Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и принципах местного самоуправления'

К вопросу о понятии и принципах местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2083
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITY / PRINCIPLES OF LOCAL GOVERNMENT / ORGANIZATION OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Забирова Д. Р., Кузнецов И. А.

В этой статье автор выделяет основные положения, отражающие его существенные особенности, и определяет требования к организации и работе муниципалитетов. Раскрывая суть принципов местного самоуправления, автор приходит к выводу, что местное самоуправление является независимой организацией деятельности граждан, которая обеспечивает решение местных проблем. Местное самоуправление является наиболее важной предпосылкой для развития правовой осведомленности населения, проживающего в муниципальном образовании. Доминирование населения среди других субъектов местного самоуправления также определяется необходимостью самостоятельно решать важные вопросы местного значения, такие как владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью, а также установление местных налогов и сборов.In this article, the author identifies the main provisions that reflect its essential features, and defines the requirements for the organization and work of municipalities. Revealing the essence of the principles of local self-government, the author comes to the conclusion that local self-government is an independent organization of citizens' activities, which provides a solution to local problems. Local government is the most important prerequisite for the development of legal awareness of the population living in the municipality. The dominance of the population among other subjects of local self-government is also determined by the need to independently solve important issues of local importance, such as ownership, use and disposal of municipal property, as well as the establishment of local taxes and fees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и принципах местного самоуправления»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Д.Р. Забирова, студент

Научный руководитель: И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10371

Аннотация. В этой статье автор выделяет основные положения, отражающие его существенные особенности, и определяет требования к организации и работе муниципалитетов. Раскрывая суть принципов местного самоуправления, автор приходит к выводу, что местное самоуправление является независимой организацией деятельности граждан, которая обеспечивает решение местных проблем. Местное самоуправление является наиболее важной предпосылкой для развития правовой осведомленности населения, проживающего в муниципальном образовании. Доминирование населения среди других субъектов местного самоуправления также определяется необходимостью самостоятельно решать важные вопросы местного значения, такие как владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью, а также установление местных налогов и сборов.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципалитет, принципы местного самоуправления, организация местного самоуправления.

Первостепенная роль местного самоуправления в современном государстве четко подчеркивается в Хартии местного самоуправления, которая была принята Советом Европы в июне 1985 года, и Всемирной декларации местного самоуправления, принятой на 27-м Всемирном конгрессе Международной федерации местных органов власти в сентябре 2001 года. Эти документы отражают современную концепцию местного самоуправления, а также содержат рекомендации по организации и правовому регулированию местного самоуправления, основанные на опыте местного самоуправления в европейских странах.

Муниципальное управление во многих аспектах схоже непосредственно с государственным управлением, так, например, здесь также применяется принцип разделения властей: исполнительную власть представляет глава, законодательную -совет, а судебную власть непосредственно судебные органы [1, с. 25]. Однако уровень муниципальной власти имеет свои отличительные и существенные ограничения. К ним относятся, например, то, что муниципалитет не обладает правом издания законов. Кроме того, в сфере управле-

ния муниципалитета находится не население в пределах определенной территории, как это происходит в случае с государственным управлением, а соответствующие местные службы, предприятия и организации, которые обеспечивают комфортные условия проживания граждан, и уже опосредованно, через эти организации происходит непосредственное управление. Также стоит сказать о том, что представители каждого из уровней местного самоуправления выполняют четко оговоренные функции, для чего имеют установленные ресурсы и полномочия, а также несут ответственность по принятым решениям [2, с. 106]. Это означает, что в отличие от аппаратов государственного управления федерального уровня, полномочия местных органов сильно ограничены своими инструкциями.

Статус местного самоуправления в Российской Федерации подтвержден в главе VIII Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором четко оговорены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы органи-

зации местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления [3]. Анализ базовых положений организации муниципальной власти указывает на то, что именно на данном уровне должны реализовываться основные идеи либертарианства, связанные с деконцентрацией власти в стране. С этим согласны и российские ученые. Так, И.А. Куян отмечает: «Современные теории местного самоуправления призваны решить одну (общую) проблему - децентрализации и де-концентрации государственной власти на местах» [4, с. 133]. В тоже время, А.А. Захаров также согласен с данным тезисом: «Местное самоуправление сочетает в себе как признаки децентрализованного государственного управления («административная теория» самоуправления), так и института гражданского общества («гуманитарная теория» самоуправления), где центральным звеном является наличие либо отсутствие конституционного права местного сообщества на самоуправление, а также степень автономии местного сообщества в реализации данного права» [5, с. 14].

Местное самоуправление функционирует, опираясь на основные общие для всех принципы - основополагающие идеи, в которых отражены его сущностные признаки. Они определяют требования к его организации и деятельности. Хотя Федеральный закон № 131-Ф3 носит название закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», сами эти принципы в законе четко не представлены, поскольку они не являются юридическими нормами, а являются лишь общепризнанными положениями [6, с. 58]. В силу того, что оговоренный перечень общих принципов организации местного самоуправления не изложен в ФЗ, правоведы и ученые разместили их в своих научных трудах. Тщательно этим вопросом занимались О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. Ими приводится 10 этих общих принципов, на основе которых строится местное самоуправление:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

В ст. 130 Конституции Российской Федерации содержится призыв к местному самоуправлению обеспечивать независимое решение населения по вопросам местного значения [7]. Локально значимыми вопросами являются вопросы, которые непосредственно гарантируют средства к существованию населения. Вопросы, связанные с организацией и реализацией местного самоуправления, прямо регулируются муниципальными правилами данной процедуры, прописанной в уставе муниципального образования.

2. Организационная изоляция местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с властью при реализации общих задач и мероприятий.

3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно составлять, утверждать и исполнять местный бюджет, а также устанавливать местные налоги и сборы.

4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные органы власти и должностные лица подотчетны населению.

5. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Российская Федерация характеризуется несколькими причинами организации и осуществления местного самоуправления. Во-первых, федеративное устройство государства влияет на организацию местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции совместная юрисдикция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматривает установление общих принципов организации местного самоуправления. В этих рамках субъекты, формирующие Российскую Федерацию, самостоятельно организуют местное самоуправление более детально. Так, напри-

мер, в Конституции Республики Башкортостан закреплено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий (а именно составление, утверждение и исполнение бюджета, решение вопросов местного значения и т.д.) самостоятельно [8]. Во-вторых, Российская Федерация - многонациональная страна, многие регионы которой отличаются своей оригинальностью, самобытностью, историческими и другими местными традициями. Все эти факты играют огромную роль в установлении формы, организации и реализации местного самоуправления [9, с. 4].

6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении организации местного самоуправления органы МСУ и должностные лица должны учитывать интересы личности и гражданина, уважать их законные права и свободы.

7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

Предполагается, что местные органы власти и должностные лица должны функционировать лишь в рамках закона.

8. Гласность деятельности местного самоуправления.

Данный принцип включает в себя:

- Обязательная публикация законов и нормативно-правовых актов.

- Обеспечение способности населения контролировать администрирование и управление на всех уровнях, способность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

- Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления.

- Обязанностью органов местного самоуправления и должностных лиц является ответ на содержание обращений граждан в течение месяца.

9. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.

Этот принцип по своей природе включает в себя:

- Обязательное присутствие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований.

- Коллективная процедура для работы выбранного органа. Гарантия коллегиальности является требованием кворума.

- Свобода определения в уставе организации и деятельности других местных органов власти.

10. Государственная гарантия местного самоуправления.

Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления [10, с. 17].

На основе общих принципов организации местного самоуправления:

- осуществляется деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения — муниципальная деятельность;

- формируется политика органов местного самоуправления по решению стоящих перед ними задач - муниципальная политика;

- обеспечивается оказание населению жизненно важных услуг на местном уровне - муниципальных услуг;

- формируется система муниципального управления как особый вид управленческой деятельности [11, с. 154].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, основываясь на вышеизложенные принципы, местное самоуправление представляет собой самостоятельную организацию деятельность граждан, которая самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения.

Библиографический список

1. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 42 с.

2. Батманова Н.В, Кохановская И.И. Современная концепция государственного и муниципального антикризисного управления // Региональное развитие. - 2014. - С. 105-107.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

4. Куян И.А. Муниципальная власть и принцип народного суверенитета: проблемы соотношения и практической реализации // Административное и муниципальное право. -2013. - №2. - С. 131-137.

5. Захаров А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: современные тенденции политического развития и структурные дефекты законодательства // Публично-правовые исследования. - 2012. - Т. 1. - С. 1-24.

6. Хабибуллин А.Р. Самостоятельность и взаимодействие - общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации // Юрист. - 2007. - № 9. - С. 5760.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

8. Аббазова Г.Р., Азнагулова Г.М., Аминов И.Р., Анисимов В.А. Историко-правовой комментарий к Конституции Республики Башкортостан; под редакцией З.И. Еникеева. -Уфа: Китап, 2018. - 728 с.

9. Савин В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - №3. - С. 1-6.

10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.

11. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2019. - 274 с.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF LOCAL SELF-GOVERNANCE

D.R. Zabirova, Student

Supervisor: I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. In this article, the author identifies the main provisions that reflect its essential features, and defines the requirements for the organization and work of municipalities. Revealing the essence of the principles of local self-government, the author comes to the conclusion that local self-government is an independent organization of citizens' activities, which provides a solution to local problems. Local government is the most important prerequisite for the development of legal awareness of the population living in the municipality. The dominance of the population among other subjects of local self-government is also determined by the need to independently solve important issues of local importance, such as ownership, use and disposal of municipal property, as well as the establishment of local taxes and fees.

Keywords: local government, municipality, principles of local government, organization of local government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.