К вопросу об административной ответственности в сфере оборота наркотиков по законодательству Кыргызской Республики
Анисифорова Марьям Владимировна
аспирант, кафедра административного права и процесса, Московский государственный юридический
университет им. O.E. Кутафина (М~ЮА)
121069, Россия, г. Мзсква, ул. Садовая-Кудринская, 9 И maribuchneva@mail.ru
Статья из рубрики "Административная и муниципальная ответственность."
Аннотация.
В качестве предмета исследования следует рассматривать общественные отношения, обусловленные нарушением административного законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Кыргызской Республике. Объектом исследования выступают нормы об административной ответственности, связанные с оборотом запрещённых средств и веществ. В статье подробно рассмотрены антинаркотический закон Кыргызской Республики, а также Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 1998 года. С положительной стороны отмечены публичные процедуры направления наркозависимых лиц на лечение. В основу проведенного исследования положены частнонаучные методы юридической науки, такие как сравнительно-правовой и правовой статистики. В ходе проведённого сравнительно-правового исследования законодательства России и Кыргызстана в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров выявлены позитивные и негативные аспекты административно-правового законодательства. Презюмируется необходимость административно-правовой квалификации деяний в сфере пропаганды наркотиков в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: административная ответственность, оборот наркотиков,
антинаркотический закон Кыргызстана, КАО КР, рекламирование наркотиков, пропаганда, незаконное потребление наркотиков, административное законодательство Кыргызстана, противодействие наркотикам, наркозависимые лица
DOI:
10.7256/2454-0595.2018.4.26533
Дата направления в редакцию:
06-06-2018
Дата рецензирования:
14-06-2018
В комплексе мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического уровня жизни общества в Кыргызстане, особое место занимает противодействие незаконному обороту наркотиков. По официальным данным в Кыргызской Республике насчитывается примерно 26 тыс. наркозависимых лиц, что составляет примерно один процент от трудоспособного населения страны, из которых 25 тыс. потребляют
инъекционные наркотики (84 % из них опиаты) При этом в качестве основных причин, способствующих росту наркотизации населения, следует рассматривать трансграничный фактор а также наличие, в отличие от России, значительных природно-ресурсовых предпосылок культивирования наркосодержащих растений и, прежде всего, применительно к сырьевой базе наркотических средств каннабисной группы и эфедры.
Вместе с тем, Кыргызстан первый среди бывших постсоветских республик присоединился к международным антинаркотическим конвенциям ООН 1961, 1971 и 1988 гг. Особые административные процедуры контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, как и в России, установлены Законом Кыргызской Республики от 22 мая 1998 года № 66 «О наркотических средствах, психотропных веществах и
прекурсорах» (далее по тексту - антинаркотический закон Кыргызстана)^^ В качестве специальных публичных процедур, предусмотренных рассматриваемым законом, обозначены контролируемая поставка, проверочная закупка, конфискация, досмотр транспортных средств (см. главу V антинаркотического закона Кыргызстана). Характерно, что в данном случае антинаркотический закон Кыргызстана не устанавливает формализованных юридических различий мер административного пресечения и, применительно к конфискации, административных наказаний. В отличие от Федерального закона РФ от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» [4], законодательство Кыргызстана подробно регламентирует публичные процедуры установления факта незаконного потребления лицом наркотиков, а именно, в соответствии с медицинским освидетельствованием и терапевтическим обследованием. При этом медицинское освидетельствование проводится по направлению должностных лиц территориального органа ОВД, а обследование - по назначению врача
нарколога Подтвердив необходимость стационарного или амбулаторного лечения, врач-нарколог обязан предложить наркозависимому лицу пройти курс добровольной терапии в наркологическом учреждении. Таким учреждением признается любое учреждение независимо от формы собственности при наличии разрешения уполномоченного государственного органа здравоохранения на соответствующий вид деятельности (см. абз. 2 ст. 38 антинаркотического закона Кыргызстана). В случае уклонения от стационарного лечения либо амбулаторного обследования, а также при продолжении немедицинского потребления наркотиков, после принятых терапевтических м е р , наркозависимое лицо направляется, в соответствии с санкцией суда, на принудительное стационарное лечение либо амбулаторное обследование, при этом в качестве существенного юридического факта рассматриваются обращения в органы внутренних дел или прокуратуры близких родственников по поводу опасного поведения этого лица (см. абз. 1 ст. 40 антинаркотического закона Кыргызстана).
Следует с положительной стороны отметить тот факт, что лицам, направленным в специализированные учреждения на принудительное лечение, обеспечиваются гарантии сохранения за ними жилых помещений и мест работы или учебы, в частности, после прохождения терапевтического курса и выздоровления лицо должно быть восстановлено
на прежнее место работы (см. ст. 43, 44 антинаркотического закона Кыргызстана).
Примечательно, что законом запрещены любое рекламирование наркотиков в СМИ, немедицинское потребление подконтрольных средств, лекарственных препаратов, а также культивирование наркосодержащих растений (см. ст. 9, 21, 25 антинаркотического закона Кыргызстана). При этом соответствующие меры административной ответственности за рекламирование наркотиков не установлены Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 114 (далее по тексту - КАО КР)-6!. Большая часть деяний, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, влечет за собой уголовную ответственность В этом смысле правомерно утверждать, что законодательство Кыргызстана унаследовало от Советского государства жёсткий подход к обеспечению правопорядка, выраженный, прежде всего, в обременительных публичных санкциях за правонарушения в сфере оборота наркотиков. Сообразно отечественному опыту, в Кыргызстане применяется при совершении рассматриваемых публичных проступков административное наказание в виде ареста сроком до 5 суток (см. абз. 2 ст. 91-2 КАО КР). В соответствии с КАО КР, помимо административного ареста, за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков устанавливаются также наказания в виде административного штрафа, обязательных работ и конфискации орудия совершения проступка, в отличие от КоАП РФ предусмотрена только такая юридическая формализация этого наказания: КАО КР не рассматривает конфискацию в качестве предмета административного правонарушения.
Величина административного штрафа в Кыргызстане определяется исходя из расчётного
показателя [8], установленного на момент совершения правонарушения. Дифференцированы минимальные и максимальные допустимые размеры административного штрафа для различных субъектов административной ответственности, применительно к гражданам его предельные значения не превышают 100 расчетных показателей, к должностным лицам - 200, к юридическим лицам - десяти тысяч (см. ст. 30 КАО КР). При этом в сфере незаконного оборота наркотиков максимальный размер административного штрафа для граждан достигает 20 расчетных показателей, что в
пересчёте на российскую валюту составляет примерно 2 тыс. рублей (см. абз. 3 ст. 65, ст. 367 КАО КР); для должностных лиц этот показатель соответствует 100 расчётным показателям (см. ст. 91-3 КАО КР); для юридических лиц - 1000 (см. ст. 91-3 КАО КР).
Составы административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, предусмотренные в соответствии с КАО КР и КоАП РФ, не имеют принципиальных отличий
Вместе с тем, многие вопросы в сфере незаконного оборота наркотиков в Кыргызстане явно недостаточно урегулированы. В этой связи примечательна ст. 191 КАО КР, устанавливающая ответственность за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений лицами, в ведении которых находятся земельные участки, либо их культивирование в небольших размерах. В отличие от ст. 10.51 КоАП РФ, в данной норме отсутствует требование в части получения предписания от МВД Кыргызстана об уничтожении таких растений, а небольшие размеры наркосодержащих растений применительно к ст. 191 КАО КР установлены в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 ноября 2007 года № 543 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республике» (далее по тексту - Постановление Правительства КР № 543)
Характерно, что Постановление Правительства КР № 543 наряду с утверждением перечня ^^ наркотиков и прекурсоров, наркосодержащих растений, их объемов для
целей дифференциации проступков и преступлений, формирует критерии восприятия соответствующих средств (веществ) в качестве наркотических или психотропных. К таким критериям отнесены:
1) медицинский, связанный с психоактивными характеристиками вещества, злоупотребление которым вызывает физиологическую и психологическую зависимости;
2) социальный, обусловленный общественно-значимыми последствиями злоупотребления психоактивными веществами;
3) юридический, сопряжённый с запретом свободного оборота вещества, установленным международными списками наркотических средств и психотропных веществ, а также их последующим внесением в национальный перечень -Ш1.
Применительно к прекурсорам, наряду с юридическим критерием, выделяется технологический, обусловленный потенциальной возможностью изготовить наркотик из
данного вещества [14]. Постановление Правительства КР № 543 устанавливает критерии исчисления размеров наркотических средств, психотропных веществ и наркосодержащих растений, необходимые для последующей достоверной квалификации деяния в качестве проступка или преступления, при этом небольшой размер соответствует одной суточной дозе; крупный - от одной до тридцати включительно; особо крупный - более тридцати и
выше Очевидно, что закрепление на законодательном уровне подобных критериев формирует более целостное и объективное представление о веществе, применительно к его потенциальным наркотическим свойствам, при принятии решения об ограничении его законного оборота. В России редко учитываются такие критерии, в частности, не принимаются во внимание социальный и медицинский факторы при включении соответствующих растений в Перечень наркосодержащих.
КАО КР устанавливает специальный перечень используемого в нём понятийного аппарата (см. разд. VI КОА КР). Законодателем используется собирательное понятие «наркотики», включающее в себя природные, синтетические вещества, вызывающие наркоманию. К числу природных отнесены опийный мак, а также различные виды конопли (индийская, южно-манчжурская, южно-чуйская), а к синтетическим -медицинские наркосодержащие препараты. Однако данная норма противоречит антинаркотическому закону Кыргызстана; он постулирует известные отечественному законодательству дефиниции «наркотические средства», «психотропные вещества», «прекурсоры».
В целом, следует отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет республика переживает динамичный период своей истории, сопряжённый с изменениями в экономической, социальной и политической сферах. Следует особо принять во внимание, что 2 марта 2017 года А. Атамбаевым был подписан новый Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях от 13 апреля 2017 года № 58, который будет введён в стране
с 1 января 2019 года вместо КАО КР^16!. При этом будучи постоянным объектом экспансии международного наркобизнеса, Кыргызстан вынужден постоянно предпринимать меры противодействия незаконному обороту наркотиков, и, прежде всего, в сфере публично-правовой регламентации. В этой связи существует насущная необходимость административно-правовой квалификации деяний в сфере пропаганды или рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также уточнения используемого понятийного аппарата.
Библиография
1. Закон Кыргызской Республики от 22 мая 1998 года № 66 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» // Республиканская газета «Эркин-Тоо». 03.06.1998. № 67-68.
2. Закон Кыргызской Республики от 27 января 2006 года № 13 «О расчётном показателе» // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. № 1. Январь 2006.
3. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 114 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. № 2. 1999. Ст. 77.
4. Опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков в зарубежных странах: аналитический обзор / М.Г. Мелихов [и др.]. - Домодедово: ВИПК МВД России. 2014. С. 40.
5. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 июня 2006 года № 1115-Ш «Об утверждении размера расчётного показателя» Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/51948.
6. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 февраля 2015 года № 50 «Положение о проведении медицинского освидетельствования на предмет установления состояния опьянения алкоголем, наркотическими средствами и психотропными веществами или факта употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в Кыргызской Республике» // Республиканская газета «Эркин-Тоо». 17.02.2015. № 13.
7. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 ноября 2007 года № 543 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республике» // Нормативные акты Кыргызской Республики, февраль 2008. № 5.
8. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 // Республиканская газета «Эркин-Тоо». 1997. № 96.
9. Федеральный закон РФ от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.