Научная статья на тему 'Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте'

Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1996
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET DEPENDENCE / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРИЕМЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ / TECHNIQUES OF OVERCOMING INTERNET DEPENDENCE / АДДИКЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / AN ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ловпаче Фатима Гучипсовна

Рассматриваются проблемы профилактики Интернет-зависимости. Особое внимание уделяется приемам по преодолению Интернет-зависимости. Выделены некоторые подходы к решению проблемы Интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE AT YOUTHFUL AGE

The paper deals with the problems of prevention of Internet dependence. Special attention is paid to techniques of overcoming Internet dependence. Some approaches to a solution of the problem of Internet dependence are allocated.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY

УДК 159.923:004 ББК 88.37 Л 68

Ф.Г. Ловпаче

Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики факультета управления Майкопского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются проблемы профилактики Интернет-зависимости. Особое внимание уделяется приемам по преодолению Интернет-зависимости. Выделены некоторые подходы к решению проблемы Интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, профилактика, приемы по преодолению Интернет-зависимости, аддикция, межличностное взаимодействие.

F.G. Lovpache

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of Faculty of Management, the Maikop State University of Technology; E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE AT YOUTHFUL AGE

Abstract. The paper deals with the problems of prevention of Internet dependence. Special attention is paid to techniques of overcoming Internet dependence. Some approaches to a solution of the problem of Internet dependence are allocated.

Keywords: Internet dependence, prevention, techniques of overcoming Internet dependence, an addiction, interpersonal interaction.

Актуальность проблемы Интернет-зависимости обусловлена тем, что она в настоящее время практически не разработана. Одним из основных процессов жизни в современном обществе считается переход к информационному полю. Ключевой технологией

информационной эпохи считается Интернет. В современном обществе компьютеризация и информатизация принимает всемирный диапазон.

В настоящее время можно выделить несколько видов Интернет-зависимости:

- игромания, патологическая тяга к компьютерным онлайн-играм;

- осуществление покупки через Интернет, Интернет-шопинг;

- виртуальные знакомства, непреодолимое желание общаться в сети;

- зависимость новой информации, мониторинг новостей.

Можно выделить некоторые особенности Интернет-зависимости, которые применяются как средства «ухода от реальности»:

- достаточно безграничные возможности для общения, где нет надобности удерживать внимание определенного человека, когда при желании можно заменить его на другого человека. Немаловажный момент Интернет-общения - это то, что нет угрозы здоровью, а популярность собеседника не зависит от его физических или интеллектуальных способностей;

- общение анонимное, свободное, провоцирующее к откровенным обсуждениям интимных вопросов;

- возможность реализовать свои смелые фантазии. В сети Интернет человек может представить себя в любом образе, поменять возраст, сменить пол и т.д. Это то пространство, где свобода действий не ограничивается, только она является виртуальной.

Симптомы Интернет-зависимости делятся на психологические и физические.

Физические признаки наиболее явные, но их проявление - показатель существующей проблемы Интернет-зависимости. К ним относятся боли в спине, суставах кисти, головные боли, нарушение сна.

К психологическим признакам относятся: избегание социального взаимодействия, перепады настроения, связанные с отсутствием гаджетов, у Интернет-зависимых подростков зачастую наблюдается снижение успеваемости. Серьезным признаком является обман относительно своего местонахождения.

Проблема Интернет-зависимости изучается более 20 лет. Увеличивается число исследований, посвященных этой теме, где мы можем видеть точки зрения различных психологических направлений и школ. В работах ученых отображены причины, механизмы формирования, крите -рии и стадии зависимого поведения (Я.И. Гилинский, В.Д. Менделевич, В.В. Шабалина и т.д.). Были проведены исследования по проблеме возникновения и развития Интернет-зависимости (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Д. Гриффите К.С. Янг и т.д.). По мнению А.Е. Войскунско-го и Ю.Д. Бабаева, реальной угрозой психологического благополучия жизнедеятельности личности может явиться Интернет-зависимость [1].

Проблемой профилактики ад-диктивного поведения в современном мире занимаются А.В. Гоголева, Н.А. Залыгина, А.В. Котляров, Л.Г. Леонова, К.С. Лисецкий и т.д. Но психологические характеристики Интернет-зависимых студентов и более результативные направления по профилактике Интернет-аддик-ции недостаточно изучены.

Существующие подходы к решению проблемы Интернет-зависимости не всегда эффективны. Неэффективность коррекционных и профилактических программ связана с тем, что пользователи и их родственники не понимают признаков, которые связаны с риском развития Интернет-зависимости и обращение к специалистам происходит в момент сформированной Интернет-ад-дикции. Интернет-зависимость способствует образованию различных психологических проблем: депрессивное состояние, конфликтное поведение, утрата способности контролировать время нахождения в сети, проблемы с адаптацией в обществе.

Профилактика понимается как процесс образования ресурсов среды и личности и их взаимодействия. В данном определении ресурс будет считаться ключевым понятием, поэтому ресурсы - это некоторые

способности, которые позволяют достаточно продуктивно справляться с реальными задачами окружающей действительности. К ресурсам относятся способность оценивать ситуацию в социуме, уметь прогнозировать личное поведение, также поведение окружающих, отвечать за себя в целом.

Главной и основной частью профилактических мероприятий считается формирование у населения медико-социальной активности и установки на здоровый образ жизни, раскрытие преимущественно важных жизненных факторов, которые оказывают провоцирующее влияние на личность, их устранение, психологическая коррекция аддиктивно-го поведения, коллегиальная работа по предотвращению зависимого поведения.

В различных социальных учреждениях, в настоящее время профилактика Интернет-зависимого поведения ограничивается лекционными материалами о вреде, который наносится личности чрезмерным использованием Интернета. Такая информация необходима, но она до конца не решает проблему Интернет-зависимости. В рамках предупреждения развития адиктивно-го поведения важно сформировать личностное сопротивление к разного рода химическим зависимостям, выработать при работе с компьютером чувство меры, сформировать и развить комплекс экзистенциальных базовых социальных умений.

Профилактика зависимого поведения имеет большое значение в подростковом возрасте. В процессе обсуждения причин Интернет-зависимости человек часто «убегает» в сеть, таким образом, он прячется от какой-то проблемы или неудовлетворенности.

Предотвращение формирования патологического использования компьютеров причисляется к заданиям первичной профилактики, которая реализовывается по четырем направлениям:

- воспитательная работа среди подрастающего поколения;

- развитие санитарно-гигиенического воспитания общества;

- социальные мероприятия по работе с компьютерными методиками;

- административно-законодательные работы.

Первичная профилактика сконцентрирована на повышении уровня психологической адаптации личности, на межличностное взаимодействие, на знакомство с особенностями развития Интернет-зависимости и ее последствиями.

Целью информативных процедур считается заполнение информационного поля, что включает обязательные постоянные публикации по профилактике Интернет-зависимости, также телефон доверия, работа с профессиональными психологами со специалистами, создание психологической службы в Интернет-пространстве.

Также на этом этапе необходимо повышение уровня развития личности в таких областях, как межличностное взаимодействие, преодоление стрессовых ситуаций, формирование представлений об основах конфликтологии и проблемах зависимого поведения с изучением центральных механизмов зависимого поведения, формирование аддик-тивных процессов и его последствий.

Также рекомендуются тренинги личностного роста, содержащие элементы коррекции некоторых особенностей личности и форм поведения, которые будут включать развитие и формирование навыков работы над собой.

Главной целью обучающих программ по проблеме Интернет-зависимости является научить взрослых выстраивать взаимоотношения с детьми, при этом избегая аддик-тивного стереотипного поведения, с упором на эмоциональное сопровождение. Достаточно большое значение имеют внутрисемейные отношения. Развитие гармоничных доверительных отношений в семье,

общие интересы - это залог целостного развития личности. Человеку в подростковом возрасте требуется ненавязчивый, умеренный контроль и опека над его действиями с направленностью на развитие самостоятельности и способности нести ответственность за свою жизнь.

Вторичная профилактика изучение личностью компьютерных аддиктов с учетом происхождения и механизмов поведения, которая должна быть направлена на профилактику развития Интернет-зависимости и восстановление личностного и социального статусов.

И. Голдберг, который является создателем интерактивной группы поддержки Интернет-зависимых людей, предложил некоторые приемы по преодолению зависимости:

1. Необходимо принять зависимость. Для того, чтобы работать с Интернет-зависимостью, человеку необходимо признать, что проблема существует. Чрезмерное использование гаджетов можно определить по таким симптомам, как пропущенные встречи и занятия, прекращение общения с родственниками и друзьями.

2. Установить проблемы, которые находятся в основе Интернет-зависимости. Неуверенность в своем будущем, проблемы социальных взаимодействий могут побудить человека уйти в виртуальный мир.

3. Необходимо решать существующие реальные проблемы. Один из эффективных способов борьбы с Интернет-зависимостью - это заняться реальной жизнью и исключить интернет на некоторое время. Необходимо сменить обстановку; общение с друзьями, занятие спортом и т.д. поможет справиться с зависимостью. Но если ваша жизнь вам сложно представляется без Интернета, то отказаться одномоментно будет сложно. В первое время сократите время пребывания в сети; постепенно уменьшая свою активность, вы сможете сократить времяпрепровождения в сети.

4. Осуществляйте контроль за работой на компьютере. Совсем не обязательно выключать компьютер - необходимо ограничить время нахождения в сети.

5. Необходимо различать интерактивную фантазию и полезное использование Интернета [2].

Важно понимать, что работа с Интернет-зависимыми людьми - это работа длительная, и она должна ориентироваться на то, чтобы выработать у человека привычку научиться решать проблемы, а не игнорировать или избегать их.

Профилактическая работа должна быть направлена не автономно на группу аддиктивных личностей, а на всю подростковую или студенческую группу и должна быть универсальной.

Основными направлениями психотерапевтической работы должны быть такие проблемы, как:

- неумение контролировать свои желания и импульсы;

- низкий уровень самооценки;

- неумение управлять своими эмоциями.

Целями, которые стоят перед специалистами для оказания помощи Интернет-зависимым людям, являются повышение уровня адаптации в социуме и его самооценки, выработка определенного поведения для контроля своих эмоций, умение поставить определенную цель и достигнуть ее.

Методы, которые можно использовать, достаточно разнообразны. Работа может вестись как с самим Интернет-зависимым, так и с его окружением, использовать можно и групповую психотерапию.

Когнитивно-поведенческий подход предполагает выявить мысли, искажающие реальность, которые основаны на неправильных предпосылках. Эти ошибочные представления обнаруживаются в процессе познавательного или когнитивного развития личности как результат неверного научения.

При этом методы, которые будут применяться к Интернет-зависимым,

могут быть разнообразными, в том числе это может быть ведение дневника, где будет уделяться внимание своим мыслям и деятельности.

Групповая психотерапия может быть применена при наличии опытного специалиста, который будет осуществлять опосредованное руководство процессом взаимодействия в группе. В процессе группового общения, возможно, произойдет обмен мнениями, советами, наметятся пути решения своей проблемы. Эффективно это тем, что человек скорее примет совет от такого же, как он сам, чем от незнакомого психотерапевта

Немаловажную роль играет работа с семьей Интернет-зависимого человека, так как у членов его семьи тоже можно наблюдать определенные виды зависимостей. Отношения внутри семьи имеют манипулятив-ный характер. Работа с такой семьёй должна быть направлена на то, чтобы научить их самих управлять своими собственными зависимостями, выработать внутрисемейное эффективное взаимодействие.

В заключение хотелось бы сказать, что непрерывно увеличивающаяся компьютеризация современного общества делает актуальной проблему использования Интернета. Реальные Интернет-возможности захватили современного молодого человека. Увеличилось количество пользователей молодого поколения, для которых разрабатываются новые программы, но это увлечение привело к быстро развивающемуся аддиктивному поведению, которое обусловлено отсутствием принятия профилактических мер.

С детства желательно внушать детям мысль, что современные гад-жеты и Интернет - это средства работы и образования, а не досуга. И отношение к компьютеру должно быть как к инструменту. Необходимо проводить разъяснительные мероприятия со школьниками, начиная с начальной школы, они могут включать в себя различные игры,

беседы, презентации. Интернет-зависимость в большей степени свойственна подросткам, поэтому необходимо уделять особое внимание этой возрастной категории.

Необходимо отметить также, что Интернет несет огромную пользу. Использовать Интернет нужно как средство достижения определенных целей и реальных задач, а не виртуальных.

В современной научной литературе нет определенных критериев, которые характерны для развития Интернет-зависимости. Анализ научной литературы позволяет выделить одними из главных критериев: трудности с контролем времени, которое проводят молодые люди в сети, перепады настроения, эмоционального состояния, отказ от реального общения и взаимодействия с людьми. Постоянное нахождение в сети юношей говорит об их патологическом пристрастии к всемирной сети и уходе от реальной жизни в виртуальную.

Интернет-зависимость - это форма зависимого поведения, которое связано с использованием всемирной сети Интернет, где можно наблюдать объединение реальной действительности и виртуальной, где реальные цели перемещаются в виртуальную реальность.

Профилактическая работа должна быть направлена не автономно на группу аддиктивных личностей, а на всю подростковую или студенческую группу и должна быть универсальной.

Регулярные мероприятия по профилактике аддиктивного поведения будут являться психологическими условиями прогрессирования Интернет-зависимости.

Необходимо разработать программу, которая будет способствовать формированию у молодежи сознательного отношения к использованию Интернета, а также к времяпровождению в сети. Это, несомненно, позволит снизить степень их зависимости, поспособствует

достижению действенных поведенческих стратегий и увеличению личностных ресурсов. Будут развиваться навыки межличностного взаимодействия, что приведет к успешному разрешению стресс-факторов, повышению степени коммуникабельности, самооценки.

Недостаток мероприятий по профилактике Интернет-зависимостей будет способствовать развитию социальной изолированности молодежи, неэффективности межличностного взаимодействия, что, несомненно, приведет к увеличению степени зависимости.

Примечания:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 89-100.

2. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 100-131.

3. Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности Интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 2. С. 91-97.

4. Митичева Т.И., Хрустова Е.С. Психолого-педагогическая профилактика Интернет-зависимости подростков // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 509-511.

5. Митичева Т.И., Маслова В.С. Проблема активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети // Альманах современной науки и образования. 2015. № 5(95). С. 126-128.

6. Обжорин А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1(6). С. 79-84.

7. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.

References:

1. Babaeva Yu.D., Voiskunsky A.E. Psychological consequences of informatization // Psychological journal. 1998. No. 1. P. 89-100.

2. Voiskunsky A.E. The phenomenon of dependence on the Internet // Humanitarian research on the Internet / ed. by A.E. Voiskunsky. M., 2000. P. 100-131.

3. Lovpache F.G. Psychological features of the Internet addiction as a relevant problem of the modern world // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 2. P. 91-97.

4. Miticheva T.I., Khrustova E.S. Psychological and pedagogical prevention of Internet dependence of teenagers // The Young Scientist. 2017. No. 5. P. 509-511.

5. Miticheva T.I., Maslova V.S. The problem of youth activity in the social communities of the Internet network / / Almanac of modern science and education. 2015. No. 5 (95). P. 126-128.

6. Obzhorin A.M. Prevention of computer and Internet addiction in a modern school // Scientific support of the system of professional development of personnel. 2011. No. 1 (6). P. 79-84.

7. Young K. Internet addiction: diagnosis // The World of Internet. 2000. 2. P. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.