Помимо системы показателей, предусмотренных методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694, в отношении реформы полиции целесообразно расширить круг способов и форм сбора и обобщения
информации о совершенствовании правового регулирования реформы полиции.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 21, ст. 2930.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 35, ст. 5081.
3 См.: Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30, ч. 1, ст. 4595.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 35, ст. 5102.
7 По материалам официального сайта Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin. ru/news/17716 (дата обращения: 25.12.2013).
8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 44.
9 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 6, ст. 181.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3, ст. 168.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 7, ст. 535.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 10, ст. 1334.
14 См.: Российская газета. 2012. 13 дек.
Т.Ю. Кулапова
К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННОГО ПРАВОВОГО ОПЫТА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Статья посвящена исследованию процесса адаптации международно-правового и зарубежного юридического опыта в национальной правовой системе. В частности, исследуется понятие данного явления, стадии адаптации права, рассматривается адаптация иностранного правового опыта в конституционном праве Российской Федерации.
Ключевые слова: адаптация права, правовой опыт, правовая система, практика.
T.Yu. Kulapova
TO THE QUESTION OF ADAPTATION OF FOREIGN LEGAL EXPERIENCE TO THE NATIONAL LEGAL SYSTEM
The article is devoted to the research of the process of adaptation of international and foreign legal experience to the national legal system. In particular, the concept of this phenomenon, as well as the stages of adaptation of law are the subject of the research. Special attention is paid to adaptation of foreign legal experience in the constitutional law of the Russian Federation.
Keywords: adaptation of law, legal experience, legal system, practice.
Начало XXI в. характеризуется небывалым подъемом общественной жизни как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Прямым следствием этого процесса является интенсификация жизни правовой, которая все стремительнее приобретает новые черты и заставляет менять многие, казалось бы, устоявшиеся представления о тех или иных элементах правовой системы. В таких условиях повышается объективная степень необходимости проникновения международно-правовых норм, а также правовых конструкций зарубежных государств в национальное право.
© Кулапова Татьяна Юрьевна, 2014
Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос успешной адаптации иностранного правового опыта. Теория права оперирует несколькими категориями, смежными с термином «адаптация права». К ним, в частности, относятся «рецепция права», «имплементация права», «конвергенция правовых систем».
Рецепция права — это «сложное явление, которое включает в себя процессы преемственности и заимствования права, выработанного в другом государстве (правовой системе) в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны»1.
Имплементация права есть «использование государством международно-правовых норм путем их включения в национальную правовую систему»2.
Конвергенция «охватывает сближение источников и форм права, стирание различий между структурой отраслей и институтов права, а также законодательства, методы формирования и формы проявления индивидуального и коллективного правосознания граждан»3.
Указанные категории затрагивают лишь проникновение международно-правовых норм в правовую систему государства. Адаптация права, на наш взгляд, этим не ограничивается.
Словарь терминов по международному праву дает следующее определение адаптации: «Это приспособление действующих внутригосударственных правовых норм к новым международным обязательствам государства без внесения каких-либо изменений в его законодательство»4. Представляется, что рассматриваемая категория имеет более широкое значение. Она предполагает реализацию заимствованных правовых конструкций в конкретном государстве, готовность правовой системы, правосознания, правовой культуры воспринимающего обще- с
—I
ства к нововведениям. к
Таким образом, адаптация права — это длительный процесс, в рамках кото-
а
рого следует выделить следующие этапы: осознание необходимости в заимство- с вании той или иной правовой конструкции; исследование ее роли и функций на | теоретическом и нормативном уровнях в рамках других правовых систем; оценка у соответствия новой правовой конструкции правовому опыту заимствующего с
—I
государства, правосознанию и правовой культуре его общества, возможности н
н
функционирования в новых экономических, социальных и политических усло-
3
виях; прогнозирование результатов правового заимствования; эксперимент по и
1Ь
введению нового правового института на малых моделях с последующим анали- е
к
зом полученного опыта и выявление в них позитивных и негативных факторов; | принятие государством решения о правовой регламентации новой юридической Д конструкции; исследование заимствованного института на практике, выявление | недостатков; корректировка законодательства, регламентирующего новый ин- №
го
ститут, приведение его в соответствие с потребностями общественного развития с страны адаптации. ~
По нашему мнению, следует особо подчеркнуть значимость изучения прак- 4 тики применения заимствованных норм, в частности международно-правовых, другими государствами.
Не менее важным является исследование правовых, социальных условий государства, заимствующего новые для себя правовые конструкции, правовой опыт, правовые традиции. Это служит необходимым условием исключения ошибок при дальнейшем формировании нового правового поля. 201
Итак, адаптация права — процесс проникновения международно-правового и зарубежного юридического опыта в национальную правовую систему, сопряженный с подготовкой и приспособлением правовой системы, правовой культуры воспринимающей стороны к нововведениям, изученным на теоретическом, нормативном и практическом уровнях на предмет восприятия их другими правовыми системами, их необходимости и соответствия правовому опыту, правовой культуре воспринимающего государства.
Воспринимаемый юридический опыт нуждается в серьезной оценке на предмет его адаптации в отечественной правовой системе. Степень влияния международно-правовых норм на развитие российской правовой системы зависит от процесса адаптации норм международного права в конкретных отраслях российского права.
Российское государство стало наиболее активно заимствовать зарубежный и международный правовой опыт с начала 90-х гг. XX в., т.е. с того момента, как оно взяло курс на становление демократического правового государства. В этот период первым и важнейшим шагом к восприятию опыта демократических государств, к внедрению в свою правовую систему международно-правовых норм стало принятие Конституции РФ 1993 г. Поэтому считаем логичным рассмотреть процесс адаптации международно-правовых норм в конституционном праве РФ.
Важно отметить, что на сегодняшний день конституционное устройство европейских государств определяется не столько их национальной правовой культурой, сколько той универсальной политико-правовой культурой, которая сформировалась благодаря развитию наднационального регулирования5. Рос* сийская Федерация в этом отношении не исключение.
? Конституция РФ 1993 г. — акт, основанный на общепризнанных принци-
а. пах и нормах международного права, содержащихся в Уставе ООН, других международно-правовых документах. Она соответствует демократическим на-I чалам, закрепленным в Парижской Хартии для новой Европы 1990 г.6 I Преамбула Конституции РФ гласит: «...Утверждая незыблемость ее демокра-
к
тической основы...»7.
| Так же, как и основные законы всех демократических государств, Конститу-
| ция РФ отражает общие идеи свободы, равенства, принцип разделения властей
I и т.д. (ст. 10, 17-19).
° Вторая глава Конституции РФ полностью основана на Международном билле
I о правах человека, состоящем из Всеобщей декларации прав человека 1948 г.8,
| Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных пра-
е вах» 1966 г.9, Международного пакта «О гражданских и политических правах»
1 1966 г.10
0
° Следует подчеркнуть, что регламентация прав человека именно в гл. 2 за-
3 кона, для изменения которой предусмотрен особый порядок, свидетельствует
1 о приоритете этой сферы правового регулирования над другими. Кроме того, | что в Основном Законе РФ перечисляются основные права и свободы человека,
Конституция РФ предоставляет гарантии их защиты, в т.ч. и на международном уровне. В частности, п. 3 ст. 46 Конституции РФ указывает на право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными договорами в случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. По-
202
мимо заимствования международно-правового опыта, современная Конституция
РФ восприняла и опыт ряда других стран. Так, в ее основу легли Конституции Франции, США, Германии11.
Итак, на сегодняшний день Конституция РФ по своему содержанию во многом соответствует современным конституциям демократических правовых государств. Значит ли это, что с принятием Конституции 1993 г. Российская Федерация по своей сути стала страной, где царят демократия, верховенство права, права человека являются наивысшей ценностью? Правильно сказано, что не каждое государство, имеющее конституцию, является конституционным, а каждое конституционное государство имеет конституцию12.
На поставленный вопрос можно ответить, изучив последующий опыт нашего государства в построении демократии. Весьма показательным в этом смысле будет, например, анализ замечаний Комитета по правам человека ООН (далее — Комитет) (это орган Организации Объединенных Наций, состоящий из независимых экспертов, которые проводят мониторинг соблюдения Международного пакта «О гражданских и политических правах» 1966 г. государствами-членами ООН)13, вынесенных по результатам рассмотрения ежегодных отчетов Российской Федерации в сфере защиты прав человека. В частности, с 1995 г. Комитет в качестве позитивных моментов выделяет прогресс, достигнутый в становлении демократии: принятие ряда законов, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека, включая принятие нового Гражданского кодекса, Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса; создание правозащитных органов, в частности института Уполномоченного по правам человека; реформу судебной системы; создание управления Уполномоченного по правам ребенка14.
Несмотря на наличие положительных моментов, Комитет подчеркивает, что с
—I
«перемены в законодательной области зачастую не ведут к подлинной защите к прав человека на уровне применения закона»15. Так, согласно замечаниям Коми- р
а
тета, институт Уполномоченного по правам человека, как правило, представляет ° собой фикцию, т.к., например, рекомендации федерального Уполномоченного | по правам человека должным образом не исполняются16. У
1Ь
По мнению Комитета по правам человека, в связи с принятием Закона «О противо- с
—I
действии терроризма» необоснованно ограничивается широкий круг прав человека17. н
В качестве серьезной проблемы Комитет выделяет наличие большого числа й лиц без гражданства в Российской Федерации, особую часть которых составляют и
1Ь
бывшие советские граждане18. е
к
В ежегодных замечаниях указывается на значительное число преступлений на | почве ненависти и расово-мотивированных19. Большое беспокойство у мирового Д сообщества вызывают сообщения о пытках, жестоком обращении, произвольных | арестах, совершаемых сотрудниками государственных служб20. №
го
В силу того, что рассмотренная ситуация в сфере защиты прав и свобод чело- (
9
века — это тема отдельного исследования, нами она раскрывается выборочно. ~ Однако на основе вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что в данный 4 момент сложно говорить о положительной динамике в реализации прав и свобод. Многие авторы видят причину этой проблемы в том, что будучи погруженной в условия «разбалансированной отечественной правовой системы» и реформ, закрепление в Конституции РФ прав и свобод человека в условиях отказа от социалистической модели не привело к надлежащей конституционализации индивидуального и общественного правосознания21. 203
Соглашаясь с этим тезисом, отметим, что внимательное отношение к правосознанию общества, в правовую систему которого будет заимствован иностранный опыт, является важным этапом адаптации этого опыта. Право имеет социальное наполнение, оно создается для общества, поэтому для успешной адаптации новых правовых конструкций необходимо исследовать правосознание конкретного социума, предпринять действия по его подготовке. «Правосознание — один из регуляторов общественных отношений»22. Именно через правосознание можно воздействовать на поведение людей в обществе.
Итак, принятие в Российской Федерации Конституции 1993 г. на основе международных принципов и норм, а также положительного опыта зарубежных стран стало одной из ступеней адаптации международного права прав человека, демократических начал в правовой системе РФ.
В посланиях Федеральному Собранию РФ Президент России призвал найти собственные пути к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства23. Положительное развитие международно-правовых заимствований в указанной сфере зависит от работы над практикой его применения, а также от того, насколько будут учитываться особенности правового опыта, правовой культуры нашего государства
1 Курышев Е.Ю. Рецепция в российском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 12.
2 Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимодействие внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С.10.
3Поленина С.В. Глобализация и гендерные проблемы конвергенции правовых систем современности // Евразийский юридический журнал. 2010. № 3. С. 39-41.
4 Краткий словарь терминов по международному праву. Орел, 2005. С. 178.
5 См.: Арнольд Р. Европейское конституционное право: некоторые размышления о концепции, возникшей во второй половине двадцатого века // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 4 (37). С. 107-114.
6 См.: Официальный веб-сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: www. osce.org/ru/mc/39520 (дата обращения: 05.08.2013).
7 См.: Российская газета. 2009. 21 янв.
8 См.: Российская газета. 1995. 5 апр.
9 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
10 См.: Там же.
11 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. М., 2011. С. 12-14.
12 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 10-е изд., изм. и доп. М., 2013. С. 71.
13 См.: Официальный веб-сайт Комиссии по правам человека. URL: www.ohchr.org/EN/HRBodies/ CCPR/Pages/CCPRIndex.aspx (дата обращения: 12.08.2013).
14 См.: Заключительные Замечания Комитета по правам человека на доклад, представленный Российской Федерацией в соответствии со статьей 40 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 1995, 2003, 2009 годов // Официальный веб-сайт Комиссии по правам человека. URL: www:// tb.ohchr.org/default.aspx (дата обращения: 05.08.2013).
15 Пункт 13 указанных замечаний от 1995 г.
16 См. п. 6 указанных замечаний от 2009 г.
17 См. п. 7 указанных замечаний от 2009 г.
18 См. п. 9 указанных замечаний от 2009 г.
19 См. п. 11 указанных замечаний от 2009 г.
20 См. п. 14 указанных замечаний от 2009 г.
21 См.: Шугуров М.В. Российская правовая политика в области прав человека: доктринальтная модель в контексте зарубежного опыта // Возможности адаптации зарубежного опыта: сборник научных статей. Серия: Право России: новые подходы. Вып. 1. Саратов, 2005. С. 65.
22 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 218.
23 См. : Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года // Российская газета. 2006. 11 мая.