Reference
1. Instrumentarij vybora gornodobyvajushhih predprijatij dlja provedenija innovacionnoj prirodoohrannoj dejatel'nosti/ S.N. Goncharenko, N.P. Ivatanova, Le Bin' Zyong, I. A. Stojanova/ 10-aja Mezhdunarodnaja konferencija po problemam gornoj promyshlennosti, stroitel'stva i jenergetiki «Social'no-jekonomicheskie i jekologicheskie problemy gornoj promyshlennosti, stroitel'stva i jenergetiki». 2014. TULA - MINSK - DONECK. S. 474-486.
2. Ivatanova N.P., Golovanova P.N. Pokazateli jeffektivnosti regional'noj jekologicheskoj politiki v sfere upravlenija othodami proizvodstva. // Sb. nauchnyh trudov «Jekonomika i jekologija», Moskva, MGGU. 2011. S. 24-32.
3. Ivatanova N. P., Golovanova P.N., A. A. Pugacheva A. A. Rentoobrazujushhie fak-tory i jeffektivnost' prirodopol'zovanija na vnutrennem rynke // Izvestija Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Nauki o Zemle. 2012. Vyp. 1. S. 196-202.
4. Basova I.A., Ivatanova N.P., Kopylov A.B. Ocenka jekologichesko-go sostojanija pochv v regionah s razvitoj gornoj promyshlennost'ju.// Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zemle. 2012. Vyp. 2. S.46-76.
5. Ivatanova N.P., Pugacheva A.A. Teoretiko-metodologichekoe obosnovanie neob-hodimosti jekologo-jekonomicheskoj ocenki prirodnogo kapitala. Tula, Izvestija TulGU. Juridicheskie i jekonomicheskie nauki. 2013. №3. S. 77-88.
6. Ivatanova N. P., Pugacheva A. A. Jekologicheskij faktor v ustojchivosti razvitija regional'noj jekonomiki. Mezhdunarodnaja konferencija «Jekologija. Prirodopol'zovanie.Jekonomika». Nauchnyj vestnik MGGU. 2013. № 11 (44). C. 58-63.
УДК 658"321/324":005.51
К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С СЕЗОННЫМ ХАРАКТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВА
А. В. Силкин, А. П. Лупанов
Показано, что механизм формирования инвестиционного плана, обеспечивающий корректировку реализации стратегии для развития предприятий сезонного бизнеса, реализуется применением инструментов стратегического планирования. Это способствует повышению финансовой устойчивости, сокращению издержек и повышению собственной капитализации, на основе диверсификации с учетом сезонного колебания производства.
Ключевые слова: сезонный спрос на продукцию, сезонный бизнес, индекс сезонности, стратегическое планирование.
Сезонные колебания спроса на товары и услуги присутствуют в той или иной степени практически во всех отраслях экономики и оказывают влияние на устойчивое развитие бизнес-процессов. Подверженность сезонному
изменению в производстве определяется наличием ряда объективных и субъективных факторов - от природно-климатических до социальных.
В современной экономической литературе «сезонность» представляется в виде колебательных динамических процессов, отражающих периоды роста и спада экономических показателей. Сезонность спроса, а, следовательно, производства и реализации продукции, обусловленная климатическими колебаниями, является внешним объективным фактором, следовательно, слабо подвержена системе формального управления. Внешние факторы объективного характера, к которым относится сезонность, являются категорией системы стратегического менеджмента, который в последнее время активно используют ведущие производственные компании.
Инструменты стратегического планирования позволяют оценить и нивелировать влияние фактора сезонности при формировании стратегии развития предприятий, ориентируясь на долгосрочные цели, реализовывать независимую финансово-хозяйственную политику, направленную на повышение устойчивости развития за счет предложения традиционных товаров с улучшенными качественными характеристиками, вложения инвестиций в разработку новых товаров и услуг, способствующих повышению финансовой устойчивости, сокращению издержек, повышению капитализации компании и социальной ответственности бизнеса.Такие решения особенно актуальны для предприятий, результаты деятельности которых в значительной степени обусловлены объективными факторами сезонного колебания объемов (спроса) на продукцию.
К таким предприятиям относятся многие бюджетные и частные предприятия добывающей, строительной, сельскохозяйственной и других отраслей промышленности. Снижение объемов производства и выручки таких предприятий «вне сезона» приводит к сокращению численности работающих, снижению заработной платы и производительности труда. Как следствие, для продолжения своего существования и развития предприятия вынуждены пересматривать номенклатуру производимых товаров, осуществляя «стихийную диверсификацию» и снижая зависимость от сезонного спроса на продукцию.
В этих условиях в целях нивелирования фактора сезонности в деятельности бюджетных и частных предприятий необходимы научно обоснованные механизмы формирования инвестиционного портфеляразработки и реализации действенной стратегии диверсификации, позволяющей перейти от текущей к целевой позиции их развития и гармонизации социально-экономических интересов общества и бизнеса через стратегическое планирование их деятельности.
В связи с этим представляется актуальной и значимой научно-практическая задача разработки механизма формирования инвестиционного портфеля, обеспечивающего корректировку реализации стратегии развития предприятий, способствующей повышению финансовой устойчивости, со-
крашению издержек и повышению собственной капитализации, на основе диверсификации с учетом сезонного колебания производства.
Несмотря на то, что фактор сезонности исследовали многие ученые экономисты, иногда не представляется возможным выявить истинные причины падения и роста объемов продаж. В этой связи некоторые ученые классифицируют сезонность по признаку размера отклонений от средней экономической величины [1, 5, 6, 7, 8]. Так, сезонность делят на:
жесткую (разница на спаде-подъеме достигает 100 %), когда после наступления определенного события товар или услуга теряют свою актуальную востребованность. В данном случае никакое стратегическое или маркетинговое вмешательство не может поднять продажи на высокий уровень;
ярко выраженную (разница составляет от 30 до 40 %). В данном случае необходимо вмешательство в концепцию стратегического планирования и стратегию развития предприятия;
умеренную (разница составляет от 10 до 20 %). В этом случае спад необходимо учитывать при текущем планировании, поскольку такая сезонность не наносит существенного ущерба бизнесу [6,8] .
Исследования индекса сезонности для различных видов бизнеса представлены на рис. 1-6 [12, 13].
- Мясо
- Рыйа
Масло и молоко
- Мука» крупы Хлеб
Сахар
янв фев мар апр май июн июл авг сея опт ноя дек
Рис. 1. Индексы сезонности производства пищевых продуктов
130,00% 120,00% 110,00% 100,00% 90,00% 80,00% 70,00%
янв фев мар апр май июн июл авг сон окт нон дек
Рис. 2.Индекс сезонности производства кокса и нефтепродуктов
Рис.3. Индекс сезонности производства тканей, кожи, обуви
Рис.4. Индекс сезонности производства материалов для строительства
Рис. 5. Индекс сезонности производства товарной бетонной смеси
(за 2006-2013 гг.)
Рис. 6. Индекс сезонности производства цементобетонных смесей
Как видно из графиков, деятельность многих производств носит ярко выраженный сезонный характер: четко различимы пики производства продукции и падения этого показателя.
Как известно, внешние факторы объективного характера, к которым относится сезонность, являются категорией системы стратегического менеджмента, который в последнее время активно используют ведущие производственные компании [4, 5].
Инструменты стратегического планирования позволяют оценить и нивелировать влияние фактора сезонности при формировании стратегии развития предприятий, ориентируясь на долгосрочные цели, реализовывать независимую финансово-хозяйственную политику, направленную на повышение устойчивости развития за счет предложения традиционных товаров с улучшенными качественными характеристиками, вложения инвестиций в разработку новых товаров и услуг, способствующих повышению финансовой устойчивости, сокращению издержек, повышению капитализации компании и социальной ответственности бизнеса. Такие решения особенно актуальны для предприятий, результаты деятельности которых в значительной степени обусловлены объективными факторами сезонного колебания объемов (спроса) на продукцию.
В периоды спада основные меры по нивелированию сезонных колебаний денежных потоков и улучшению результирующих показателей в долгосрочном периоде сводятся к следующему:
проведение крупных инвентаризаций и ревизия баз данных;
переориентация бизнеса при сохранении общей направленности производства;
организация и «настройка» стратегических бизнес-процессов: формирование новых: стратегий, планов, стратегических карт, правил, технических шаблонов;
разработка новых и совершенствование старых товаров, которые в последующем пополнят ассортиментный перечень компании и помогут увеличить объемы продаж;
формирование новых мотиваций для персонала, что позволит сохранить квалифицированный персонал;
развитие и совершенствование собственной инфраструктуры, в частности, инновационная замена оборудования, переоснащение оборудования, ремонт и профилактика материальной базы, что позволит не нарушать деятельность компании в «высокий» сезон, усовершенствовать и переоснастить производство и т. п.;
совершенствование экономических отношений с существующими постоянными клиентами (оповещение о новых продуктах, мероприятиях, обучением и приглашением на корпоративные встречи и тому подобное); изучение покупательского спроса в «полях»; организация найма, переподготовка и обучение персонала; написание инструкций по основному виду деятельности; отправление основных специалистов в отпуск и др. Большинство этих мер представляют собой инструментарий стратегии диверсификации и стратегического планирования [2, 3, 8].
Анализ показал, что применительно к сезонному бизнесу цикличного характера производства в меньшей степени изучены и применяются модели разработки инструментария формирования и реализации инвестиционного портфеля, позволяющие нивелировать влияние фактора сезонности в долгосрочном периоде, в частности:
- модели и методы наращивания или свертывания производственных мощностей по основным видам деятельности и вспомогательным производствам в зависимости от сезонного спроса;
- модели снижения издержек производства продукции на таких предприятиях счет регулирования производительности вспомогательных производств;
- модели формирования портфеля инвестиционных проектов стратегического характера.
До настоящего времени модели диверсифицированного развития и роста в части поиска новых направлений деятельности, которые могли бы сгладить возникающие, как правило, в периоды спада неудовлетворительные
экономические и социальные показатели работы, не достаточно изучены, поэтому требуют более детальной проработки [3, 9, 10].
В рамках этих моделей формируются конкретные направления диверсификации, обеспечивающие долговременный эффект.
Миссия организации в случае внедрения стратегии диверсификации на предприятиях сезонного характера производства позволяет формировать долгосрочные планы, направленные на обеспечение финансовой устойчивости, снижение риска принятия необоснованных решений, служит стимулом к повышению производительности труда сотрудников.
Оценить и максимально нивелировать влияние фактора сезонности позволяют современные инструменты стратегического планирования и менеджмента, в частности, модели формирования инвестиционного портфеля и стратегические карты развития. В этих условиях очевидна необходимость в организационной перестройке многих действующих предприятий с сезонным характером производства.
Изучение научных источников, статистических материалов и экспертных оценок позволяет понять, что многие предприятия оказались недостаточно готовы к переходу на новые принципы деятельности, не имеют определенной линии поведения в настоящих условиях.
Характерно, что большая половина предприятий в новых условиях хозяйствования оказались убыточными, хотя до изменения формы собственности данные предприятия состояли в числе прибыльных хозяйственных субъектов.
Сформулируем алгоритм критериального выбора диверсификацион-ных направлений для предприятий с сезонным характером производства (ПСХП).
Отбор проектов для осуществления диверсификации рекомендуется производить в несколько этапов.
1. Диагностика позиционирования предприятия с точки зрения выбора стратегической направленности.
2. Анализ спроса и предложения на продукцию ПСХП.
3. Анализ тенденций в развитии отрасли, к которой относится ПСХП.
4. Анализ конъюнктуры смежных рынков.
5. Выбор потенциальных проектов диверсификации.
6. Сбор информации по проектам.
7. Прогноз последствий реализации проектов, расчет рисков.
8. Оценка эффективности капитальных вложений.
Существуют три основных способа диверсификации: диверсификация в родственные отрасли - связная, диверсификация в непрофильные отрасли -несвязная и вертикальная интеграция. Диверсификация в связные отрасли, как и вертикальная интеграция, направлены на получение стратегических
преимуществ, получение опыта от обмена технологиями, снижение издержек. Диверсификация в несвязные отрасли ведет к распределению рисков в этих отраслях. Способами осуществления диверсификации могут являться [10,11]:
- создание нового предприятия;
- слияние с существующим предприятием:
- приобретение существующего предприятия;
- совместная деятельность.
Проведенный обзор литературных источников позволил сформулировать некоторые обобщения [2, 3,4, 9].
1. Диверсификация признается одной из наиболее эффективных стратегий управления рисками промышленного предприятия с сезонным характером производства и реализации продукции.
2. Диверсификация не всегда является прибыльной, но ее реализация способствует усилению позиций финансовой устойчивости сезонного бизнеса.
3. Для оценки потенциальных возможностей предприятия о дальнейших действиях в направлении развития диверсификации на первом этапе выясняется структура деловой активности предприятия, развитие предприятия в предыдущие годы.
4. На следующем этапе определяются отношения объема продаж к операционной прибыли по существующим направлениям деятельности в реальном времени, анализ и оценка привлекательности сезонного бизнеса.
Перечисленные этапы предваряют выработку стратегической направленности развития предприятия с сезонным характером производства.
Список литературы
1. Афанасьева С. Как преодолеть сезонность товара // Профессия - директор. 2009. № 5.
2. Богуславская С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 170 с
3. А.Гершун, М. Горский. Технологии сбалансированного управления. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 400 с.
4. Давыденко Е.А. Формирование и развитие системы финансового планирования на российских предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. 2008.
5. Дингес Э.В., Тхай Ба Чунг. Роль аналитической работы и пути ее совершенствования на предприятиях дорожного хозяйства // Дороги и мосты. 2011. № 26(1).С. 33-40.
6. Землянский Д.Ю. Сезонные ритмы социально-экономических процессов в регионах России. М., 2011. 216 с.
7. Кибиткин А. И., Коник Р. В. Сезонные колебания: необходимость учета и способы расчета // Тезисы 11-й Науч.-техн. конф. МГТУ (Мурманск, 19-29 апреля 2000 г.). Мурманск: МГТУ, 2000. С. 241-242.
8. Пронько А. Г. Модели и механизмы согласованного управления производством и сбытом продукции с сезонным характером спроса: дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2002. 186 с.
9. Федько В.П., Дьякова С.Н. Различные подходы к выделению причин диверсификации с позиций управления и маркетинга // Сфера услуг: инновации и качество. 2011. №3, С 20.
10. Шуремов Ю.Л., Заложнев А.Ю., Чистов Д.В. Модели и методы решения типовых задач экономического анализа: учеб. пособие. М.: Издательский дом «Бухгалтерия и банки», 2008. 152 с
11. Эбергардт А.Е. Сезонность на рынке влажных салфеток и ее классификация// Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в XXI в.: материалы междунар. заоч. науч.-практ.конф. Тамбов, 2012. С. 154158.
12. http://vsp.ru/economic/2012/07/19/523737#comments.
13. http://stapravda.ru/20120921/.
Силкин Алексей Вячеславович, гл. экономист, galinastas@mail. ru, Россия, Москва, ОАО «Асфальтобетонный завод №4»,
Лупанов Андрей Павлович, д-р техн. наук, проф., ген. директор, [email protected], Россия, Москва, ОАО «Асфальтобетонный завод №4»
ABOUT PROBLEM OF STRATEGIC PLANNING SIGNIFICANCE AT THE ENTERPRISES WITH SEASONAL NATURE OF PRODUCTION
A.V. Silkin, A.P. Lupanov
It was shown, that mechanism of forming investment plan, which providing correcting realization of strategy for developing enterprises of with seasonal nature business is realized with using strategy planning tools. It promotes by improving financial stability, reducing costs and rising own capitalization at the base of diversification with taking into account seasonal variations ofproduction.
Rey words: seasonal demand of product, seasonal business, seasonal index, strategic planning.
Silkin Aleksei Viycheslavovich, Head Economist, [email protected], Russia, Moscow, OPC «Asfltobetonnyi Zavod №4»,
Lupanov Andrei Pavlovich, Doctor of Technical Science, General Director, galina slas a maii. ru, Russia, Moscow, OPC «Asfltobetonnyi Zavod №4»
Reference
1. Afanas'eva S. Kak preodolet' sezonnost' tovara // Professija - direktor. 2009. № 5.
2. Boguslavskaja S.B. Sistemnoe strategicheskoe upravlenie kompani-ej: podhody i jetapy postanovki. SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2011. 170 s
3. A.Gershun, M. Gorskij. Tehnologii sbalansirovannogo upravle-nija. M.: ZAO «Olimp-Biznes», 2005. 400 s.
4. Davydenko E.A. Formirovanie i razvitie sistemy finansovogo planirovanija na rossi-jskih predprijatijah :avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk / Davydenko E.A.; S.-Peterb. gos. un-t. SPb. 2008.
5. Dinges Je.V., Thaj Ba Chung. Rol' analiticheskoj raboty i puti ee sovershenstvovanija na predprijatijah dorozhnogo hozjajstva// Dorogi i mosty. M. 2011. № 26(1).S. 33-40.
6. Zemljanskij D.Ju. Sezonnye ritmy social'no-jekonomicheskih pro-cessov v regionah Rossii. M., 2011. 216 s.
7. Kibitkin A. I., Konik R. V. Sezonnye kolebanija: neobhodimost' ucheta i sposoby rascheta // Tez. 11-j nauch.-tehn. konf. MGTU (Murmansk, 19-29 aprelja 2000 g.). Murmansk : MGTU. S. 241-242.
8. Pron'ko A. G. Modeli i mehanizmy soglasovannogo upravlenija proizvodstvom i sby-tom produkcii s sezonnym harakterom sprosa : dis. ... kand. jekon. nauk. Samara, 2002. 186 s.
9. Fed'ko V.P., D'jakova S.N. Razlichnye podhody k vydeleniju prichin diversifikacii s pozicij upravlenija i marketinga. //Sfera uslug: innovacii i kachestvo. 2011. №3, S 20.
10. Shuremov Ju.L., Zalozhnev A.Ju., Chistov D.V. Modeli i metody reshenija ti-povyh zadach jekonomicheskogo analiza: uch. posobie. M.: Izdatel'skij dom «Buhgalterija i banki». 2008. 152 s
11. Jebergardt A.E. Sezonnost' na rynke vlazhnyh salfetok i ee klassifikacija// Teo-reticheskie i prikladnye problemy nauki i obrazovanija v XXI v. : mater. Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt.konf. Tambov, 2012. S. 154-158.
12. http: //vsp. ru/economic/2012/07/19/523 737#comments.
13. http://stapravda.ru/20120921/.