Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

Дискуссии и отклики читателей

УДК 613.63.001.12

Б. А. Курляндский

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Городская санэпидстанция, Москва

Когда речь идет о влиянии токсических веществ на процессы адаптации, то обычно имеют в виду 2 стороны этого явления: адаптацию организма к действию конкретного химического раздражителя и влияние последнего на адаптацию организма к внешней среде.

При всей условности такого разделения (оба процесса тесно взаимосвязаны) все же следует большее внимание обратить на вторую сторону указанного явления. Необходимость этого обусловлена хорошо известными особенностями длительного действия на организм токсических факторов малой интенсивности, не приводящего в конечном итоге к специфическому поражению ни в эксперименте на животных, ни в условиях производства. И наоборот, на первый план выдвигается так называемое неспецифическое действие, иначе говоря, проявления влияний фактора, связанные с изменениями адаптационных свойств организма.

Гигиеническая наука, профессиональная патология и экспериментальная токсикология располагают сейчас значительными наблюдениями, свидетельствующими о влиянии длительного действия токсических веществ на процессы адаптации к внешней среде. Это проявляется в повышении уровня общей, непрофессиональной заболеваемости не только у длительно работающих в контакте с токсическим фактором (И. Г. Фридлянд), но и в более ранние периоды трудовой деятельности (М. П. Котельникова; В. С. Левчук; Ю. Д. Калашников, и др.). Снижение уровня адаптации может служить причиной повышенной заболеваемости, связанной с болезнями органов и систем, обладающих тропизмом по отношению к токсическому раздражителю (А. И. Клейнер и соавт.; Ф. Д. Булатова и соавт.; Н. Л. Бланк). Описан также ряд гигиенических наблюдений, свидетельствующих о воздействии атмосферных загрязнений на уровень адаптации организма к внешней среде (М. И. Гусев; Л. К. Красовицкая; Г. Н. Короткова; Г. С. Алибаев).

Говоря о влиянии вредных факторов на процессы адаптации организма к внешней среде, мы исходим из представления об адаптивном характере поведения организма, т. е. из постоянного стремления его адекватно реагировать на изменения внешней среды. В процессе взаимодействия со средой в организме человека и животных филогенетически выработались механизмы, обеспечивающие поддержание наиболее существенных функций в пределах их гомеостатических границ. Существование этих механизмов в конечном итоге обеспечивает адекватность реагирования на самые различные раздражители, в том числе и токсические. Исходя из постоянного стремления организма к адекватному реагированию, мы говорим об адаптивном поведении как о способности адекватно реагировать.

В тех же случаях, когда организм подвергался или подвергается длительному воздействию токсического фактора малой интенсивности, сохранение адекватности реагирования на меняющиеся условия внешней среды происходит на фоне, уже измененном или изменяющемся под влиянием токсического воздействия. В подобных условиях адаптация реализуется на новом, отличающемся от исходного уровне активности систем ее. Уровень этот может характеризоваться как повышенной, так и пониженной способностью к адаптации, а изменение адаптационных возможностей орга-

низма в свою очередь является единственным проявлением длительного действия вредного фактора.

Одновременно с началом длительного воздействия химического раздражителя малой интенсивности в организме подопытных животных и человека запускается сложный комплекс реакций, направленных на обезвреживание раздражителя, а также на приспособление организма к изменившимся условиям среды. Реакции эти многочисленны, динамика их сложна. Отсутствие специфического поражения, особенно в начальные периоды интоксикации, позволяет судить об адекватности этих сдвигов, т. е. о сохранении адаптационных возможностей организма по отношению к токсическому раздражителю.

А как же обстоит дело с адаптацией к внешней среде? Попытаемся ответить на этот вопрос, прибегнув к некоторым примерам, почерпнутым из материалов собственных исследований, а также из работ других авторов, изучавших действие на организм токсических веществ в пороговых концентрациях.

Первый контакт организма с ядом вызывает кратковременную первичную реакцию, или, по определению И. В. Саноцкого, «период первичной декомпенсации». Сложная мозаика наблюдаемых в этот период изменений «затрудняет, — как отмечают И. В. Саноцкий и соавт., — гигиеническую и патофизиологическую трактовку полученных изменений». Вопрос, однако, несколько проясняется, если посмотреть на такое состояние в момент предъявления организму повышенных требований. Здесь можно сослаться на работы И. П. Улановой и соавт., который демонстрируют ряд черт, свидетельствующих о повышении устойчивости к холоду в первые дни воздействия CCI 4 и других ядов, повышении возбудимости центральной нервной системы при холодовой нагрузке. Наши собственные исследования показывают, что в этот период усиливается активность такой важной в адаптационном отношении системы, как гипофиз-адреналовая. Приведенные данные позволяют предположить, что способность адекватно реагировать при этом не только сохранена, но и повышена, т. е. адаптация реализуется на отличном .от исходного уровне. По истечении 1—2 недель периода первичной реакции отмечается возвращение к исходному уровню ряда показателей, что заставляет думать о сохранении организмом адаптационных возможностей. Воздержимся, однако, от преждевременных выводов и проанализируем реакцию организма на чрезвычайные раздражители.

Проведенные нами исследования показывают, что наступивший период характеризуется замедлением скорости детоксикации яда. Резко, почти вдвое, ускоряется развитие индуцированных опухолей. Существенно меняется характер реакции организма на кровопускания, а также на ряд других повышенных требований. Иначее говоря, происходит потеря организмом способности адекватно реагировать на чрезвычайные раздражители. Происходит нарушение адаптации. Поражает в этот период следующее обстоятельство. Срок действия фактора незначителен, всего 1—Р/2 месяца; интенсивность раздражителя очень мала, близка к пороговой, и вместе с тем возникает такое резкое падение адаптационных возможностей.

В дальнейшем при помощи тех же нагрузок удается установить, что способность организма к нормальному реагированию постепенно восстанавливается. Более того, наступает период, характеризующийся повышением уровня адаптации, повышением резистентности к нагрузкам. Период этот довольно длителен: так, при действии пороговых концентраций он составляет Р/2—27г месяца. Казалось бы, все протекает нормально. Сохранение способности адекватно реагировать свидетельствует о восстановлении адаптационных возможностей. Однако при более тщательном изучении можно видеть, что наступивший период нормализации сопровождается специфическим поражением печени при действии четыреххлористого углерода. Кровопускания у отравленных бензолом животных при нормальной картине периферической крови вызывают истощение лейкопоэтических структур.

Иначе говоря, уровень адекватного реагирования достигается изменениями, характеризующимися чрезмерным напряжением систем адаптации. Продолжающееся токсическое воздействие еще более усугубляет возможность последующего срыва адаптации под влиянием того или иного чрезвычайного раздражителя внешней среды (Е. И. Люблина и соавт.).

Приведенные данные показывают, что в процессе длительного воздействия токсического фактора малой интенсивности организм не теряет способности адекватно реагировать на основной (фоновый) токсический раздражитель—обстоятельство в гигиеническом отношении чрезвычайно важное. Однако основной (фоновый) раздражитель существенно влияет на способность организма адаптироваться к чрезвычайным условиям внешней среды. Столь сложная динамика адаптационных реакций на фоне длительных токсических воздействий малой интенсивности заставляет нас придавать наибольшее гигиеническое значение не только и не столько процессу адаптации к основному (фоновому) химическому раздражителю, но в значительно большей степени влиянию последнего на адаптационные свойства организма в течение всего периода действия основного фактора и после его окончания.

Отсюда, на наш взгляд, одной из актуальных задач гигиенической науки является целенаправленное изучение влияния вредных факторов на процессы адаптации организма к внешней среде, а также изыскание средств расширения адаптационных возможностей организма. Необходимость этого — усугубляется и тем, что человеческий организм по мере усиления технического прогресса все больше подвергается воздействию самых различных факторов — производственных, бытовых и социальных, чем потенциально увеличивается возможность ситуаций, конфликтных для состояния здоровья. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что изучение влияния токсических веществ на механизмы адаптации требует иных подходов, чем те, которые достаточны для гигиенической регламентации. Необходимо все более глубокое проникновение исследователей в механизмы патогенных воз- > действий, в механизмы адаптационных реакций, а отсюда и более высокий уровень исследований, более совершенная материальная база. Очевидно, врачам-гигиенистам одним не под силу решить эти сложные вопросы, поэтому важно шире привлекать к гигиеническим исследованиям специалистов других профилей. Своевременная разработка этой важной проблемы поможет гигиенической науке сделать еще один важный шаг в деле охраны здоровья советских людей.

ЛИТЕРАТУРА. Алибаев Т. С. В кн.: Материалы 2-й Научно-практической конференции по санитарной охране атмосферного воздуха. М., 1970, с. 43.— Б'л а н к Н. Л. Гиг. труда, 1970, № 5, с. 32.— Булатова Ф. Д., Геллер Л. И., Г\е надииник И. С. и др. Там же, 1968, № 3, с. 22.— Гусев М. И. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1961, в. 5, с. 27.— Калашников Ю. Д. В кн.: Организм и среда. М., 1970, ч. 1, с. 173.— J£_o р о т к о -в а Г. Н. Биологическое действие и гигиеническая оценка малых 'концентраций сероуглерода в атмосферном воздухе. Дисс. канд. М., 1969.— Котельникова М. П. Опыт изучения контингентов болевших и неболевшнх на двух химических предприятиях. Автореф. дисс. канд. М., 1968.— Красовицкая М. Л. и др. Гиг. и сан., 1965, № 4, с. 103.— Левчук B.C. В кн.: Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. Кемерово, 1969, с. 150.— Люблина Е. И. и др. Адаптация к промышленным ядам как фаза интоксикации. Л., 1971.— Саноцкий И. В., Уланова И. П.. Зае-в а Г. Н. и др. В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М., 1967, с. 19.— Уланова И. П., Карамзина Н. М., Авилова Г. Г. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1971, в. 12, с. 23.— Фрид-ля н д И. Г. Значение неблагоприятных производственных факторов в возникновении и течении некоторых заболеваний. Л., 1966.

Поступила 18/11 1972 г.

4 Гигиена и санитария № 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.