К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Н.А. Лукина1
Московский городской педагогический университет, филиал в г. Самаре 443081, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76 E-mail: lukinana15@mail.ru
В статье приведены результаты исследования психологических особенностей общения в интернет-среде. Представлены эмпирические данные, полученные при изучении структуры, целей, мотивов и типов проявления межличностных отношений в общении в интернет-среде.
Ключевые слова: интернет-общение, цели, мотивы, типы проявления межличностных отношений.
Интернет представляет собой глобальное информационное, смысловое, коммуникативное поле, которое приобретает все большее значение в жизни образованных людей. Согласно статистическим данным, наибольший процент пользователей Интернета - это юноши и девушки, целью которых является общение. Этот факт представляется очевидным, он обусловлен следующим: с одной стороны, специфическими возможностями общения, опосредованного Интернетом, а с другой — потребностями общения в юношеском возрасте. В ряде психологических исследований указывается на важную роль интернет-общения для становления идентичности в юношеском возрасте [1]. Это делает актуальным изучение специфических возможностей Интернета, позволяющих реализовать потребность в общении у молодых людей.
Особенностями общения, опосредованного Интернетом, являются анонимность, своеобразие межличностного восприятия вне непосредственного визуального контакта, добровольность, специфичность эмоциональной составляющей общения, стремление к нехарактерному для себя поведению. А.Е. Войскунский, Ю.Д. Бабаева, О.В. Смыслова выделяют ряд таких аспектов личностного развития, реализуемых в интернет-среде, как преодоление коммуникативного дефицита, расширение круга общения, повышение информированности в обсуждаемых вопросах [2]. Вместе с тем следует заметить, что многие факторы, делающие общение в виртуальных сообществах притягательным (например, способность манипулировать собственной идентичностью, анонимность, разделенность во времени и пространстве), не способствуют полноценному познанию друг друга [3]. В свою очередь H. Rheungold отмечает, что виртуальные сообщества имеют как схожие черты, так и отличия от физических сообществ, и что два мира — виртуальный и реальный — влияют и обогащают друг друга [3]. K.M. Douglas, C. McGarty в исследовании особенностей межличностного взаимодействия посредством компьютера обращают внимание на вопросы идентификации как характерного признака интернет-общения, а также говорят о существовании стратегически значимых оснований, побуждающих пользователей, идентифицирующих себя с определенным сообществом, придерживаться принятых в нем групповых норм и правил, добиваться одобрения других его членов, избегать порицания и демонстрировать принадлежность к группе. Следовательно, в рамках общения участнику, идентифицирующемуся с определенной группой, будут приписываться устойчивые и последовательные стереотипы поведения. Установлено, что при идентификации пользователя с группой уровень стереотипных представлений об ее участнике и языковых шаблонах выше, чем в случае, когда подобная идентификация отсутствует [3]. Использование Интернета в качестве средства общения существенно влияет на функции и структуру общения: наряду с сохранением информационной, эмотивной, регуляторной функции актуализируются функции презентации и самовыражения, возникает особая тенденция к выстраиванию жизненного контекста, моделирующего условия естественного мира [4].
В юношеском возрасте, согласно Д.Б. Эльконину, общение как деятельность представляет самостоятельную ценность. И.В. Дубровина выделяет здесь две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Согласно Б.Г. Ананьеву, юношеский возраст является благоприятным периодом для развития основных социальных возможностей личности. По Э. Эриксону, в юношеском возрасте человек обретает свою идентичность, формирование которой происходит всю жизнь и является частью психосоциального развития. В его
1 Надежда Александровна Лукина, ст. преподаватель, каф. педагогической и прикладной психологии.
теории психосоциального развития юности соответствует шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис в этом возрасте основывается на противоречии интимности и изоляции, которое заключается в том, что, с одной стороны, молодой человек стремится ограничить свое личностное пространство, а с другой — боится оказаться в эмоциональном и межличностном вакууме. Таким образом, юношеское общение нуждается в постоянной смене ситуации и довольно широком круге участников. Такую возможность предоставляет Интернет.
Среди основных мотивационных тенденций в интернет-общении юношеского возраста выделяют мотив развлечения. Мотив развлечения в процессе общения по сути своей соответствует фатическому общению, под которым понимается бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения [5]. Фатическое общение, разворачивающееся в Интернете, способствует субъективации способности существовать независимо, иметь свое Я, которое крайне необходимо в юношеском возрасте. Такой тип общения помогает сохранить достаточный уровень обратной связи, необходимый для поддержки эмоционального комфорта, и в то же время обеспечить сохранение границ личностного пространства [6].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что интернет-общение выступает в качестве важного компонента поиска себя и реализации потребности в общении в юношеском возрасте.
Существует большое количество отечественных и зарубежных исследований по проблемам общения, но специфика интернет-общения в юношеском возрасте исследована недостаточно, что и определило цель настоящей работы. Основные задачи мы видим в изучении его отличий от непосредственного (реального) общения в следующих аспектах: 1) структуры, 2) целей, 3) мотивов, 4) типов проявления межличностных отношений.
Выборку исследования составили студенты гуманитарных и технических специальностей самарских вузов в возрасте 17-23 лет, регулярно использующие интернет-среду в целях общения, — всего 370 человек. Исследование носило сравнительно-сопоставительный характер. Представим полученные результаты по вышеуказанным аспектам межличностного общения.
1) Структура межличностного общения - непосредственного и опосредованного Интернетом.
Под структурой объекта (от лат. structura - расположение, порядок) понимают порядок устойчивых связей между его элементами, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. Используя метод контент-анализа, мы изучили структуру непосредственного и опосредованного Интернетом общения и выделили в ней содержательную, функциональную и позиционную составляющие. Содержательная составляющая включает в себя когнитивную, кондиционную, деятельностную и мотивационную характеристики. Функциональная - информационную, регулятивную и аффективную характеристики. Позиционная составляющая представлена открытой, закрытой и отстраненной позициями. Тесные взаимосвязи и равная выраженность различных характеристик не позволили выделить «чистых» единиц анализа в содержательной и функциональной составляющих процесса общения, результатом чего было выявление сложных характеристик. В содержательной составляющей таковыми являются когнитивно-кондиционная (обмен знаниями сопровождается передачей или обменом психическими состояниями), когнитивно-мотивационная (обмен знаниями сопровождается обменом побуждений, целей, интересов, потребностей и мотивов), когнитивно-деятельностная (обмен знаниями сопровождается обменом действиями, операциями, умениями и навыками), когнитивно-кондиционно-мотивационная (обмен знаниями, эмоциональными состояниями и побуждениями). В функциональной составляющей выделены: информационно-регуляционная характеристика (предполагающая передачу информации и регуляцию поведения, а также организацию совместной деятельности), информационно-регуляционно-аффективная характеристика (одновременная реализация в общении обмена информацией и регуляция поведения и эмоциональной сферы), регуляционно-аффективная (эмоциональная регуляция поведения) (табл. 1).
Таблица 1
Структура межличностного общения студентов - непосредственного и опосредованного Интернетом
Составляющие Характеристики Непосредственное Опосредованное
общения составляющих межличностное Интернетом
общения общение межличностное
общение
Содержательная когнитивная 59 29
когнитивно-кондиционная 16 11
когнитивно - мотивационная 8 16
когнитивно - деятельностная 0 7
кондиционная 4 26
мотивационная 11 7
когнитивно-кондиционно- мотивационная 2 3
Функциональная информационная 55 40
информационно- регуляционная 17 15
информационно- регуляционно-аффективная 7 12
регуляционная 9 3
регуляционно-аффективная 2 2
Позиционная открытая 70 80
отстраненная 23 15
закрытая 7 5
Было выявлено:
• В содержательной составляющей непосредственного межличностного общения преобладает когнитивная характеристика (у 59%), предполагающая передачу информации или знаний. В содержательной составляющей общения, опосредованного Интернетом, преобладают когнитивная (у 29%) и кондиционная (эмоциональная) (у 26%) характеристики, что объясняется особенностью проявления эмоций в Интернете, анонимностью и недосягаемостью субъектов общения и подтверждает данные о преобладании фатического общения.
• Информационная функция (функциональная составляющая) реализуется в основном в непосредственном межличностном общении (у 55%).
• Позиционная составляющая характеризуется открытой позицией, преобладающей в опосредованном Интернетом общении (у 80%), а отстраненная позиция преобладает в непосредственном общении (у 23%).
2) Цели и мотивы межличностного общения - непосредственного и опосредованного Интернетом.
Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления. Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Результаты исследования целей и мотивов межличностного общения студентов, непосредственного и опосредованного Интернетом, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Цели и мотивы межличностного общения студентов, непосредственного и опосредованного интернет-средой
Цели общения
Уровень Непосредственное общение Опосредованное Интернетом общение
Высокий • контактная • понимания • информационная
Средний • информационная • эмотивная • координационная • контактная • понимания
Низкий • побудительная • установление отношений • эмотивная • координационная • установление отношений • побудительная
Мотивы общения
Уровень Непосредственное общение Опосредованное Интернетом общение
Высокий • эмоц.-нравственный • обмен мнениями • развлечения • обмен мнениями • развлечения
Средний • конвенциональный • интерес к человеку • альтероцентрический • эгоцентрический • эмоц.-нравственный • конвенциональный • альтероцентрический • интерес к человеку
• житейский
Низкий • деловой • эгоцентрический
• негативный • житейский
• с амоутверждения • деловой
• познавательный • негативный
• самоутверждения
• познавательный
Полученные данные свидетельствуют, что приоритетными целями общения являются: в Интернете - информационная, в реальном общении - контактная и понимания. Ведущими общими мотивами как непосредственного, так и опосредованного Интернетом общения являются мотивы развлечения и обмена мнениями. В непосредственном общении по сравнению с опосредованным более значимы эмоционально-нравственный, эгоцентрический и житейский мотивы. Вместе с тем обнаруживаются противоречия мотивов и целей. Несмотря на главенствующую роль информационной цели общения в Интернете, побуждение к деятельности и реализация общения происходят за счет мотива развлечения и обмена мнениями.
3) Типы межличностных отношений, проявляемые в процессе общения - непосредственного и опосредованного Интернетом.
У большинства студентов, общающихся в интернет-среде, все типы межличностных
отношений выражены в оптимальной степени (см. рисунок). Это позволяет говорить о
благоприятном влиянии межличностного общения в Интернете на личность и расценивать его как адекватное, психологически здоровое и полноценное, сводящее к минимуму отрицательные эмоции и воздействия.
Типы межличностных отношений в процессе общения, непосредственного н опосредованного Интернетом
авторитарный тип 8,07
альтруистический типо,4 ^эгоистический тип
дружелюбный тип6,6 5,/ б'агрессивный тип
зависимый тип 4'9 подозрительный тип
подчиняемый тип ----непосредственное общение -- общение, опосредованное Интернетом
В непосредственном общении в рамках исследуемых типов межличностных отношений для студентов характерны следующие стратегии взаимодействия: доминантность, властность,
обособленность, требовательность, неуверенность в себе, а также проявление коммуникативных трудностей, застенчивости, послушности, ориентации на всеобщее одобрение и некоторой навязчивости. В процессе общения, опосредованного Интернетом, у студентов проявляются уверенность, настойчивость, упорство, отчужденность, уступчивость, конформность, гибкость и ответственность.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных позволяет сделать следующие выводы об особенностях интернет-общения в юношеском возрасте:
1) Преобладает информационная цель общения, мотив развлечения, эмоциональное и познавательное содержание, а также открытая позиция.
2) Преимущественно проявляются такие стратегии межличностных отношений, как уверенность, настойчивость, упорство, отчужденность, уступчивость, конформность, гибкость и ответственность.
Особенности структуры, целей, мотивов и типов проявления межличностных отношений в процессе как непосредственного, так и опосредованного Интернетом общения играют важную роль в формировании идентичности и экспериментировании с ней. Двойственность и противоречия юношеского возраста, связанные, с одной стороны, с поиском себя, а с другой — с
активным стремлением познания окружающей действительности, успешно разрешаются при дополнении реального межличностного общения общением в интернет-среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка - пользователя Интернета // Образование и информационная культура. - М., 2000.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000.
3. The psychology of cyberspace // www.rider.edu
4. Богдановская И.М., Королева Н.Н., Манеров В.Х., Проект Ю.Л., Смирнов С.И. Проблемы теоретикоэмпирического изучения и моделирования мирообразующей функции интернет-коммуникации // Смысловые пространства современного человека: сб. науч. статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
5. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
6. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
Поступила в редакцию - 24/II/2012, в окончательном варианте - 01/III/2012.
UDC 159.9.072
ON SIGNIFICANCE OF INTERNET-BASED COMMUNICATION IN THE ADOLESENT AGE
N.A. Lukina
Samara Branch, Moscow City Pedagogical University 76 Stara Zagora st., Samara, 443081 E-mail: lukinana15@mail.ru
The article dwells on the outcomes of a research of psychological peculiarities of communication in the Internet environment and gives empirical data of studying the structure, objectives, motives and types of manifestation of interpersonal relations in the Internet-based communication.
Key words: Internet-based communication, objectives, motives, types of manifestation of interpersonal relations.
Original article submitted - 24/II/2012, revision submitted - 01/Ш/2012.
Nadezhda A. Lukina, Senior lecture, Dept. pedagogical and applied psychology.