Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная компетентность / методология / развитие / проектирование / project competence / methodology / development / design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

Проектная компетентность педагога рассматривается как интегральное профессиональное качество, базирующееся на проектных познаниях, личном опыте проектной работы и ценностных установках педагога. Развитие этого качества способствует инновационному характеру профессиональной компетенции педагога и обеспечивает творческий подход к работе. Структурный компонент включает когнитивный, культурный, технологический, интерактивный, рефлексивный и инновационный элементы. Функциональный процесс представлен личностными, мотивационными, интерактивными, нормативными и оценочными элементами. Педагогическая наука предлагает различные подходы к организации проектной работы. Эффективность проектной работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагога. Современные педагогические условия требуют от педагогов высокого уровня проектной компетентности. Это подчеркивает важность развития проектной компетентности в рамках профессиональной подготовки педагогов. Проектная компетентность помогает педагогам накапливать полезный профессиональный опыт, который, в свою очередь, стимулирует появление новых мотивов и ценностей. Проектная работа также является основой для развития проектной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project competence of the teacher is considered as an integral professional quality based on project knowledge, personal experience of project work and the values of the teacher. The development of this quality contributes to the innovative nature of the professional competence of the teacher and provides a creative approach to work. The structural component includes cognitive, cultural, technological, interactive, reflexive and innovative elements. The functional process is represented by personal, motivational, interactive, normative and evaluative elements. Pedagogical science offers various approaches to the organization of project work. The effectiveness of project work largely depends on the level of professional training of the teacher. Modern pedagogical conditions require teachers to have a high level of project competence. This underlines the importance of developing project competence within the framework of professional training of teachers. Project competence helps teachers to accumulate useful professional experience, which, in turn, stimulates the emergence of new motives and values. Project work is also the basis for the development of project competence.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

зависят от организации и управления в системе социальных служб. Организационно-управленческие действия - ключевой элемент деятельности профессионала на всех уровнях его функционирования.

Аннотация. В статье рассматриваются управленческие функции в системе деятельности специалиста социальной работы и их воздействие на эффективность решения социальных проблем. Рассмотрено управление как процесс достижения целей по улучшению работы системы социальной защиты населения. Описаны виды социальной поддержки людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Контроль рассматривается как управленческая деятельность, ставящая задачу выявить количественную и качественную оценку и учет результатов работы учреждения соцзащиты. Анализируются проблемные моменты социальной работы и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: социальная служба, специалист социальной работы, управленческие функции, контроль, решение проблем.

Annotation. The article deals with managerial functions in the system of activity of a social work specialist and their impact on the effectiveness of solving social problems. Management is considered as a process of achieving goals to improve the work of the social protection system of the population. The types of social support for people in difficult life situations are described. Control is considered as a management activity that aims to identify quantitative and qualitative assessment and accounting of the results of the work of the social protection institution. The problematic aspects of social work are analyzed and possible solutions are proposed.

Keywords: social service, social work specialist, management functions, control, problem solving.

Литература:

1. Болдина, M.A. Сущность организационно-управленческой деятельности в социальной работе / М.А. Болдина,

B.Н. Островерхова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2017,- Т. 16,- № 2. - С. 45-49

2. Бурцева, И.В. Управление в социальной работе: учеб. пособие / И.В. Бурцева. - Ставрополь, 2013. - 193 с.

3. Гончарова, Л. Адресный подход будет усилен / Л. Гончарова // Вопросы социального обеспечения. - 2009. -№4.-

C. 10-14

4. Иванов, С.Ю. Социальное управление в организациях: учебное пособие / С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 120 с.

5. Шипунова, Т.В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы / Т.В. Шипунова // Управленческое консультирование. - 2009. - № 2,- С. 153-170

6. Эмиров, Н.Д. Системная модель инновационного управления социальной сферой / Н.Д. Эмиров, А.Б. Эмирова. -М.: Проспект, 2016. - 144 с.

УДК 371

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Макаренко Юлия Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В контексте перехода к новой педагогической системе становится актуальным вопрос о проектировании как инструменте инновационного развития социальных и образовательных структур. Модернизация образовательной системы в России связывается с введением государственных стандартов школьного обучения и применением концепции инновационного развития страны, которая определяет ценностные и целевые ориентиры работы учителей и устанавливает профессиональные требования к педагогической деятельности. В связи с этим возрастает потребность в высококвалифицированных педагогах, способных создавать условия для развития своих обучающихся и проводить системные изменения в профессиональной педагогической деятельности. Для достижения новых высот в образовании необходимы инновационные гуманитарные подходы, современные педагогические и административные инструменты. Огромным потенциалом обладают проектно-ориентированные технологии. Проектное образование представляет собой уникальную педагогическую систему, которая отличается от традиционных подходов особым типом контента - проектным контентом, особой активностью обучающихся - проектной деятельностью, и особым образовательным результатом - развитием проектных навыков. В начале организации проектного образования педагог должен четко понимать, как принципы данной методики в целом, так и ее ключевые особенности на различных этапах педагогической деятельности. Поэтому проблема развития проектной деятельности педагогов как нового аспекта педагогической компетентности, определяющего качество и результативность профессионально-педагогической работы в условиях систематических изменений, является крайне актуальной.

Изложение основного материала исследования. На основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к обучению, большинство ученых считают, что можно выделить новый вид деятельности -проектную. Н.В. Матяш и Б.С. Полат определяют ее как интегрированный вид деятельности [6, 7]. Они предполагают различные методы и формы обучения для интеграции урочной и внешкольной деятельности. Успешная реализация проектной деятельности требует сочетания различных компонентов, но ученые считают, что наиболее важным элементом являются ценности. Именно они служат ориентиром и направляют процесс проектирования. В процессе обучения важны различные формы деятельности: учебная, игровая, творческая и познавательная. Успешное развитие проектной деятельности требует позитивной мотивации. Это мнение разделяют ученые, такие как Г.Б. Голуб, В.В. Сериков и И.С. Фишман [2, 11, 13]. Проектная деятельность подразумевает добровольное участие в создании проекта, что способствует интересу и высокой эмоциональной окраске учебного процесса. Взаимодействие между участниками способствует повышению профессионального уровня педагога и творческому развитию его личности. Это невозможно без сочетания духовности, этики и глубоких теоретических знаний. Ученые считают, что успешная проектная деятельность должна основываться на высоком уровне взаимодействия между всеми участниками. Это подразумевает создание благоприятной атмосферы, уважение к каждому участнику как к значимому и необходимому субъекту, а также понимание важности личного вклада каждого в общий успех. Проектирование ориентировано на создание моделей предполагаемых (будущих) процессов и событий (в отличие от моделирования, которое также может охватывать и прошлый опыт с целью его более тщательного понимания). Только таким образом можно достичь положительного результата в реализации проекта.

Проектная компетентность педагога представляет собой проявление инновационного характера образовательной технологии и творческого подхода к работе педагога. Эта компетентность может быть представлена как открытая, гибкая и развивающаяся система. Для описания проектной компетентности особое значение имеет набор личных качеств педагога, таких как инициативность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, способность к инновациям, умение анализировать и извлекать суть из собранных данных и отношений, способность критически оценивать текущую деятельность, внутреннее чувство такта и интуиция. При обсуждении сути проектной компетентности преподавателя, педагогическая наука выделяет различные подходы к определению готовности преподавателя к проектной работе. В.А. Болотов, Г.Б. Голуб и другие выделяют несколько моментов, которые раскрывают готовность педагога к проектной деятельности:

• прежде всего, это результат обучения в рамках высшего профессионального образования;

• приобретение и распространение опыта через систему повышения квалификации;

• реализация в работе базовых принципов современных подходов к образованию [1,2].

Готовность педагога к развитию проектной работы, по мнению большинства ученых, является частью профессиональной подготовки. Проектный подход, обеспечивающий возможность подготовки к проектной работе, обладают следующими элементами:

Процесс обучения и воспитания представляет собой динамичную систему, которая способствует творческому развитию личности. В процессе деятельности задействованы все возможности участников, физические и личностные, а проектная деятельность реализуется через использование проектного метода [3, 6]. Образование больше не является процессом обучения, который происходит исключительно в учебных заведениях и организованных условиях. Оно становится неотъемлемой частью активной жизни каждого человека, непрерывно происходящим процессом. В этом контексте, образование можно определить, как осознанное и активное формирование человеком своего жизненного пути. Сфера образования, таким образом, выходит за рамки традиционных учебных заведений и становится пространством для реализации этого процесса, создавая все необходимые условия доя личностного роста и развития.

Динамичность образовательного процесса приводит к новым тенденциям в определении проектного метода. Б.С. Полат отмечает, что основой современного понимания проектной деятельности являются проблемные и исследовательские методы. Они требуют значительных результатов от всех участников проекта. Для педагога это показатель высокого профессионализма и способности правильно и грамотно организовать проектную деятельность. Высококвалифицированный педагог владеет развивающими образовательными технологиями. Применение проектного метода подтверждает это. Таким образом, проектная деятельность - это деятельность по созданию плана учебного задания с обязательным представлением плана в какой-либо внешней знаковой форме и определению путей его использования в образовательном процессе. Системно-деятельный подход, используемый сегодня, предполагает формирование и развитие соответствующей компетентности, описывающей овладение деятельностью и способность к ее реализации. Возникающая в процессе проектной деятельности ситуация личностного роста обусловлена ожиданием эффективности действий всех участников проекта. Проективное обучение представляет собой непрерывный процесс личностного развития. Оно не случайно носит название проективного, поскольку подразумевает не просто использование проекта как методики обучения, но и служит инструментом для создания и внедрения различных проектов и техник, имеющих для обучающегося жизненное, а не исключительно учебное значение.

Все это приводит к формированию устойчивой потребности в профессиональном самосовершенствовании, отвечающем требованиям современного образования. Сегодня приоритетные принципы развития предметного обучения воплощаются с помощью проектной работы. Ключевые концепции проектирования в образовании (Т.А. Каплунович, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, P.M. Шерайзина и другие) [3, 5, 9, 14], педагогические технологии (Г.К. Селевко и прочие) иллюстрируют ключевые особенности проектного метода, что отличает его от других способов обучения. Основные характеристики этого подхода: результативность, интеграция знаний из разных областей, проблемный подход, многоаспектность.

Анализ существующих подходов к изучению понятия «проектная деятельность» в научной литературе привел к формулированию термина «проектная компетентность педагога». Эта компетентность представляет собой комплекс профессионально-личностных характеристик, формируемых на основе проектных знаний, личного опыта проектной работы и системы ценностей педагога. Развитие проектной компетентности является отражением инновационного подхода к профессиональной деятельности педагога, способствует формированию творческого подхода к работе [10]. Основываясь на анализе научной литературы, мы выделили следующие ключевые составляющие проектной компетентности педагога: структурный и функциональный компоненты, которые обеспечивают соответствие целям и содержанию образовательного процесса.

Структурный компонент включает в себя следующие элементы: когнитивный - знания в области проектной деятельности, культурологический - понимание значимости проектной деятельности в контексте культурных ценностей, технологический - навыки и умения для реализации проектов, коммуникативный - способность к эффективному взаимодействию в проектной команде, рефлексивный - способность анализировать и оценивать результаты проектной деятельности, инновационный - готовность к внедрению новых методов и технологий в проектную деятельность.

Когнитивный компонент предполагает способность анализировать и обрабатывать информацию, полученную в процессе проектной деятельности. Это включает в себя умение собирать и анализировать данные, необходимые для успешного выполнения проекта. Кроме того, педагог должен обладать знаниями о различных видах проектов и методах работы над ними. Это включает понимание того, как определять цели, задачи и предмет исследования, а также как применять различные методики для решения возникающих проблем.

Культурологический компонент проектной компетентности способствует формированию системы нравственных ценностей в процессе проектной деятельности и развитию культуры проектной работы. Согласно В.А. Сластенину, культура всегда связана с творческим процессом, обладающим всеми характерными чертами творчества [12]. В контексте культурологического подхода к образованию, педагог играет ключевую роль в создании условий для освоения и передачи педагогических ценностей и методов, обеспечивающих творческий рост и саморазвитие обучающихся.

Технологический компонент проектной компетентности предполагает понимание структуры процесса разработки проекта и способность создавать собственные продукты как результат проектной деятельности или представлять итоги исследования.

Коммуникативный компонент включает в себя набор навыков, позволяющих эффективно общаться и взаимодействовать с коллегами в рамках проектной группы. Это включает способность понимать и быть понятым, умение использовать различные формы и методы коммуникации, а также способность работать в команде для достижения общей

Рефлексивный компонент проектной компетентности позволяет педагогу оценивать свои собственные достижения и уровень саморегуляции в процессе выполнения проекта. Это помогает педагогу анализировать свои действия и оценивать результаты своей работы, основываясь на своем личном опыте.

Инновационный компонент проектной компетентности отражает способность педагога к внедрению новых идей и методов в свою проектную деятельность, а также к оформлению и представлению результатов своей работы.

Проектную компетентность педагога можно определить, как интегрированное профессионально-личное качество, основанное на опыте проектной деятельности, ценностных ориентирах и проектных знаниях. Ее развитие предполагает творческий подход к педагогической деятельности и является отражением инновационной составляющей профессиональной компетентности педагога. Основные компоненты проектной компетентности включают структурный и функционально-процессный компоненты. Первый состоит из когнитивного, культурологического, технологического, а также рефлексивного и инновационного элементов. Второй включает личностный, мотивационный, интерактивный, нормативный и оценочный элементы.

Когнитивный элемент предполагает способность к анализу и обработке информации, а также знание различных видов проектов и методов работы над ними. Культурологический способствует формированию нравственных ценностей и культуры проектной деятельности. Технологический включает понимание структуры процесса создания проекта и создание собственного продукта. Коммуникативный включает навыки эффективного общения и взаимодействия в проектной группе.

Рефлексивный позволяет оценивать свои достижения и уровень саморегуляции. Инновационный отражает способность к внедрению новых идей в проектную деятельность.

Интерактивный элемент создает условия для самореализации и творчества участников проекта, стимулирует их активность и самостоятельность.

Нормативный элемент устанавливает правила взаимодействия в процессе работы над проектом, а оценочный позволяет прогнозировать и контролировать результаты проектной деятельности. Все компоненты требуют постоянного совершенствования и переподготовки педагога. В.В. Сериков отмечает, что для этого необходимо открытие новых смыслов в образовании [11].

Выводы. Проектный подход в профессиональной деятельности педагогов является инновационным методом, который предполагает использование современных технологий и методик для организации образовательного процесса. Он ориентирован на создание условий для развития самостоятельности, активности и творчества обучающихся в процессе обучения. Проектный подход основывается на следующих принципах:

1. Принцип проблемности. Педагог ставит перед обучающимися проблему, которую необходимо решить. Это может быть задача, связанная с изучением конкретного предмета, или проблема, требующая применения знаний из разных областей.

2. Принцип сотрудничества. Обучающиеся работают совместно над решением проблемы, распределяя роли и обязанности. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и принимать коллективные решения.

3. Принцип рефлексии. После завершения проекта обучающиеся анализируют результаты своей работы, выявляют ошибки и предлагают пути их устранения. Это помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также оценивать эффективность используемых методов и средств обучения.

4. Принцип индивидуализации. Проектный подход предполагает учет индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. Каждый обучающийся может выбрать тему проекта, которая ему наиболее интересна, и работать над ней в своем темпе.

5. Принцип мотивации. Участие в проектах стимулирует интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как они видят практическое применение своих знаний и навыков.

Применение проектного подхода в профессиональной деятельности педагога позволяет:

• формировать у обучающихся навыки самостоятельного поиска информации, критического мышления и решения проблем;

• развивать креативность и творческие способности обучающихся, умение работать в команде;

• повышать мотивацию обучающихся к изучению предмета и участию в различной проектной деятельности;

• создавать условия для формирования у обучающихся навыков самообразования и саморазвития.

Аннотация. Проектная компетентность педагога рассматривается как интегральное профессиональное качество, базирующееся на проектных познаниях, личном опыте проектной работы и ценностных установках педагога. Развитие этого качества способствует инновационному характеру профессиональной компетенции педагога и обеспечивает творческий подход к работе. Структурный компонент включает когнитивный, культурный, технологический, интерактивный, рефлексивный и инновационный элементы. Функциональный процесс представлен личностными, мотивационными, интерактивными, нормативными и оценочными элементами. Педагогическая наука предлагает различные подходы к организации проектной работы. Эффективность проектной работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагога. Современные педагогические условия требуют от педагогов высокого уровня проектной компетентности. Это подчеркивает важность развития проектной компетентности в рамках профессиональной подготовки педагогов. Проектная компетентность помогает педагогам накапливать полезный профессиональный опыт, который, в свою очередь, стимулирует появление новых мотивов и ценностей. Проектная работа также является основой для развития проектной компетентности.

Ключевые слова: проектная компетентность, методология, развитие, проектирование.

Annotation. The project competence of the teacher is considered as an integral professional quality based on project knowledge, personal experience of project work and the values of the teacher. The development of this quality contributes to the innovative nature of the professional competence of the teacher and provides a creative approach to work. The structural component includes cognitive, cultural, technological, interactive, reflexive and innovative elements. The functional process is represented by personal, motivational, interactive, normative and evaluative elements. Pedagogical science offers various approaches to the organization of project work. The effectiveness of project work largely depends on the level of professional training of the teacher. Modern pedagogical conditions require teachers to have a high level of project competence. This underlines the importance of developing project competence within the framework of professional training of teachers. Project competence helps teachers to accumulate useful professional experience, which, in turn, stimulates the emergence of new motives and values. Project work is also the basis for the development of project competence.

Keywords: project competence, methodology, development, design.

Литература:

1. Болотов, B.A. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.А. Слободчиков, H.A. Щайденко // Педагогика. - 1997. - № 4,- С. 66-72

2. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [микроформа] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова; Брит. Совет, Деп. образования и науки Администрации Самар. обл. - Москва: РГБ, 2004. -234 с.

3. Каплунович, Т.А. Социально-педагогическое проектирование как деятельность учреждений педагогического образования / Т.А. Каплунович // Тезисы научно-практической конференции. - Новгород: Нов-ГУ, 1996. - С. 9-11

4. Карпук, С.Ю. Проектирование метафорического пространства образовательной коммуникации как средство развития школьника / С.Ю. Карпук // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №6 (19).

5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

8. Полат, Г.С. Высшее образование / B.C. Полат. - М., 2001. -223 с.

9. Прикот, О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы / О.Г. Прикот // Методист. - 2002. - №2.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1997.

11. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие / Под редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М., 2008.

12. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М., 1976. - 160 с.

13. Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Л.И. Фишман. - Санкт-Петербург, 1994. -441 с.

14. Шерайзина, P.M. Институт непрерывного педагогического образования / P.M. Шерайзина; НовГУ. - Великий Новгород, 2000. - 32 с.

УДК 378:37.018.46

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малкова Татьяна Вячеславовна старший преподаватель Санкт-Петербургскийуниверситет МВДРоссии (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В условиях трансформации образования профессиональные обязанности педагогов постоянно расширяются и дополняются новыми функциями, что диктует необходимость в непрерывном профессиональном развитии и самосовершенствовании представителей педагогической профессии. Эффективность педагогической деятельности определяется способностью педагога принимать профессиональные решения в области обучения, предвидеть и оперативно реагировать на меняющийся ландшафт проблем и потребностей участников образовательного процесса, развивать и поддерживать высокий уровень профессиональной культуры, в том числе организационной культуры непрерывного обучения. Таким образом, обеспечение высокого качества обучения, зависит, с одной стороны, от стремления педагогических работников к неуклонному повышению педагогического мастерства, а с другой - от готовности руководства образовательной организации и конкретного структурного подразделения предоставить педагогу возможности, время, пространство и поддержку для самореализации в области профессионального роста.

Изложение основного материала исследования. Совершенствование культуры непрерывного обучения направлено на осмысление педагогическими работниками их роли в контексте преобразования системы обучения, значимости самообразования и личностного роста как залога повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Результатом должна стать разработка и внедрение в педагогическую деятельность опыта профессионального обучения, поддерживающего как рост знаний, так и расширение профессиональных навыков педагога. Размышление о собственной педагогической практике, ее оценка и формирование индивидуальной образовательной траектории с упором на личные потребности педагога должны строиться на основе, соединяющей теорию и реальные потребности обучающихся. Индивидуальная автономия имеет решающее значение для личной трансформации и постоянного профессионального роста. Стремление вкладывать время и энергию в развитие собственных знаний, освоение новых умений и навыков, связывающих теорию и практику, а также распространение передового опыта среди коллег являются признаками педагогического мастерства, приверженности педагогической профессии, положительным образцом для подражания, открывающим бесчисленные возможности оказывать влияние на обучение и устанавливать позитивные связи с обучающимися.

Руководителям подразделений необходимо адекватно и эффективно реагировать на возникающие в ходе обучения проблемы и стимулировать поиск педагогами возможностей для их решения, демонстрируя высокий уровень профессиональной, культурной и эмоциональной поддержки преподавателей и поощряя инициативы по профессиональному саморазвитию с целью планирования и поддержки повышения квалификации как можно более широким кругом преподавателей. Таким образом, индивидуальная автономия педагога уравновешивается сотрудничеством, когда индивидуальные цели профессионального роста поддерживаются коллегами. Именно культура сотрудничества становится источником профессионального роста всего коллектива и условием повышению качества обучения. Эффективные руководители признают, что ключом к успешной трансформации педагогической деятельности в коллективе является общее видение проблем и истинная приверженность своему делу, возникающие в ходе подлинного сотрудничества. Наиболее эффективные организационные структуры характеризует открытость к сотрудничеству, готовность к проявлению инициативы и креативность, а также способность руководителей брать на себя ответственность за создание культуры коллегиальности.

Новые навыки преподавания и стратегии обучения должны быть представлены в теоретическом контексте того, как и почему они важны, после чего они должны быть эффективно смоделированы, отработаны на практике и оценены в соответствии с разработанными критериями эффективности. Свобода применения педагогами инновационных методик преподавания, творческой интерпретации традиционных приемов и методов обучения создает условия для истинного педагогического творчества, мотивирует педагогов к поиску оптимальных средств для достижения планируемых результатов обучения. Напротив, принуждение следовать установленным «канонам» преподавания, использовать только ранее разработанные и утвержденные сценарии занятий приводит к отсутствию в педагогической деятельности положительных инноваций, подрывает способность преподавателей принимать правильные решения и за иллюзией единообразия может скрывать плохое преподавание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.