Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 151.1 УК РФ'

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 151.1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СТАТИСТИКА / CRIME QUALIFICATIONS / ADMINISTRATIVE PREDITION / HEALTH OF MINORS / ALCOHOL PRODUCTS / RETAIL TRADE / STATISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габдрахманов Равиль Лутфирахманович, Денисенко Михаил Вячеславович, Кужиков Валерий Николаевич

Цель: Исследование вопросов квалификации преступления с административной преюдицией, посягающего на физическое и психическое развитие, здоровье несовершеннолетних и продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Методология: Использовались метод анализа и формально-юридические методы. Результаты: Исследовав вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, авторы отметили трудности в определении предмета состава преступления и отграничении этого преступления от административных правонарушений. Анализируются статистические данные по исследуемой проблеме. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку авторы, используя уголовное, административное и иное законодательство, материалы практики судебных органов, пришли к выводу о совершенствовании законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ADMINISTRATIVE PREDITION IN CRIMINAL LAW ON THE EXAMPLE OF THE CRIME UNDER ARTICLE 151.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose: Study of the qualification of a crime with administrative prediment, infringing on physical and mental development, the health of minors and the sale of alcohol products to minors. Methodology: Analysis method and formal legal methods were used. Results: Examining the qualifications of the crime under Article 151.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the authors noted difficulties in determining the subject of the crime and distinguishing this crime from administrative offenses. Statistics on the problem under study are analyzed. Novelty/originality/value: The article has high scientific value, as the authors, using criminal, administrative and other legislation, materials of the practice of the judiciary, came to the conclusion that the law was improved.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 151.1 УК РФ»

Актуальные проблемы адвокатской практики

Габдрахманов Р.Л., Денисенко М.В., Кужиков В.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 151.1 УК РФ

Цель: Исследование вопросов квалификации преступления с административной преюдицией, посягающего на физическое и психическое развитие, здоровье несовершеннолетних и продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Методология: Использовались метод анализа и формально-юридические методы.

Результаты: Исследовав вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, авторы отметили трудности в определении предмета состава преступления и отграничении этого преступления от административных правонарушений. Анализируются статистические данные по исследуемой проблеме.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку авторы, используя уголовное, административное и иное законодательство, материалы практики судебных органов, пришли к выводу о совершенствовании законодательства.

Ключевые слова: квалификация преступлений, административная преюдиция, здоровье несовершеннолетних, алкогольная продукция, розничная торговля, статистика.

Gabdrakhmanov R.L., Denisenko M.V., Kuzhikov V.N.

TO THE QUESTION OF ADMINISTRATIVE PREDITION IN CRIMINAL LAW ON THE EXAMPLE OF THE CRIME UNDER ARTICLE 151.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose: Study of the qualification of a crime with administrative prediment, infringing on physical and mental development, the health of minors and the sale of alcohol products to minors. Methodology: Analysis method and formal legal methods were used.

Results: Examining the qualifications of the crime under Article 151.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the authors noted difficulties in determining the subject of the crime and distinguishing this crime from administrative offenses. Statistics on the problem under study are analyzed.

Novelty/originality/value: The article has high scientific value, as the authors, using criminal, administrative and other legislation, materials of the practice of the judiciary, came to the conclusion that the law was improved.

Keywords: crime qualifications, administrative predition, health of minors, alcohol products, retail trade, statistics.

В России за последние годы увеличилось число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Увеличилась доля этих преступлений, совершенных несовершеннолетними. Одним из многих обстоятельств и причин этого негативного явления, на наш взгляд, явился недостаточный контроль со стороны государства и общества за соблюдением закона об охране здоровья несовершеннолетних и обороте алкоголя. В связи с изложенным государство и правительство России предприняло ряд шагов, направленных на снижение употребления алкоголя несовершеннолетними. В первую очередь, Государственная Дума РФ внесла некоторые изменения в административное и уголовное законодательство, направленное на улучшение охраны здоровья несовершеннолетних, их нравственного и физического здоровья, связанного с употреблением алкогольной продукции.

Примерно с 2009 года законодатели, совершенствуя уголовный закон, стали регулярно использовать нормы с административной преюди-цией. Так, за последнее время в УК РФ включены более 20 норм, предметом одной из которых яв-

ляется преступление, предусмотренное ст. 151.1 УК РФ.

Реализуя государственную политику, направленную на профилактику алкоголизма среди несовершеннолетних и борьбу с преступлениями против несовершеннолетних, законодатель внес коррективы в статью 151.1 УК РФ (Федеральный закон от 21.07.2011 № 253-ФЗ; от 28.11.2015 № 346-ФЗ), в которой предусматривалась ответственность за розничную продажу алкогольной продукции. Также были внесены изменения в статьи 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых предусматривалась административная ответственность за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним.

Все эти изменения (в уголовном и административном законодательствах) на практике вызвали некоторые затруднения в применении норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Прежде чем ответить на вопрос о необходимости наличия в уголовном праве нормы с админи-

стративной преюдицией за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, следует рассмотреть понятие преюдиции в праве.

Институт преюдиции существовал и существует в различных отраслях права, таких как уголовно-процессуальное, арбитражно-процес-суальное, гражданско-процессуальное. Под преюдицией в этих отраслях права понимается наличие и установление судом юридического факта, установленного ранее вступившим в силу судебным решением.

В юридической литературе имеются различные точки зрения по вопросу о наличии и необходимости административной преюдиции в уголовном праве. Есть сторонники этого явления и противники. Авторы, выступающие за административную преюдицию в уголовном праве, аргументируют свою точку зрения тем, что пре-юдиция повышает возможность гибкости и адаптивности воздействия на правонарушителя при реализации принципа экономии уголовно-правовой репрессии, к уголовной ответственности привлекается только то лицо, которое ранее уже привлекалось к административной ответственности за такое правонарушение, при этом сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Кроме этого, они считают, что такие нормы смогут предупредить совершение новых преступлений этими лицами [3, 6].

Мы придерживаемся точки зрения других авторов, которые выступают за исключение из уголовного права норм с административной преюдицией, так как основным отличительным признаком преступления от административного правонарушения является характер и степень общественной опасности [2, 5, 7 и др.]. В ч. 1. ст. 14 УК РФ законодатель, раскрывая понятие преступления, указывает на этот признак: «преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Административное правонарушение определяется ч. 1 ст. 2 КОАП РФ как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как видим, законодатель изначально указал на это различие и показал, что важным отличием преступления от административного правонарушения является в первую очередь общественная опасность деяния. По определению профессора Ю.И. Ляпунова, «уголовно-правовая общественная опасность -это определенное объ-

ективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда (ущерба) общественным отношениям, поставленным под охрану закона» [1].

Прежде чем ответить на вопрос о необходимости в уголовном праве нормы с административной преюдицией, рассмотрим и проанализируем признаки состава преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ.

Основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья несовершеннолетних, их физического и нравственного воспитания. Дополнительным же объектом выступают отношения по поводу розничной продажи алкогольной продукции.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, является алкогольная продукция. Алкогольная продукция - это такая пищевая продукция, изготовленная с использованием или без использования этилового спирта, и (или) спиртосодержащая пищевая продукция, где содержание этилового спирта должно быть более 0,5 % объема готовой продукции [4]. Пиво, слабоалкогольные коктейли, водка, вино могут входить в эту категорию.

Однако в ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена также ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему. Отличие нормы уголовного законодательства от административного законодательства только в том, что лицо ранее должно быть привлечено к административной ответственности и только затем оно может привлечено к уголовной ответственности.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, составляет общественно опасное деяние, выраженное в форме розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, как и в ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.

Физические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБЮЛ), продают несовершеннолетним алкоголь чаще всего в розницу и с рук, путем непосредственного контакта продавца с покупателем. Местами продаж являются дома, квартиры, улица, киоски и магазинчики.

Преступление, предусмотренное ст. 151.1 УК РФ, будет окончено с момента розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему неоднократно. Розничная продажа алкогольной продукции признается неоднократной, если лицо, продавшее алкогольную продукцию, ранее

привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние, то есть речь идет о преступлениях с административной преюдицией.

Состав преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, отсутствует в тех случаях, когда продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему осуществило лицо, ранее привлеченное к административной ответственности за продажу алкогольной продукции взрослому человеку, поскольку такое лицо должно было ранее быть привлечено к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ только за продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему.

Административное правонарушение отличается от преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, по предмету преступления, кому продается эта продукция и было ли это лицо привлечено к административной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Примерами этих отличий могут быть уголовные дела, рассмотренные различными судами.

Так, 11.09.2019 Одинцовским городским судом Московской области была осуждена Сидо-рина М.А. по ст. 51.1 УК РФ, ей было назначено наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы осужденной 8 % в доход государства. Согласно приговору Си-дорина М.А., ранее подвергнутая административному наказанию от 27.01.2018 по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за розничную продажу несовершеннолетнему А. алкогольной продукции, 20.01.2019 примерно в 14 час. 20 мин., находясь в помещении магазина, расположенного по <адресу>, и являясь лицом, непосредственно осуществляющим розничную продажу товара, умышленно, осознавая, что перед ней несовершеннолетний покупатель Н., повторно совершила розничную продажу алкогольной продукции Н. в виде бутылки пива по цене 104 рубля, с содержанием этилового спирта 3,8 % [8].

25.09.2019 Фрунзенским районным судом г. Саратова была осуждена Ковалева Н.А. по ст. 151.1 УК РФ, ей было назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 55000 рублей. Согласно приговору Ковалева Н.А., будучи ранее подвергнутой административному наказанию по делу об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за розничную продажу несовершеннолетнему А. алкогольной продукции, 30.05.2019 примерно в 20 час. 45 мин., находясь в помещении магазина «Гроздь», расположенного по <адресу>, и являясь оператором-продавцом в соответствии с трудовым договором с ООО «Центр реструктуризации», осознавая, что перед

ней несовершеннолетний покупатель Н., и не потребовав документы, подтверждающие его возраст, повторно продала алкогольной напиток Н. в жестяной банке объемом 0,45 литра с содержанием алкоголя 4,8 % [8].

27.11.2019 Аксайским районным судом Ростовской области была осуждена Исмаилова Ш.А. по ст. 151.1 УК РФ, ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Согласно приговору Исмаилова Ш.А., ранее подвергнутая административному наказанию по делу об административном правонарушении от 26.04.2019 по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за розничную продажу несовершеннолетнему Н. алкогольной продукции, 14.05.2019 примерно в 20 час. 00 мин., являясь продавцом-кассиром в помещении магазина, расположенного по <адресу>, умышленно, повторно, в нарушение требований ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» совершила розничную продажу алкогольной продукции Н. в виде четырех банок пивного напитка «Тен Страйк» по 0,5 литра каждая с содержанием этилового спирта объемной долей 6,6 % [8].

22.07.2019 Лямбирским районным судом Республики Мордовия была осуждена Циммерман С.Г. по ст. 151.1 УК РФ, ей было назначено наказание в виде 4 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы осужденной 10 % в доход государства. Согласно приговору Циммерман С.Г., ранее подвергнутая административному наказанию по делу об административном правонарушении от 28.12.2018 по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ за розничную продажу несовершеннолетнему Н. алкогольной продукции, 18.04.2019 примерно в 11 час. 48 мин., являясь продавцом-кассиром в помещении магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по <адресу>, умышленно, повторно, в нарушение требований ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не потребовав у покупателя документов, удостоверяющих его возраст, продала алкогольную продукцию несовершеннолетнему Н. в виде бутылки пива «Жигулевское» объемом 1,3 литра с содержанием этилового спирта 4 % объема готовой продукции [8].

Анализ судебной статистики показал, что чаще всего местами совершения рассматриваемо-

го преступления являются предприятия розничной торговли (магазины, киоски и т. д.) и, реже, частные дома, отдельные квартиры.

Состав данного преступления является формальным и считается оконченным с момента совершения розничной продажи алкогольной продукции.

С субъективной стороны эти преступления характеризуются виной в виде прямого умысла. При этом лицо осознает не только общественно опасный характер розничной продажи алкогольной продукции, но и возраст несовершеннолетнего покупателя. По уголовному законодательству несовершеннолетними признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста.

Субъектами могут быть физические лица, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.

Анализ практики применения данной нормы показал, что, согласно судебной статистике 2019 года, к уголовной ответственности по ст. 151.1 УК РФ был привлечен и осужден 571 человек, из которых большинство (474) являются женщинами предпенсионного и пенсионного возраста.

Анализ практики назначения наказания этим лицам показал, что в основном назначаются штрафы, размеры которых варьируются в зависимости от субъектов Российской Федерации - в основном от 25 тыс. до 50 тыс. рублей. В Московской области в последнее время преобладает наказание в виде исправительных работ на срок до 6 месяцев.

Получается, что значительную часть лиц из всех осужденных составили женщины пенсионного и предпенсионного возраста, которым назначили наказание в виде штрафа. А предметом чаще всего являются слабоалкогольные напитки.

Возникает вопрос: а можно ли предотвратить продажу алкогольной продукции несовершеннолетним иным путем, избавившись от применения наиболее репрессивной - уголовной - отрасли права? И стоит ли привлекать к уголовной ответственности полтысячи женщин ежегодно с последствиями в виде наличия судимости у последних. Кого мы привлекаем к уголовной ответственности и как предупреждаем это деяние? Может быть, надо в других отраслях права предусмотреть другие возможности и способы предупреждения розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Ведь если предусмотреть, что розничную торговлю осуществляют физические лица, не связанные трудовыми соглашениями с юридическими лицами либо предпринимателями, то, может быть, в отношении этой категории лиц следует предусмотреть в административном праве более

строгое наказание в виде штрафа, размеры которого увеличить до 100 тысяч рублей, с конфискацией имущества и обязательным судебным запретом на занятие таким видом деятельности, как торговля алкогольной продукцией.

То есть должно быть вынесено судебное решение на наказание не только в виде штрафа, но и обязательного запрета на такой вид деятельности, как торговля алкогольной продукцией.

Если же розничную продажу алкогольной продукции осуществляет лицо, имеющее трудовые соглашения с юридическими лицами, то в отношении этой категории лиц возбуждается административное производство, и они привлекаются к административной ответственности. В отношении же юридического лица, чьи должностные лица не смогли осуществить должный контроль за порядком продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, можно принять меры в виде отзыва лицензии на продажу алкогольной продукции. Таким образом, на наш взгляд, мы достигнем более эффективного предупреждения продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Для эффективного применения мер по предупреждению продажи алкогольной продукции, на наш взгляд, следует внести изменения в административное законодательство. Так, часть 1 статьи 3.2 КоАП РФ «Виды административного наказания» дополнить такими видами наказания, как исправительные работы, запрет на торговлю алкогольной продукцией. В части 1 статьи 3.5 КоАП РФ предусмотреть штраф для физических лиц в размере 100 тысяч рублей. Внести коррективы в часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, где в качестве наказания предусмотреть штраф, обязательные и исправительные работы и запрет на занятие видом деятельности в виде торговли алкогольной продукцией.

В случае если лицо осуществляет розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, в результате которой несовершеннолетнему (одному или нескольким) причинен по неосторожности хотя бы легкий вред здоровью либо вред средней тяжести, мы можем, в порядке «de lege ferenda», изложить диспозицию статьи 151.1 УК РФ в следующей редакции: «Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему, повлекшая по неосторожности легкий либо средней тяжести вред здоровью одного или нескольких несовершеннолетних».

Если в результате продажи алкогольной продукции будет причинен тяжкий вред здоровью несовершеннолетнего, то мы можем квалифици-

ровать действия продавца по ч. 2.1 ст. 118 УК РФ. Для этого также будет необходимо дополнить часть 2 статьи 118 УК РФ пунктом 2.1, в котором изложить данное обстоятельство. Для определения момента окончания этого преступления потребуется установить путем проведения судебно-медицинских экспертиз причинно-следственную связь между продажей алкоголя несовершеннолетнему и наступившим последствием в виде тяжкого вреда здоровью.

В случае, если лицо было привлечено к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему, и в отношении него было вынесено судебное решение о запрете заниматься торговлей, в том числе алкоголем, и это лицо, несмотря на запрет, в течение года вновь совершило продажу алкогольной продукции, оно подлежит привлечению к уголовной ответственности за совершение преступления против правосудия. В частности, мы можем такому лицу инкриминировать преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ. Для этого необходимо дополнить часть 1 ст. 315 РФ следующими словами: «неисполнение решения суда лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что для достижения целей государственной политики, направленной на профилактику употребления алкоголя несовершеннолетними, необходимо совершенствовать не только уголовное законодательство, но и административное. Норму с административной преюди-цией, предусмотренной в ст. 151.1 УК РФ, можно исключить из уголовного законодательства за счет совершенствования административного законодательства путем включения в ст. 3.2 КоАП РФ новых видов наказаний.

Пристатейный библиографический список

1. Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989. С. 39.

2. Мальцев В.В. Категория «общественно опасное поведение». Волгоград, 1995. С. 62.

3. Бавсун М.В., Бавсун И.Г., Тихон И.Л. Административная преюдиция и перспективы её применения на современном этапе // Административное право и процесс. 2008 . № 6. С. 6-8.

4. Габдрахманов Р.Л., Денисенко М.В., Кужиков В.Н. Квалификация преступлений, посягающих на законный оборот алкогольной продукции // Российский следователь. 2019. № 11. С. 16-20.

5. Ковалев М.И. Преступление и проступок // Проблемы совершенствования законодательства по укреплению правопорядка и усиления борьбы с преступлениями: межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1982. С. 11-12.

6. Концепция развития уголовного законодательства / отв. ред.: Т.Я. Хабриев, Ю.А. Тихомиров. М., 2014. С. 58.

7. Шемякин Д.В. Проблемные вопросы использования административной преюдиции в уголовном праве // Российский следователь. 2015. № 15. С. 43-47.

8. https://www.sudakt/ru/regular/dok/k0ughy9tnhzzr.

References (transliterated)

1. Lyapunov Yu.I. Obshhestvennaya opasnost" deya-niya kak universal"naya kategoriya sovetskogo ugolovno-go prava. M., 1989. S. 39.

2. Mal"cev V.V. Kategoriya «obshhestvenno opasnoe povedenie». Volgograd, 1995. S. 62.

3. Bavsun M.V., Bavsun I.G., Tixon I.L. Administra-tivnaya preyudiciya i perspektivy" eyo primeneniya na sovremennom e"tape // Administrativnoe pravo i process. 2008 . № 6. S. 6-8.

4. Gabdraxmanov R.L., Denisenko M.V., Kuzhikov V.N. Kvalifikaciya prestuplenij, posyagayushhix na zakonny"j oborot alkogol"noj produkcii // Rossijskij sledovatel". 2019. № 11. S. 16-20.

5. Kovalev M.I. Prestuplenie i prostupok // Problemy" sovershenstvovaniya zakonodatel"stva po ukrepleniyu pravoporyadka i usileniya bor"by" s prestupleniyami: mezhvuzovskij sbornik nauchny"x trudov. Sverdlovsk, 1982. S. 11-12.

6. Koncepciya razvitiya ugolovnogo zakonodatel"stva / otv. red.: T.Ya. Xabriev, Yu.A. Tixomirov. M., 2014. S. 58.

7. Shemyakin D.V. Problemny"e voprosy" ispol"zova-niya administrativnoj preyudicii v ugolovnom prave // Rossijskij sledovatel". 2015. № 15. S. 43-47.

8. https://www.sudakt/ru/regular/dok/k0ughy9tnhzzr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.