Научная статья на тему 'Некоторые проблемы законодательного закрепления административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. Пути решения'

Некоторые проблемы законодательного закрепления административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. Пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякова Яна Игоревна

В статье рассмотрена проблема законодательного закрепления административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. Внимание автора акцентируется на вопросе ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Реализуемая в последние двадцать лет в Российской Федерации уголовно-правовая антинаркотическая политика не учитывала возможность криминализации потребления наркотиков. В статье излагаются взгляды на вопрос о целесообразности установления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков, автором предложены изменения законодательства в области административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корякова Яна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы законодательного закрепления административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. Пути решения»

УДК 342.9

Я.И. Корякова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ. ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема законодательного закрепления административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. Внимание автора акцентируется на вопросе ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Реализуемая в последние двадцать лет в Российской Федерации уголовно-правовая антинаркотическая политика не учитывала возможность криминализации потребления наркотиков. В статье излагаются взгляды на вопрос о целесообразности установления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков, автором предложены изменения законодательства в области административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

The article deals with the problem of the legislative fixing of administrative responsibility for illegal acquisition, storage, consumption of drugs and psychotropic substances. The author focuses special attention on a question of responsibility for non medical consumption of drugs and psychotropic substances. Implemented in Russian Federation in the last 20 years criminal anti-drug policy doesn’t take into account possibility of criminalization of drug consumption. The paper considers a question of expediency of establishment of criminal responsibility for illegal drug consumption. In conclusion the author offers to make legislation changes in the field of administrative responsibility for illicit trafficking of drugs and psychotropic substances.

Законодательство об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров состоит из норм, содержащихся в международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией: Женевской конвенции «О запрещении незаконной торговли

наркотическими средствами» 1935 г., Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств».

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических

средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, которая строится на принципах:

1) государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2) лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

4) приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;

5) государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

6) привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

7) развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на многосторонней и двухсторонней основах1.

По мнению М.В. Назарука, поскольку законодательно не определено содержание некоторых ключевых терминов, используемых при квалификации наркоправонарушений, статью 1 Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо дополнить следующими основными понятиями:

«Приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - любые умышленные действия лица, в результате которых оно получает во владение наркотические средства и психотропные вещества или их аналоги»;

«Хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - любые умышленные действия (бездействие), связанные с фактическим нахождением наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов во владении лица»11.

Мы разделяем позицию М.В. Назарука и считаем разумным предложение использовать для определения размеров наркотических средств и психотропных веществ минимальную токсическую дозу - наименьшую дозу, вызывающую реакцию, выходящую за пределы нормальных физиологических и имеющую патологические черты. Приняв ее за единицу и исчислив для всех видов наркотических средств и психотропных веществ, при производстве судебно-химической экспертизы можно будет установить численность условных единиц в количестве конкретного наркотического средства и психотропного вещества. Такой порядок определения размеров наркотических средств и психотропных веществ позволит определить реальную опасность конкретного наркотика для человеческого организма, индивидуально учитывая его генетические признаки, географическое происхождение наркотикосодержащего растения, способы его обработки111.

Следует обратить внимание и на вопрос ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, в настоящее время он относится к числу дискуссионных.

Исходя из критерия криминализации потребления наркотиков, все страны мира можно классифицировать по четырем группам:

1) потребление наркотиков ненаказуемо;

2) за потребление наркотиков установлена административная ответственность;

3) за потребление наркотиков установлена административная и в квалифицированных случаях - уголовная ответственность;

4) за потребление наркотиков установлена исключительно уголовная ответственность.

В свою очередь те страны, в которых за потребление наркотиков предусмотрена уголовная ответственность, можно классифицировать на следующие группы:

1) те, в которых наказуемо незаконное потребление любых наркотиков;

2) наказуемо незаконное потребление не всех, а лишь отдельных, так называемых тяжелых наркотиков;

3) наказуемо незаконное потребление наркотиков лишь в определенных случаях.

Российская Федерация в настоящее время относится к группе стран, в которых за

потребление наркотиков установлена лишь административная ответственность.

Реализуемая в России в последние двадцать лет уголовно-правовая антинаркотическая политика не признавала возможность криминализации потребления наркотиков. Тем не менее среди ученых и практиков единого мнения по данному вопросу нет.

Ряд ученых отрицает необходимость восстановления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков. Так, достаточно резко эту позицию изложил Е.И. Цымбал: «...желание ввести уголовную ответственность за немедицинское употребление наркотиков отражает беспомощность тех, кто это предлагает, их стремление возложить всю ответственность за распространенность наркомании в обществе на МВД. Это абсурдно, поскольку совершенно очевидно, что органы внутренних дел не могут вместо общества и государства отвечать за те масштабы, которые у нас принимают социальные болезни»™

Более того - отдельные ученые выступают за легализацию наркотиков. Так Я.И. Гилинский считает, что «рано или поздно мир придет к необходимости легализации всех наркотических средств». Тезис обосновывается, в частности, тем, что потребление наркотиков -«это личное дело каждого (так же, как потребление вредных для здоровья табака, алкоголя)», и тем, что «ни одну социальную проблему еще не удавалось решить путем запретов и репрессий»^

Последним призывом к отказу от ответственности за незаконное потребление наркотиков и их легализацию стал подготовленный Глобальной антинаркотической комиссией (Комиссией ООН по политике в отношении наркотиков), в состав которой входят в том числе бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший госсекретарь США Джордж Шульц, бывшие президенты Колумбии и Мексики - Сесар Гавириа и Эрнесто Седильо, специальный доклад, содержащий рекомендацию о том, что необходимо прекратить «криминализацию и маргинализацию людей, употребляющих наркотики, но не наносящих вред другим»У1.

В то же время многие ученые, практики и депутаты законодательных органов власти убеждены в необходимости восстановить уголовную ответственность за незаконное (немедицинское) потребление наркотиков и обозначили свою точку зрения не менее резко. Так, Б.Ф. Калачев и А.Н. Сергеев характеризуют отмену в 1991 г. уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков как «нелепость, юридический нонсенс», отмечая, что «в результате подобных законодательных «изысков» сложилась весьма двусмысленная ситуация. Потребителя, который имел при себе наркотики в небольших размерах, привлекали к административной ответственности, а при наличии большого веса - к уголовной ответственности. Однако если этого же субъекта задерживали в состоянии наркотического опьянения, то есть после приема того или иного наркопрепарата, он какой-либо ответственности не подлежал»™.

По мнению Б.В. Грызлова, необходимо «ужесточение санкций за торговлю наркотиками, введение уголовной ответственности за их употребление, введение принудительного лечения наркоманов и обязательного тестирования на наркотики (сначала учащихся, а затем и работающих)». В качестве обоснования этого предложения приводятся следующие доводы: «Уголовная ответственность за употребление наркотиков - мощная превентивная мера. Наркоманы - больные люди. Но по статистике их близкие умирают быстрее и чаще - не выдерживает сердце. Наркоманы - больные. Но, потребляя наркотики, они участвуют в их незаконном обороте, нарушая тем самым права окружающих. Каждый наркоман втягивает в употребление наркотиков до 20 человек. Одно это уже оправдывает его изоляцию. А ведь он еще и уголовно опасен - ежегодно у нас фиксируется до 200 тыс. связанных с наркотиками преступлений: стремясь добыть деньги на дозу, наркоман готов пойти на все, вплоть до убийства. Так почему мы должны ждать, когда наркоман совершит преступление? Или все-таки стоит изолировать его, пока он не наломал дров? Мне кажется, что так будет гуманнее и для него, и для окружающих»™1.

Дискуссия на названную тему ведется давно, периодически вступая в активные фазы, и в настоящее время вновь широко обсуждается вопрос о целесообразности установления уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков. В частности, данный вопрос поднимался на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации на тему «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» 18 апреля 2011 г. в

Иркутске. По итогам этого заседания Президентом Российской Федерации дано поручение

Правительству и Администрации Президента РФ представить предложения об установлении ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также о возможности применения в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры

избавления от наркотической зависимости. От того, каким будет решение по данному поручению,

во многом зависит дальнейшее развитие практики противодействия незаконному обороту наркотиков. В случае принятия решения об установлении в Российской Федерации уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков предстоит найти ответы на несколько вопросов:

1. Какое именно незаконное (немедицинское) потребление наркотиков будет признано уголовно наказуемым - разовое, неоднократное (два и более раз) или систематическое; групповое; публичное; в определенных местах; при определенных ситуациях?

2. Должно ли предшествовать привлечение к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков привлечению к уголовной ответственности?

3. Если привлечению к уголовной ответственности будет предшествовать привлечение к административной ответственности, то сколько раз лицо должно быть привлечено к административной ответственности и за какой период?

4. Будет ли установлено привлечение к уголовной ответственности только за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ или также за незаконное потребление аналогов таких средств и веществ?

5. Какие именно виды уголовного наказания будут предусмотрены за незаконное потребление наркотиков и будет ли при этом восстановлен институт принудительного лечения?к

Рассмотренные выше мнения различных авторов отражают мнение большинства людей, изучающих данный вопрос. На наш взгляд, необходимо в первую очередь вносить изменения в

нормы, касающиеся приобретения, хранения, потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также улучшать меры контроля за соблюдением данных норм. В качестве одного из основных видов наказаний, предусмотренных статьями 6.8, 6.9 КоАП РФ, является

административный арест. Вместе с тем практика борьбы с такими правонарушениями свидетельствует, что назначение наказания в виде административного ареста лиц, больных наркоманией либо впавших в наркотическую зависимость, не всегда оправдано с медицинской точки зрения. Немедленному исполнению наказания часто препятствует состояние наркозависимого лица, требующее отсрочки. Вследствие этого правоприменитель неизбежно сталкивается с проблемой оперативного применения данного вида наказания к виновному лицу, в связи с чем возникает необходимость значительно сократить сферу применения административного ареста за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9 КоАП РФ. В качестве альтернативы административного ареста за данные правонарушения возможно применение принудительных мер медицинского характера, соответствующих характеру противоправного поведения и выводам медицинского заключения. Исполнение административного ареста должно исполняться в специализированных медицинских учреждениях с применением мер медицинского характера. В связи с этим считаем возможным изложить санкции части 1 статьи 6.8 и части 1 статьи 6.9 КоАП РФ в следующей редакции: «Влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с применением мер медицинского характера». В связи с этим статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» следует дополнить пунктом 5, изложив его в следующей редакции: «При применении к лицу в качестве наказания административного ареста лицо подлежит принудительному лечению в специализированных медицинских учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации». В связи с указанными выше изменениями целесообразно внести изменения в статью 3.2 КоАП РФ и дополнить ее пунктом 10 в следующей редакции: «принудительные меры медицинского характера». Статью 3.3 КоАП РФ дополнить пунктом 21 в следующей редакции: «Принудительные меры медицинского характера могут устанавливаться и применяться только в качестве дополнительного административного наказания в соответствии с действующим законодательством».

Что касается содержания юридического состава правонарушения статьи 6.8 КоАП РФ, то оно является недостаточно полным из-за отсутствия в нем четкого отделения административного правонарушения от смежных составов преступлений, содержащих оценочные критерии: небольшой, крупный и особо крупный размер наркотических средств или психотропных веществ. Поэтому можно дополнить диспозицию статьи 6.8 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в небольшом размере». А примечание к данной статье дополнить пунктом 2, изложив его в следующей редакции: «Небольшой размер устанавливается для каждого вида наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Правительством Российской Федерации».

Таким образом, реализация изложенных предложений в сфере изменения законодательства

об административной ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ будет способствовать совершенствованию административно-правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.

Как считают некоторые ученые и практики, не устанавливая меры уголовного принуждения для наркозависимых людей, кардинально решить проблему распространения наркомании на территории Российской Федерации в существующих условиях невозможно. Снижение спроса на наркотики, их предложения и даже устранение последствий (реабилитация) должны сопровождаться (хотя и в разной степени) мерами ограничения свободы, вплоть до ее лишения.

1 Кривоносов, А. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12. - С. 1-6.

2Назарук, М.В. Административная ответственность за незаконное приобретение, хранение, потребление наркотических средств и психотропных веществ. - Тюмень, 2004.

3Там же.

4Цымбал, Е.И. Совершенствование мер правового противодействия незаконному обороту наркотиков // Борьба с незаконным оборотом наркотиков: проблемы уголовного права, криминалистики, прокурорского надзора. - М., 2000. - С. 24.

5Гилинский, Я.И. Наркотизм: социальные и криминальные проблемы // Наркотизм. Наркомания. Наркополитика: Сб. статей / под ред. А.Г. Софронова. - СПб., 2006. - С. 28.

6Г асюк, А. Дурман-траве - зеленый свет? // Российская газета. 09.06.2011. № 124.

7 Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Сергеева. - М., 2000. - С. 86.

8Грызлов, Б. Наркоторговцев нужно ссылать на каторгу //Независимая газета. 07.06.2011.

9Федоров, А.В. Ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. - 2011. - № 2. - С. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.