ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Н.И. Аршинова
К ВОПРОСУ ОБ АВТОНОМНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ ИХ РАЗВИТИЯ
Преамбула. Данная статья посвящена одному из важных аспектов самостоятельной учебной деятельности — формированию личности ее субъекта. Развитие таких личностных качеств как самостоятельность и автономность является необходимым условием осуществления самостоятельной деятельности, залогом успешности и непрерывности процессов учения и развития обучающегося. Автор статьи называет один из возможных путей развития самостоятельности и автономности субъекта — использование средств компьютерных технологий в учебной практике.
Изменение целей, содержания образования, подходов к обучению/учению, требований к субъектам - участникам и организаторам учебной деятельности, их личные образовательные потребности и интересы стали причиной кардинального пересмотра организационной стороны учебной деятельности (УД), смещения акцентов на самостоятельную деятельность обучающихся, создания условий для ее реализации, в которых у каждого обучающегося появляется возможность стать ее субъектом. Личностно ориентированная парадигма образования потребовала конкретизации черт, которыми должен располагать обучающийся, занявший активную, деятельностную позицию субъекта УД. Такой субъект должен осознавать и принимать цели, задачи, установки на всех этапах обучения, владеть основными действиями и операциями интеллектуального труда, осознавать специфику изучаемого предмета и закономерности осваиваемого вида деятельности, адекватно оценивать свои возможности и ставить реальные цели, самостоятельно/автономно выстраивать индивидуальный маршрут своей УД, самоутверждаться, всесторонне развивая свои способности, уметь отбирать наиболее адекватные вспомогательные средства, осуществлять целенаправленное самообразование, самокоррекцию, самовоспитание и саморазвитие. Весь комплекс названных качеств (их перечень изменяется по мере развития теории образовательной деятельности и преобразования главных целей образования) составляет интегративную структуру личности обучаемого, характеризует личностный потенциал субъекта учебной деятельности.
Тот факт, что УД в соответствии с личностно ориентированной концепцией образования осно-
вана на активном взаимодействии обоих субъектов - обучающего и обучаемого, потребовал уточнения факторов, мешающих субъектам, в первую очередь - обучаемому, стать таковым. Для обучаемого такими факторами являются: жесткое администрирование; перегруженность; недостаток аудиторного учебного времени, когда во время совместной работы с учителем у обучаемого создается ориентировочная основа учебных действий; доминирование фронтальных видов деятельности, не обеспечивающих обратную связь с каждым обучаемым учебной группы; отсутствие устойчивой учебной мотивации у обучаемых, что особенно наглядно видно при работе в смешанной по уровню обученности группе; отсутствие гибких способов организации совместной педагогической деятельности; неумение пользоваться современными средствами поддержки учебной деятельности. Интеллектуальная пассивность, эмоциональное равнодушие, неумение учиться, большой объем материала, большие временные затраты и трудоемкость учебной деятельности, не в полной мере осознание ее практической и личной значимости и как следствие - отсутствие связи выполняемых учебных действий с личными интересами, напряженность и монотонность - все эти факторы создают весьма существенные барьеры эффективности учебной деятельности и получению запланированного личностно значимого результата. Причины столь негативных явлений, мешающих продуктивно обучать и учиться, видятся, прежде всего, в существующих противоречиях между традиционной классно-урочной системой обучения, реальными условиями учебной практики и современными требованиями к уровню обученности, компетентности всех членов общества, их образова-
© Н.И. Аршинова, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
35
тельными ожиданиями. В этих условиях у обучаемого отсутствует возможность проявить себя, свою активность, возможность самореализоваться. Он не приобретает опыт преодоления трудностей, планирования и осуществления своей УД и, тем более СД. При таких обстоятельствах сложно говорить об успешности формировании личности обучаемого-субъекта, способного осуществлять УД самостоятельно или полностью автономно. Творчески работающий учитель всегда занят поиском оптимальных путей организации УД и СД, создающих его обучаемому условия, которые бы способствовали формированию необходимых навыков и умений, развитию соответствующих способностей и постепенному принятию позиции «Я-учитель», приобретению таких характеристик субъекта как «самостоятельный», «автономный». Выделение последних в качестве обязательных свойств субъекта УД (их можно расценивать как ориентир развития личности субъекта), потребовало внести уточнения в используемые термины. Поскольку их употребление связано с выполнением определенной деятельности, исследуем их значение через соответствующие понятия - «самостоятельная деятельность», «автономная деятельность» обучающегося. Примем к сведению позицию Н.Ф. Коря-ковцевой и будем определять самостоятельную деятельность как «вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся как субъектом данной деятельности, и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта» [3, с. 14]. Следует отметить, что в специальной литературе можно встретиться со смешением понятия «самостоятельная деятельность» с другим - «самостоятельная работа», которое исследователи трактуют весьма вариативно: как метод, прием, форму, средство организации определенной деятельности, как специальные задания, как самостоятельную деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Согласимся с обоснованностью разных позиций, мы будем рассматривать самостоятельную учебную деятельность обучающихся как особую форму учебной деятельности, которая определяется И.А. Зимней как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [2, с. 115]. Что касается часто
используемого сегодня термина «автономность» (понимается в самом общем виде как способность к самоуправлению [4]), то его значение следует конкретизировать в контексте гуманистического, личностно-деятельностного, развивающего обучения ИЯ, в которых концепция автономии обучающегося и автономного/самоуправляемого обучения занимает особое место. В качестве примера приведем определение термина «автономность», который Т.Ю. Тамбовкина предлагает понимать как внутреннюю личную независимость обучающегося «основанную на способности самостоятельно управлять процессом усвоения знаний и овладения навыками и умениями...» [5, с. 84]. Определить автономность можно и так, как это делает Н.Ф. Коряковцева, акцентируя внимание на функциональном аспекте: «.автономию учащегося в учебной деятельности можно определить как способность субъекта самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию учебной деятельности и накапливая индивидуальный опыт, ответственно и независимо принимать квалифицированные решения относительно собственно учения в различных учебных контекстах при определенной степени обособленности/независимости от преподавателя и принятии на себя его функции» [3, с. 12]. В этом понимании обозначается явная связь автономии/автономности с компетентностью, которые следует рассматривать как личностные приобретенные качества субъекта учебной деятельности. Развитие самостоятельности, автономности требует целенаправленной работы по развитию учебной компетенции и совершенствованию технологической стороны учебной деятельности и, в первую очередь, ее «высшей формы» [2] - самостоятельной деятельности, изучения возможностей ее активизации и оптимизации.
Рамки одной статьи не позволяют достаточно глубоко рассмотреть обозначенные аспекты организации СД и взращивания ее субъекта, но на одном нам хотелось бы остановиться - это использование возможностей современной компьютерной техники как средства поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Естественно предположить, что компьютеры, изначально предназначенные для индивидуального использования, как нельзя лучше соответствуют самостоятельной или автономной деятельно-
сти обучающегося. И это совершенно справедливо, о чем свидетельствуют исследования различных сторон интеграции компьютерной техники в образование (работы Е.С. Полат, Е.И. Машби-ца, М.А. Бовтенко, Т.В. Карамышевой, Е.И. Дмитриевой и других ученых). Компьютеры в образовании ориентированы на различные цели использования. Главная идея применения компьютеров в учебной практике состоит в передаче компьютерному средству части функций обучающего, что позволяет каждому пользователю через направленное индивидуально организованное человеко-машинное взаимодействие постепенно овладеть алгоритмом учебных действий и тем самым заложить фундамент будущей СД. Важно то, что компьютер, осуществляя пошаговое управление действиями обучающихся и одномоментно осуществляя контроль за их правильностью, не лишает обучающегося уверенности, что он сам управляет своей учебной деятельностью и только от него зависит итоговый результат. И эта уверенность не является самообманом, ведь обучающийся вправе самостоятельно решить: когда, в каком темпе, в какой очередности и объеме ему выполнять тренировочные упражнения, проходить текущее тестирование, как работать с текстом и т.д., конечно, если только заранее не оговариваются (например, учителем) особые цели и режимы работы с компьютерным средством. Эти в высшей степени комфортные условия, в которые попадает обучающийся, выполняющий учебные задания с помощью компьютера, позволяют учесть психолого-возрастные особенности учеников, их индивидуальный стиль деятельности, имеющийся опыт УД и СД, но, что особенно важно - создают обстановку собственной повышенной ответственности за процесс и результаты УД, формируют личностно значимые качества субъекта. Естественно, имеет смысл говорить об успешности обучения с применением компьютерных средств и возможности формировании высших качеств личности субъекта - самостоятельности и автономности в том случае, если в распоряжении субъектов УД имеются специально подготовленные компьютерные программы (узконаправленные и комплексные) и различные дидактические материалы на компьютерных носителях.
Необходимыми условиями эффективного и методически оправданного применения педагогических программных средств является их со-
ответствие принципам действующих подходов, целям и задачам конкретного учебного курса, особенностям учебного материала, а также выполнение ряда психолого-методических и эргономических требований к разработкам подобного рода: учет специфики изучаемого предмета, особенностей человеко-машинного взаимодействия. Необходимо предусматривать возможность выбора рабочих режимов: уровня сложности, времени на выполнение задания, объема изучаемого материала, формата представления информации, темпа, вида помощи и т.д. Отсутствие подобных средств навигации воспринимается, по мнению М.А. Бовтенко [1], как стремление жестко управлять деятельностью обучаемого, отказывая ему в возможности выстраивать индивидуальный маршрут учения (самообучения), принимать ответственные решения за результаты своей деятельности, что противоречит личностно ориентированному подходу.
Имеющийся у нас практический опыт создания и использования компьютеризированных материалов для обучении ИЯ позволяет сделать существенные, на наш взгляд, дополнения к уже названным нами факторам, оказывающим влияние на результативность процесса обучения/учения и воспитания. Оба субъекта УД должны быть психологически, технологически, технически готовы к использованию в учебной практике компьютеризированных материалов, равно как и к осуществлению самостоятельной деятельности с помощью компьютера. Анализ ответов участников проведенного нами анкетирования показал, что большинство молодых людей (до 90%) в возрасте 17-18 лет готовы обучаться (не играть!) с применением компьютера, в то время как сегодня только 38% преподавателей применяют компьютерные средства в своей профессиональной деятельности, при этом большинство педагогов (до 98%) осознает возможности и перспективы применения компьютерных средств в учебных целях. Исследуя уровень готовности студентов-первокур-сников, изучающих ИЯ как вторую специальность, к осуществлению самостоятельной деятельности, в том числе и с применением компьютера в качестве вспомогательного средства, было установлено следующее: только 10% опрошенных готовы учиться самостоятельно, а вот мнение остальных 70% разделились приблизительно поровну между теми, кто хотел бы учиться в традиционном режиме - с преподавателем, и другой поло-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
37
виной, высказавшейся за такую схему учебного взаимодействия - «учитель - компьютер + печатные учебные материалы - ученик». Проведенная серия опросов, наблюдения за студентами и старшими школьниками на учебных занятиях по практике устной и письменной речи на ИЯ, анализ результатов апробации созданных нами компьютерных программ в учебной практике, беседы с коллегами позволили прийти к заключению, что наиболее перспективный путь совершенствования учебной деятельности по ИЯ - это путь разумного комбинирования традиционных приемов обучения с элементами компьютерного обучения. Продуманная, четко описанная методика интеграции компьютерных средств в обучение/изучение конкретной дисциплины/учебного курса, подготовка специализированных материалов (предназначенных для решения конкретных учебных задач и отвечающих общим и специфическим требованиям), прошедших апробацию и коррекцию, позволит создать необходимые условия для развития профессиональной компетентности субъекта-обучающего, активизации учебнопознавательной деятельности субъекта-обучаю-щегося, формирования и развития таких жизненно необходимых качеств личности как самостоятельность и способность трудиться автономно.
Итак, обобщая вышесказанное, сделаем следующие выводы:
1. Определение в качестве главной цели образования - формирование личности, способной к самообучению, самокоррекции, саморазвитию и самосовершенствованию потребовало пересмотра позиций участников образовательной деятельности в соответствии с личностно ориентированной парадигмой отношений.
2. Обучающийся способен занять позицию равноактивного субъекта учебной деятельности
в случае овладения им соответствующими компетенциями; развития способности и готовности осуществлять осознанную самостоятельную деятельность, постепенно принимая позицию «Я- учитель»; формирования комплекса необходимых личностных качеств субъекта, особое значение среди которых имеют - самостоятельность и автономность.
3. Субъект учебной деятельности должен быть не только достаточно компетентным человеком в овладеваемом виде деятельности, осознавать пути и способы ее совершенствования, но и уметь отбирать/создавать, применять адекватно поставленным целям такие вспомогательные средства, использование которых будет служить развитию его возможностей и способностей, максимальному удовлетворению образовательных и познавательных интересов.
Библиографический список
1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидак-тика: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. - С. 57.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // ИЯШ. -2001. - №1. - С. 9-11.
4. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стер. -М.: Русский мир, 1984. - 608 с.
5. Тамбовкина Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе // ИЯШ. - 1998. - №4. - С. 84-88.
6. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая языкового самообразования // ИЯШ. - 2005. - №5. - С. 76-80.