Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / педагогическое мастерство / творчество / образовательные потребности / эффективность деятельности / professional development / pedagogical skills / creativity / educational needs / efficiency of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Профессиональное развитие это любой вид непрерывного образования, которое позволяет преподавателям более эффективно планировать и осуществлять профессиональную деятельность. Самостоятельное совершенствование знаний, умений и навыков в соответствии с собственными потребностями влияет на личностнопрофессиональное развитие педагогов и стимулирует поиск оптимальных подходов для решения стоящих перед ними педагогических задач. В статье рассмотрены некоторые условия успешного профессионального роста преподавателей, обеспечивающего переход на более высокий уровень профессионального самосознания, и роли руководства в создании психологических условий поддержки педагогов как субъектов личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development is any type of continuing education that allows teachers to plan and carry out professional activities more effectively. Independent improvement of knowledge and skills in accordance with their own needs affects the personal and professional development of teachers and stimulates the search for optimal approaches to solve their pedagogical tasks. The article considers some conditions of successful professional growth of teachers, providing transition to a higher level of professional self-awareness, and the role of leadership in the creation of psychological conditions to support teachers as subjects of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [микроформа] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова; Брит. Совет, Деп. образования и науки Администрации Самар. обл. - Москва: РГБ, 2004. -234 с.

3. Каплунович, Т.А. Социально-педагогическое проектирование как деятельность учреждений педагогического образования / Т.А. Каплунович // Тезисы научно-практической конференции. - Новгород: Нов-ГУ, 1996. - С. 9-11

4. Карпук, С.Ю. Проектирование метафорического пространства образовательной коммуникации как средство развития школьника / С.Ю. Карпук // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №6 (19).

5. Колесникова, H.A. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / H.A. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. H.A. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

8. Полат, Б.С. Высшее образование / Б.С. Полат. - М., 2001. -223 с.

9. Прикот, О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы / О.Г. Прикот // Методист. - 2002. - №2.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1997.

11. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие / Под редакцией В.А. Сластенина, H.A. Колесниковой. -М., 2008.

12. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М., 1976. - 160 с.

13. Фишман, Л.И Обратные связи в управлении педагогическими системами: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Л.И. Фишман. - Санкт-Петербург, 1994. -441 с.

14. Шерайзина, P.M. Институт непрерывного педагогического образования / P.M. Шерайзина; НовГУ. - Великий Новгород, 2000. - 32 с.

УДК 378:37.018.46

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малкова Татьяна Вячеславовна старший преподаватель Санкт-Петербургскийуниверситет МВДРоссии (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В условиях трансформации образования профессиональные обязанности педагогов постоянно расширяются и дополняются новыми функциями, что диктует необходимость в непрерывном профессиональном развитии и самосовершенствовании представителей педагогической профессии. Эффективность педагогической деятельности определяется способностью педагога принимать профессиональные решения в области обучения, предвидеть и оперативно реагировать на меняющийся ландшафт проблем и потребностей участников образовательного процесса, развивать и поддерживать высокий уровень профессиональной культуры, в том числе организационной культуры непрерывного обучения. Таким образом, обеспечение высокого качества обучения, зависит, с одной стороны, от стремления педагогических работников к неуклонному повышению педагогического мастерства, а с другой - от готовности руководства образовательной организации и конкретного структурного подразделения предоставить педагогу возможности, время, пространство и поддержку для самореализации в области профессионального роста.

Изложение основного материала исследования. Совершенствование культуры непрерывного обучения направлено на осмысление педагогическими работниками их роли в контексте преобразования системы обучения, значимости самообразования и личностного роста как залога повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Результатом должна стать разработка и внедрение в педагогическую деятельность опыта профессионального обучения, поддерживающего как рост знаний, так и расширение профессиональных навыков педагога. Размышление о собственной педагогической практике, ее оценка и формирование индивидуальной образовательной траектории с упором на личные потребности педагога должны строиться на основе, соединяющей теорию и реальные потребности обучающихся. Индивидуальная автономия имеет решающее значение для личной трансформации и постоянного профессионального роста. Стремление вкладывать время и энергию в развитие собственных знаний, освоение новых умений и навыков, связывающих теорию и практику, а также распространение передового опыта среди коллег являются признаками педагогического мастерства, приверженности педагогической профессии, положительным образцом для подражания, открывающим бесчисленные возможности оказывать влияние на обучение и устанавливать позитивные связи с обучающимися.

Руководителям подразделений необходимо адекватно и эффективно реагировать на возникающие в ходе обучения проблемы и стимулировать поиск педагогами возможностей для их решения, демонстрируя высокий уровень профессиональной, культурной и эмоциональной поддержки преподавателей и поощряя инициативы по профессиональному саморазвитию с целью планирования и поддержки повышения квалификации как можно более широким кругом преподавателей. Таким образом, индивидуальная автономия педагога уравновешивается сотрудничеством, когда индивидуальные цели профессионального роста поддерживаются коллегами. Именно культура сотрудничества становится источником профессионального роста всего коллектива и условием повышению качества обучения. Эффективные руководители признают, что ключом к успешной трансформации педагогической деятельности в коллективе является общее видение проблем и истинная приверженность своему делу, возникающие в ходе подлинного сотрудничества. Наиболее эффективные организационные структуры характеризует открытость к сотрудничеству, готовность к проявлению инициативы и креативность, а также способность руководителей брать на себя ответственность за создание культуры коллегиальности.

Новые навыки преподавания и стратегии обучения должны быть представлены в теоретическом контексте того, как и почему они важны, после чего они должны быть эффективно смоделированы, отработаны на практике и оценены в соответствии с разработанными критериями эффективности. Свобода применения педагогами инновационных методик преподавания, творческой интерпретации традиционных приемов и методов обучения создает условия для истинного педагогического творчества, мотивирует педагогов к поиску оптимальных средств для достижения планируемых результатов обучения. Напротив, принуждение следовать установленным «канонам» преподавания, использовать только ранее разработанные и утвержденные сценарии занятий приводит к отсутствию в педагогической деятельности положительных инноваций, подрывает способность преподавателей принимать правильные решения и за иллюзией единообразия может скрывать плохое преподавание.

Самостоятельность в выборе направления творческого поиска, предоставляемая руководством, обеспечивает рациональное использование педагогическими работниками времени и энергии для профессионального развития. Любой новый педагогический навык, предназначенный для реализации в ходе педагогической деятельности, должен быть результатом исследования потенциальных вариантов решения той или иной педагогической проблемы и выбора конкретной стратегии, направленной на помощь обучающимся в освоении учебной программы.

Кроме того, необходимо отметить, что в основе преобразований в любом педагогическом коллективе лежит наличие педагогов-лидеров, стремящихся инициировать перемены, с энтузиазмом принимающих позитивные изменения, тем самым поощряя коллег присоединиться к их усилиям. Именно они обеспечивают высокую мотивацию, заражают коллектив страстью к работе, оказывают влияние на профессиональное развитие педагогического сообщества, стимулируют обмен идеями по решению актуальных профессиональных задач. Лидерство преподавателей является в значительной степени недооцененным и недостаточно полно используемым ресурсом повышения профессионального мастерства всего коллектива. Однако важно понимать, что неформальное лидерство обладает огромным потенциалом, а влияние преподавателя-лидера на деятельность педагогического коллектива, его развитие и преобразование нельзя не учитывать. С другой стороны, опыт показывает, что попытки ограничивать действия педагога-лидера, навязать ему узко определенные области ответственности не могут снизить влияние уважаемого коллеги на культуру и функционирование педагогического коллектива. Педагогов-лидеров отличает повышенная ответственность перед профессией, забота и уважение к коллегам и обучающимися, а также уникальная способность бросать вызов сложившимся убеждениям и педагогическим практикам. Руководству необходимо учитывать эти преимущества и поощрять развитие у сотрудников лидерских качеств, выражающихся в высокой личной эффективности, профессионализме, авторитете и умении увлечь коллектив.

Выводы. Вопросы профессионального развития педагогов, разработки и распространения новых приемов и методик обучения широко обсуждаются представителями педагогического сообщества как условие обеспечения высокого качества обучения. Непрерывное образование позволяет педагогам постоянно совершенствовать свои навыки, приобретать уникальный опыт решения конкретных педагогических задач, расширять свои профессиональные возможности. Задача руководства структурных подразделений заключается в том, чтобы стимулировать педагогическое творчество и профессиональное развитие педагогов, целью которого является не только достижение планируемых результатов обучения и повышение эффективности педагогической деятельности, но и рост уровня удовлетворенности ею самих преподавателей. Профессиональное совершенствование формирует педагогов-лидеров, готовых к постоянному обогащению своей базы знаний в различных областях, нацеленных на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, осознанно стремящихся расширить не только свои возможности, но и круг своих обязанностей, то есть выйти на качественно новый уровень осуществления профессиональной деятельности. Руководителям структурных подразделений необходимо создавать условия для коллективного педагогического творчества, поощрять инициативу и самостоятельность преподавателей при выборе индивидуального образовательного маршрута, поддерживать вовлеченность педагогов в собственное профессиональное саморазвитие.

Аннотация. Профессиональное развитие - это любой вид непрерывного образования, которое позволяет преподавателям более эффективно планировать и осуществлять профессиональную деятельность. Самостоятельное совершенствование знаний, умений и навыков в соответствии с собственными потребностями влияет на личностно-профессиональное развитие педагогов и стимулирует поиск оптимальных подходов для решения стоящих перед ними педагогических задач. В статье рассмотрены некоторые условия успешного профессионального роста преподавателей, обеспечивающего переход на более высокий уровень профессионального самосознания, и роли руководства в создании психологических условий поддержки педагогов как субъектов личностно-профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагогическое мастерство, творчество, образовательные потребности, эффективность деятельности.

Annotation. Professional development is any type of continuing education that allows teachers to plan and carry out professional activities more effectively. Independent improvement of knowledge and skills in accordance with their own needs affects the personal and professional development of teachers and stimulates the search for optimal approaches to solve their pedagogical tasks. The article considers some conditions of successful professional growth of teachers, providing transition to а higher level of professional self-awareness, and the role of leadership in the creation of psychological conditions to support teachers as subjects of personal and professional development.

Key words: professional development, pedagogical skills, creativity, educational needs, efficiency of activity.

Литература:

1. Алексеева, П.М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза / П.М. Алексеева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. -Т.8.- № 1. - С. 99-105

2. Артюхина, А.И. Творческое развитие педагога в образовательной среде университета / А.И. Артюхина // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - Т. 23. - № 5. - С. 4-11

3. Кириллова, Т.В. Развитие научного потенциала преподавателя высшей школы как условие обеспечения преемственности в системе непрерывного образования / Т.В. Кириллова // Перспективы науки. - 2022. - № 8 (155). -С. 225-227

4. Teacher Professional Growth. - URL: https://www.nea.org/professional-excellence/professional-learning/teachers (дата обращения 01.09.2023)

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мартыненко Надежда Васильевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. В дошкольном возрасте, который считается одним из важных годов жизни, начинают формироваться различные навыки и личные установки, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни. Ответственное отношение к окружающей среде также формируется с раннего возраста. Повышение осведомленности детей об окружающей среде является важным шагом на пути к принятию мер, необходимых для устойчивого развития более благоприятных условий для жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.