YAK 378.662.147
ББК 4481.25(2P53) : Ш12-91
E.A. СЫСА
E.A. SYSA
СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
STRATEGIES OF READING IN A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY
В статье говорится об особенностях и преимуществах использования автономных учебных стратегий, а именно стратегий чтения, а также развитии автономности студентов технических вузов в процессе обучения иностранному языку с целью интеграции в международное образовательное пространство и развития конкурентоспособной личности современного выпускника технического вуза; уточняется понятие «стратегия чтения» и определяются её основные структурные компоненты.
This article deals with peculiarities and advantages of using of autonomous learning strategies, namely, reading strategies. Also the development of autonomy of students of technical universities in learning a foreign language with the purpose of integration into international educational field and development of a competitive personality of a modern graduate at technical universities are discussed. The definition of the term «strategy of reading» is specified and the fundamental structural components of it are identified.
Ключевые слова: автономность обучающегося, стратегии чтения на иностранном языке, основные структурные компоненты стратегии чтения.
Key words: autonomy of learners, strategy of reading in a foreign language, the fundamental structural components of «strategy of reading».
С ростом межкультурных контактов и социальных связей общество предъявляет всё более прогрессивные требования к профессиональным качествам человека, его умениям ориентироваться в информационных потоках, обладать конкурентоспособностью и мобильностью, постоянно стремиться к саморазвитию и самообразованию, уметь грамотно использовать полученную информацию в профессиональной деятельности, в том числе и из зарубежных источников. Чтение на иностранном языке (далее - ИЯ) имеет большую значимость для накопления языкового / речевого опыта, необходимого для самообразования и самосовершенствования выпускников по окончании вуза.
При подготовке конкурентоспособных специалистов любого профиля, в том числе технических специальностей, необходимым условием является формирование такого качества личности, как «автономность», которое способствует развитию умений самостоятельно управлять, контролировать и совершенствовать собственную учебно-познавательную деятельность. Современные методы и подходы к обучению ставят обучающегося в центр любой позиции. Преподаватель в учебном процессе получает функцию модератора, когда он информирует, советует, побуждает обучающегося к чему-либо. Возникающие проблемы, противоречия и гипотезы при преодолении какой-либо задачи или выполнении задания должны быть переработаны самостоятельно субъектом учебно-познавательной деятельности. В таком контексте обучающиеся - это те, кто интерпретирует свои учебные ситуации, ставит свои собственные цели, оценивает последствия своих действий и применяет индивидуальные автономные стратегии изучения ИЯ [8, с. 39].
Изучение и применение на практике стратегий различного рода актуально в любой области учебного процесса. В настоящее время, в эпоху формирования информационного общества, значительное место в профессиональ-
ной и общественной деятельности человека занимает работа с различного рода источниками информации на ИЯ, в связи с чем, все большее значение приобретает чтение. Именно чтение как на родном, так и на ИЯ, является одной из основных компетенций специалиста, позволяющей эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также способствует самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни.
В результате изучения зарубежных и отечественных научных работ по методике преподавания ИЯ было выявлено широкое использование стратегий в обучении разным видам речевой деятельности в процессе обучения в технических вузах. Рассмотренные классификации стратегий изучения ИЯ, представленные определения понятия «стратегия чтения» позволили нам сделать вывод о том, что у исследователей нет единства в определении данного понятия, его сущности и основных структурных компонентах. Исходя из этого, целью данной статьи является рассмотреть имеющиеся определения «стратегии чтения», уточнить понятие «стратегия чтения» и определить её основные структурные компоненты.
Развитие умений в чтении с последующим контролем усвоения материала не является основной целью обучения чтению на ИЯ в техническом вузе. Результат обучения чтению должен быть использован в реальных жизненных ситуациях, выпускник вуза должен уметь работать с аутентичными текстами профессионального характера по соответствующей тематике: научно-технического, гуманитарного или социокультурного характера, в зависимости от направления подготовки в вузе.
Основываясь на существующих учебных планах, программах, ФГОС, Е.К. Прохорец даёт следующее определение цели обучения чтению: целью обучения чтению на ИЯ должно стать обеспечение такого уровня, когда учащийся может самостоятельно извлекать из иноязычного текста необходимую ему в данный момент информацию - согласно той цели, которую он ставит, читая определённый текст или ряд текстов. Для достижения такого результата необходимо обучать осознанно использовать адекватные стратегии при чтении иноязычного текста. Стратегия формируется при работе с текстом определённого типа, а затем сохраняется при чтении подобных текстов [5, с. 112].
В связи с этим представляется целесообразным уточнить само понятие «стратегия чтения».
Одними из первых выдвинули положение о наличии стратегий, которые управляют, ведут процесс чтения, восприятия и понимания читаемого материала, были психолингвисты К. Гудман и П. Колерс. Читающий человек, по мнению К. Гудмана, использует три типа информации: зрительную, извлекаемую из письменной речи, звуковую, извлекаемую из устной речи и информацию о звукобуквенных отношениях, извлекаемую из понимания того, как связаны устная и письменная речь. Помимо этого чтецу необходимы знания о грамматической структуре языка и знание того, как можно создать смысл на основе письменного языка [Goodman K., цит. по 7, с. 338].
В отечественной литературе мы встречаемся с понятием «стратегия» у А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруда, М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохиной и др. А.А. Леонтьев говорит об эвристических стратегиях, которые формируются в индивидуальном порядке под влиянием специфических задач усвоения информации, условий чтения, речевого и «чтецкого» (термин А.А. Леонтьева) опыта и распространяются на тексты определённого типа и определённые ситуации смыслового восприятия [A.A. Леонтьев, цит. по 3, с. 39]. Эта точка зрения ап-пелирует к речевому опыту чтеца, что позволяет ему самостоятельно определить наиболее удавшиеся приёмы извлечения смысла. В этом случае содержание «стратегии чтения» определяется характером структурных элементов традиционного учебного процесса, где обучаемый выступает как объект методического и психологического воздействия обучающего и должен руководствоваться его установками в работе с языковым материалом текста.
Р.П. Мильруд понимает под стратегией планирование и осуществление действий, которые меняются в зависимости от познавательной задачи [4, 38-39]. На наш взгляд, в этот термин вкладывается достаточно широкое содержание.
В последних исследованиях наблюдается несколько иная динамика в трактовке понятия «стратегия чтения»: приоритет здесь отдаётся деятельности субъекта в процессе чтения. Так, И.Г. Рубо рассматривает деятельность чтеца, определяя «стратегию чтения» как некоторую программу, состоящую из следующих мыслительных задач: ориентировка, поиск, переработка и оценка информации [6, с. 130]. В этом контексте, положительным представляется факт рассмотрения процесса понимания как некоторой «программы» читающего, которая, в сущности, соотносится с иерархией обязательных мыслительных действий, именно они составляют некоторую стратегию, которая должна быть выстроена и осознана читающим. Однако, в такой трактовке «стратегии» обучаемому отводится роль исполнителя, выполняющего, а не принимающего решения, поэтому такая позиция становится практически неприемлемой, если целью обучения является формирование автономности обучаемого.
В исследовании М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохиной отмечается, что суть чтения как поисковой деятельности состоит в отыскании в тексте опоры для понимания и соотнесении её читающим со своим опытом. При этом предполагается, что читающий мобилизует «все умственные способности, эмоциональные переживания, образные представления». Позиция этих авторов в большей степени учитывает ориентацию учебного процесса на личность обучаемого, его эмоциональную сферу, интересы, опыт, мыслительный потенциал [1, с. 21].
Е.К. Гизерская считает, что стратегия, которая в исходных определениях представляет собой «ментальную деятельность», может иметь те же параметры, что и сама мыслительная деятельность, то есть иметь структурированный, многоуровневый и иерархичный характер при наличии определённой задачи. Выявленность данных параметров позволяет говорить о некой модели поведения читающего, которая в действительности является аналогом мыслительной деятельности индивида и может служить теоретической основой для формирования поведения обучаемого в ситуациях чтения текстов разных типов. Исходя из вышеизложенной позиции, Е.К. Гизерская определяет стратегии чтения как «совокупность моделей поведения обучаемого, специально эксплицированных для обучения при взаимодействии читающего с текстами разных типов» [3, с. 42].
В пособии по современной методике обучению ИЯ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез предлагают понимать под стратегиями чтения «комплекс знаний, умений, владение которыми позволяет обучающимся понимать тип, специфику и целевые назначения текстов, ориентироваться в тексте..., извлекать информацию на разном уровне; пользоваться компенсационными умениями» [4]. Данное определение отражает «глобальный программный характер стратегии чтения», при этом предполагается, что стратегия будет, прежде всего, способствовать ускорению развития умений в чтении. Здесь встаёт вопрос о корреляции понятий «стратегия» и «умение». Н.Н. Сметанникова полагает, что стратегии и умения находятся в тех же отношениях, что процесс и результат. Умения и навыки являются результатом обучения чтению, а стратегии - единицей относящейся к процессу. Стратегия чтения - это систематизированный план и программа действий и операций, осознанно и целенаправленно применяемые для управления обучением с целью улучшения его качества [7, с. 338]. Мы поддерживаем точку зрения Н.Н. Сме-танниковой, но необходимо добавить также, что умения существуют, на наш взгляд, объективно. Стратегия является субъективной категорией. При использовании стратегии задействуются все резервы личности обучающегося, он демонстрирует свою способность к автономии и личный подход к учебно-познавательной деятельности.
Рассмотренные определения стратегий чтения позволили нам сделать вывод о том, что у исследователей нет единства в определении данного понятия, его сущности и основных структурных компонентов. Перед нами встала задача определения понятия «стратегия чтения» и номенклатуры стратегий восприятия письменной иноязычной речи, а именно чтения.
В рамках личностно ориентированного подхода «обучаемый» и «стратегия» являются личностными категориями, т. к. в задачу обучаемого входит учиться самостоятельно, то есть иметь дело не только с речевыми и языковыми феноменами, но и с различными стратегиями учения, учиться самостоятельно планировать, управлять, контролировать и оценивать результаты собственной учебно-познавательной деятельности, брать на себя ответственность за обучение.
П. Биммель определяет стратегии как «план ментальных действий для достижения собственной цели» [8, с. 196]. Автор рассматривает стратегию как программу, которая осознанна, целенаправленна и в конкретной реализации может быть разбита на несколько шагов. При частой тренировке стратегии осознанные планы становятся бессознательными, однако они остаются при этом объяснимыми.
Опираясь на определение П. Биммель, Е.К. Прохорец говорит о последовательности этапов обучения стратегиям чтения, соблюдение которых позволяет говорить о понимании смысла и извлечении адекватной информации и представляют собой основу для дальнейшего развития умений зрелого чтения на ИЯ [6, с. 112]:
- планирование: предварительное прогнозирование (выбор направления, активизация фреймов, формирование ожиданий, постановка гипотез);
- исполнение: выявление ключевых опор и вывод смысла;
- оценка: проверка гипотезы, соотнесение ключевых опор со сценарием;
- исправление: пересмотр гипотезы.
Итак, под стратегией чтения нами понимается способ достижения цели понимания письменной речи и извлечения информации, выбираемый сознательно и реализующийся на основе индивидуального плана чётко определённых ментальных действий.
«Сознательное использование» означает, что обучающийся осмысленно подходит к учебно-познавательному процессу, поскольку самостоятельно определяет цель, способ достижения поставленной цели обучения и сам является ответственным за успешность собственной учебно-познавательной деятельности. Таким образом, студент больше не является объектом обучения, а становится автономным субъектом учебно-познавательной деятельности.
Для реализации стратегии чтения необходимо исполнение индивидуального плана чётко определённых ментальных действий, в котором отражается способ получения информации через определение обучающимся цели чтения и планирование путей и способов её достижения в силу своих индивидуальных способностей и возможностей, выполнение им действий по использованию и комбинированию присвоенных знаний, навыков и умений понимания письменной речи (вывод смысла, извлечение адекватной информации), самостоятельной оценки своей деятельности и, при необходимости, исправление. Таким образом, составными компонентами стратегии чтения являются целеполагание, планирование, сознательная деятельность по осуществлению плана (с помощью знаний, навыков, умений, способности к их отбору и комбинированию), самооценка результата чтения.
Следует отметить, что сформировать стратегию чтения не значит овладеть комплексом умений и навыков. Поскольку цели и условия восприятия письменной речи не повторяются полностью, применение стратегий в процессе чтения носит индивидуальный характер. Реализовать стратегию чтения означает, что обучающийся должен уметь выбрать из присвоенного набора стратегий те, которые помогут ему в каждом конкретном случае до-
стигнуть результата, и грамотно их комбинировать. Стратегии предстают как определённые способы, методы, пути, которые исходят от самого обучаемого и формируют такое качество личности обучающегося как автономность.
По нашему мнению, овладение стратегиями оказывает существенное влияние на формирование личности обучающегося, способности преодолевать трудности, самостоятельно и творчески работать и приобретать необходимые знания, способствующие развитию компетентности. Кроме того, обучение, организованное с помощью стратегий, определяет поведение обеих сторон в процессе обучения, увеличивая активность обучаемого и усиливая роль преподавателя-модератора.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что стратегии чтения представляет собой исполнение плана чётко определённых ментальных действий, основанных на реализации способа извлечения информации, выражающегося в целеполагании, планировании, исполнении мыслительных действий и самооценки результатов чтения. При этом происходит комбинирование стратегий в зависимости от целей восприятия (насколько точно и полно требуется понять текст). В процессе чтения обучающийся самостоятельно решает, какие стратегии необходимо применить и как их комбинировать для достижения цели независимо от характера текста - в этом проявляется самостоятельность деятельности обучающихся, что является важной предпосылкой для развития их автономности.
Литература
1. Вайсбурд, М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности [Текст] / М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохина // ИЯШ. -№ 1. - 1997. - С. 19-24.
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Галь-скова, Н.И. Гез // Лингводидактика и методика. - М. : Академия, 2008. -336 с.
3. Гизерская, Е.К. Методика преподавания иностранных языков в вузе: от традиции к современности [Текст] : учеб. пособие / Е.К. Гизерская ; под ред. Т.Ю. Тамбовкиной. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 147 с.
4. Мильруд, Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 6. - С. 3-8.
5. Прохорец, Е.К. Развитие стратегий чтения на иностранном языке у студентов технических вузов в свете требований языковой политики Совета Европы [Текст] / Е.К. Прохорец // Прикладная филология и инженерное образование : сб. науч. тр. и материалов V Междунар. науч.-практ. конф. ; под ред. В.В. Максимова. - Томск : ТПУ, 2007. - Ч. 1. - С. 109-120.
6. Рубо, И.Г. К вопросу о психологической характеристике стратегий чтения научного текста [Текст] / И.Г. Рубо // Иностранный язык для специалистов. Психологические, методические, лингвистические аспекты. Каф. иностр. языков АН СССР ; отв. ред. М.Я. Цвилинг. - М. : Наука, 1990. - С. 3-10.
7. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) [Текст] / Н.Н. Сметанникова. - М. : Школьная библиотека, 2005. - 512 с.
8. Bimmel, P., Rammpillon, U. Lernautonomie und Lernstrategien [Text] / P. Bimmel, U. Rammpillon. - GIN München, 2000. - 208 s.