Тогда нужда в социальных льготах отпадет сама собой, ведь дети со статусом вполне будут способны поступить собственным умом, без любых государственных преференций. Развитые страны экономическими методами помогают детям с особенными потребностями адаптироваться в обществе, но не дарят право на высшее образование. Если подтянуть знания льготников, то можно чувствовать уверенность в их успешном обучении и приобретении ими всех необходимых навыков для самореализации в роли компетентных специалистов.

Таким образом, предложения авторов по реструктурированию системы высшего образования, переподготовки и трудоустройства социально незащищенных категорий населения (инвалидов) можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Строго определить количество бюджетных мест, выделяемых для льготных категорий граждан по каждой специальности и направлению, особо отметив образовательные программы, не подразумевающие льготного обучения.

2. Соотнести сложность освоения определенной образовательной программы с категорией льготы, то есть учесть наличие медицинских противопоказаний и исключить неэффективное расходование бюджетных средств.

3. Внедрить на базе медицинских вузов специальные тренинги, позволяющие инвалидам правильно определить свое место на рынке труда и выбрать будущую профессию.

4. Определить вузы региона, специализирующиеся на обучении и переподготовке льготных категорий граждан с ограниченными возможностями, поддержав их дотациями из бюджета на приобретение специального оборудования, методического обеспечения и переобучение педагогических кадров.

5. Выделение средств государственного бюджета на обучение льготных категорий граждан должно сопровождаться предоставлением рабочих мест, в противном случае программа поддержки льготников становится заведомо убыточной.

1. Гридасов А.В. Инновационный вуз для льготных слоев населения / А.В. Гридасов, Е.Н. Чиповская, И.С. Чиповская // Науч. тр. Вольного экономического общества России, ГОУ ВПО «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. -М.: Изд-во МАТИ, 2010. - С. 813 - 828.

2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. -М.: Наука, 2002. - 224 с.

3. Кожевникова Н. Помоги инвалиду, чтобы он помог тебе [Электронный ресурс] / Н. Кожевникова // Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1 &s=8&id=16095 (дата обращения: 18.02.2012).

4. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Дашков и К, 2005. - 40 с.

5. Меморандум непрерывного образования Европейского союза [Электронный ресурс] // Общество «Знание». Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 18.02.2012).

6. О’Рейли А. Права людей с ограниченными возможностями на достойный труд / А. О’Рейли. - Женева: Международное бюро труда, 2007. -164 с.

7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. за-

кон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изм. на 30.11.2011 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативных документов «Кодекс». Режим доступа: http://docs.kodeks.ru/document/9014513 (дата обращения:

23.02.2012).

8. Об образовании: федер. закон от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативных документов «Кодекс». Режим доступа: http://docs.kodeks.ru/document/9003751 (дата обращения:

23.02.2012).

9. Sami Mahroum. Europe and the Challenge of the Brain Drain // IPTS Reports JRC's / Institute for Prospective Technological Studies (IPTS), 1999. -Р. 15 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.