Т.Ю. РАЗУВАЕВА
соискатель кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета - УНПК Е-шаИ: [email protected] Тел. 8 919 260 40 96
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ВОДИТЕЛЕМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы административной ответственности водителя за управление транспортным средством в состоянии опьянения, анализируется целесообразность отмены предельно допустимого уровня алкоголя в крови. На основе существующих положений выдвигаются предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: административная ответственность, состояние опьянения, предельно допустимый уровень алкоголя в крови, медицинское освидетельствование, лишение права управления транспортным средством.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения1 водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Состояние опьянения можно определить как психическое состояние, вызванное употреблением алкогольных напитков, наркотических или других одурманивающих веществ, выражающееся в снижении способности человека отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Ранее было возможным привлечь водителя за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при наличии свыше 0,3 промилле алкоголя в его крови. Однако, в настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 примечание
1 См.: Постановление Правительства РФ от
23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести. - № 227. - 23.11.1993.
2 См.: Федеральный закон от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и при© Т.Ю. Разуваева
к статье 27.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) было исключено из КоАП РФ.
Отмена предельно допустимого уровня алкоголя в крови лица, управляющего транспортным средством, содержит в себе положительные моменты, к числу которых можно отнести реальное снижение количества лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, организм человека по-разному относится к алкоголю, у кого-то те самые 0,3 промилле никак не скажутся на внимании или моторике, а для другого это прямой путь к дорожно-транспортному происшествию.
Однако, несмотря на положительные моменты, представляется, что отмена минимально допустимого уровня алкоголя в крови не соответствует положениям Венской конвенции о дорожном движении, ратифицированной Россией, которые содержат требование установить минимально допустимый уровень алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе. Таким образом, неурегулированность данного вопроса идет в разрез с нормами международного права, а в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, если
знании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// Российская газета.- 163.-26.07.2010.
ПРАВО
международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора3. Многие российские эксперты утверждают, что такой минимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови установлен и равен нулю. Данный аргумент представляется не вполне обоснованным, так как в организме каждого человека содержатся естественные молекулы алкоголя, которые в зависимости от индивидуальных особенностей у одного человека могут быть либо больше, либо меньше. В данном случае возникает дискуссионная ситуация, затрудняющая применение нормы на практике.
Кроме того, немаловажной проблемой является вопрос, каким образом правоохранительные органы в лице сотрудников полиции будут отличать водителей выпивших от водителей не выпивших, так как даже алкотестеры, сертифицированные Минздравом, имеют допуск плюс-минус 0,2 промилле. В свете указанной проблемы выдвигаются 2 предложения: либо о возвращении положений, действовавших до внесения изменений Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ4, то есть об отмене освидетельствования водителей на состояние алкогольного состояния сотрудниками полиции, и введении обязательного медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо об установлении минимально допустимого уровня содержания алкоголя в крови.
Этот уровень может быть установлен в 0, 2 промилле алкоголя в крови водителя, управляющего транспортным средством, так как доза равная 0,3 - 0,5 промилле может вызывать в сознании водителя затруднения в определении скорости и (или) размера движущихся источников света транспортных средств.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11 ноября 2008 года «О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации»5
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.
4 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)//Российская газета. - №256. - 31.12.2001.
5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11 ноября 2008 г. «О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации» // Российская газета. - № 237. - 19.11.2008.
указано, что по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач психиатр-нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования - врач-фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку и имеющий сертификат. Наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей).
При рассмотрении дела о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ, необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют:
- отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
2008 г. № 4756 (к таким признакам относится запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке);
- несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, предусматривающей, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Учету подлежат также требования части 3 статьи 26.2 КоАП РФ о том, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушениием закона.
Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об
6 Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2011 № 64) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Российская газета. - № 140. - 02.07.2008.
административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Если освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, проводимое должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства или медицинское освидетельствование на состояние опьянения, дали положительный результат, это является основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 12.8 КоаП РФ. Данная норма содержит санкцию в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Ранее КоАП РСФСР содержал статью 297, предусматривающую основание и порядок сокращения срока лишения специального права. В частности, при примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить срок лишения указанного права .
В настоящее время КоАП РФ такого положения не содержит, что является в некотором смысле необоснованным. Речь идет, прежде всего, о тех случаях, когда лицу для выполнения трудовой функции необходимо наличие права управления транспортным средством. В этом случае, представляется возможным дополнить статью 32.6 «Порядок исполнения постановления о лишении специального права» примечанием следующего содержания:
«Примечание. Лицо, лишенное правом управления транспортным средством, по истечении не менее половины назначенного срока может обратиться с ходатайством о возврате указанного права в суд только при отсутствии за период лишения права других административных правонарушений.»
ПРАВ0 \ЪтУ=
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Российская газета. № 7. 21.01.2009.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)//Российская газета. №256. 31.12.2001.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Российская газета. № 25. 8.02.2011.
4. Федеральный закон от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. № 163. 26.07.2010.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. - № 164. - 31.07.2007.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести. № 227. 23.11.1993.
7. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2011 № 64) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Российская газета. № 140. 02.07.2008.
8. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 (ред. от 25.08.2010) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // Российская газета. № 147. 24.07.2003.
9. Приказ МВД РФ от 04.08.2008 г. № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» // Российская газета. № 178. 22.08.2008.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11 ноября 2008 г. «О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации» // Российская газета. № 237. 19.11.2008.
11. Артемьев Е.В. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ. М.: КноРус, 2011. 560 с.
12. РумянцевН. Административная ответственность. М.: Юнити-Дана, 2010. 224 с.
T.YU. RAZUVAEVA
TO A QUESTION ON THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR MANAGEMENT OF A VEHICLE OF THE DRIVER IN A CONDITION OF INTOXICATION
In article questions of the administrative responsibility of the driver for management of a vehicle in a condition of intoxication are considered, the expediency of a cancelling of a maximum permissible level of alcohol in blood is analyzed. On the basis of existing situations offers on the further perfection of the legislation are put forward.
Key words: the administrative responsibility, a condition of intoxication, a maximum permissible level of alcohol in blood, physical examination, deprivation of the right of management by a vehicle.