11.2. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федосин А.С., к.ю.н. Должность: преподаватель. Место работы: Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье в свете последних изменений в законодательстве дается характеристика основных административных полномочий органов ФСБ России по применению мер профилактики. Автор предлагает пути совершенствования механизма нормативного регулирования реализации органами ФСБ России полномочий по применению мер обеспечения производства в рамках дел об административных правонарушениях.
Ключевые слова: представление, официальное предостережение, полномочия органов ФСБ России, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
ABOUT BASIC ADMINISTRA TIVE POWER OF FEDERAL SECURITY SERVICE (FSB) OF RUSSIA
Fedosin A.S., PhD in law. Position: Lecturer. Place of employment: Russian academy of justice, Privolzhsky branch. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article in the light of the last changes in the legislation the characteristic of basic administrative power of Federal Security Service (FSB) of Russia concerning the introduction of preventive measures has been given. Also, the author offers the ways of improvement of normative regulation mechanism realized by Federal Security Service (FSB) of Russia powers on the introduction of supporting measures control within the bounds of cases of administrative violation.
Keywords: presentation, official warning, powers of Federal Security Service (FSB) of Russia, supporting measures control of cases of administrative violation.
В июле 2010 г. произошли значительные изменения в сфере нормативного регулирования деятельности органов ФСБ России, связанные с расширением административных полномочий.
Предметом внимания и обсуждения общественности и представителей правозащитных организаций послужил Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 238-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»1, принятый по инициативе Президента России Д.А. Медведева. Характеризуя данный закон необходимо отметить, что он расширяет спектр административных инструментов применяемых органами безопасности в целях выполнения возложенных на них задач.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008 г.) был дополнен ст. 13.1, определяющей меры профилактики органов ФСБ и порядок их применения. В качестве таковых закон определил:
1 Рос. газ. 2010. 30 июля.
- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации;
- объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Институт внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и ранее применялся в деятельности органов Федеральной службы безопасности и упоминался в п. л) ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», порядок его внесения был определен Приказом ФСБ РФ от 13.03.2004 г. № 162 «О внесении представлений органами Федеральной службы безопасности и пограничными войсками»2. Данная мера административного предупреждения применяется в отношении государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, а также соответствующих должностных лиц.
Угрозы безопасности в указанном случае определяются исходя из положений закона «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008 г.)3, а также правовых актов концептуального характера по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации. К таковым, например, можно отнести Доктрину обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895)4.
Вместе с тем представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, не применяется в качестве меры профилактики в отношении физических лиц.
Что касается предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, то данная форма административного предупреждения, применяемая в отношении физических лиц, появилась в деятельности органов ФСБ впервые. Этим объясняется особый интерес правозащитников к данному акту. В прессе прозвучали опасения «засилья спецслужб», появления у ФСБ рычага давления на оппозиционно настроенных граждан5. Подобные мнения, очевидно, вызваны тем, что в пояснительной записке к законопроекту был сделан акцент на использовании данной профилактической меры в противодействии экстремистской деятельности6.
Закон устанавливает обязательные для внесения предостережения требования о наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия совершения преступлений, об отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности. Предосте-
2 Рос. газ. 2004. 27 апр.
3 Рос. газ. 1992. 6 мая.
4 Рос. газ. 2000. 28 сент.
5 См.: Колесниченко А. ФСБ предупреждает // Аргументы и факты. 2010. № 39. С. 9.
6 См.: К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» : поясн. зап. Доступ из СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. Дата обновления 01.12.2010 г.
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ФСБ
Федосин А.С.
режение полномочны объявлять руководитель органа федеральной службы безопасности, его заместители по результатам проверки сведений в отношении лица. Срок внесения определяется десятью днями с момента получения сведений в отношении лица. Не позднее пяти дней со дня внесения официальное предостережение должно быть направлено (вручено) физическому лицу. Кроме того, законом в качестве обязательного условия внесения предостережения определено предварительное уведомление прокурора.
По вопросам формы официального предостережения, порядка его объявления и направления (вручения), а также определения перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять его внесение, в соответствии с требованием закона принят Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 2 ноября 2010 г. № 544 «Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности»7. Проект нормативного акта ФСБ был своевременно опубликован на сайте ФСБ и прошел рассмотрение Общественным советом при ФСБ России, а также публичное обсуждение.
Само по себе внесение предостережения ни в коей мере не ограничивает прав граждан. Вместе с тем в случае непринятия его к сведению гражданином и продолжения противоправной деятельности факт внесения предостережения может быть использован при формировании доказательной базы субъективной стороны преступления.
Необходимо также отметить, что пояснительная записка к законопроекту позиционирует предостережение как меру профилактики организации деятельности экстремистских сообществ и организаций, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями 282.1.-282.2 УК РФ, относящимися к альтернативной подследственности органов федеральной службы безопасности.
Представленный подход представляется несколько однобоким, т.к. не учитывает роль предостережения в профилактике преступлений в сфере защиты государственной тайны (ст. 283-284 УК РФ), относящихся к исключительной подследственности органов федеральной службы безопасности. При этом специальным субъектом данных преступлений является лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Соответственно предостережение в подобных ситуациях может содержать сведения, составляющие государственную тайну. В то же время нормативная база, определяющая механизм внесения предостережения, в частности Приказ ФСБ № 544, не учитывает данный аспект.
Обозначенная специфика уже наблюдалась в практике применения мер профилактики органами ФСБ. Так, Приказ ФСБ России № 162 «О внесении представлений...» предусматривает наличие у представления грифа секретности или ограничительной пометки, что соответственно определяет порядок его оформления и направления.
Что касается поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, то внесены изменения в ст. 19.3.
7 Рос. газ. 2010. 17 нояб.
1. Наименование статьи изложено в следующей редакции:
«Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы».
2. Статья дополнена ч. 4 следующего содержания:
«4. Неповиновение законному распоряжению или
требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данному составу отнесено к полномочиям мировых судей.
Однако, несмотря на положительные изменения в законодательстве, расширившие административные полномочия органов ФСБ, необходимо отметить ряд негативных моментов, существенно затрудняющих их реализацию.
Во-первых, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности, воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей сопряжены с необходимостью применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в частности: 1) доставления; 2) административного задержания; 3) личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице. В целях реализации этих мер возможно применение физической силы и специальных средств.
Подобные полномочия имеются у сотрудников МВД РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, УФМС РФ, военнослужащих, уполномоченных составлять протоколы по ст. 19.3 Ко-АП РФ в рамках ст. 27.1-27.7 КоАП РФ.
Ст. 27.1-27.7 КоАП РФ не предусматривают применение указанных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по ст. 19.3 КоАП РФ сотрудниками органов ФСБ.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: сотрудник органов ФСБ в случае невыполнения его законных требований или воспрепятствования исполнению его служебных обязанностей в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ для административного задержания нарушителя должен обратиться к сотруднику милиции.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» закрепляет право органов ФСБ России на осуществление административного задержания лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также на проверку у этих лиц документов, удостоверяющих их личность, получение от них объяснений, осуществление их личного досмотра, изъятие вещей и документов. При этом
сами составы административных правонарушений, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особо-режимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, не относятся в соответствии с КоАП РФ к подведомственности органов ФСБ.
С целью устранения обозначенных противоречий в статьи 27.1 - 27.3, 27.7 КоАП РФ в перечень лиц, уполномоченных применять соответствующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, необходимо добавить сотрудников органов ФСБ.
Кроме того, прослеживается необходимость гармонизации положения КоАП РФ и Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» относительно предоставления органам безопасности полномочий по привлечению к административной ответственности лиц, осуществляющих попытки проникновения на специально охраняемые территории особорежимных объектов, в том числе административно-территориальных образований.
Во-вторых, до настоящего времени не внесены соответствующие поправки в Приказ ФСБ России от 06.09.2007 г. № 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»8, определяющие перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ.
Указанные недостатки и противоречия в административном законодательстве могут негативно повлиять на реализацию сотрудниками органов ФСБ административных полномочий в интересах выполнения возложенных на них задач. В связи с этим представляется целесообразным внесение соответствующих изменений и дополнений в положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ведомственной нормативной базы.
Список литературы:
Колесниченко А. ФСБ предупреждает // Аргументы и факты. 2010. № 39. С. 9.
Отзыв
на статью кандидата юридических наук, Федосина А.С. «К вопросу об административных полномочиях Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
Инициатива Президента Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях расширивших административные полномочия спецслужбы, вызвала жаркие дискуссии в электронных и печатных средствах массовой информации. Ряд правозащитников заявили о пагубных последствиях данных нововведений, связывая его с «засильем спецслужб», созданием рычага давления на оппозиционно настроенных граждан. Вместе с тем, Общественный совет при ФСБ России одобрил подобную инициативу.
8 Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти.2007. № 49.
Сами изменения касаются упорядочения порядка применения мер профилактики, а также появлением у ФСБ нового административного полномочия по объявлению официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. Кроме того, ст. 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение законных требований сотрудника органов ФСБ.
Отмеченные обстоятельства определяют несомненную актуальность и научную значимость представленной статьи. Автором проведен анализ правового регулирования административных процедур реализации органами ФСБ России новых полномочий, выявлены заслуживающие внимания противоречия в КоАП РФ, недостатки подзаконной нормативной базы, которые могут оказать негативное влияние на эффективность применения административных инструментов органами безопасности в целях выполнения возложенных на них задач. Предложены пути устранения данных проблем.
Терминология и научный инструментарий статьи свидетельствуют о профессионализме и компетентности автора. Качество оформления статьи не вызывает серьезных нареканий. Ссылки и литература оформлены в соответствии с существующими требованиями к библиографическому описанию, обновлены и отражают современное состояние в изученной теме.
Изложенное свидетельствует о соответствии статьи Федосина А.С. на тему: «К вопросу об административных полномочиях Федеральной службы безопасности Российской Федерации» всем требованиям, предъявляемым к трудам такого рода по содержанию и оформлению, и позволяет рекомендовать работу для опубликования.
Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
к.ю.н., доцент А.Р. Лаврентьев