Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности подготовки будущих учителей к работе семьей по профилактике табакокурения младших школьников'

К вопросу об актуальности подготовки будущих учителей к работе семьей по профилактике табакокурения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Ксения Игоревна, Жукова Марина Владимировна

Статья рассматривает актуальность вопроса подготовки будущих учителей к профилактике курения табака у младших школьников и важность работы с семьей. Описываются принципы эффективной работы учителя по профилактике в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкина Ксения Игоревна, Жукова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the relevance of training future teachers to work with the family on the prevention of tobacco use among younger schoolchildren

The article considers the relevance of the issue of training future teachers for the prevention of tobacco Smoking among younger students and the importance of working with the family. The principles of effective work of the teacher on prevention in this direction are described.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности подготовки будущих учителей к работе семьей по профилактике табакокурения младших школьников»

При проведении стабилометрии наблюдалось уменьшение отклонения центра массы от центральной линии в среднем на 11°. Уменьшение перекоса таза в среднем составило 2°, снижение латерального отклонения дуги позвоночника на 9°. Для показателей ротации поверхностной плоскости не произошло никаких изменений, исходный результат совпал с конечным.

Кинезиотейп эффективно повлиял также на изменение углов сколиоза. В среднем угол сколиоза улучшился на 14°. Угол кифоза CTh - ThL уменьшился в среднем на 21°, угол Лордоза CTh-LS на 13°.

Обследовании на Myoline (Diers) продемонстрировало значительный прирост силы мышц при наложении кинезиотейпа в 1 сутки, через 120 часов непрерывного ношения, а также по прошествии 60 минут после снятия КТ. В то же время в процессе обследования выявлено ослабление мышц сгибателей шеи и косых мышц живота. Для нормализации мышечного тонуса необходимо строить коррекционную программу ЛФК.

ВЫВОД

В результате применения методики кинезиотейпирования произошло достоверное изменение тонуса мышц и коррекция постурального состояния квалифицированных хоккеистов. Настоящее исследование продемонстрировало как немедленные эффекты влияния KT на тонус мышц и проприоцептивную чувствительность, так и отставленное влияние на 5 сутки, а также через 60 минут после снятия кинезиотейпа. Использование кине-зиотейпа с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности спортсменов при постуральных нарушениях нуждается в дальнейшем изучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епифанов, В.А. Медицинская реабилитация больных после травмы и операции на позвоночнике и спинном мозге // Медицинская реабилитация. / Под ред. В. М. Боголюбова. Книга II - М. : Издательство БИНОМ, 2010. - C. 80-107.

REFERENCES

1. Epifanov, V.A. (2010), "Medical rehabilitation of patients after trauma and surgery on the spine and spinal cord", Medical rehabilitation, Edited by V. M. Bogolyubov, Book II, Publishing house BINOM, Moscow, pp. 80-107.

Контактная информация: d.s.mel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2018

УДК 371.038: 371.9:378

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

Статья рассматривает актуальность вопроса подготовки будущих учителей к профилактике курения табака у младших школьников и важность работы с семьей. Описываются принципы эффективной работы учителя по профилактике в данном направлении.

Ключевые слова: табакокурение, профилактика, младшие школьники, работа с родителями, подготовка учителя.

ON THE ISSUE OF THE RELEVANCE OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH THE FAMILY ON THE PREVENTION OF TOBACCO USE AMONG

YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article considers the relevance of the issue of training future teachers for the prevention of tobacco Smoking among younger students and the importance of working with the family. The principles of effective work of the teacher on prevention in this direction are described.

Keywords: tobacco Smoking, prevention, primary school children, work with parents, teacher training.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в 2017 году, интенсивность курения остается на высоком уровне, несмотря на популяризацию здорового образа жизни. Так, по данным ВЦИОМ-Спутник, 20% всех опрошенных выкуривают в день пачку сигарет или более. По оценкам большинства курильщиков (60%) за год интенсивность потребления ими табачных изделий не изменилась. Снизили число выкуриваемых сигарет 25%, и, напротив, стали курить больше 14%.

Полученные данные косвенно информируют о том, что в семьях, где родители курят, так же растет потенциальная возможность употребления табака детьми. Причем, в связи с загруженностью родителей на работе, и недостаточным вниманием к свободному времени ребенка, возникает риск упустить момент, когда ребенок пристрастится к данной пагубной привычке.

В этой связи, школа, как социальный институт имеет огромный потенциал в решении проблемы профилактики табакокурения у детей, в том числе у младших школьников.

Учитель является непререкаемым авторитетом в глазах младшего школьника и его родителей, поэтому имеет возможность эффективно решать вопрос профилактики в данном направлении. Однако, по мнению профессора Александра Александрова в российской школе профилактика курения носит информационный характер. В зарубежных же исследованиях показано, что данный принцип работы с младшими школьниками малоэффективен.

По его мнению, наиболее эффективным средством профилактики является дискуссия, то есть коллективное обсуждение детей вопроса вреда курения, потому как содержание дискуссии у детей откладывается на 50 процентов запоминания материала, против 10 процентов при обычной беседе или лекции. В обсуждении каждый ученик имеет возможность высказаться и послушать других.

Таким образом, наиболее эффективной формой работы учителя с детьми будет являться именно дискуссия. Однако, содержание таких занятий не может быть единообразным. Знания ребенка увеличиваются целесообразно его развитию, следовательно, знания, установки и навыки, которые ученик будет получать на данных занятиях так же должен развиваться по спирали.

Мы считаем, что для эффективной работы в вопросе профилактики табакокурения у детей младшего школьного возраста, целесообразнее придерживаться некоторых принципов.

Прежде всего, это принцип системности. Проведение занятий должно опираться на анализ ситуации в школе. Чем чаще дети, идя в школу, видят ситуации курения старшеклассниками, педагогами, тем чаще должно быть обращено внимание на это учителем. Кроме того, проведение анкетирования среди родителей на предмет наличия курильщиков в семье так же будет являться причиной более систематической профилактики.

Вторым принципом, является принцип комплексности. Одному учителю справится с задачей профилактики сложно и не всегда позволяет программа. В связи с чем, к

вопросам профилактики для успешной ее реализации должны быть привлечены: родители, штатные психологи, врачи поликлиник, наркологи. Кроме того, мы считаем, что необходимо сотрудничать в данном вопросе и с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Следующим принципом является этапность. Данный принцип предусматривает реализацию ряда этапов, которые предполагают, что каждый последующий этап профилактики становится более специализированным. И на каждом последующем этапе ученикам предоставляются более углубленные сведения.

Четвертый принцип - это принцип преемственности, предполагающий, что профилактическая программа должна строится на анализе предыдущего этапа для более информативного и эффективного построения следующего.

И, наконец, пятый принцип - это принцип доступности. Данный принцип основан не только на доступности для восприятия младших школьников предлагаемого материала, но и возможность получить помощь высококвалифицированного специалиста любому ребенку, который выскажет желание.

В настоящий момент существует множество программ, разработанных учителями и направленных на профилактику курения среди младших школьников. Однако, программа может оказаться не эффективной, если в школе нет акцента на повсеместное прекращение курения. Прежде всего, для реализации поставленных целей курение должно быть прекращено на всех уровнях: учителя, работники школы, охрана, родители, учащиеся средних и старших классов.

В связи с вышесказанным, мы убеждены, что профилактику табакокурения среди младших школьников необходимо начинать именно с отношения к курению самого педагога, с его готовности и желания вести данную работу.

Педагогические вузы, готовя учителей начальных классов, уделяют недостаточно внимания данной проблеме. Как правило, подготовка учителей по данному направлению, осуществляется на курсах по выбору. Готовя студентов к работе в данном направлении, особое внимание следует обратить работе с родителями. Так как именно они оказывают значительное влияние на формирование привычек младшего школьника, его образа жизни. Но как показывает практика, большинство курящих родителей убеждены в том, что их дети не будут курить. Однако статистика говорит об обратном. Большинство курильщиков вырастают из тех семей, где курили отец или мать.

Будущие учителя должны быть готовы не только доносить знания до детей, мотивировать их, проводить профилактическую работу, но и работать с родителями детей, которые уже начали курить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова, М.В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками: учебно-методическое пособие / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина. - Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2017. - 220 с.

REFERENCES

1. Zhukova, M., Frolova E. and Shishkina K. (2017), Prevention of addictive behavior: theoretical aspects and active forms of work with students: educational manual, Cicero, Chelyabinsk.

Контактная информация: shishkinaki@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.