Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ ОБ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимерьянова Лилия Николаевна

В статье отмечается, что особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, жестокость и агрессивность детей. Предпринята попытка объяснения природы агрессивного поведения детей, основываясь на разных психологических подходах. Проведено исследование агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В заключении автор делает вывод о том, что причина возникновения агрессии полифакторна. Следовательно, это необходимо учитывать, проводя профилактику и коррекцию агрессивных проявлений в среде детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN

The article notes that the growing alienation, increased anxiety, spiritual devastation of children, cruelty and aggressiveness of children cause particular anxiety. An attempt is made to explain the nature of aggressive behavior of children, based on different psychological approaches. A study of the aggressive behavior of preschool children was carried out. In conclusion, the author concludes that the cause of the outbreak of aggression is multifactorial. Therefore, this must be taken into account, carrying out prevention and correction of aggressive manifestations among children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ»

УДК:159.9

К ВОПРОСУ ОБ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа)

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, их цинизм, жестокость и агрессивность. Изучение проблемы агрессивного поведения человека является в настоящее время актуальной в деятельности психологов и педагогов всего мира.

Агрессивное поведение в большинстве случаев определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. В аспекте данной статьи мы попробуем разобраться в истоках детской агрессии.

Изложение основного материала исследования. Первые попытки объяснения развития агрессивного поведения детей были предприняты А. Фрейд, которая рассматривала его, как один из механизмов защиты инстанции «Я» [5]. Агрессивное поведение возникает в тех случаях, когда возникает угроза реальная или мнимая для «Я» ребёнка. Прибегая к агрессивному поведению, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тревогой. Механизмом такого поведения, по мнению А. Фрейд, выступает «идентификация с агрессором», воплощая, принимая его атрибуты, ребёнок преображается из того, кому угрожает, в того, кто угрожает [5]. Агрессивные устремления ребёнка, таким образом, носят упреждающий характер по отношению к объекту тревоги.

Основатель индивидуальной психологии А. Адлер, причину детского агрессивного поведения усматривал в том, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности» [1]. Ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей, что приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Итак, в понимании А. Адлера, агрессивное поведение является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности [1].

В теории социального научения (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура) подчёркивается, что агрессивное поведение является приобретённым, социально-обусловленным поведением [2]. Механизмами формирования агрессивного поведения выступают: подкрепление агрессивного поведения со стороны других людей, научение посредством наблюдения и самоподкрепление.

В работах, посвящённых изучению развития неврозов, агрессивное поведение рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивное поведение выполняет защитную функцию, предохраняя ребёнка от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию.

Проблема детского агрессивного поведения затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивного поведения определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов.

В рамках семейной психологии ряд авторов указывает на определённую зависимость агрессивного поведения детей от структуры семьи. Агрессивное поведение ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом, способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. Распад семьи в семилетнем возрасте приводит к росту враждебности, мальчики воспитывающиеся без отцов отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым [6].

Агрессивные проявления ребёнка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сёстрам. В основе такого агрессивного поведения лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания, отличаются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное отношение к агрессивному поведению, безразличное отношение к детям.

Также существуют гендерные особенности, так к агрессивному поведению больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессивного поведения.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивное поведение в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

Формированию детского агрессивного поведения способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивного поведения помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем, среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Стоит заметить, что к агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится.

Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу [3].

Помимо родителей примером негативного поведения могут служить братья и сёстры. Ориентируясь на их пример, общаясь и играя с ними, дети могут копировать или усваивать агрессивные способы поведения. Отмечается, что дети более агрессивно настроены против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Ребёнок усваивает агрессивное поведение, посредством наблюдения, выделяя случаи, когда агрессия оказывается эффективным способом в достижении цели, в воздействии на других. Во многом поведение наших детей определяется их сверстниками. Установлено, что сверхагрессивные дети, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других детей, становятся менее агрессивными. Пассивные же дети остаются такими же. Отмечено, что существуют индивидуальные различия в усвоении агрессивного поведения, демонстрируемого сверстниками, и не всегда дети, подвергающиеся агрессии со стороны других детей становятся агрессивными [4].

Сегодня мы можем говорить и о влиянии средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивное поведение детей. Просмотр детьми телевидения и видеопродукции, изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает негативное влияние на поведение и личность ребёнка и имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий. Через них ребёнок учится новым, неизвестным ему формам агрессивного поведения. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы. «Если это можно взрослому» или другому ребёнку, почему и я не могу так делать?! Тем более что в большинстве фильмов герои, действующие агрессивно, не только не подвергаются наказаниям, но и порой оказываются в выигрыше, по сравнению с менее агрессивными персонажами. Так же у ребёнка вырабатывается толерантное отношение к показываемому ему насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессивного поведения. Большое количество насилия и агрессивного поведения, увиденные на экране детьми, приводит к снижению чувствительности к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека. Ребёнок не задумывается над тем, что ситуации в фильмах вымышленные, что в реальности люди не решают свои проблемы с помощью кулаков, оскорблений, что стрельба и погоня встречается в жизни намного реже, чем в кино.

Так же следует упомянуть и об увлечении современных детей компьютерными играми, многие из которых агрессивны по содержанию. В отличие от фильмов, игры дают возможность стать участником процесса, ребенок в них может реализовать себя, самоутверждаясь через агрессию. Все это привело к тому, что на сегодняшний день мы сталкиваемся с огромным числом детей, проявляющих агрессивное поведение. Это и: гиперактивно-агрессивный ребенок, агрессивно-обидчивый, агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением, агрессивно-боязливый ребенок и агрессивно-бесчувственный ребенок.

Таким образом, проанализировав различные подходы на проблему возникновения агрессивного поведения, можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна, что необходимо учитывать при дальнейшей профилактике и коррекции.

В качестве респондентов нашего исследования выступили воспитанники подготовительной группы детского сада, в количестве 47 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).

Из беседы с воспитателями стало известно, что в своей работе они довольно часто сталкиваются с агрессивными проявлениями со стороны некоторых из своих воспитанников. Такие ребята своим поведением отвлекают остальных в группе и требуют к себе много внимания со стороны педагога.

В процессе наблюдения было замечено, что испытуемые склонны к проявлению агрессивного поведения в физической и вербальной формах: мальчикам чаще была свойственна физическая форма проявления агрессивного поведения, а девочкам вербальная. При этом ребенок, ведущий себя агрессивно, не осознавал свое поведение и его последствия.

По опроснику «Ребенок глазами взрослого» определили, что среди респондентов встречается примерно одинаковое количество детей имеющих первый, второй и третий уровень агрессивности.

У детей, имеющих I уровень агрессивности нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессивного поведения как патохарактерологических; они самостоятельно способны сдерживать собственную агрессивность; имеющих II уровень: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; детям требуется помощь в овладении собственным поведением; III уровень - такие дети совершенно агрессивны, дерутся, обижают сверстников, отличаются непослушанием, им требуется помощь специалистов.

Наблюдения показали, что в группах исследования большая часть детей не сжимают кулаки, в очень редких случаях краснеют во время агрессивного состояния. Очень ярко проявляется у этих детей отношение к собственной агрессии, они говорят, что поступили плохо, но при этом в редких случаях им удается подавить агрессию. Низкий процент детей стремиться, сделать что-то назло другим, причинить вред своему сверстнику. Но, несмотря на все положительные стороны поведения, в исследуемых группах детей есть такие, которые проявляют жестокие признаки агрессивного поведения, направленные на сверстников: бьют в состоянии агрессии, кусают, стремятся ткнуть каким- либо предметом. У нескольких детей даже проявляется аутоагрессивное поведение: в состоянии раздражения они начинают кусать себя, щипать, биться лбом об стенку и т.д.

Выводы. Таким образом, в группах исследования требуется более пристальное внимание со стороны воспитателей и специалистов к детям, так как самостоятельно справиться со своим агрессивным поведением в большинстве случаев они просто не в силах, и в дальнейшем эта группа детей может входить в состав группы риска. Все это требует создание коррекционных программ по формированию устойчивых поведенческих механизмов, способствующих развитию саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах с окружающим миром.

Аннотация. В статье отмечается, что особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, жестокость и агрессивность детей. Предпринята

попытка объяснения природы агрессивного поведения детей, основываясь на разных психологических подходах. Проведено исследование агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В заключении автор делает вывод о том, что причина возникновения агрессии полифакторна. Следовательно, это необходимо учитывать, проводя профилактику и коррекцию агрессивных проявлений в среде детей.

Ключевые слова: отклонения в личностном развитии и поведении детей, агрессивное поведение, агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Annotation. The article notes that the growing alienation, increased anxiety, spiritual devastation of children, cruelty and aggressiveness of children cause particular anxiety. An attempt is made to explain the nature of aggressive behavior of children, based on different psychological approaches. A study of the aggressive behavior of preschool children was carried out. In conclusion, the author concludes that the cause of the outbreak of aggression is multifactorial. Therefore, this must be taken into account, carrying out prevention and correction of aggressive manifestations among children.

Keywords: deviations in the personal development and behavior of children, aggressive behavior, aggressive behavior of preschool children.

Литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.

3. Козлова А.А., Малых В.Н. Социальная работа с детьми разного возраста. - М.: МГСУ, 2011. - 302 с.

4. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб.: Еврознак, 2009. - 288 с.

5. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - Том 2. - М., 1999.

6. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М.: Владос -Пресс, КДУ, 2013. - 211 с.

УДК - 37.02

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РАБОТЕ С МЕДИЙНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

кандидат педагогических наук, доцент Ягубова Ася Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К .Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

Постановка проблемы. Главной целью обучения иностранному языку на всех этапах всегда было и остается овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, дающей возможность организовывать общение между носителями разных языков для решения насущных задач и проблем, стоящих перед ними. Речь идет о формировании компетенции, которая «предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами, умение организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания» [2; 7]. Конечной целью овладения иностранным языком является «способность и умение участвовать в иноязычной коммуникации -порождать и воспринимать иноязычную речь в соответствии с реальной ситуацией общения и в степени заданной прагматической целью обучения» [3; 14].

Изложение основного материала исследования. Коммуникативная компетенция предполагает знания не только в области лингвистики, но также знания невербального поведения, этикета, традиций, знания истории и культуры страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка на современном этапе - это бесспорно изучение культуры страны изучаемого языка. Помимо этого современному человеку необходимы знания и представления о политических, экономических и социальных ситуациях в странах изучаемого языка, которые помогут лучше разобраться в современных реалиях. Использование газетных статей на практических занятиях по английскому языку на факультете иностранных языков может способствовать решению некоторых важных задач, в том числе и по формированию коммуникативной компетенции.

Знания и практические навыки студентов, оканчивающих факультет иностранных языков, должны быть глубже, шире и прочнее, чем у выпускников неязыковых вузов. Если для последних цель обучения можно определить как минимальное практическое владение навыками устной речи, умение читать, писать и переводить (в пределах программы), то для первых целью является полное овладение системой языка и речи на иностранном языке.

В задачу институтов и факультетов иностранных языков входит подготовка преподавателей иностранных языков, которые также могут работать и переводчиками, кроме того, они могут заниматься научной работы в области лингвистики. Каждый из аспектов применения практических и теоретических знаний иностранного языка может рассматриваться как одна из задач учебного процесса в специальном вузе, но только все они вместе взятые представляют собой конечную цель обучения: овладение иноязычной коммуникативной компетенцией.

Включение медийных материалов, как было сказано выше, может оказать большое влияние на процесс формирования языковой компетенции студентов языкового факультета. Прежде всего, на основе газетных статей можно обучать студентов разным видам чтения: поисковому, просмотровому, аналитическому и др. Различные виды чтения предполагают различные цели, но все они способствуют расширению лексического запаса, закреплению грамматических явлений, овладению фоновыми знаниями, без которых представление о языке не будет четким и полным. Читая текст, и извлекая информацию из него, необходимую для решения конкретных коммуникативных задач, студент сталкивается с необходимостью либо работать со словарем, либо в некоторых случаях игнорировать незнакомые слова и стараться понимать общий смысл текста. Газетные тексты являются сложными для восприятия, так как характеризуются наличием общественно-политической лексики, фразеологизмов, аббревиатур, реалий, газетных штампов, неологизмов, топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций. Тематика текстов обширна, разнообразна и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.