КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: РЕАЛИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Т.В. Заметина
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуются конституционно-правовые вопросы интеграции Крыма и Севастополя в социально-экономическую сферу России; проблемы реализации социально-экономических прав граждан, адаптации экономики новых субъектов в общероссийскую экономическую и правовую системы.
Ключевые слова: труд, охрана здоровья, правовое регулирование, Крым, Севастополь, государственная собственность, модернизация экономики.
T.V. Zametina
THE CONSTITUTIONAL INTEGRATION OF THE CRIMEA
AND SEVASTOPOL IN THE ECONOMIC
AND SOCIAL SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION
The Article is devoted to study of constitutional and legal integration of the Crimea and Sevastopol in the socio-economic sphere of Russia, legal regulation and problems of implementation of socio-economic rights of citizens, issues of adaptation of economy to new actors in national economic and legal system.
Keywords: labor, health, legal regulations, Crimea, Sevastopol, state property, the modernization of the economy.
Стратегия развития любого демократического общества обусловливает проведение социально ориентированной государственной политики, создание условий для реализации социально-экономических прав граждан. После принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации, реализуя свой правозащитный потенциал и руководствуясь ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, Российский парламент, Президент и Правительство России приняли ряд правовых актов, направленных на защиту социально-экономических прав и свобод граждан, проживающих на территориях новых субъектов, а также адаптацию экономики
© Заметина Тамара Владимировна, 2017
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская 84 государственная юридическая академия); e-mail: zametina_saratov@mail.ru
Крыма и Севастополя в российскую экономику1. Выступая 26 октября 2016 г. на пленарном заседании межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Крым», Президент РФ В.В. Путин предложил сосредоточиться на решении важных для граждан вопросах: на модернизации социальной инфраструктуры, обновлении транспортной сферы, создании новых рабочих мест2.
Одним из базовых социально-экономических прав, создающих материальную основу существования человека, выступает конституционное право на труд. Вхождение новых субъектов в состав Российской Федерации актуализировало ряд проблем в этой сфере. Во-первых, адаптацию к нормам российского трудового законодательства. На этот счет были приняты акты как на федеральном уровне (например, Федеральный закон от 14 октября 2014 г. «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»3), так и на уровне субъектов Федерации.
Во-вторых, в Крыму и Севастополе юридически были установлены коэффициенты, отражающие особенности рынка труда на соответствующих территориях4. Данные законы направлены на реализацию Республикой Крым и Севастополем своих полномочий по правовому регулированию налогообложений доходов иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на территории Республики. Установление коэффициента (на уровне 1,5939%) позволило приблизить величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к сумме налога ш на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13% от средней заработной и платы, в тех отраслях экономики, в которых заняты иностранные граждане. а Такой размер коэффициента позволил сделать налоговую нагрузку на ино- о странных граждан приближенной к нагрузке российских граждан и увеличил К конкурентоспособность российских граждан на рынке труда в отношении спе- о
п
циальностей, не требующих высокой квалификации. а
В-третьих, на момент вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав в
е
России уровень безработицы граждан, проживающих на этой территории, был о одним из самых высоких среди субъектов РФ. Уровень общей безработицы в ю
Т5
2013 г., рассчитанный по методологии Международной организации труда, в |
Республике Крым — 5,8% экономически активного населения, в г. Севастополе К
— 5,9% (в среднем по Российской Федерации — 5,5%); уровень зарегистрирован- а
ной безработицы в 2013 г. в Республике Крым — 1,6%, в г. Севастополе — 0,6% |
(в среднем по Российской Федерации — 1,2%)5. и
В связи с этим на федеральном уровне, помимо Закона РФ от 19 апреля № 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 11
9 марта 2016 г.)6, который распространил свое действие на новые территории, )
был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. «Об особенностях правово- 7 го регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»7. Субъектами Федерации были утверждены соответствующие региональные законы об установлении доплат к
пособиям по безработице отдельным категориям граждан, признанным в уста- 85
новленном порядке безработными и проживающим на территории Республики Крым и г. Севастополя8, а также приняты подзаконные акты, направленные на обеспечение занятости населения новых субъектов9.
Государственная политика в области занятости принесла определенные результаты. Так, например, по данным министра труда и социальной защиты Республики Е. Романовской, в Крыму за 2015 г. вдвое уменьшился показатель официальной безработицы: «по сравнению с 2014 г., количество зарегистрированных безработных снизилось в два раза — с 17 тысяч до 8 тысяч человек»10.
В-четвертых, до сегодняшнего дня особое внимание уделяется вопросу погашения задолженности по заработной плате на предприятиях Республики Крым. 13 марта 2016 г. Инспекцией по труду Республики Крым проведено совещание с арбитражными управляющими предприятий-банкротов для решения вопроса по погашению задолженности по заработной плате. По итогом совещания задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах уменьшилась с 47707,3 тыс. руб. до 16674,2 тыс. руб. Разница составляет 31033,1 тыс. руб.11
Парламентом Республики Крым приняты законы об охране труда, о ветеранах труда, ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права12, и др. Очевидно, что для решения проблем, связанных с осуществлением трудовых прав, необходим целый комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, а именно: переформатирование работы служб занятости Крыма и Севастополя в соответствии с российским законодательством, налаживание работы законсервированных предприятий и учреждений, обеспечение й крымчан временной, сезонной работой, трудоустройство их в соседних регионах
0
? Российской Федерации и т.д.
2 Императив социального государства, провозглашенный в ст. 7 Конститу-
» ции РФ 1993 г., налагает на Россию обязательства по созданию условий, обе-
1 спечивающих достойную жизнь и свободное развитие на всей территории РФ. | На территориях новых субъектов РФ особое внимание уделялось и уделяется ! наименее защищенным в социальном плане слоям населения — пенсионерам, § детям, инвалидам и т.д. Еще 31 марта 2014 г. Президентом РФ был подписан | Указ «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями | пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя», в соответствии с 'I которым до принятия соответствующего федерального закона устанавливалось, | что гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики | Крым и города Севастополя, в дополнение к назначенной пенсии полагается ежемесячная выплата: с 1 апреля 2014 г. — в размере 25%, с 1 мая 2014 г. — в размере
I 50%, с 1 июня 2014 г. — в размере 75%, с 1 июля 2014 г. — в размере 100% от ё назначенной пенсии. Выплата к пенсии производилась до перерасчета указанным § гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством РФ13. | Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ 1993 г. материнство и детство, семья
| находятся под защитой государства. В Крыму и Севастополе приняты законы о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. по обеспечению их жильем)14, о социальной поддержке многодетных семей15.
Еще одна уязвимая категория населения — инвалиды. И в Крыму, и в Севастополе приняты законы, направленные на социальную защиту инвалидов, в 86 соответствии с которыми установлено квотирование и резервирование рабочих
мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите16. Однако в этой сфере остаются нерешенные проблемы. Так, например, с учетом климатических особенностей Крыма как зоны отдыха каждый муниципальный пляж должен иметь оборудованную территорию для инвалидов. В то же время пляжи Феодосии, Алушты и Николаевки не имеют соответствующего оборудования. В 2014 г. Министерство труда и социальной защиты Крыма не смогло освоить средства, выделенные на строительство пандусов, лифтов и подъемников, деньги вернулись в федеральный бюджет. По оценкам общественных экспертов, за 2015 г. было оснащено лишь 8 объектов, только в части административных зданий — они на 80% не приспособлены для маломобильных групп населения17.
29 декабря 2014 г. на федеральном уровне был принят Закон № 474-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»18. Законом устанавливался государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, требования к лицам, которые допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности, правила обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
Постановлением Правительства России от 6 августа 2014 г. «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения Республики Крым и города Севастополя»19 предусматривалось выделение средств на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных организаций здравоохранения, приобретение медицинского оборудования, внедрение ш современных информационных систем в здравоохранение. Систему здраво- и охранения дополнят двумя медицинскими центрами в Симферополе и Ялте и СС 69 фельдшерско-акушерскими пунктами и амбулаториями. На это в Федераль- о ной целевой программе (ФЦП), утвержденной Постановлением Правительства К РФ от 11 августа 2014 г. «Социально-экономическое развитие Республики Крым о и города Севастополя до 2020 года»20, заложено 310 млн руб.21 На территориях а
новых субъектов предпринимаются меры по внедрению высокотехнологичной в
е
медицинской помощи. Так, например, на базе легочно-хирургического отделе- о ния Крымского республиканского центра фтизиатрии и пульмонологии были р успешно проведены уникальные высокотехнологичные операции, обучающие и
мастер-классы, с появлением оборудования проведение операций будет постав- К
22 о
лено на поток22. а
Российская Федерация выступает как целостное экономическое пространство, ! в котором применяются единые правила хозяйственного оборота и деятельности. и Реализация ФЦП началась с 1 января 2015 г. Общий объем финансирования № программы составляет 681221,18 млн руб. (в ценах соответствующих лет), при 11 этом более трети всех денег — около 250 млрд руб. — будет выделено на строи- ) тельство транспортного перехода через Керченский пролив23. 7
В Крыму создана структура, которая должна придать импульс развитию региона — дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» в форме автономной некоммерческой организации, ее основное предназначение — оказание методической помощи в реализации ФЦП. Увеличен штат дирекции, первоначально предполагалось, что будут работать 40 чел., сейчас штат увеличен до 170. Пока 87
темпы освоения средств ФЦП идут медленно. В 2015 г. объем финансирования был заложен на уровне 107,3 млрд руб., освоено было всего 22,6 млрд руб. Причина неполного освоения средств — некачественная подготовка конкурсной документации при заключении контрактов и договоров24.
Сразу же после вхождения Крыма в состав России были приняты меры по оформлению правового статуса государственной собственности и порядке и условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и города Севастополя25. В целях повышения эффективности управления имуществом Республики Крым, обеспечения планомерности процесса приватизации, оптимизации структуры имущества Республики Крым путем сокращения доли государства в экономике Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 22 октября 2015 г. № 793-1/15 был утвержден Прогнозный план (программа) приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, на 2016 год26.
Правовому регулированию подверглись и земельные отношения27. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставлялись льготным категориям граждан, в т.ч. ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации или полным кавалерам ордена Славы, лицам, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации либо пострадавшим от политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами, инва-
0 лидам вследствие Чернобыльской катастрофы и другим категориям населения, указанным в Законе.
~ В целях адаптации финансовой системы Республики Крым и города Сева-
^ стополя были приняты следующие Федеральные законы: от 2 апреля 2014 г. | «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и | города федерального значения Севастополя на переходный период», от 2 апреля >| 2014 г. №39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в бан-
1 ках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных | и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города
2 федерального значения Севастополя» (в ред. от 30 декабря 2015 г.)28.
1 По мнению некоторых экспертов, скорого появления в Крыму крупных го-
г сударственных и частных банков ждать не следует из-за угрозы санкций (ото
| ключение от международных платежных систем). По этой причине полуостров
° будет страдать от нехватки кредитных ресурсов и инвестиций. Из Крыма ушли
1 украинские банки, а российские не пришли. По мнению советника Президента
0
° России С. Глазьева, для привлечения иных, кроме бюджетных, средств него
3 обходимо использовать специальные инвестиционные контракты, развивать
1 государственно-частные партнерства29.
| Еще одна актуальная проблема, затрагивающая определенную часть населе-
ния новых субъектов, — это урегулирование вопросов возвращения взятых у украинских банков кредитов и хранящихся на их счетах депозитах. Президентом РФ 30 декабря 2015 г. подписан Федеральный закон № 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города 88 федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный
закон „О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя"»30, который создает механизм по взысканию с жителей Республики Крым кредитных обязательств по договорам с банковскими учреждениями, прекратившими свою деятельность в соответствии с решением Национального банка Украины, создан АНО «Фонд защиты вкладчиков». С 3 марта 2016 г. Фонд защиты вкладчиков объявил, что начинает дополнительные компенсационные выплаты (по требованиям, превышающим 700 тыс. руб.) вкладчикам украинских кредитных учреждений, имевших на 16 марта 2014 г. лицензию Национального банка Украины и прекративших свою деятельность на территории Крымского федерального округа на основании решений Банка России. Общее количество вкладчиков в КФО, которые могут получить выплаты, составляет 9340 чел. Совокупный размер требований вкладчиков к украинским кредитным учреждениям, превышающих 700 тыс. руб. и заявленных в Фонд, составляет почти 5,3 млрд руб.31
Кризисные явления в экономике России в целом неизбежно налагают отпечаток на социально-экономическую ситуацию в новых субъектах. Как отмечается в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., по итогам 8-ми мес. 2015 г. общие тенденции в промышленности существенных изменений не претерпели: в аутсайдерах — значительная часть производств товаров инвестиционного спроса, где наибольшее снижение показывают строительный сектор и большая часть сегментов машиностроения. Основная причина данных явлений — сильно возросшая в последнее время неопределенность экономической и политической т обстановки, которая в условиях резкого сокращения ведет к спаду инвестиций, К отказу от проведения модернизации производства и инноваций32. Это, с одной р
а
стороны, отражает объективные экономические отношения, сложившиеся в в условиях санкций со стороны США и ЕС, кризисных явлений самой российской о экономики, оттока капитала из страны; с другой стороны — неспособность Пра- у вительства РФ найти эффективные пути преодоления негативных тенденций, р
т
невысокие темпы роста валового внутреннего продукта на фоне повышенных е
социальных обязательств и др. В этих условиях важными задачами являются о
модернизация экономики сраны, стабилизация денежно-кредитной системы, р
предотвращение девальвации национальной валюты, сдерживание роста вну- Ч
треннего и внешнего долга государства. I
В завершение следует отметить, что, во-первых, перед новыми субъектами К
РФ стоит ряд стратегических целей и задач, среди которых — обеспечение эко- е
з
номических, социальных, правовых и организационных основ конституцион- и ного строя и федерализма, создание целостного экономического пространства g и конкурентной инвестиционной среды, обеспечение единых минимальных 1 социальных стандартов, равной социальной защиты, национально-культурных ~ прав граждан. 7
Во-вторых, за 3 прошедших года было сделано немало в плане адаптации экономической и социальной сферы Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию. По ряду принципиальных направлений Россия создала преференциальный режим развития экономики, предпринимательства, инвестиций в Крыму. Из федерального бюджета были выделены колоссальные средства на решение разнообразных проблем крымчан. В качестве основного комплексного программно- gg
целевого механизма решения социально-экономических задач Крымского федерального округа разработана и реализуется федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», позволяющая сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования.
В-третьих, актуальными вопросами социально-экономического развития Крыма и Севастополя остаются устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Крымского федерального округа, рационального использования природных ресурсов, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала, его всестороннего исследования.
В-четвертых, в социальной сфере необходимо совершенствовать деятельность медицинских и социальных учреждений, в Крыму — принять закон «Об охране здоровья населения» (в Севастополе уже есть соответствующий акт), принимать меры по трудоустройству граждан, в т.ч. инвалидов, созданию доступной среды для этой категории населения, продолжать процесс регулирования вопросов выплаты кредитов крымчанами, взявшими их в украинских банках.
В-пятых, в экономической сфере, полагаем, необходимо совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в Крыму, в частности принятие региональных актов «О технопарках», «Об индустриальных парках», «Об особенностях инвестиционной деятельности в Республике Крым». Правовой поддержки требует и сельское хозяйство путем принятия правовых актов, регулирующих вопросы мелиорации, семеноводства и развития виноградарства, а также четкого правового обоснования причин и условий изъятия земельных участков на территории Республики Крым и города Севастополя. Развитию малого и среднего предпринимательства будет способствовать утверждение специальной программы «Охрана результатов интеллектуальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства». Когда наиболее важные проблемы, обозначенные в ФЦП, будут решены, в перспективе в Крыму, возможно, потребуется Государственная программа «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли». Несомненно, мониторинг этих многоаспектных проблем (экономического, социального, правового характера) требует дальнейших исследований.
1 Подробнее об этом см.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 58-74; Их же. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016.
2 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53148 (дата обращения: 12.12.2016).
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 42, ст. 5607.
4 См.: Закон Республики Крым от 8 декабря 2014 г. № 23-ЗРК/2014 «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда на территории Республики Крым» // Крымские известия. 2014. 16 дек.; Закон города Севастополя от 27 ноября 2014 г. № 86-ЗС «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Севастополя» //Севастопольские известия. 2014. 29 нояб.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы „Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года"» (в ред. от 2 марта 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1915; 2016. № 11, ст. 1493.
7 См.: Российская газета. 2014. 3 дек.
8 См.: Закон г. Севастополя от 26 декабря 2014 г. № 95-ЗС «Об установлении доплат к пособиям по безработице отдельным категориям граждан, признанных в установленном порядке безработными и проживающих на территории города федерального значения Севастополя»//Севастопольские известия. 2014. 27 дек.; Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 43-3PK/2014 «Об установлении доплат к пособиям по безработице отдельным категориям граждан, признанных в установленном порядке безработными и проживающих на территории Республики Крым»//Крымские известия. 2014. 20 дек.
9 См., например: Постановление Правительства Севастополя от 29 декабря 2014 г. № 663 «О Порядке финансирования доплат к пособиям по безработице» (в ред. от 13 июля 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10 URL: http://flashcrimea.com/news/v-krymu-vdvoe-umenshilsya-pokazatel-oficialnoy-bezraboticy (дата обращения: 16.10.2016).
11 Так, например, 15 июня 2016 г. в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Крым состоялось расширенное заседание коллегии по вопросам расследования уголовных дел, связанных с невыплатой заработной платы. По состоянию на 14 июня 2016 г. проведены проверки на 25 предприятиях. Материалы по результатам 23 проведенных проверок направлены в Главное следственное управление Следственного комитета по Республике Крым для принятия мер реагирования в соответствии со ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат». URL: http://intrud.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/337574.htm (дата обращения: 16.10.2016).
12 В Севастополе принят только Закон об охране труда. Подробнее об этом см.: Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 33-ЗРК/2014 «Об охране труда в Республике Крым» // Крымские известия. 2014. 20 дек.; Закон Республики Крым от 30 марта 2016 г. № 232-ЗРК/2016 «О ветеранах труда Республики Крым» // Крымские известия. 2016. 7 апр.; Закон г. Севастополя от 6 апреля 2015 г. № 124-ЗС «Об охране труда» // Севастопольские известия. 2015. 8 апр. и др.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. №14, ст. 1609.
14 См.: Закон г. Севастополя от 9 февраля 2015 г. № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» // Севастопольские известия. 2015. 11 февр.; Закон Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» // Крымские известия. 2014. 25 дек.
15 См.: Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» // Крымские известия. 2014. 23 дек.; Закон г. Севастополя от 26 декабря 2014 г. № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» // Севастопольские известия. 2014. 27 дек.
16 См.: Закон Республики Крым от 2 июля 2014 г. № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» // Крымские известия. 2014. 4 июля; Закон г. Севастополя от 5 мая 2015 г. № 133-ЗС «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» // Севастопольские известия. 2015. 6 мая.
17 См.: Лукин А. Инвалидам хода нет // Крымский телеграф. Еженедельная Крымская газета. 2015. 17-23 июля.
18 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. 1, ст. 27.
19 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 32, ст. 4538.
20 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595.
21 См.: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595.
22 См.: Мезенцев Д. Успешная операция // Крымская правда. 2015. 14 июля.
23 См.: Терехова А. Переход через Керченский пролив оценили в 250 миллиардов бюджетных рублей // Независимая газета. 2014. 8 авг.
24 См.: Резникова М. Возможность полуострова //Российская газета. 2016. 11 апр.
25 См.: Закон Республики Крым от 6 ноября 2014 г. № 1-ЗРК/2014 «О порядке и условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым» // Крымские известия. 2014. 12 нояб.; Закон г. Севастополя от 24 апреля 2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» // Севастопольские известия. 2014. 26 апр.
26 См.: Крымские известия. 2015. 18 нояб.
27 См.: Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» // Крымские известия. 2015. 20 янв.
28 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1531.
29 См.: Забелина Н. Крым попал в финансовую изоляцию // Независимая газета. 2016. 29 февр.
30 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. 1, ст. 42.
31 URL: http://sevastopol.press/2016/03/02/krymskim-vkladchikam-ukrainskih-bankov-nachinajut-kompensirovat-depozity-prevyshajuschie-700-tysjach-rublej/ (дата обращения: 15.10.2016).
32 URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/fb93efc7-d9ad-4f63-8d51-f 0958ae58d3e/1. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=fb93efc7-d9ad-4f63-8d51-f0958ae58d3e (дата обращения: 15.10.2016).