Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕФОРМА / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сараева М.С.

Сегодня местное самоуправление - важнейший элемент института публичной власти, который в ближайшее время должен быть реформирован, так как рассматриваемая форма осуществления власти народа является одним из главных показателей демократического государства. Так, в рамках развития российской политической системы появилась необходимость в тщательном рассмотрении вопроса о расширении полномочий и функций местного самоуправления. При этом, необходимо не только определить новые направления деятельности местного самоуправления, но и пересмотреть уже существующие сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TOPICAL PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Today, local self-government is the most important element of the institution of public power, which should be reformed in the near future, since the form of exercising the power of the people under consideration is one of the main indicators of a democratic state. Thus, within the framework of the development of the Russian political system, there was a need for careful consideration of the issue of expanding the powers and functions of local self-government. At the same time, it is necessary not only to identify new areas of activity of local self-government, but also to revise existing areas of activity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

М.С. Сараева, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

001:10.24412/2500-1000-2022-5-4-214-217

Аннотация. Сегодня местное самоуправление - важнейший элемент института публичной власти, который в ближайшее время должен быть реформирован, так как рассматриваемая форма осуществления власти народа является одним из главных показателей демократического государства. Так, в рамках развития российской политической системы появилась необходимость в тщательном рассмотрении вопроса о расширении полномочий и функций местного самоуправления. При этом, необходимо не только определить новые направления деятельности местного самоуправления, но и пересмотреть уже существующие сферы деятельности.

Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, коррупция, политическая конкуренция, реформа, бюджет.

Местное самоуправление - это ступень публичной власти, которая находится максимально близко к гражданам страны и которая должна решать широкий круг вопросов местной жизни. В этом контексте население само является источником власти, это основа демократического общества. В Европейской хартии местного самоуправления, которая ратифицирована РФ с 1998 года, содержится определение: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [1]. Подчеркивается именно способность органов МСУ заниматься решением вопросов местного значения. К сожалению, нельзя согласиться, что в России органы МСУ фактически обладают такими полномочиями.

Одним из наиболее важных аспектов фактического усиления вертикали власти является финансовый аспект, поскольку федеральный центр явно не готов пересматривать свою налоговую политику в пользу сохранения местных налогов в местных бюджетах. Органы МСУ имеют большое количество обязанностей перед государством, при этом должны действо-

вать в рамках более чем ограниченного бюджета.

Еще одна проблема организации МСУ имеет политический характер. У политической власти на местах практически отсутствует конкуренция, в результате чего возникает ситуация полного подчинения ей хозяйственной сферы. Это влечет за собой коррупцию на различных уровнях власти. Часто муниципальным и федеральным органам трудно выстроить диалог в интересах граждан. Усиление МСУ явно не встречает поддержки федерального центра.

Как можно воздействовать на сложившуюся ситуацию? Кажется необходимым уточнение и конкретизация определения полномочий органов МСУ, которые были бы подкреплены соответствующими нормативно-правовыми актами. Можно было бы наделить районы как единицу местной власти более широким кругом полномочий, например: организация пожарной безопасности, земельные отношения, социальная поддержка населения и другие вопросы местного значения. Таким образом федеральная власть могла бы стать ближе к своим гражданам, возможно удалось бы сгладить некоторые противоречия с местной властью.

С финансовой точки зрения представляется эффективным создание отдельных

бюджетов районов и других административно-территориальных единиц. Это бы расширило сферу из возможностей и компетенции, что, конечно, пока не приветствуется федеральным центром, но для населения сыграло бы хорошую роль. Достаточно посмотреть, как это реализовано за рубежом, чтобы оценить преимущества сильного местного самоуправления.

Органы МСУ часто обязаны решать вопросы не местного, а скорее государственного значения. И снова встает вопрос бюджетного финансирования для данных целей. Заявляемые как временные, эти полномочия зачастую становятся постоянными. В таком случае и финансироваться они должны соответственно своему фактическому статусу. Либо местные власти должны иметь возможность отказаться от подобных задач.

Муниципалитеты не обладают достаточной возможностью влиять на экономическую и инвестиционную ситуацию. Местной власти не хватает выделяемого центром объема бюджета, а также отсутствует стимул увеличивать собственный. Это связано с неопределенным списком муниципального имущества. Необходимо создание благоприятных условий для стимулирования пополнения местных бюджетов за счет улучшения инвестиционного климата. На данном этапе население скорее не удовлетворено качеством муниципальных услуг, что влечет за собой недоверие к институтам МСУ в целом.

Снижает эффективность работы местного самоуправления и недостаточное количество квалифицированных сотрудников. Это является следствием слабого нормативно-правового регулирования кадровой политики в данной сфере, а также отсутствия грамотной подготовки кадров.

Сегодня местное самоуправление - это важнейший элемент института публичной власти, который в ближайшее время должен быть реформирован, так как рассматриваемая форма осуществления власти народа является одним из главных показателей демократического государства. Так, в рамках развития российской политической системы появилась необходимость в тщательном рассмотрении вопроса о рас-

ширении полномочий и функций местного самоуправления. При этом, необходимо не только определить новые направления деятельности местного самоуправления, но и пересмотреть уже существующие сферы деятельности.

Представляется, что функции местного самоуправления должны осуществляться прежде всего для обеспечения стабильности и порядка отношений на уровне муниципалитета, а также для обеспечения конституционных прав на местное самоуправления, то есть функции МСУ должны быть главным образом направлены на урегулирование проблем местного характера.

Осуществление местными органами власти своих полномочий по решению вопросов местного значения требует объективной и эффективной оценки. Показательной системой оценки эффективности местных органов власти является практика Соединенных Штатов, которая действует уже около 100 лет. Для оценки эффективности работы местных органов власти в США действует Управление по исследованию муниципальных вопросов. Методы оценки эффективности работы органов местного самоуправления в США были разработаны еще в 30-е годы.

В России формирование целостной системы оценки эффективности деятельности местного самоуправления было положено только в 2007 году. Это объясняется тем, что в период плановой экономики СССР эффективность деятельности местных органов оценивалась исходя из выполнения планов предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В Российской Федерации в настоящее время существуют определенные негативные факторы, препятствующие успешному функционированию местного самоуправления. К таким негативным факторам можно отнести, в частности:

- значительная разница между полномочиями органов местного самоуправления и их финансовыми возможностями;

- серьезные проблемы, связанные с оформлением правоотношений, связанных с землей;

- проблемы в сфере предоставления государственных услуг населению;

- проблемы, связанные с различными экологическими условиями.

Наиболее серьезной проблемой сегодня является нехватка финансовых средств для реализации всех рассмотренных выше функций МСУ. Для решения этой проблемы необходимо увеличение доходов местного бюджета, а также укрепление и развитие отношений между муниципалитетами.

Серьезным препятствием для нормального функционирования органов местного самоуправления является система регистрации прав на землю. Эта система является излишне бюрократической. Для того чтобы граждане могли осуществлять свои права, они вынуждены тратить значительную часть своего свободного времени и денег. Эти обстоятельства могут провоцировать коррупцию на местном уровне. делают отношения на земле коррумпированными.

Таким образом, местное самоуправление является юридически гарантированным правом территориального сообщества граждан самостоятельно решать свои проблемы в рамках правовой сферы. Цель местного самоуправления заключается в предоставление населению возможности самостоятельно решать вопросы жизнедеятельности на определенной территории.

Сегодня наше государство функционирует в условиях наличия некоторых нега-

фективности работы местного самоуправления, в частности, основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается система местного самоуправления это проблемы в сфере ЖКХ, слабое экономическое развитие местного управления, а также проблемы, связанные с состоянием окружающей среды, излишняя бюрократизация и недостаток денежных средств для реализации всех необходимых проектов местного самоуправления.

Решить существующие проблемы в области местного самоуправления в России можно путем реформирования деятельности органов местного самоуправления. В частности, речь идет об эффективной активизации деятельности органов местного самоуправления для инвестирования в реальный сектор экономики, изменении механизма выравнивания бюджетной безопасности муниципалитетов, улучшении качества политической грамотности населения, большая часть которого должна четко осознавать личную ответственность за решение вопросов местного значения в пределах своего муниципалитета, принятии Муниципального кодекса Российской Федерации, установлении однообразия в системе коммунального обслуживания в муниципалитетах Российской Федерации, профессионализме, эффективности в деятельности работников муниципальных служб.

тивных факторов, препятствующих эф-

Библиографический список

1. Европейская хартия местного самоуправления ETS №2 122: Страсбург, 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.09.1998. - №36. -Ст. 4466.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3: ред. От 29.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.04.1998. - № 15. - Ст. 1695.

4. Васильева Е.И. Проблемы развития местного самоуправления / Е.И. Васильева, О.Ю. Гусельникова // Муниципалитет: экономика и управление. - 2018. - №4 (25). - С. 2632.

5. Коротина Н.Ю. Проблемы обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований в Российской Федерации // Экономика и управление. Социум и власть. -М.: Изд-во РАНХиГС, 2012.

- Экономицеские HayKU-

ON THE ISSUE OF TOPICAL PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

M.S. Saraeva, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. Today, local self-government is the most important element of the institution of public power, which should be reformed in the near future, since the form of exercising the power of the people under consideration is one of the main indicators of a democratic state. Thus, within the framework of the development of the Russian political system, there was a need for careful consideration of the issue of expanding the powers andfunctions of local self-government. At the same time, it is necessary not only to identify new areas of activity of local self-government, but also to revise existing areas of activity.

Keywords: local government, public authority, corruption, political competition, reform, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.