Научная статья на тему 'Тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг как сегмента экономики впечатлений'

Тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг как сегмента экономики впечатлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1780
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика впечатлений / гостиничная индустрия / качество услуг / уровень сервиса / стратегии гостиничных предприятий / experience economy / hotel industry / quality of services / level of service / strategies of hotel enterprises.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Статья посвящена исследованию развития региональных рынков гостиничных услуг как элемента экономики впечатлений. Предметом исследования являются особенности клиентоориентированного подхода как основы стратегии формирования лояльности потребителя, учета растущих требований к качеству и уровню сервиса гостиничных предприятий. Основными результатами исследования является анализ проблем и тенденций развития гостиничного бизнеса на примере Пермского края. Были выявлены тенденции устойчивого роста финансово-экономических показателей, а именно, повышение численности гостиничных предприятий, заполняемости и спроса на различные категории номерного фонда, связанные с интенсификацией внутреннего туризма. В субъектах страны индустрия гостеприимства идет по пути разнообразия услуг и видов деятельности, применения различных ценовых стратегий. Результаты исследования заключаются в рекомендациях применения стратегий, характерных для экономики впечатлений на основе выявленных тенденций развития регионального рынка: развития и поддержания конкурентоспособности, основанных на углубленной продуктовой специализации и формировании сетевых структур с целью обеспечения дифференцированного подхода к сегментации рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF THE REGIONAL MARKET OF HOTEL SERVICES AS A SEGMENT OF THE EXPERIENCE ECONOMY

The article is devoted to the studying the development of hotel services regional markets as an element of the experience economy. The peculiarities of the client-oriented approach as the basis for the strategy of forming customer loyalty, taking into account the growing requirements for the quality and level of service of hotel enterprises, is the research subject. The analysis of problems and trends in the hotel business development through the example of Perm Krai is the main research results. The author identify trends of sustainable growth of financial and economic indicators, namely, the increase in the number of hotel enterprises, occupancy and demand for different categories of rooms associated with the intensification of domestic tourism. In the regions of the country, the hospitality industry follows the path of a variety of services and activities, the use of different pricing strategies. The results of the study consist in recommending the use of strategies inherent to experience economy based on the identified development trends of the regional market: developing and maintaining competitiveness based on in-depth product specialization and the formation of network structures to ensure a differentiated approach to market segmentation.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг как сегмента экономики впечатлений»

Оборин Матвей Сергеевич УДК 348; 631

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10205 Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Пермь, Россия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия

ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ КАК СЕГМЕНТА ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Статья посвящена исследованию развития региональных рынков гостиничных услуг как элемента экономики впечатлений. Предметом исследования являются особенности клиентоори-ентированного подхода как основы стратегии формирования лояльности потребителя, учета растущих требований к качеству и уровню сервиса гостиничных предприятий. Основными результатами исследования является анализ проблем и тенденций развития гостиничного бизнеса на примере Пермского края. Были выявлены тенденции устойчивого роста финансово-экономических показателей, а именно, повышение численности гостиничных предприятий, заполняемости и спроса на различные категории номерного фонда, связанные с интенсификацией внутреннего туризма. В субъектах страны индустрия гостеприимства идет по пути разнообразия услуг и видов деятельности, применения различных ценовых стратегий. Результаты исследования заключаются в рекомендациях применения стратегий, характерных для экономики впечатлений на основе выявленных тенденций развития регионального рынка: развития и поддержания конкурентоспособности, основанных на углубленной продуктовой специализации и формировании сетевых структур с целью обеспечения дифференцированного подхода к сегментации рынка.

Ключевые слова: экономика впечатлений, гостиничная индустрия, качество услуг, уровень сервиса, стратегии гостиничных предприятий.

Введение. Российская экономика находится в сложных условиях геополитических противоречий и санкционных ограничений. Усилия государства должны быть направлены на развитие видов экономической деятельности, которые обладают высокой степенью устойчивости к негативному макроэкономическому фону. Необходимо учитывать предпосылки к повышению доходности и динамику мировых темпов отраслей, способствующих преодолению рецессии на глобальном и региональном уровне. Целесообразно обратить внимание на сферу туризма и гостеприимства, показывающих динамичный рост. В нашей стране необходимо учитывать положительные предпосылки развития рассматриваемых отраслей: повышение доходов населения

и платежеспособного спроса; набирающие популярность новые виды туризма, такие как экологический, аграрный; расширение культурно-деловых связей с регионами и государствами; изменение глобальных туристских маршрутов и активизация внутренних направлений туризма. Немаловажным аспектом является прибыльность гостиничной индустрии, формирование предложения, ориентированного на тенденцию возрастания количества деловых поездок, здорового образа жизни, что будет способствовать дальнейшему расширению емкости рынка гостеприимства в регионах.

Значимость гостиничного бизнеса для социально-экономического развития страны и регионов подчеркивается в научных публикациях. Общие тенденции развития

индустрии гостеприимства исследовались такими авторами, как Воронцова М.Г., Бы-стров С.А. [1]; Голигузова Н.С., Воробьев В.К. [2]; Дручевская Л.Е.; Ильясова М.К. [3]; За-йнуллина Т.Г. [4]; Ибраимова С.И. [5]; Лимо-нина И.Г., Сафина С.С. [9]; Никольская Е.Ю., Титиевская Е.М. [10]; Оборин М.С. [14; 15].

Морева С.Н., Зобова Е.В., Яковлева Л.А. [12] отмечают перспективность и капиталоемкость гостиничного бизнеса, длительный срок окупаемости для инвестора, влияние сезонности и баланса спроса и предложения. По мнению авторов, высокие затраты являются необходимыми для отрасли, снижение их уровня негативно влияет на качество гостиничного продукта. К основным тенденциям индустрии гостеприимства отнесены: снижение расходов деловыми путешественниками, заполняемость недорогих отелей 2-3 звезды на 80%. Особенностями отраслевого развития, по мнению Морозова В.Ю., Мурашовой Ю.В. [13] является ключевая роль персонала и эргономических критериев в обслуживании на предприятиях гостиничной индустрии, рост количества отечественных средств размещения и появление международных брэндов. В качестве базовых условий размещения гостиничного предприятия является привлекательность региона и деловая активность. Выделены полярные по условиям регионы, которые являются привлекательными для туристов: южные с благоприятной экологией и рекреационными услугами и центральные, промышленные и деловые центры, но со сложной ситуацией, связанной с загрязнением окружающей природной среды. Обращено внимание на такие факторы как материальность и неосязаемость гостиничных услуг, соответствие целям поездки и платежеспособности.

Мачалкин С.Е., Фидоренко Я.И. [11] обращают внимание на качество гостиничной услуги как определяющего фактора в привлечении спроса, сочетание минимального критерия в области определения звездно-сти и подхода балльной оценки, освещены вопросы прямого и косвенного регулирования деятельности предприятий гостеприимства. По мнению авторов, целевое финансирование, преобладающее как основная форма государственной поддержки не является эффективным механизмом, может

носить исключительно адресный характер. Косвенные методы поддержки преимущественно основаны на налогообложении.

Китаева Л.В. [6] считает, что формирование институциональной среды, способствующей развитию индустрии гостеприимства, является функцией государства, при этом подчеркивается межотраслевой характер данного сектора услуг, состоящих из разнообразных предприятий и организаций (гостиницы, рестораны, туристские агентства, транспортные компании, спортивные и развлекательные заведения и т.п.), деятельность которых направлена на максимально полное удовлетворение запросов и предпочтений туристов. Акцент сделан на методологическом подходе к оценке вклада индустрии гостеприимства в социально-экономическое развитие регионов на основании двух основных направлений: 1) потребление предприятиями индустрии гостеприимства ресурсов и материальных благ и услуг в процессе развития, строительства, модернизации; 2) привлечение платежеспособного спроса, когда в процесс проживания туристы тратят средства на покупку товаров, услуг сопутствующих отраслей - общественного питания, транспорта, экскурсий и .т.д. Предлагается три вида мультипликатора: доходов (расходов), занятости, производства. Отмечено негативное влияние выездного туризма, который сокращает доходность внутри страны, способствует вывозы части капитала. К тенденциям формирования индустрии гостеприимства в регионах относят в первую очередь динамичное развитие внутреннего рынка и его диверсификация. Развитие данного вида экономической деятельности должно осуществляться на управляемой и устойчивой основе, поскольку только в этом случае будет достигнут значительный положительный эффект, без экологических, экономических и социальных проблем для территорий.

Комаров О.Е. [7] в субъектах отмечает проблемы экстенсивного развития туризма, моральный и физический износ материально-технической базы, диспропорция цены и качества предлагаемых услуг. Основной задачей стратегического подхода к управлению индустрией гостеприимства

автор видит в ограничении постоянно растущего спроса состоянием природной окружающей среды, ее качеством, которое влияет на экологию и снижение привлекательности туристских дестинаций.

Комлева Н.С., Солдатова Е.В. [8] считают, что в развитии индустрии туризма и гостеприимства регионов необходимо выделять вневременной и вариативный компоненты. Первый представлен природ-но-ресурсным потенциалом и культурно-историческими ресурсами, второй зависит от степени вовлеченности социально-экономических ресурсов в воспроизводственный процесс и создание конкурентных преимуществ.

В 2016-2017 гг. гостиничная индустрия России значительно упрочила свои позиции за счет роста внутренних турпотоков, а также посещений иностранных туристов (рост свыше 40%). На развитие рынка гостиничных услуг оказывают влияние разнообразные внешние и внутренние факторы, особое внимание уделяется формированию стратегии длительных отношений с клиентами, поэтому данный вид экономической деятельности относится к «экономике впечатлений» (рис. 1).

Характерные особенности экономики впечатлений в гостиничной индустрии:

акцент на восприятии услуги потребителем и формирование положительного образа; выбор технологий, средств и методов коммуникации с потребителями, которые оказывают наибольшее психологическое воздействие; учет сочетания материальных и нематериальных компонентов в структуре оказываемых услуг. С ростом требований потребителя и улучшением качества жизни меняется восприятие услуг и товаров. В сервисном секторе впечатления потребителей являются одной из целью стратегии формирования лояльного отношения к бренду, конкретному предприятию.

Гостиничный бизнес Пермского края изучался многими авторами, рассматривались проблемы маркетинга, текущее и перспективное состояние предприятий индустрии. Выделялись типы гостиниц, существующих на сегодняшний день в г. Пермь, их особенности. Рассматривалась ситуация на достаточно новом и активно развивающемся сегменте рынка - аренде апартаментов [4; 6; 9].

Исследовались особенности структуры клиентоориентированности гостиничного бизнеса в Пермском крае, раскрывалась сущность клиентоориентированности как стратегии гостиничного бизнеса, в качестве структурных элементов выдели-

Рис. 1 - Этапы развития гостиничных услуг как элемента экономики впечатлений

Fig. 1 - Stages of hotel services development as a part of experience economy

Таблица 1 - Структура ВВП России по отраслям в 2013-2017 гг., % 1

Table 1 - Structure of Russia's GDP by brances of industry in

2013-2017,%

Вид деятельности 2013 2014 20152016 2017

Гостиницы и рестораны 1,00 1,00 0,90 0,90 0,90

Госуправление 6,4 6,7 8,6 8,3 8,2

Добыча полезных ископаемых 11,1 10,4 9,1 10,1 9,6

Домашние хозяйства 0,00 0,00 0,60 0,70 0,70

Здравоохранение 3,7 4,00 3,9 4,1 4,2

Коммунальные услуги 1,6 1,7 1,6 1,6 1,7

Обрабатывающие производства 15,00 15,1 13,7 13,9 13,7

Образование 3,00 3,1 2,8 2,7 2,6

Операции с недвижимостью и др. 12,00 12,1 16,8 17,3 17,3

Оптовая и розничная торговля 18,8 17,4 16,1 15,9 15,8

Производство эл/энергии, воды, газа 3,4 3,5 2,9 2,7 2,9

Рыболовство 0,20 0,20 0,20 0,30 0,30

Сельское хозяйство 3,8 3,8 4,00 4,3 4,4

Строительство 6,8 7,00 6,5 5,4 5,2

Транспорт и связь 8,7 9,00 7,4 7,5 7,6

Финансовая 4,5 5,00 4,9 4,3 4,9

1 Регионы России: социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/region/reg-pok17.pdf (Дата обращения: 14.03.2019).

ли предпочтения клиентов: привлекательность и стабильность, дали подробное описание управления взаимоотношений с клиентами в гостиничном бизнесе как комплекса процессов [2; 7].

Охарактеризуем долю рассматриваемого вида деятельности в структуре ВВП, которая представлена в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что деятельность гостиниц в России на протяжении с 2013 по 2017 гг. стабильно вносит вклад в ВВП России на уровне 1%. Несмотря на незначительную долю по сравнению с другими видами экономической деятельности, гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6% мирового ВНП и около 5% всех налоговых поступлений. Развитие гостиничного бизнеса стимулирует развитие других направлений: транспорта, торговли, строительства, сельского

хозяйства, производства товаров народного потребления, сферы услуг и т.д. В среднем, на каждые 10 туристов, проживающих в гостинице, приходится около трех основных рабочих мест, и два рабочих места, косвенно связанных с обслуживанием (сотрудники турфирм, транспортных компаний и т. д.). Общемировой гостиничный фонд составляет около 17-18 млн. мест, и данный показатель постоянно растет. Гостиничный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: относительно небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, средний срок окупаемости затрат. За последние 3 года, благодаря увеличивающемуся потоку туристов, мировой гостиничный бизнес переживает быстрый подъем - загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру.

Пермский край также входит в число субъектов страны, в которых гостиничная индустрия развивается высокими темпами, на территории функционирует 72 средства размещения, общая численность номеров в этих объектах - 2237. 32 отеля из представленных имеют категорию от 2-4 звезд, общий номерной фонд в них 1496 единиц (67% общего номерного фонда). Доля выручки деятельности гостиниц по Пермскому краю в ПФО в период с 2016 г. по 2018 г. представлена в табл. 2.

Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что доля выручки деятельности гостиниц от общего объема в Приволжском федеральном округе выручки в Пермском крае занимает больше 6%, вследствие чего исследуемый объект находиться на 6 месте из 14 в рейтинге по выручке от деятельности гостиниц среди ПФО. Основные конкуренты, которые занимают первые места, являются Республика Башкортостан и Республика Татарстан. Одной из ключевых проблем Пермского края является то, что основными клиентами гостиниц являются сотрудники компаний, приезжающие в Пермский край в командировки. Как отмечают эксперты отрасли, работодатели сокращают командировочные расходы сотрудников,

Таблица 2 - Выручка гостиниц Пермского края в 2016-2018 гг.

Таблица 2 - Hotel revenue in Perm Region in 2016-2018

Регион 2016 2017 2018

млн. руб. Уд. вес в ПФО Ранг млн. руб. Уд. вес в ПФО Ранг млн. руб. Уд. вес в ПФО Ранг

Приволжский фед. окр. 19345,8 - - 19826,1 - - 19732,3 - -

Респ. Башкортостан 4304,2 22,2 2 4531,6 22,9 2 4270,2 21,6 2

Респ. Марий Эл 212,0 1,1 14 205,8 1,0 14 182,0 0,9 14

Респ. Мордовия 261,4 1,4 13 248,6 1,3 13 280,7 1,4 13

Респ.Татарстан 4607,5 23,8 1 5172,5 26,1 1 5294,4 26,8 1

Удмуртская Респ. 668,2 3,5 9 632,4 3,2 9 594,8 3,0 9

Чувашская Респ. 420,4 2,2 12 432,4 2,2 12 456,0 2,3 12

Пермский край 1158,7 6,0 6 1051,3 5,3 6 978,1 5,0 6

Кировская обл. 460,6 2,4 11 447,1 2,3 11 497,1 2,5 10

Нижегородская обл. 2554,6 13,2 3 2382,8 12,0 3 2353,0 11,9 3

Оренбургская обл. 1399,6 7,2 4 1375,0 6,9 4 1373,1 7,0 5

Пензенская обл. 676,7 3,5 8 692,3 3,5 8 656,4 3,3 8

Самарская обл. 1280,2 6,6 5 1371,8 6,9 5 1562,9 7,9 4

Саратовская обл. 829,3 4,3 7 731,0 3,7 7 736,7 3,7 7

Ульяновская обл. 512,3 2,6 10 551,6 2,8 10 496,8 2,5 11

450 Mi ; 400 a 350 I 300

о 250 _

ж 200 • ■ 163 148 8 150 j 100 £ 50 ■ 0

И ■ " 7» 76 75 И Hl

я I

////////// f J / / / / y- / # /

/ / / / * Рис. 2 - Топ-10 отелей Перми

Fig. 2 - Top-10 hotels in Perm

поэтому суточная стоимость проживания теряет 5% в год.

Изменение сложив шейся ситуации связано с маркетинговой политикой и р е-кл а мой гостиниц, сниже ние цен н а но мера в зависимости от сезонности, клиентских групп, рассмотрение проектов по разви-тию спортивной и оздоровительной инфраструктуры.

Ин данных таблицы можно сделать ву|вод, чтоПермский край на протяжении 3 лен держит позицию 6 места среди объ-емв услуг гостиниц в ПФО. Так же следует отметить, что в 2 018 году в П ерм с к ом кра е объем услут ннижаетсв на 7% по отношению к 2017 году. 1Иервое место держит респуОлика Чатарвтан, a последнее; среди 14 субъектов Приволжского федерального округа занкмает республика МарийЭл.

ТОП-10 отелей города по количеству номеров составляют 57% номерного фонда (1279 номеров) (рис.1).

Деятельности гостиниц Пермского края в настоящее время имеет небольшую конкурентоспособность, поскольку по оценкам аналитиков размер общего гостиничного фонда Перми в два раза ниже, чем в соседних мегаполисах. В столице Прикамья он составляет 2707 номеров, таким образом, за три года он вырос на 1131 номер.

Главной проблемой гостиничного бизнеса Пермского края является низкий уровень спроса на данные услуги, поэтому некоторое гостиницы Пермского работают на гране безубыточности, что впоследствии может при вести к банкротству. Негативное влияниеока зывают макроэкономические и геополитические факторы, высокий уровень конкур енц ии в регионах, наличие деловых, культурных, спортивных событий международного и общероссийского уровня.

Для более полного анализа исследуемой отрасли был проведен PEST-анализ. Методика PEST-анализа используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли (табл. 3).

Доверие со стороны потребителей и изм енение кредитной политики являются наиболее значимыми внешними факторами влияния для предприятий гостиничной инду ст рай.

На основе проведенного анализа регионального рынка представим взаимосвязь стратегических моделей с ключевыми бизнес-процессами предприятий гостиничного бизнеса (рис. 2).

Таблица 3 - PEST-анализ гостиничной отрасли Пермского края

Table 3 - PEST-analysis of the hotel industry in Perm Region

Наименование фактора Влияние фактора, баллы (0-3) Характер влияния ("+"; "-") Вес фактора Взвешенная оценка готовности реагировать на факторы внешней среды Оценка вероятности изменения

баллы (0-5) с поправкой на вес

Политические Ужесточение налогообложения предприятий гостинич-но-ресторанного бизнеса и введение дополнительных сборов 2 - 0,09 0,18 2 0,18

Нестабильная политическая ситуация в стране 1 - 0,09 0,09 1 0,09

Изменение законодательства, в части технических требований к гостинично-ресторан-ным предприятиям и введение системы обязательной сертификации 3 +, - 0,08 0,24 2 0,16

Экономические Изменение кредитной политики коммерческих банков к предприятиям гостиничного бизнеса 1 +, - 0,08 0,08 4 0,32

Уровень инфляции 1 +, - 0,08 0,08 3 0,24

Снижение покупательной способности населения 2 - 0,07 0,14 3 0,21

Социальные Доверие со стороны потребителей 3 + 0,15 0,45 3 0,45

Отсутствие у значительной части населения сбережений 2 - 0,1 0,2 2 0,2

Изменение тур потоков 2 +, - 0,05 0,1 2 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологические Скорость освоения новых технологий в сервисе, в продажах 1 + 0,05 0,05 2 0,1

Возможность внедрения программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий 2 + 0,08 0,16 3 0,24

Новые патенты 1 + 0,08 0,08 1 0,08

ИТОГО 21,00 1,00 1,85 80,8 2,37

Охарактеризуем базовые стратегические модели повышения эффективности гостиничной индустрии Пермского края согласно рис. 2:

Вертикально интегрированная сеть на основе углубленной специализации гостиничных услуг, направленных на обслуживание потребителей одного вида туризма, который наиболее распространен в Пермском крае -

деловой, лечебно-оздоровительный, историко-культурный. Предприятия гостиничной индустрии в данном варианте развития должны быть представлены сегментом 4-5 звезд.

Горизонтально интегрированная сеть на основе углубленной специализации в развивающихся видах туризма в малых городах и сельских территориях, таких как сельский, экологический, спортивный. Ос-

Рерижррртриг брзиес-птнцесснс предпррттрй гнстрррчинй ридустррр

<и j

о а с

о _

Брзиес-прнцессы Вертриьпьиьт ритегрьцрр Гнррзнитьпьиьт ритегрьцрт Вертриьпьин-гнррзнитьпьиьт

Рьзоещеире р прнжрсьире Адьптьцрт сетесых стьидьртнс р инро Снхрьиеире ритерь-ерь р уириьпьинстр Чьстрчиьт стьидьртрзьцрт

Оргьирзьцрт пртьирт Кноппеисиьт ьстноьтрзьцрт иухир Оснбеиинстр оеию р нргьирзьцрр пртьирт Астноьтрзьцрт техинпнгрй пртьирт

Хнзтйстсеиине нбспужрсьире * Црфрнсне нбеспечеи ре нбспужрсьирт Учёт спецрфрир рьзиых нбъеитнс Цеитры упрьспеирт нбспужрсьирео

Стеьтегрт р нбщее туинсндстсн

Мьриетриг р ресурсы Петсниьп

м

Испнпиеире сетеснй стрьтегрр

Ж

Виутреиирй о/риетииг р норo2ровьн2е

Пнсышеире урнсит р учьстре с песгеьooьх

КссеД2ИЬЦ2Т цеитрнс упрьспеирт

Прнеитиуй пндхнд пн резупьтьтьо

Срстеоь ьттестьцрр р нтбнрь

Мьтррчиьт срстеоь упрьспеирт

Прнеитиые р цепеснй пндхнды

Кьдрнсьт стрьтегрт нсинсь упрьспеирт

Т

Пни/2/терр р ирртеррр нцеиир сиедреирт ондепр иь стрьтегрчесино р тьитрчесино урнсие

упрьспеирт

Рис. 3 -Реи нжинирингбизнес-процессов гостиницы в зависимости от типа реализуемой стратегии

Fig. 3 - Reengineering of hotel business processes depending on the type of strategy implemented

новой сетевого взаимодействия являются минигостиницы, хостелы, гостиницы категории 2-3 звезды, сельские дома отдыхаи т.п.

Сочетание вертикально-горизонтальной интеграции на основе базовых предприятий известного бренда, целью которого является максимальное присутствие на региональном рынке гостиничных услуг. Предприятия гостиничной индустрии должны быть представлены различными категориями и гибкой ценовой политикой на основе анализа тенденций спроса.

Таким образом, гостиничная индустрия России активно развивается в последние десятилетия. Сложная макроэкономическая и геополитическая ситуация оказывает разнонаправленное влияние на рассматриваемый вид экономической деятельности. Ситуация в регионах страны имеет свои особенности, развитие отрасли связано с долей услуг туризма и гостеприимства в валовом региональном продукте, наличием

государственной поддержки, активностью региональных властей по привлечению инвестиций, формированию совместных частно-государственных проектов; наличием природно-ресурсного и социально-экономического потенциала для устойчивого роста нескольких видов туризма.

Развиваясь как часть экономики впечатлений, гостиничная индустрия регионов адаптируется в целях максимального удовлетворения потребительских запросов с учетом реинжиниринга бизнес-процессов в соответствии с поставленными целями и задачами. В Пермском крае возможна реализация трех моделей развития предприятий гостиничного бизнеса на основе сетевого взаимодействия. Изменение ключевых производственных и управленческих процессов индустрии рассматриваемого региона будет зависеть от выбранной модели и степени участия гостиниц в преимуществах сети и адаптации ее стандартов в ключевых областях деятельности.

Список источников

1. Воронцова М.Г., Быстров С.А. Гостиничный бизнес: теория и практика. СПб.: СПбГУКИ, 2014. 168 с.

2. Голигузова Н.С., Воробьев В.К. Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в РФ // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. №4(4). С. 399-403.

3. Дручевская Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. №6(44). С. 16-22.

4. Зайнуллина Т.Г. Использование инструментария экономики впечатлений для продвижения гостиничного продукта // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2017. Т.8. №3. С. 59-68.

5. Ильясова М.К., Ибраимова С.И. Проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса // Инновационная наука. 2015. Т.1. №5(5). С. 115-118.

6. Китаева Л.В. Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства // Вестник экспертного совета. 2017. №9. С. 85-98.

7. Комаров О.Е. Перспективы развития туризма и гостеприимства в Алтайском крае и приграничных регионах Казахстана // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2017. №1. С. 51-59.

8. Комлева Н.С., Солдатова Е.В. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма республики Карелия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. №9. С. 18-27.

9. Лимонина И.Г., Сафина С.С. Территориальные различия в размещении крупнейших розничных сетей в России // Проблемы современной экономики. 2014. №2. С. 292-295.

10. Никольская Е.Ю., Титиевская Е.М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. 2014. №6. С. 54-57.

11. Мачалкин С.Е., Фидоренко Я.И. Специфика государственного регулирования сферы гостиничных услуг в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №6. С. 84-91.

12. Морева С.Н., Зобова Е.В., Яковлева Л.А. Основные тенденции развития индустрии гостеприимства в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №8. С. 85-94.

13. Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2017. №5. С. 95-106.

14. Оборин М.С., Клейман А.А. Оценка влияния курортно-рекреационной деятельности на социально-экономическое развитие регионов // Вестник Национальной академии туризма. 2017. №4(44). С. 46-52.

15. Оборин М.С. Устойчивое развитие курортно-рекреационного комплекса как фактор роста экономики региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2017. Т.27. №4. С. 34-45.

Matvey S. OBORIN

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru

DEVELOPMENT TRENDS OF THE REGIONAL MARKET OF HOTEL SERVICES AS A SEGMENT OF THE EXPERIENCE ECONOMY

The article is devoted to the studying the development of hotel services regional markets as an element of the experience economy. The peculiarities of the client-oriented approach as the basis for the strategy of forming customer loyalty, taking into account the growing requirements for the quality and level of service of hotel enterprises, is the research subject. The analysis of problems and trends in the hotel business development through the example of Perm Krai is the main research results. The author identify trends of sustainable growth of financial and economic indicators, namely, the increase in the number of hotel enterprises, occupancy and demand for different categories of rooms associated with the intensification of domestic tourism. In the regions of the country, the hospitality industry follows the path of a variety of services and activities, the use of different pricing strategies.

The results of the study consist in recommending the use of strategies inherent to experience economy based on the identified development trends of the regional market: developing and maintaining competitiveness based on in-depth product specialization and the formation of network structures to ensure a differentiated approach to market segmentation.

Keywords: experience economy, hotel industry, quality of services, level of service, strategies of hotel enterprises.

References

1. Vorontsova, M. G., & Bystrov, S. A. (2014). Gostinichnyj biznes: teoriya i praktika [Hospitality Business: Theory and Practice]. St. Petersburg: SPbSUKI. (In Russ.).

2. Goliguzova, N. S., & Vorob'ev, V. K. (2015). Sovremennye problemy razvitiya gostinichnogo biznesa v RF [Modern problems of hotel business development in the Russian Federation]. Innovacionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii [Innovative technologies in science and education], 4(4), 399-403. (In Russ.).

3. Druchevskaya, L. Е. (2013). Perspektivy i osobennosti razvitiya gostinichnogo biznesa v Rossii [Prospects and features of the development of the hotel business in Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 6(44), 16-22. (In Russ.).

4. Zaynullina, T. G. (2017). Ispol'zovanie instrumentariya ekonomiki vpechatlenij dlya prodvizheniya gostinichnogo produkta [Using the tools of experience economy to promote a hotel product]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki [Journal of Economic Regulation], 8(3), 59-68. (In Russ.).

5. Il'yasova, M. K., Ibraimova, S. I. (2015). Problemy ocenki effektivnosti deyatel'nosti predpriyatij gostinichnogo biznesa [Problems of assessing the effectiveness of the hotel business enterprises]. Innovacionnaya nauka [Innovative Science], 1(5), 115-118. (In Russ.).

6. Kitaeva, L. V. (2017). Makroekonomicheskie aspekty razvitiya industrii gostepriimstva [Macroeconomic aspects of the hospitality industry]. Vestnik ekspertnogo soveta [Expert Council Bulletin], 9, 85-98. (In Russ.).

7. Komarov, O. Е. (2017). Perspektivy razvitiya turizma i gostepriimstva v Altajskom krae i prigranichnyh regionah Kazahstana [Prospects for the tourism and hospitality development in Altai Krai and the border regions of Kazakhstan]. Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya [Science and Tourism: Interaction Strategies], 1, 51-59. (In Russ.).

8. Komleva, N. S., & Soldatova, Е. V. (2015). Ocenka strategicheskogo potenciala razvitiya industrii gostepriimstva i turizma respubliki Kareliya [Assessing the strategic potential of the hospitality and tourism development of the Republic of Karelia]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of V. N. Tatishchev Volga University], 9, 18-27. (In Russ.).

9. Limonina, I. G., & Safina, S. S. (2014). Territorial'nye razlichiya v razmeshchenii krupnejshih roznichnyh setej v Rossii [Territorial differences in the location of the largest retail chains in Russia]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of the Modern Economy], 2, 292-295. (In Russ.).

10. Nikol'skaya, Е. Yu., & Titievskaya, Е. M. (2014). Aktual'nye voprosy razvitiya gostinichnogo biznesa [Actual issues of hotel business development]. Put' nauki [The Path of Science], 6, 54-57. (In Russ.).

11. Machalkin, S. Е., & Fidorenko, Ya. I. (2016). Specifika gosudarstvennogo regulirovaniya sfery gostinichnyh uslug v Rossijskoj Federacii [The specifics of state regulation of hotel services in the Russian Federation]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes], 6, 84-91. (In Russ.).

12. Moreva, S. N., Zobova, Е. V., & Yakovleva, L. A. (2017). Osnovnye tendencii razvitiya industrii gostepriimstva v Rossii [The main development trends in the hospitality industry in Russia]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes], 8, 85-94. (In Russ.).

13. Morozov, V. Yu., & Murashova, Yu. V. (2017). Sovremennye problemy razvitiya gostinichnogo biznes v Rossijskoj Federacii [Modern problems of hotel business development in the Russian Federation]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 5, 95-106. (In Russ.).

14. Oborin, M. S., & Kleiman, A. A. (2017). Ocenka vliyaniya kurortno-rekreacionnoj deyatel'nosti na social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov [Assessing the impact of resort and recreational activities on the socioeconomic development of regions]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of National Academy of Tourism], 4(44), 46-52. (In Russ.).

15. Oborin, M. S. (2017). Ustojchivoe razvitie kurortno-rekreacionnogo kompleksa kak faktor rosta ekonomiki regiona [Sustainable development of the resort and recreational complex as a factor of economic growth in the region]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i parvo [Bulletin of Udmurt University. Series of Economics and Law], 27(4), 34-45. (In Russ.).

Оборин М.С. Тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг как сегмента экономики впечатлений // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 57-65. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10205.

Дата поступления статьи: 1 апреля 2019 г.

Oborin, M. S. (2019). Development trends of the regional market of hotel services as a segment of the experience economy. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 57-65. doi: 10.24411/1995-0411-201910205. (In Russ.).

Received April 1, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.