УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ
© И. Л. Васильева
Институт современных технологий образования, Академия ВЭГУ Россия, Республика Башкортостан, 450021 г. Уфа, ул. Мубарякова, 3.
Тел.: +7 (347) 23712 67.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена раскрытию феномена интернет-зависимости, которая сегодня становится новой реальностью и в неблагоприятных условиях становления самосознания учащихся может нанести определенный вред процессу их социализации, включающей в себя межличностное общение и самооценку.
Ключевые слова: интернет-зависимость, межличностное общение, виртуальная реальность, особенности юношеского возраста, самооценка.
Постановка проблемы. Научно-техническая революция превратила мировое сообщество в одну огромную Вселенную благодаря глобальной сети Интернет. Деятельность в сети в значительной степени социальна и часто неразрывно связана с межличностной коммуникацией. Новая информационная среда и специфика взаимодействия в ней воздействуют на личность человека и систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд новообразований и различных эффектов [1]. Нарастающее развитие универсальности коммуникативных ресурсов в сети Интернет обусловливает неизбежное появление таких негативных побочных эффектов, как трансформация идентичности, неразвитость социального интеллекта, обеднение эмоционального компонента общения, интернет-зависимость и др. Доминирующей деятельностью в сети является общение, которое, по мнению ученых, и есть главный провокационный фактор формирования интернет-зависимости. По этому поводу мнения ученых расходятся, в связи с чем актуальным является исследование проблемы межличностного сетевого взаимодействия.
Теоретическое обоснование проблемы
При сверхувлеченности при работе в сети Интернет возникает некоторое состояние «ухода из реальности», которое сродни изменению состояния сознания. Один из видов изменения состояния сознания при работе с компьютером - погружение (или «бегство») в киберпространство (виртуальную реальность компьютерного пространства). Киберпространство и его содержание кажутся реальными, чаще даже более, чем действительность. Это утверждение говорит о некоторых параллелях между интернет-зависимостью и зависимостью от химических веществ, изменяющих состояние сознания. Сторонников такого мнения немало.
Зависимость (аддикция) - навязчивая потребность, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, которая сопровождается развитием интенсивных эмоций. Разрушительный характер зависимости проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства превращается в цель [2].
И. Голдберг считает, что зависимость от Интернета - психологический поведенческий вид зависимости, вызванный увлечением в крайних формах, характеризуемый как обсессивное пристрастие к работе с компьютером для вовлечения в социальные взаимосвязи. По аналогии с зависимостью, если ты «потребляешь» Интернет, то ты уже зависим (т.е. болен психическим расстройством)? Возникает вопрос: если полагать, что интернет-
зависимость представляет собой расстройство, то как же быть с тем, что сегодня образованность современного человека немыслима без владения Интернетом? Мы придерживаемся иного отношения к Интернету и считаем, что интернет-зависимость является не заболеванием, а результатом взаимодействия развивающихся информационных технологий и освоения данных технологий обычными пользователями компьютеров. В связи с этим логично принимать сеть Интернет за новую реальность, которая оказывает огромное системное влияние на сознание, не являясь, тем не менее, фактором разрушения психологической нормы. Позволим провести другую аналогию между понятиями нормы и акцентуации характера. Известно, что акцентуированные личности могут быть нормальными, адаптированными людьми (в каждом из нас в какой-то мере акцентуация присутствует).
Интернет - наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена, и как психологический феномен характеризуется широким спектром видов деятельности, который реализуется через общение. Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». А. А. Бодалев общение характеризует как осознанное, целесообразное взаимодействие социальных субъектов, направленное на сохранение и воспроизводство себе подобных и выступающее как способ организации общественной жизни. Предметная область «межличностных отношений» определяется включенностью во взаимодействие с людьми и вводит фактор времени в анализ общения [3]. По мнению А. Н. Леонтьева, только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся
отношений. Межличностное общение осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия и взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт между участниками общения [4]. В. Сатир выделяет три области межличностного общения: а) самооценку; коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения); б) нормы и правила, вырабатываемые в рамках определенной социально-культурной группы; в) психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, чувства и эмоции, психологические защиты и т.д.) [4].
В современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации, в числе которых Интернет. Возникают смешанные человеко-машинные системы обработки информации, в связи с чем актуальной стала проблема общения человека с ЭВМ. Различные виды информационной техники, интегрируясь в сеть с центрами в виде компьютеров, охватывают все виды социальной деятельности, где компьютерное общение начинает играть основополагающую роль. Компьютерное общение - это целесообразное взаимодействие реальных субъектов с неявными видами компьютерных субъектов, осуществляемое в компьютерной деятельности [5]. Виртуальное общение во многом повторяет реальное. Взаимодействие протекает в системе «человек - человек». Создается особое пространство (виртуальная реальность) со специфическим видом опосредованного общения, благодаря которому возникают новые нормы и связи в среде межличностных отношений. Виртуальное общение -средство коммуникации, при котором контакт между людьми опосредуется компьютерами, включенными в сеть, все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности [6].
В настоящее время большую часть аудитории Интернета составляют лица молодого возраста от 18 до 24 лет. При этом отмечается, что число молодежи в сети Интернет растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [7]. Наиболее значимы межличностные контакты в юношеском возрасте. В связи с поглощенностью настоящим и ориентацией в будущее общение в юности занимает огромное место в жизни и представляет самостоятельную ценность. Преобразования в общественной жизни существенно отражаются и на уровне коммуникативной культуры юношей. В силу специфичности деятельности в «онлайновых» коммуникативных ресурсах сети и отличия подобных коммуникаций от общения в «реале», деятельность юноши в чатах начинает приобретать бытийный характер [8]. В юности уровень требований к жизни завышен, из-за чего развивается негативизм в оценках, установка на отрицательную позицию в общении, поэтому юноши пытаются ограничить общение кругом доверенных лиц [9], для них характерно демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, к которым можно отнести
и компьютер. Специфичность деятельности юношей в виртуальной реальности может иметь следствием неадекватность восприятия реальных контактов и привести к деформации межличностных отношений. В виртуальном общении в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, а также коммуникативная компетентность человека, ее невербальная часть [10]. Опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются иногда единственным средством общения.
Причины возникновения интернет-зависимости часто связывают именно с особенностями общения. По данным К. Янг, 91% интернет-зависимых активно пользуются сервисами Интернет, связанными с общением [11]. Исследования восприятия Интернета в студенческой среде [10] показали, что интернет-независимые студенты пользуются Интернетом для образования. Интернет-зависимые юноши пользуются сервисами Интернет, частью которых является общение. Некоторые характеристики притягательности общения в юношеском возрасте и в Интернет-среде отражены в табл.
Из табл. видно, что характеристики особенностей общения в юности и общения, опосредованного компьютером, пересекаются. Сеть для юношей является тем пристанищем, где восполняется потребность в общении, затрудненная в реале. Юность сензитивна к нравственной зрелости и установлению личностного статуса [9]. Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном, паритетном общении. В Интернет-сообществах можно наблюдать простейшее социальное состояние, которое «в противоположность нормативной, институционализированной сущности социальной структуры» характеризуется спонтанными и непосредственными взаимоотношениями между равноправными личностями, неразделяемыми по ролям и статусу. Интернет как способ подобной реализации уникален, но лишь одно это не может объяснить появление интернет-зависимости, должна присутствовать определенная личностная предрасположенность, что-то вроде «комплекса недостаточности», застенчивость, осознание внимания к своей персоне. Выявлены следующие личностные характеристики, затрудняющие общение: отчужден-
ность, глубокая интровертированность, чрезмерная сенситивность [11]. Гармонично развитая личность обладает адекватной самооценкой, проявляющейся в переживаниях и поведении. Под самооценкой подразумевается ценность, в формировании которой играют роль оценка результатов собственной деятельности, окружающих, а также соотношение реального и идеального представлений о себе. Таким образом, самооценка является когнитивно-конотативным конструктом личности, влияющим на успешность построения межличностных взаимоотношений.
Таблица
Особенности межличностного социального взаимодействия и общения, опосредованного Интернетом
Особенности межличностного взаимодействия (общения)
В юношеском возрасте Опосредованного компьютером
Расширение сферы общения (социального пространства и его географии), характерен феномен «ожидания общения», т.е. сам поиск общения и постоянная готовность к контактам, когда удовлетворяется потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли
Тенденция индивидуализации отношений, со строгим разграничением природы взаимоотношений с окружающими, высокой избирательностью в дружеских привязанностях, удовлетворяющих потребность в самовыявлении и встречном понимании. Глубокие переживания от неудовлетворенности той или иной потребности в общении. Создание для себя «личного мира»
Слить свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения потерять нечто в себе
Образование сообществ со специфическими структурами, законами формирования внутренних отношений, иерархией, правилами и нормами взаимодействия
Актуальность изучения проблемы компьютерного общения и построения межличностных отношений в реале определяется слабой изученностью, а также практической значимостью исследований феномена интернет-зависимости. По проблеме изучения коммуникативной деятельности в сети Интернет имеется достаточно исследований, но в них рассматривается, в основном, интерактивная сторона общения. Мы в своем эмпирическом исследовании попытались выявить особенности межличностного общения и самооценки интернет-зависимых студентов в юношеском возрасте; а также степень влияния интернет-зависимости на самооценку как личностную особенность, обеспечивающую трансакцию.
Исследовательская база. Эмпирическая часть нашего исследования состояла в диагностической работе, проведенной в Академии ВЭГУ г. Уфы. Общим критерием формирования выборки являлось наличие опыта использования Интернета.
В исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов Академии в возрасте от 18 до 22 лет. Численность выборки - 172 человека, из которых -82 человека, склонных к интернет-зависимости (со средней или высокой компьютерной ориентированностью) и 90 человек - интернет-независимых (с низкой компьютерной ориентированностью). Для изучения склонности к интернет-зависимости у студентов применялся опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие Интернета».
Исследовательский вопрос. В рамках выдвинутой проблемы мы ставим следующие вопросы: влияет ли интернет-зависимость на удовлетворение межличностных потребностей в общении? Существует ли корреляционная взаимосвязь между интер-
Фактор новизны и непривычности опыта реализуется через «примерку» на себя различных ролей. Интернет дает неограниченные возможности для творческого развития с доступом ко всему многообразию знаний и ценностей
Предоставляется возможность к избирательности контактов. Экспериментирование с анонимными формами общения, возможность компенсации и нейтрализации препятствий, которые делают болезненными непосредственные контакты. Создание себе «виртуальной личности»; образа собеседника, ориентируясь на собственные ожидания
Ассимиляция с виртуальным миром дает возможность максимального самовыражения. Самоутверждение происходит за счет поддержки позитивного образа «Я»
Интернет-сообщество со своей субкультурой, обладающей своим сленгом, невербальными средствами общения, знаковой системой
нет-зависимостью, межличностными отношениями и самооценкой в юношеском возрасте? Если нет, то мы можем сделать вывод о том, что интернет-зависимость представляет собой самостоятельный психологический феномен, отличный от общепринятого понятия зависимости и имеющий собственную компонентную структуру.
Инструментарий. Для рассмотрения вопроса о существовании взаимосвязи между интернет-зависимостью и совместимостью индивидов в межличностном общении мы воспользовались «Опросником межличностных отношений» В. Шутца («ОМО»), для исследования общего уровня самооценки позитивного развития личности и ее адекватности применялся тест «Самооценка личности» О. И. Моткова. Полученные результаты подверглись количественному анализу с помощью статистических критериев 1-критерия Стьюдента для независимых выборок и коэффициента корреляции г-Спирмена. Для изучения влияния интернет-зависимости на установление межличностных отношений мы использовали однофакторный дисперсионный анализ (АКОУА).
Результаты и их обсуждение В исследовании межличностных взаимоотношений в процессе общения выделены шесть параметров (рис. 1): тенденция находиться в обществе (1) и быть принятым обществом (2); контроль отношений (3) и подчинение в общении (4); установление близких отношений с другими (5) и желание, чтобы другие проявляли внимание (6).
Как видно, большого разброса в показателях не обнаружено. В первом блоке мы исследовали различия в параметрах совместимости в межлично-
стном общении у интернет-независимых и интер-нет-зависимых юношей. На основе поставленного исследовательского вопроса выдвинута гипотеза: интернет-зависимость оказывает влияние на удовлетворение межличностных потребностей в общении студентов. По критерию Стьюдента соответственно ^эмпирическое 1 = 119, 2 = 93, 3 = 102, 4 = 89, 5 = 93, 6 = 103; ^критическое = 72; р < 0.05. Из этого следует, что статистическая гипотеза о влиянии интернет-зависимости на удовлетворение межличностных потребностей в общении студентов юношеского возраста отклоняется.
7.0
6.0
5.0
4.0
3.0
2.0 1.0 0.0
1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Параметры общения интернет-независимых и интернет-зависимых юношей, влияющие на совместимость индивидов в межличностном общении:
ряд 1 - результаты по шкалам опросника интернет-независимых юношей;
ряд 2 - результаты интернет-зависимых юношей.
Анализ результатов позволяет сделать следующее заключение. У интернет-независимых юношей преобладает тенденция быть принятым другими, устанавливать с ними близкие отношения; им более свойственна нерешительность при принятии решения и взятии на себя ответственности; в общении они придерживаются подчиняющегося стиля. Общение интернет-зависимых юношей характеризуется осторожностью при установлении близких отношений; выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения.
Во втором блоке мы исследовали корреляционную взаимосвязь между объективными характеристиками восприятия Интернета и параметрами межличностных взаимоотношений (коэффициент корреляции Спирмена). Было установлено, что тенденция находиться в обществе других связана с нецеленаправленным поведением в сети (г = 0.056;p < 0.05).
В третьем блоке рассматривали влияние особенностей поведения в сети на параметры межличностных взаимоотношений в общении (однофакторный дисперсионный анализ АКОУА). Шкальные значения по «Опроснику межличностных отношений» - внутригрупповая зависимость (случайная переменная), а факторы по тесту «Восприятие Интернета» - межгрупповая переменная (факторная изменчивость) - условия предъявления (8 градаций). Исследовательская гипотеза: особенности поведения в сети Интернет влияют на степень вза-
шшш
имного удовлетворения межличностных потребностей юношей.
Обнаружено статистически достоверное влияние нецеленаправленности поведения при работе в Интернете и восприятие компьютера как предпочтительного «уход из реальности» (Е=3.02; р< 0.05) на межличностную удовлетворенность взаимоотношениями в общении. Гипотеза о влиянии особенностей поведения в сети на степень взаимного удовлетворения межличностным общением у студентов юношеского возраста подтвердилась.
Вывод по трем блокам. Эмпирически доказано, что юноши с интернет-зависимостью не испытывают затруднений в степени удовлетворения межличностных потребностей в общении. В некоторой степени у них наблюдается тенденция контролировать отношения и с осторожностью выбирать лиц для установления глубоких эмоциональных отношений. Нецеленаправленность поведения интернет-зависимых в сети (переход по чатам, банерам) связана с поиском встреч с собеседниками, хорошим ощущением себя среди людей, предпочтением виртуального общения. Считаем, что полученные корреляции объясняются тем, что Интернет позволяет быть свободным иногда не в самом лучшем понятии этого слова, т.е. «блуждать» в сети, не имея четких целей.
В четвертом блоке мы исследовали различия между факторами выраженности самооценки, как когнитивно-конатативной составляющей общения, и ее отличия у интернет-независимых и интернет-зависимых студентов в юношеском возрасте. Оптимальной для развития продуктивной деятельности и психологического здоровья личности является высокая, устойчивая самооценка (исследуемые показатели выраженности самооценки отражены на рис. 2).
Рис. 2. Показатели факторов личности самооценки ин-тернет-независимых и интернет-зависимых юношей:
ряд 1 - результаты по шкалам опросника интернет-независимых юношей;
ряд 2 - результаты интернет-зависимых юношей.
В эмпирическом исследовании выделялось три уровня (псевдовысокий, высокий и низкий) по семи факторам личности: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия и общая самооценка
позитивных аспектов личности. Как видно из рис. 2, большого разброса в показателях не обнаружено, кроме фактора чувства реальности, доминирующего у интернет-независимых юношей (75%).
Для проверки значимости различий по личностным факторам самооценки интернет-зависимых и интернет-независимых студентов применили критерий Стьюдента. Статистическая гипотеза: интернет-зависимость не влияет на уровень выраженности самооценки молодых людей. Получили результаты по всем шкалам ^эмпирическое > 217, а ^критическое = 72; р < 0.05. Гипотеза о влиянии интернет-зависимости на уровень выраженности самооценки юношей отклоняется.
Как мы видим, исследуемые показатели у ин-тернет-независимых и интернет-зависимых юношей отличаются. Интернет-независимых юношей характеризует высокий уровень выраженности самооценки; адекватное отношение к чувству реальности и нравственности. Также различие между выборками составляет количество высоких показателей низкой самооценки у интернет-зависимых юношей по таким личностным факторам, как нравственность, воля, чувство реальности и общая позитивная самооценка личности.
Выводы
Итак, результаты диагностики показали, что не существует значимых различий между интернет-независимыми и интернет-зависимыми юношами. Каждой выборке присуще качественное своеобразие, заметное лишь при их сопоставлении друг с другом, такое, как:
1. Интернет-независимые юноши более мнительны при выборе ответственного решения, им свойственно установление постоянных и близких контактов и желание быть принятыми в обществе. Интернет-зависимые осторожны при установлении близких отношений и в выборе лиц для создания глубоких эмоциональных отношений.
2. Нецеленаправленное поведение в сети, «блуждание по банерам и чатам» связано с тенденцией устанавливать новые контакты, а также поиском встреч с новыми собеседниками, хорошим ощущением себя при виртуальном общении.
3. Интернет-зависимым юношам присуща высокая, адекватная самооценка, свидетельствующая о гармоничном развитии личности, но нравственность, чувство реальности и воля для них не характерны.
Таким образом, на характер межличностного общения и уровень самооценки юношей большее влияние оказывают личностные особенности и сен-зитивность возраста, чем интернет-зависимость.
Заключение
В ходе исследования было установлено отсутствие влияния интернет-зависимости на удовлетворение межличностных потребностей в общении, а также на уровень выраженности самооценки. Виртуальное общение позитивно связано с параметром «удовольствия от общения», что может обозначать свободу выбора межличностных отношений. Это позволяет говорить об амбивалентном характере деятельности, опосредованной Интернет. Интернет-зависимость имеет личностную природу: Интернет сам по себе не имеет аддиктивной основы, но может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей.
В связи с тем, что интернет-зависимость является самостоятельным психологическим феноменом, отличным от сложившегося представления о традиционных видах зависимости, способы оказания помощи в этом случае должны иметь свои особенности. Считаем целесообразным создание программы психолого-педагогического сопровождения по оптимизации интернет-зависимости. В настоящее время ведется разработка программы, в которой учитываются: динамика индивидуально-
психологических возрастных особенностей развития, возможность гармонизации внутреннего личностного потенциала. Программа рассчитана на развитие готовности интернет-зависимых юношей к трудностям в межличностном взаимодействии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Минаков А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. Отчет от 02.06.2002 г. // иЯЬ: http://flogiston.df.ru/projects/-агйс1е8/ттакоу.8Ь1т1
2. Бурова В. А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. Отчет от 06.08.2000 г. // ИЯЬ:
http://user.1vs.ru/vita/doc1ad.htm
3. Латыпов Р. А. // Вестник Башкирского университета. 2007. №12. С. 256-258.
4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
5. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. №4. С. 14-20.
6. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург, 1995. 297 с.
7. Мониторинг российского Интернета М: Группа
Monitoring.ru 1999-2001. иЯЬ: http://www.monitoring.ru/-pгoduchts/inteгnet/
8. Нестеров В. К. К вопросу о социальной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. Отчет 2002 г. // иЯЬ: http://f1ogiston.df.ru./projects/artic1es/strategy.shtmn.
9. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 309 с.
10. Жичкина А., Взаимосвязь идентичности в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2002. 18 с.
11. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. Т. 25. №1. С. 90-100.
Поступила в редакцию 27.02.2009 г. После доработки — 20.08.2009 г.