JURISPRUDENCE
УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-109-114 EDN: https://elibrary.ru/moochz NIION: 2015-0066-3/23-720 MOSURED: 77/27-011-2023-03-919
Юлия Николаевна Сосновская1, Элеонора Викторовна Маркина2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент С. В. Калинина
Аннотация. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению совершения преступлений в Российской Федерации такой категорией лиц как иностранные граждане и лица без гражданства. Правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ, носят в значительном числе случаев организованный и групповой характер. Они сопряжены с международной, транснациональной преступной деятельностью. В этой связи указанные деяния характеризуются повышенной общественной опасностью. В работе авторы определяют особенности привлечения к административной ответственности данной категории лиц. Отмечают обязательный порядок дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от цели прибывания (проживания) в Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, территория Российской Федерации, административная ответственность, дактилоскопическая регистрация, общественная опасность, миграция, место прибывания, место проживания, административное выдворение, органы внутренних дел
Для цитирования: Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 109-114. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-109-114. EDN: МООСЖ.
Julia N. Sosnovskaya1, Eleonora V. Markina2
12 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
Reviewer: Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department
of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot',
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S. V. Kalinina
Abstract. Currently, there is a tendency to increase the commission of crimes in the Russian Federation by such a category of persons as foreign citizens and stateless persons. Offenses committed by foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation are, in a significant number of cases, of an organized and group nature. They are associated with international, transnational criminal activity. In this regard, these acts are characterized by increased public danger. In the work, the authors determine the features of bringing this category of persons to administrative responsibility. They note the mandatory procedure for fingerprint registration of foreign citizens and stateless persons, regardless of the purpose of their stay (residence) in the Russian Federation.
© Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В., 2023
К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Original article
On the issue of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation
Keywords: foreign citizens, stateless persons, territory of the Russian Federation, administrative responsibility, fingerprint registration, public danger, migration, place of stay, place of residence, administrative expulsion, internal affairs bodies
For citation: Sosnovskaya Ju. N., Markina E. V. On the issue of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(3):109-14. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-109-114. EDN: MOOCHZ.
На сегодняшний день происходящие в современном обществе миграционные процессы во многом обуславливают непосредственное возникновение различных проблем, которые имеют отношение к их непосредственному урегулированию, в отношении административных рычагов, что подразумевает пресечение возникающих миграционных явлений, имеющих негативные тенденции.
Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период январь - ноябрь 2022 год иностранными гражданами и лицами без гражданства на нашего государства совершено 37 000 преступлений, что на 9,8 % больше, чем за аналогичный период 2021 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ было совершено 30 400 преступлений, прирост по сравнению с прошлым годом составил 15,2 %. Удельный вес преступлений совершенных составил 82,1 % [9].
Анализ данных показателей приводит к выводу, что в настоящее время прослеживается тенденция к увеличению совершения преступлений в Российской Федерации (далее - РФ) такой категорией лиц как иностранные граждане и лица без гражданства.
Необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые указанной категорией лиц, носят в значительном числе случаев организованный, групповой характер, сопряжены с международной, транснациональной преступной деятельностью. В этой связи указанные деяния характеризуются повышенной общественной опасностью.
Отметим, что под административной ответственностью иностранных граждан и лиц без гражданства понимается юридическая ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства, которая заключается в том, что лицо, посягающее на административно-правовые отношения на территории РФ, претерпевает определенные законодательством ограничения.
Стоит обратить внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ [3].
Основанием по привлечению иностранного гражданина или лица без гражданства к административной ответственности является совершение указанными лицами административного правонарушения на территории РФ, либо совершение административного правонарушения за незаконное вознаграждение от
имени юридического лица, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ [3].
Под обычным порядком рассмотрения дела об административном правонарушении, которое совершил иностранный гражданин или лицо без гражданства, интерпретируется такой порядок, на основании которого решение по делу об административном правонарушении принимает руководитель структурного подразделения по вопросам миграции МВД России или его заместитель.
В соответствии с пунктом 11 частью 2 статьи 23.3 КоАП РФ руководитель подразделения по вопросам миграции или его заместитель вправе рассматривать следующие составы административных правонарушений:
1. Части 1, 2, 3 статья 18.8 КоАП РФ (Пренебрежение правилами въезда, режима пребывания (проживания), правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или проживания, несоответствие заявленной цели пребывания (проживания), а также совершение данных правонарушений на территории Москвы или Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области);
2. Части 1, 4 статья 18.10 КоАП РФ (Осуществление трудовой деятельности без разрешения или патента, осуществление трудовой деятельности по другой профессии, не указанной в патенте, осуществление деятельности вне территории субъекта, в котором выдано разрешение или патент, нарушение сроков обращения для внесения изменений в разрешение или патент, не обращение для внесения изменений в разрешение или патент);
3. Части 2, 3 статья 18.17 КоАП РФ (несоблюдение установленных ограничений на осуществление определенных видов деятельности);
4. Статья 18.18 КоАП РФ (Нарушение обязательных правил, связанных с исполнением решения об административном выдворении или о депортации);
5. Ст. 18.20 КоАП РФ (Нарушение срока обращение за выдачей патента).
В настоящее время, миграционные процессы, происходящие в современном обществе, во многом также определяют непосредственное возникновение различных проблем, имеющих отношение к административно-правовому урегулированию, что подразумевает пробелы российского законодательства, регламентирующего миграционные процессы, которые имеют негативные тенденции.
В связи с масштабами совершаемых иностранцами и против них посягательств они могут рассматриваться
в качестве отдельной категории, характеризующей иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов совершения противоправных поступков (административных правонарушений, преступлений).
Следует обратить внимание и на такое явление, как виктимизация иностранцев, пребывающих на территории Российской Федерации.
Сотрудники органов внутренних дел отмечают, что профилактическая деятельность в отношении иностранцев и лиц без гражданства затруднена в силу фрагментарности, пробельности, непоследовательности административно-правовых норм, которые регулируют эту деятельность.
В связи с существующими пробелами в нормативно-правовой базе, регламентирующей профилактику совершения правонарушений иностранцами и лицами без гражданства, возникают оправданные затруднения в осуществлении этой деятельности различными организациями и учреждениями, которые неосознанно нарушают гражданские права и свободы при осуществлении тех или иных мер превентивного характера.
Так, институт административного выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства занимает главенствующее (приоритетное) место среди административных наказаний в отношении данной категории лиц, и, одновременно является основной мерой по профилактике противоправных деяний (административных правонарушений и преступлений).
Необходимо устранить пробелы в миграционном законодательстве как на государственном, так и на международном уровне, в целях укрепления административно-правового статуса лиц, которые находятся вне территории своей гражданской принадлежности.
В связи с этим, появляется определенная необходимость и в непосредственном согласовании установленных норм законодательства иностранных государств в целях реализации института административного выдворения [8, с. 52].
Согласно правовым нормам, которые закреплены в законодательстве РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято судебное решение о принудительном выдворении за пределы территории государства, содержатся в специальных учреждениях МВД РФ.
Помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5], является бессрочной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 27.19 КоАП РФ [3] срок пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в указанных учреждениях обуславливается целями применения выбранной меры наказания и продолжается до того момента, пока не бу-
дет осуществлено принудительное выдворение лица за пределы РФ.
К сожалению, указанная норма вступает в явное противоречие с положениями статьи 22 Конституции РФ [1], которые предусматривают, что заключение под стражу, арест и содержание под стражей допускаются исключительно по судебному решению. Срок ограничивающего права и свободы досудебного задержания не должен превышать 48 часов.
Помимо этого, на сегодняшний период пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в данных учреждениях является затруднительным в силу следующих причин.
Прежде всего, эпидемиологическая ситуация в мире, вызванная возникновением вируса СОУГО-19 и иными инфекционными заболеваниями, которая заставляет РФ принимать определенные меры для обеспечения безопасности граждан внутри государства. Так, согласно Указу Президента № 274 [6], который временно приостановил выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации до 15 июня 2021 года, и Указу Президента № 364 [7], который приостановил те же действия до 30 сентября 2021 года. Данный фактор сильно повлиял на количество лиц, содержащихся в специальных учреждениях, а именно: указанные специальные учреждения достаточно продолжительное время были переполнены, и не имелось возможности помещать туда новых правонарушителей, которые подпадают под категорию лиц, подвергнутых административному выдворению за пределы РФ.
Так, согласно определенным статистическим показателям о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за первое полугодие 2021 года [9], было принято 2 608 решений о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего административному выдворению или депортации, в специальное учреждение. Из данных сведений можно сделать вывод о том, что в первом полугодии 2021 года на территории Российской Федерации было принято 2 608 решений органов судебной власти о принудительном административном выдворении иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, в 2022 году этот показатель за аналогичный период по объективным причинам несколько вырос.
Отметим, что в настоящее время законодательно не закреплены сроки нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, в специальных учреждениях. Факт того, что данная категория лиц длительное время содержится за счет средств граждан, которые добросовестно платят налоги, за счет средств государственного бюджета, приводит немалое количество граждан РФ в возмущение.
Помимо этого, стоит отметить отдельно актуальные проблемы, которые возникают в процессе назна-
чения такого вида наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которые нарушают положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2]. К такими нарушениям относятся:
- нарушение статьи 3 «... насильственное возвращение в страну, где заявителю грозит применение пыток и запрещенного обращения и наказания.» (также в контексте исполнения вступивших в силу постановлений суда);
- отсутствие контроля со стороны судебных органов за законностью и обоснованностью содержания лиц, ожидающих административного выдворения (пункт 4 статьи 5 - возможность пересмотра судебного решения об ограничении свободы лица отсутствует).
Помимо этого, стоит отметить такую актуальную проблему в области реализации такого вида наказания как административное выдворение, как ограничение лиц, в отношении которых выносится данный вид наказания, в праве на семейную жизнь, которое также закреплено как в нормах международного законодательства, так и в нормативных правовых актах РФ.
Законодательные органы при установлении административного выдворения как меры наказания для иностранных граждан и лиц без гражданства не предусмотрели тот факт, что вышеуказанные лица могут быть обременены семейными узами с гражданами РФ, а также иметь детей.
На основе вышеизложенного отметим, что при вынесении (назначении) иностранному гражданину или же лицу без гражданства такого наказания как административное выдворение следует учесть, что в соответствии с законодательством РФ он сможет вернуться на территорию РФ только по истечении срока в пять лет. Верховный суд выразил мнение, что такое наказание выступает в качестве меры несоразмерной деяниям, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также то, что государство ограничивает право человека на личную (семейную) жизнь [5].
Помимо этого, существует достаточно острая проблема, которая затрагивает финансовую сторону реализации такого вида административного наказание, как выдворение. Так, согласно определенным санкциям КоАП РФ помимо выдворения в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства может быть вынесена такая мера ответственности (наказания), как штраф. Однако, при исполнении административного выдворения за пределы РФ штраф чаще всего остается лицом, совершившим административное правонарушение, не выплаченным, тем самым подпадая под состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ.
В современном мире в территориальных органах МВД России сложилась практика, в соответствии с которой на иностранного гражданина, в отношении кото-
рого вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, составляется учетная карточка, осуществляется его фотографирование и государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в центральный банк данных, а в случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого лица в специальных учреждениях, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной, либо телефонной связи информацию о содержании иностранного гражданина в специальных учреждениях с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого (депортируемого) иностранного гражданина и лица без гражданства.
Отметим из проведенного анализа наиболее актуальные проблемы, возникающие при исполнении судебного решения об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства.
Прежде всего остановимся на том, что несмотря на обязательность дактилоскопической регистрации (согласно статьи 9 Федерального закона «О государственно дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [4] лица, в отношении которых вынесено решение об административном выдворении подлежат обязательной дактилоскопической регистрации), не все сотрудники уполномоченных органов реализуют (осуществляют) данную процедуру.
Помимо этого, в указанной выше статье Федерального закона № 128 имеется закрепленный перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в обязательном порядке подлежат дактилоскопической регистрации. К этим лицам относятся:
- лица, в настоящее время приобретающие гражданство РФ;
- лица, которые обратились в территориальные органы МВД России в целях получения определенных документов (виза, миграционная карта, дубликат разрешения на работу и т. д.);
- лица, которые незаконно занимались трудовой деятельностью;
- лица, которым выдается патент или разрешение на работу;
- лица, незаконно находящиеся на территории нашего государства.
На основе вышеизложенного, обязательной дактилоскопической регистрации подлежат практически все иностранные граждане и лица без гражданства.
Однако, отметим, что не все сотрудники уполномоченных органов добросовестно осуществляют дактилоскопическую регистрацию указанных категорий граждан (лиц). Существуют иностранные граждане (лица), которые, например, при въезде в РФ указали туристи-
ческую цель визита, а на самом деле, умышленно находятся на территории нашей страны с иными целями. В связи с этим, данные лица уклонились от процедуры обязательной дактилоскопической регистрации, что, в дальнейшем, затруднит их идентификацию личности, в связи с тем, что иностранцы и лица, не имеющие гражданства специально теряют документы, называются другими именами и тем самым, препятствуют правоохранительным органам в осуществлении своих полномочий.
Подводя итог по правовому анализу данной проблемы, отметим некое несовершенство норм и положений законодательства РФ, которые регулируют вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Стоит расширить круг лиц, подпадающих под дактилоскопическую регистрацию, и законодательно установить в отношении данной категории ее обязательное осуществление.
На сегодняшний день остро стоит проблема установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства, совершившего правонарушение или в отношении которого совершен противоправный проступок. Срок административного задержания указанных лиц продлен до 48 часов, в связи с трудоемкостью процесса установления личности, однако, данного времени в правоприменительной деятельности чаще всего недостаточно, фактически идентификация личности иностранного гражданин, а тем более лица без гражданства, занимает две-три недели.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2020, № 31, ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. № 145.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 140.
6. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой короно-
вирусной инфекции (COVID-19)» // Российская газета. 2020. № 16.
7. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коро-новирусной инфекции (COVID-19)» // Российская газета. 2021. № 8480.
8. Макарейко Н. В. Административное право. М., Юрайт, 2016. С. 52.
9. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 12.12.2022).
10. Официальный сайт Судебного Департамента Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep/index.php?id=79 (дата обращения: 12.12.2022)
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 № 7-FKZ, of February 5, 2014 № 2 -FKZ, dated July 1, 2020 No. 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2020, № 31, Art. 4398.
2. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (signed in Rome on November 4, 1950) // Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 67.
3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 №-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (part 1). Art.1.
4. Federal Law of July 25, 1998 №. 128-FZ «On State Fingerprint Registration in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 1998. № 145.
5. Federal Law of July 25, 2002 № 115-FZ «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2002. № 140.
6. Decree of the President of the Russian Federation of April 18, 2020 № 274 «On temporary measures to regulate the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in connection with the threat of further spread of a new coronovirus infection (COVID-19)» // Rossiyskaya Gazeta. 2020. №. 16.
7. Decree of the President of the Russian Federation of June 15, 2021 № 364 «On temporary measures to regulate the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation during the period of overcoming the consequences of the spread of a new coronovirus infection (COVID-19) » // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 8480.
8. Makareiko N. V. Administrative law. M., Yurayt, 2016. P. 52.
10. Official website of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic
9. Official website of the Ministry of Internal Affairs resource]. URL: http://www.cdep/index.php?id=79 (accessed: of Russia [Electronic resource]. URL: https://mvd.rf 12.12.2022). (accessed: 12.12.2022).
Информация об авторах
Ю. Н. Сосновская - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
Э. В. Маркина - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
Ju. N. Sosnovskaya - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
E. V. Markina - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 22.06.2023.
The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 22.06.2023.
Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специали-
- стов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности
и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.
Актуальные проблемы административного права и процесса.
3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник
Третье издание
Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.