Научная статья на тему 'К вопросу об анализе индустрии гостеприимства в масштабах федерального округа'

К вопросу об анализе индустрии гостеприимства в масштабах федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / УСЛУГА / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Екатерина Викторовна

В работе исследованы особенности применения терминологии при определении сущности индустрии гостеприимства. Раскрыта необходимость пересмотра подходов к экономической статистике и агрегированным оценкам технологического развития в направлении эффективного использования труда, капитала, материальных ресурсов, проведения инновационной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об анализе индустрии гостеприимства в масштабах федерального округа»

К вопросу об анализе индустрии гостеприимства в масштабах

Федерального округа

To a question about the analysis of the hospitality industry in the scale of the

Federal district

Андреева Екатерина Викторовна кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры «Социальные технологии» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС)

eva-rgups@mail.ru

Аннотация: В работе исследованы особенности применения терминологии при определении сущности индустрии гостеприимства. Раскрыта необходимость пересмотра подходов к экономической статистике и агрегированным оценкам технологического развития в направлении эффективного использования труда, капитала, материальных ресурсов, проведения инновационной стратегии.

Abstract: In this paper the features of the application of terminology in defining the essence of the hospitality industry are described. Revealed the need to revise approaches to economic statistics and aggregated estimates of technological development in the direction of the efficient use of labor, capital and material resources of the innovation strategy.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, экономика, сфера услуг, потребление, услуга, средства размещения.

Keywords: hospitality industry, economy, services, consumption, service, accommodation facilities.

Введение

Основной направляющей мировой экономики на рубеже ХХ-XXI вв. является постиндустриализация, т.е. переход от индустриального общества к постиндустриальному. Новое общество обладает такими чертами, как преобладание услуг в производстве и потреблении, высокий уровень образования, новое отношение к труду, повышенное внимание к окружающей среде, гуманизация (социализация) экономики, информатизация общества, возрождение малого и среднего бизнеса. В постиндустриальных условиях наблюдается быстрое усложнение структуры общественного производства. Формируется качественно новый тип технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания.

Основная часть

В соответствии с происходящими изменениями в настоящее время существует объективная необходимость переосмысления фундаментального принципа деления общественного хозяйства на сферу производства

материальных благ и сферу услуг в масштабах федерального округа [6, с.62]. Данная необходимость обусловлена тем, что федеральные округа стали новой формой условного территориального деления экономики в России, поэтому к ним можно применять категории мезоэкономики, учитывающие повышение интенсивности хозяйственных связей.

На основании текущей парадигмы создания экономических благ в экономике знаний можно утверждать, что А. Смит и К. Маркс ошибались, полагая, что труд в сфере услуг, не завершающийся производством вещественного продукта, не продуктивен и не создает стоимости [12, с. 69]. Современная точка зрения на этот счет состоит в том, что предоставление услуг - это экономическая функция в той же мере, как производство и продажа материальных ценностей; оно подобным же образом содействует образованию национального продукта [13, с. 522].

В науке еще не сформирована позиция, согласно которой радикально изменилась бы методология деления экономики на два основных сектора, взаимодействие которых позволит определить направление развития всего хозяйственного целого [6, с.64]. Прослеживается тенденция к созданию равноправия сфер нематериального и материального производства с тем, чтобы эти два сектора развивались как единое целое, совместно участвуя в удовлетворении новых потребностей общества. Фактически можно утверждать, что в настоящее время складывается новая хозяйственная инфраструктура, в основе которой лежит интегрированный комплекс материального производства и предоставления услуг [11, с.90].

До недавнего времени в науке господствовала так называемая «трехсекторная» модель, разграничивающая национальную экономику на первичный (сельское хозяйство и добывающая промышленность), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (услуги) секторы. Новые научные исследования предлагают использовать пятисекторную модель. Наиболее фундаментальным признаком современной модели считается постепенный переход от производства материальных благ к предоставлению услуг и информации.

При этом сфера услуг относительно неоднородна и может быть разделена на ряд подчиненных секторов: непосредственно третичный, охватывающий услуги материального характера (транспорт, связь и складское хозяйство), четвертичный (торговля, финансы, страхование и недвижимость) и пятеричный (личные, профессиональные и деловые услуги, государственное управление). Во всех трех секторах основным объектом управления являются услуги - основной продукт сферы обслуживания.

Таким образом, в современной экономике наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними обширнейший рынок услуг. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг - это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленные формы.

Сферу обслуживания в масштабах федерального округа в наше время

представляет высокоразвитый индустриальный комплекс, использующий труд значительного числа людей и обслуживающий огромное число потребителей. Одним из компонентов данной сферы является индустрия гостеприимства. Это уже не чистое предпринимательство, рассчитанное на узкий круг деловых людей, а индустрия, предоставляющая условия отдыха, способная удовлетворить самые взыскательные вкусы.

Очевидным является экономический и социальный факт, что предприятия сферы обслуживания в масштабах федерального округа являются организациями, работающими в интересах населения. Профессор Булатов А.С. в работах по мировой экономике пишет, что к сфере услуг относят [9, С.184]:

■ традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

■ такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

■ социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

Толковый экономический и финансовый словарь, написанный французскими авторами, отмечает, что существуют различные категории услуг в зависимости от потребностей, которые они удовлетворяют, или от используемых средств [4, с.523]:

■ личные услуги, которые в форме домашних услуг являются наиболее древним видом, причем сами они также диверсифицированы (парикмахеры);

■ интеллектуальные услуги на базе труда, требующего специальных знаний (преподавательская деятельность, посредничество, реклама);

■ услуги, относящиеся к области здравоохранения, образования, досуга (спектакли);

■ предоставление жилья: к этой категории можно также отнести деятельность по содержанию гостиниц и ресторанов; средства связи (инфраструктура и работа транспорта, почты и телекоммуникаций);

■ финансовые услуги (кредит и другие услуги, предлагаемые банками, страхование);

■ общие услуги, обеспечивающие защиту общества и соблюдение порядка в отношениях между его членами (оборона страны, полиция, юстиция, общее управление на национальном и местном уровнях).

Доминирование сервисного сектора в масштабах большинства федеральных округов над материальным производством четко обозначилось в 50-60-е годы прошлого века. За последние десятилетия резко расширилась роль услуг в экономике стран мира и международной торговле [10, с. 15-20].

Это - одна из отличительных особенностей второй половины ХХ в., закономерное следствие, свойственное переходу к постиндустриальной экономике многократного усложнения воспроизводственных систем, возросших объемов производства и потребления, их диверсификации. Удельный вес «сервиса» в суммарном ВВП стран мира повысился с 1/2 в 50-х

годах примерно до 2/3, а в некоторых наиболее развитых странах превысил 70% [8, с.61].

Задачи развития и структурной трансформации различных секторов экономики в масштабах федерального округа требуют анализа, разработки и прогнозирования их материально-вещественного состава с учетом хозяйственного назначения, отраслевой, организационной, социальной структур воспроизводства, их соотношений, динамики, пропорций, эффективности и сбалансированности [1]. Это позволит решить актуальную задачу замены традиционной отраслевой структуры экономики новой функциональной (производственной, реализационной, потребительской, инвестиционной) структурой, в которую вовлечены различные участники создания продукта в масштабах федерального округа.

Изучение проблем, связанных с формированием отраслевой структуры экономики, занимает значимое место в современном спектре научных исследований. Отраслевая структура экономики в масштабах федерального округа отражает соотношение между отдельными отраслями по поводу использования трудовых ресурсов, основных фондов, выпуска продукции (услуг). Взаимосвязи отраслей экономики постоянно изменяются в зависимости от основных факторов, обусловливающих эти изменения: НТП, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; развитие внешнеэкономических связей; общественно-исторические условия; природные ресурсы и др.

В основе выделения отраслей разных уровней используется принцип конкретизации признаков общности экономической деятельности. Отраслевая структура экономики является общеизвестной и общепринятой. Вместе с тем нет четкого определения самого понятия «отрасль хозяйства». В общем виде под отраслью понимают отдельную область деятельности, науки, производства.

Схема отраслевой структуры представляет собой сложную внутреннюю структуру технологических укладов, совокупностей технологически согфяженных производств - технологических совокупностей, соединенных в воспроизводимую целостность устойчивыми производственно-технологическими взаимосвязями.

Здесь важно отметить, что в 1990-е гг. в сфере услуг России было создано примерно 1/3 всей новой добавленной стоимости [3, С.371]. В России в начале 1990-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту [9, с.77]. По данным специалистов, с 2006 г. объем предоставляемых услуг по стоимости превысил объем продажи товаров [16, с.3]. Причем, в то же время услуги рассматриваются как особая (специальная) форма товара [2, с.33].

Растет доля услуг и во внешнем торговом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х годов до 20% в конце 90-х годов [9, с.77]. Одновременно изменяется структура секторов экономики, что

предопределяет эффективность ее функционирования. Экономические процессы в любой стране сопровождаются непрерывной адаптацией связей, образующих организационную и материальную структуры национального хозяйства. Среди множества происходящих в нем сдвигов особое место принадлежит технологическим преобразованиям на микроуровне.

Структура индустрии гостеприимства в масштабах федерального округа формируется в результате развития общественного разделения труда, которое приводит к специализации производства на данной территории в зависимости от ее природных и социально-экономических условий, развитию межрайонных связей. В наиболее общем представлении структура экономики - это соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными частями экономики, ее секторами, отраслями, др.

Изучение проблем, связанных с формированием отраслевой структуры экономики, занимает значимое место в современном спектре научных исследований. Отраслевая структура экономики отражает соотношение между отдельными отраслями по поводу использования трудовых ресурсов, основных фондов, выпуска продукции (услуг). Взаимосвязи отраслей экономики постоянно изменяются в зависимости от основных факторов, обусловливающих эти изменения: НТП, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; развитие внешнеэкономических связей; общественно-исторические условия; природные ресурсы и др.

В основе выделения отраслей разных уровней используется принцип конкретизации признаков общности экономической деятельности. Отраслевая структура экономики является общеизвестной и общепринятой. Вместе с тем нет четкого определения самого понятия «отрасль хозяйства». В общем виде под отраслью понимают отдельную область деятельности, науки, производства.

В контексте общественного разделения труда отрасль - это своеобразное большое предприятие, ориентированное на удовлетворение конкретного вида спроса и использующее конкретные виды ресурсов и технологий. Отрасль рассматривается как целое - в единстве ресурсного, технологического, финансового, организационного и других аспектов [16, с.33].

Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, которые расположены в одном месте, заняты одним видом производственной (не вспомогательной) деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости [17, с.37].

Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Наличие трех разных признаков (целевая функция, вид продукции, технология) не позволяют выделить отрасли и входящие в них предприятия однозначным образом,

поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, достаточно условен и может изменяться.

В целом отраслевая систематика хозяйства еще недостаточно разработана [17, с.25]. Перечень и рубрикация отраслей - дискуссионны [17,с,21].

Индустрия гостеприимства, функционирующая в масштабах федерального округа, выполняет свои функции на основании формирования устойчивых коммерческих связей между владельцами исторических и природных ресурсов, специализированными компаниями, агентствами и гостями путем купли-продажи различных компонентов продукта гостеприимства, который, преимущественно, включает в себя различные виды услуг и дополняется материальными продуктами и, иногда, работами. Основными отличительными особенностями гостеприимства от других схожих видов деятельности являются (таблица 1) [5, с.3].

Таблица 1 - Сравнительный анализ гостеприимства, туризма и рекреации

Признак сравнения Гостеприимство Туризм Рекреация

Ночевка в месте пребывания Отсутствует Необходима Необходима

Основные субъекты Объекты развлечения, объекты питания, природные ресурсы, памятники, музеи, выставки Средства размещения, объекты питания, туристские компании Средства размещения, объекты рекреационной инфраструктуры, транспортные компании

Удаленность от места проживания Как правило, невысокая Как правило, высокая Как правило, высокая

Основной продукт Развлечение, отдых, новые впечатления Посещение новых мест, впечатления Восстановление здоровья, реабилитация

Длительность Не более 1 дня Более 1 дня Более 1 дня

Анализ индустрии гостеприимства в масштабах Федерального округа имеет ряд особенностей, обусловленных признаками самого округа, а также характеристиками продукта, создаваемого в индустрии гостеприимства. По нашему мнению, наиболее важной особенностью анализа индустрии гостеприимства в масштабах Федерального округа является анализ потребительского потока.

Заключение

К современным тенденциям развития индустрии гостеприимства, получившим развитие в последние десятилетия, следует отнести: углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения; образование международных гостиничных и ресторанных цепей, развитие сети малых предприятий, внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных

технологий [7, с.11]. Под ресурсами индустрии гостеприимства можно понимать ресурсы природные, лечебные, трудовые, культурно-исторические, финансовые, материально-технические, ресурсы управления. Отдельной частью являются ресурсы рекреационные и туристские.

Таким образом, консолидация различных ресурсов в масштабах федерального округа предполагает необходимость дополнительной детализации компонентов не только в разрезе видов деятельности, но и в разрезе участия конкретных субъектов в технологической цепочке создания продукта индустрии гостеприимства. Данная необходимость требует трансформации принципов статистического анализа и структуризации экономики в масштабах федерального округа.

Библиографический список

1. Бандурин А.В. Некоторые вопросы компетенций и компетентности и проблема корпоративного управления. // Современная конкуренция. 2009. № 6. С. 106-110.

2. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Международные отношения, 1999. - 304 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист, 1997. -

568 с.

4. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х томах. Т.2. Пер. с фр. ~ М.: Международные отношения, 1997. - 760 с.

5. Валиуллин А.В. К вопросу о методике формирования приоритетных компонентов регионального продукта, предлагаемого на локальном рынке гостеприимства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013. - №3. [Электронный] Режим доступа к журналу: http://www.uecs.ru. (0,5 п.л.).

6. Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат // Российский экономический журнал. - 1997. - № 11-12. - С, 59-68.

7. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Уч. пособие, - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216 с.

8. Мазур А. Методологические аспекты становления и развития региональной экономики //Экономика Украины.- 2000.- Ха 4.- С. 43-48.

9. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. проф. А.С.Булатова. ~ М.: Юрист, 1999.-734 с.

10. Николашин В.Н. Процесс получения доходов домашних хозяйств за счет участия в развитии туристской отрасли в настоящее время. // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 6. С. 15-20.

11. Сорокина В. Великобритания: сфера услуг в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - М.: 12. - С. 89-96.

12. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2009. - 784 с.

13. Словарь иностранных слов. 16-е изд. испр. - М.: Рус. язык, 1988. -- 624 с.

14. Словарь современного русского литературного языка. Т.З. Г-Е.-М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - 1339 с.

15. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. - 1999.- №5.-С. 10-30.

16. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. -М.: ПРИОР, 2000. - 208 с.

17. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. Ю.Н.Иванова. - М.: Инфра - М., 2000. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.