Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)'

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / информационные технологии / информатизация образования / проект / иностранный язык / цифровая среда / взаимодействие / information culture / information technology / informatization of education / project / foreign language / digital environment / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Информация является основным ресурсом современного общества. Развитие общества в эпоху информатизации и активное влияние информационных технологий на этот процесс приводят к изменениям в системе образования. Востребованным сегодня является специалист, владеющий совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для работы с информацией с целью профессиональной и личностной самореализации и саморазвития. Наличие информационной культуры, умения взаимодействовать с цифровой средой и самостоятельно приобретать и создавать знания, является необходимым условием безболезненной адаптации к естественной динамике современной цифровой среды. В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык», которую отличает высокая информационная насыщенность, как эффективного средства формирования информационной культуры на примере проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information is the main resource of modem society. The development of society in the era of informatization and the active influence of information technology on this process are changing the educational system. In-demand knowledge and skills for today's workforce is the capacity to work with information for professional and personal self-realization and self-development. Information culture, the ability to interact with the digital environment and to acquire and create knowledge independently is a prerequisite for a painless adaptation to the natural dynamics of the modem digital environment. The article considers the potential of the discipline "Foreign language”, which is distinguished by high information density, as an effective means of forming information culture on the example of project activity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

5. English Central [сайт]. - URL: https://ru.englishcentral.com/about-us (дата обращения: 13.03.2023).

6. Engvid [сайт]. - URL: https://www.engvid.com (дата обращения: 09.04.2023).

7. ESL Video [сайт]. - URL: https://www.eslvideo.com (дата обращения: 09.03.2021).

8. FluentU [сайт]. - URL: https://www.fluentu.com (дата обращения: 09.04.2023).

9. YouTube [сайт]. - URL: https://www.youtube.com (дата обращения: 13.04.2023).

10. Vimeo [сайт]. - URL: https://vimeo.com (датаобращения: 09.04.2023).

УДК 378.147:372.881.111.1

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

доцентМалкова Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургскийуниверситет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Стремительные изменения, происходящие в мире, неуклонно растущие потоки информации и инновации, внедряемые в самые разнообразные сферы деятельности, диктуют необходимость в непрерывном развитии и обновлении знаний, приобретении новых умений и навыков, формировании дополнительных компетенций, освоении новых видов деятельности. От специалиста XXI века требуется не только глубокое владение профессией, но и способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, творчески подходить к решению проблем, сотрудничать и обмениваться идеями с целью выбора оптимальных решений, критически мыслить, всесторонне оценивать и структурировать добываемую информацию. Изменение запросов общества и активное влияние информационных технологий на его развитие приводят к изменениям в системе образования.

Изложение основного материала исследования. Информатизация образования рассматривается как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий [2, С. 136]. Информатизация образования предполагает переход от простого усвоения предлагаемой преподавателем информации, которое было свойственно образованию в его традиционной форме, к формированию и совершенствованию навыков и качеств личности, открывающих возможности для поиска и структурирования информации, творческой деятельности, самостоятельного создания, накопления и обмена знаниями [3 С. 217]. Широкое распространение современных информационных технологий открывает новые возможности для непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни.

Современную систему образования характеризует внимание к интересам, склонностям и способностям обучающихся и их развитию, учет индивидуальных особенностей личности, применение различных форм и методов обучения, направленных на максимально полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей [3, С. 217]. Современная система образования должна готовить специалистов, умеющих работать с ресурсами данных, осуществлять поиск и собирать, оценивать и использовать информацию. Это значит, что для комфортного существования в обществе, успешной профессиональной деятельности и творческой самореализации человеку необходимо обладать развитой информационной культурой.

Информационная культура - одна из составляющих общей культуры человека. Она представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, а также рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура способствует удовлетворению индивидуальных информационных потребностей человека и позволяет ему грамотно использовать открывающиеся перед ним возможности, в том числе с использованием современных информационных технологий. Наличие информационной культуры является залогом успешной социализации в информационном обществе и позволяет человеку органично встраиваться в его среду. На сегодняшний день формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, поскольку культура строящегося информационного общества определяется уровнем культуры людей [4, С. 157]. Именно поэтому формирование информационной культуры можно отнести к одной из приоритетных задач системы образования.

Дисциплину «Иностранный язык» отличает высокая информационная насыщенность, что делает ее эффективным средством формирования информационной культуры. Для решения широкого спектра учебных задач в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающиеся должны уметь объективно оценивать свою потребность в информации, грамотно составлять информационные запросы, продуктивно выполнять поиск нужной информации из разных источников, критически осмысливать результаты поиска, определять степень релевантности и достоверности полученной информации, структурировать информацию, владеть основами переработки и хранения информации, реализовывать информационное общение, корректно использовать полученную и преобразованную информацию в практических целях.

Одним из ярких примеров учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующей развитию их информационной культуры, является работа над проектами. Под проектом понимается форма организации обучения, при которой студенты приобретают знания, умения и компетенции в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических задач [1, С. 89]. В процессе подготовки и реализации проектов по дисциплине «Иностранный язык» обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки в области работы с информационными источниками, самостоятельного поиска и обмена информацией, ее обобщения и обработки, создания самостоятельного цифрового контента и его распространения, коммуникации в цифровой среде. Работа над проектами создает благоприятные условия для развития цифровой грамотности и информационной культуры, прививает навыки безопасного поведения в цифровом пространстве, критического отношения к информации, более глубокого понимания особенностей взаимодействия с цифровой реальностью. Кроме того, создание проектов знакомит обучающихся с особенностями распространения цифровой информации в условиях неограниченности информационных ресурсов, помогает в осознании себя как части информационного мира, раскрывает неограниченные возможности цифрового пространства с точки зрения саморазвития и является стимулом к самосовершенствованию, ведущему к непрерывному обучению.

Проектную деятельность с использованием современных технологий отличает, с одной стороны, высокая степень самостоятельности, что способствует развитию автономности и независимости, а с другой стороны, необходимость работать в сотрудничестве, то есть уметь взаимодействовать в информационной среде с учетом специфики информационной культуры. Этот вид деятельности формирует навыки цифрового общения и взаимодействия друг с другом, социумом, цифровой средой и открывает уникальные возможности для приобретения и совершенствования знаний, самообразования, расширения общего и профессионального кругозора, построения индивидуальной образовательной траектории, отвечающей интересам и потребностям обучающихся, то есть способствует формированию ключевых компетенций специалиста XXI века.

Современная цифровая реальность требует от педагогов новой ментальности, а также применения совершенно иных способов организации обучения и воспитания. Цифровая грамотность и информационная культура самих научно-педагогических работников является сегодня неотъемлемой составляющей их портфеля компетенций, от степени сформированности которых зависит эффективность преподавания и обучения. Требования, предъявляемые к педагогам в условиях информатизации образования, неуклонно возрастают. Они предполагают наличие у педагогов, которые становятся для обучающихся проводниками по цифровому миру, способности и потребности к постоянному обновлению знаний в области информационных технологий и их применения в образовательном процессе, свободного владения цифровой образовательной средой. Продуктивное использование возможностей современных технологий всеми участниками образовательного процесса создает предпосылки для расширения горизонтов познания, для становления высококвалифицированного всесторонне развитого специалиста, обладающего и реализующего все возможности для профессионального и личностного развития.

Выводы. Таким образом, информатизация образования направлена на всестороннее совершенствование интеллектуальной деятельности в обществе за счет активного использования современных информационных технологий. Ее целью является повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг, подготовка специалистов, обладающих новым типом мышления, осознающих свою ответственность и роль в жизни общества, готовых к творческой самореализации, ориентированных на результат при решении сложных задач, обладающих развитой информационной культурой. Информационная культура рассматривается как инструмент освоения и адаптации к новым реалиям информационного общества, средство реализации человеком своих возможностей в профессиональной и иной деятельности, условие успешной социализации личности в информационном обществе, а также как фактор социальной защищенности личности. В условиях

информационного общества только человек, обладающий информационной культурой и постоянно работающий над ее совершенствованием, умеющий самостоятельно приобретать и создавать знания, может полноценно жить, трудиться и развиваться. Применение метода проектов в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» можно рассматривать как перспективное средство формирования информационной культуры и подготовки к жизни в условиях информационного общества.

Аннотация. Информация является основным ресурсом современного общества. Развитие общества в эпоху информатизации и активное влияние информационных технологий на этот процесс приводят к изменениям в системе образования. Востребованным сегодня является специалист, владеющий совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для работы с информацией с целью профессиональной и личностной самореализации и саморазвития. Наличие информационной культуры, умения взаимодействовать с цифровой средой и самостоятельно приобретать и создавать знания, является необходимым условием безболезненной адаптации к естественной динамике современной цифровой среды. В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык», которую отличает высокая информационная насыщенность, как эффективного средства формирования информационной культуры на примере проектной деятельности.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, информатизация образования, проект, иностранный язык, цифровая среда, взаимодействие.

Annotation. Information is the main resource of modern society. The development of society in the era of informatization and the active influence of information technology on this process are changing the educational system. In-demand knowledge and skills for today's workforce is the capacity to work with information for professional and personal self-realization and self-development. Information culture, the ability to interact with the digital environment and to acquire and create knowledge independently is a prerequisite for a painless adaptation to the natural dynamics of the modern digital environment. The article considers the potential of the discipline "Foreign language", which is distinguished by high information density, as an effective means of forming information culture on the example of project activity.

Key words: information culture, information technology, informatization of education, project, foreign language, digital environment, interaction.

Литература:

1. Везетиу, E.B. Технологии реализации проектно-коммуникативной деятельности студентов гуманитарных специальностей / // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 71-2. - С. 89-93

2. Кашина, Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. ... канд. пед. наук / Екатеринбург. - 1997. - 187 с.

3. Малкова, Т.В. Изменение роли преподавателя и требований, предъявляемых к нему, в условиях модернизации системы образования / Т.В. Малкова, И.Х. Телякова, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Вопросы педагогики. 2022. - № 5-2. - С. 217-220

4. Уразова, А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России /А.В. Уразова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 71. -С. 154-158

УДК 371

МЕДИАМАТЕРИАЛ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УРОКА СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

аспирантМилушее Вилъдан Рафаэлъееич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Сегодня в условиях быстро меняющегося мира, педагогическая наука и практика сталкиваются с вызовом, связанным с тем, как обеспечить эффективное обучение в современных условиях. Учитывая, что современные обучающиеся отличаются от предыдущих поколений своей активной жизненной позицией, имеют много разнообразных интересов и находятся в условиях информационного перенасыщения, педагоги вынуждены искать новые подходы к обучению, чтобы заинтересовать и мотивировать обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.