Научная статья на тему 'К вопросу об анализе и оценке финансово-экономического состояния образовательной организации высшего образования'

К вопросу об анализе и оценке финансово-экономического состояния образовательной организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ОЦЕНКА / EVALUATION / ВУЗ / UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушкин А.А.

Рассматриваются вопросы анализа и оценки ВУЗов исходя из их финансово-экономического состояния. Анализ статистических данных относительно количества образовательных организаций в России и США свидетельствует о необходимости увеличения количества ВУЗов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question About Analysis and Assessment of Financial and Economic State Educational Institution of Higher Education

In this article author deals with the analysis and evaluation of universities based on their financial standing. Analyzing statistics regarding number of educational institutions in Russia and the US.

Текст научной работы на тему «К вопросу об анализе и оценке финансово-экономического состояния образовательной организации высшего образования»

УДК 338.242.2 ББК 65.290-2

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ И ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГАЛУШКИН,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ); заведующий кафедрой гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин МИИГУ им. П.А. Столыпина

E-mail: alexander.galushkin@yandex.ru Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: доктор юридических наук, профессор Л.Ю. Грудцына

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы анализа и оценки ВУЗов исходя из их финансово-экономического состояния. Анализ статистических данных относительно количества образовательных организаций в России и США свидетельствует о необходимости увеличения количества ВУЗов в России.

Ключевые слова: анализ, оценка, ВУЗ, высшее образование.

Annotation. In this article author deals with the analysis and evaluation of universities based on their financial standing. Analyzing statistics regarding number of educational institutions in Russia and the US. Keywords: analysis, evaluation, university, higher education.

Сегодня одним из важнейших моментов развития сети высших учебных заведений в Российской Федерации является их финансовое состояние. По состоянию на 2012 г., по данным статистического учета1, в Российской Федерации функционирует 1 046 учебных заведений, реализующих программы высшего профессионального образования. Из них государственных 609, негосударственных 437.

Для сравнения можно сказать, что образовательная система такого вполне сопоставимого с Россией развитого государства, как США уже в 2003 г. включала 4 182 учреждения высшего профессионального образования, имеющих (в сравнении с российскими образовательными учреждениями высшего профессионального образованиями) отличное финансовое состояние и материально-техническую базу2.

Однако, в данном случае речь идет обо всех «de-gree-granting institutions», т.е. выдающих дипломы. При этом в данную статистику входят как образова-

тельные учреждения высшего профессионального образования (2 450 учреждения), так и образовательные учреждения среднего профессионального образования (1 732 учреждения). Из 2 450 образовательные учреждения высшего профессионального образования 622 учреждения являются государственными, а 1 828 частными3.

Очевидно, что для того, чтобы ликвидировать такой разрыв, а также повысить финансовую стабильность образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также качество научно-исследовательской/опытно-конструкторской и образовательной деятельности необходимо обеспечить финансовую устойчивость российских образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сделать это представляется возможным лишь при условии наличия четких и эффективных методик анализа финансового состояния, позволяющих принимать взвешенные, гра-

мотные и обоснованные управленческие решения в сфере финансового менеджмента российской системы высшего профессионального образования.

В современной научной литературе предлагаются различные методики, подходы и рекомендации по финансовому анализу и аудиту состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования. Так, в качестве одного из примеров можно привести весьма удачный, по нашему мнению, вариант анализа финансового состояния в качестве элемента стратегического анализа деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Авторы указанного подхода, Е.М. Белый и И.Б. Романова, в частности, показывают потенциально возможные результаты SWOT-анализа образовательных учреждений высшего профессионального образования в контексте оценки его финансового состояния (см. табл.).

Между тем, позиционирование финансового анализа и аудита состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе в рамках его отношения к их SWOT-анализу, — далеко не единственный объект и проблема исследования. В настоящей работе рассматривается ряд методологических вопросов финансового анализа и аудита состояния образова-

тельных учреждений высшего профессионального образования, учитывающих современный уровень развития соответствующих экономических отношений, которые, на наш взгляд, еще не затронуты в существующих теоретических разработках.

Исходным положением для начала анализа финансового состояния высшего учебного заведения должно стать тщательное изучение отношений собственности, в которых участвует соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования. Нельзя не согласиться с мнением, что согласованность отношений собственности представляет собой один из важнейших критериев финансовой стабильности успеха образовательного учреждения высшего профессионального образования и, наоборот «...нарушение единства собственности приводит к нарушению единства финансовой системы, разбазариванию финансовых ресурсов и потере реального контроля над движением денежных потоков в системе учебного заведения. Именно сознательное, целенаправленное, а не стихийное формирование отношений и форм собственности, включая и их правовой статус, позволит сохранить как целостность самого учреждения высшего профессионального образования, так и целостность системы его управления, в том числе и финансовых аспектов учреж-

Таблица

Оценка финансового состояния учреждения высшего профессионального образования

в рамках SWOT-анализа

Направления анализа

Сильные стороны учреждения высшего профессионального образования

Слабые стороны учреждения высшего профессионального образования

Возможности

Угрозы

Финансовое состояние

Большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы

Отсутствие системы контроллинга.

Большие затраты на аренду учебных площадей

Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности

Организация эффективного финансового менеджмента в учреждении высшего профессионального образования

Сокращение бюджетного финансирования.

Демпинговая политика конкурентов

Выдержка из Таблицы «Результаты SWOT-анализа вуза»4

250

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2015

дений высшего профессионального образования и менеджмента»5.

Между тем влияние отношений собственности на сферу финансов не ограничивается детерминацией финансового успеха. От того, как организована их реализация зависит модель и сложность анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта.

В зависимости от формы организации высшего учебного заведения определяется сложность системы показателей анализа. Упрощенная система в виде обычного анализа финансового состояния, как правило, характерна для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования ситуация, как правило, усложняется необходимостью аналитического разделения финансовых поступлений от бюджетной и внебюджетной деятельности. Еще более сложна картина в автономных учреждениях. Данный аспект, как правило, связан с отношениями финансовой несостоятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Если государственные образовательные учреждения (как федеральные, так и субъекта Федерации), в силу особенностей их статуса и норм гражданского законодательства не могли претендовать на роль потенциальных банкротов (их банкротство гипотетически допускалось одновременно с банкротством учредителя), то для автономных учреждений появляется такая вероятность, а, следовательно, и необходимость применения инструментария анализа вероятности наступления банкротства (появление новых коэффициентов анализа, таких, как оборачиваемость кредиторской задолженности, доля кредиторской задолженности в пассивах, доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности, доля невостребованной кредиторской задолженности, соотношение долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности, покрытие дебиторской задолженностью кредиторской задолженности). Кроме того, независимо от складывающихся отношений собственности, на состав системы показателей финансового состояния будет влиять такая особенность, как наличие (либо отсутствие) эндаумента в

образовательном учреждении высшего профессионального образования, что может быть применено к любой из рассматриваемых категорий образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В связи с трансформацией системы организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования необходимо указать на такой немаловажный нюанс, как новый подход к анализу финансовой независимости учреждений высшего профессионального образования, основывающемуся на использовании коэффициентов, показывающих соотношение собственных и заемных средств. В соответствии с п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются»6. Таким образом, у автономных учреждений (в случае их преобразования в таковые), появляется объективная необходимость и возможность проведения анализа финансовой независимости.

В тесной зависимости от особенностей организации формы реализации отношений собственности находится информационная база анализа финансового состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования, т.е. формализованная эмпирическая основа такого анализа.

Литература

1. Багаутдинова Н.Г. Собственность и ВУЗ: проблемы и решения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.

2. Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным учреждением высшего профессионального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. URL: http://mevriz.ru/ articles/2003/3/1546.html

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

4. Макгиннесс Э.С. Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: сравнительное исследование взаимоотношений учреждений выс-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

шего профессионального образования и штатов в США. Национальный центр систем управления в сфере высшего образования. Колорадо, 2003. С. 2.

5. Образование в России — 2013. Статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2013. С. 455.

6. Number of educational institutions, by level and control of institution: Selected years, 1980-81 through 2005-06. Digest of Education Statistics: 2007. // 2007, U.S. Department of Education, Institute of Education Sciences, National Center for Education Statistics. URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/ d07/tables/dt07_005.asp?referrer=list

References

1. Bagautdinova N.G. Property and the UNIVERSITY: problems and solutions // Management in Russia and abroad. 2002. No. 1.

2. White E.M., Romanova I.B. the use of the concept of strategic management in the management of a state institution of higher professional education // Management in Russia and abroad. 2003. No. 3. URL: http://mevriz.ru/articles/2003/3/1546.html

3. The budget code of the Russian Federation // SPS «ConsultantPlus», 2015.

4. Macguinness E.S. Financial management in higher education: a comparative study of the relationship of institutions of higher education and States in the USA. National center of control systems

in the field of higher education. Colorado, 2003. P. 2.

5. Education in Russia — 2013. Statistical Bulletin. M.: mgupi, 2013. P. 455.

6. Number of educational institutions, by level and control of institution: Selected years, 1980-81 through 2005-06. Digest of Education Statistics: 2007. // 2007, U.S. Department of Education, Institute of Education Sciences, National Center for Education Statistics. URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/ d07/tables/dt07_005.asp?referrer=list

1 Образование в России — 2013. Статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2013. С. 455.

2 Макгиннесс Э.С. Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: сравнительное исследование взаимоотношений учреждений высшего профессионального образования и штатов в США. Национальный центр систем управления в сфере высшего образования. Колорадо, 2003. С. 2.

3 Number of educational institutions, by level and control of institution: Selected years, 1980-81 through 2005-06. Digest of Education Statistics: 2007. // 2007, U.S. Department of Education, Institute of Education Sciences, National Center for Education Statistics. URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/d07/tables/ dt07_005.asp?referrer=list

4 Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным учреждением высшего профессионального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. URL: http://mevriz.ru/ articles/2003/3/1546.html

5 Багаутдинова Н.Г. Собственность и ВУЗ: проблемы и решения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС «Консуль-тантПлюс», 2015.

Сапфирова А.А., Волкова В.В. Трудовые споры в России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 87 с.

Раскрывается содержание дефиниций института трудовых споров в России. Материал излагается с учетом классификации трудовых споров, закрепленной в Трудовом кодексе РФ.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат).

A.A. Сапфирова В.В. Волкова

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

РОССИИ

252

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 I 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.