Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Рябова Ирина Анатольевна

Информационная культура является частью общей культуры общества и связана с социальной природой человека. Информационная культура - это умение работать с информацией: осуществлять поиск, критически осмысливать, перерабатывать и применять, полученные с ее помощью, знания. Информационная культура будущего педагога дает широкие возможности для совершенствования педагогического мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества, делает его конкурентоспособным специалистом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Рябова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHER IN EDUCATIONAL SPACE OF MODERN UNIVERSITY

Information culture is a part of the general culture of society and is connected with the social nature of a person. Information culture is the ability to work with information: to search, critically comprehend, process and apply the knowledge obtained with its help. The information culture of the future teacher provides ample opportunities for improving pedagogical skills, developing the ability to adapt to the dynamic changes of modern society, makes him a competitive specialist.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: fgosvo.ru/news/3/1642 (дата обращения 02.09.2021).

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения 01.09.2021).

10. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Проблема профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 327-331

11. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.

12. Ставцева Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou (дата обращения: 31.08.2021).

13. Фещенко Т.С. К вопросу о понятии "методическая система" // Молодой ученый. - 2015. - №7(54). -С. 432-435.

14. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.

15. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 240-243.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Рябова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Информационная культура является частью общей культуры общества и связана с социальной природой человека. Информационная культура - это умение работать с информацией: осуществлять поиск, критически осмысливать, перерабатывать и применять, полученные с ее помощью, знания. Информационная культура будущего педагога дает широкие возможности для совершенствования педагогического мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества, делает его конкурентоспособным специалистом.

Ключевые слова: информация, информационная культура, системный подход, деятельностный подход, педагог, образование.

Annotation. Information culture is a part of the general culture of society and is connected with the social nature of a person. Information culture is the ability to work with information: to search, critically comprehend, process and apply the knowledge obtained with its help. The information culture of the future teacher provides ample opportunities for improving pedagogical skills, developing the ability to adapt to the dynamic changes of modern society, makes him a competitive specialist.

Keywords: information, information culture, system approach, activity approach, teacher, education.

Введение. Современный подход в подготовке педагога в образовательном пространстве высшей школы направлен не только на формирование профессиональных компетенций, но и ориентирован на развитие его личности, в основе которого лежит деятельность, позволяющая будущему учителю активно взаимодействовать с образовательной средой.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное взаимодействие в профессиональной среде признана информационная грамотность и культура личности, которая в современных условиях пополнилась информационной культурой. Информатизация образования стала условием, способствующим формированию информационной культуры обучающегося, поскольку большие объемы информации, которые создает и обрабатывает человек, способствуют не только развитию техносферы, но и, вливаясь в культуру общества, становятся социально значимыми.

Значимость информационной культуры для будущего педагога заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3+++) в группе универсальных компетенций. Так, универсальная компетенция (УК-1), входящая в категорию «Системное и критическое мышление», направлена на формирование способности обучающегося осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, умение применять системный подход для решения поставленных задач. Содержание этой универсальной компетенции позволяет сделать вывод о ее значимости в становлении информационной культуры обучающегося, поскольку без сформированного системного подхода и критического мышления студента, сложно говорить о его информационной культуре.

Следовательно, перед высшим образованием стоят задачи по развитию у будущих специалистов системного мышления, информационной и коммуникативной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

Изложение основного материала статьи. Информационная культура, с точки зрения исследователей, представляет собой часть общей культуры человека, в которой становятся значимыми способности, необходимые для работы с информацией. Информационная культура - это:

- мера возможностей человека, проявляющаяся в его способностях работать с информацией: искать, накапливать, хранить и создавать на этой основе качественно новую информацию, преобразованную для практического использования;

- уровень знаний, позволяющий создавать информационное поле и, дающий возможность свободного ориентирования в нем;

- компетентность в области имеющихся компьютерных программ по функциональным задачам конкретных предметных областей, профессий и специальностей.

Среди множества определений понятия «информационная культура», наиболее интересной представляется нам формулировка Кузнецовой М. А., которая представлена автором в диссертационном исследовании «Формирование информационной культуры у студентов вуза в процессе обучения». Автор представляет информационную культуру, как особую систему, обеспечивающую «упорядочение воспринимаемой информации, наделение поступающих сведений смыслом и значением, их осмысление в соответствии с пониманием мира, ценностными ориентациями, идеалами и приоритетами. Она представляет собой часть общей культуры личности, обеспечивающую информационную сферу жизни; систему норм, значений, ценностей и образцов, которые регулируют направленность, смыслы и способы деятельности человека по удовлетворению его информационных потребностей, определяют правила информационного поведения и составляют основу его информационного мировоззрения» [2].

Чтобы понять содержание информационной культуры будущего педагога необходимо провести анализ информационной заинтересованности обучающихся, заключающейся в их информационной мотивации и активности, сформированных навыках информационной деятельности, умениях работать с информацией, включаться в коммуникативный процесс и, конечно, осознавать необходимость получения информации.

Рассматривая структуру информационной культуры будущего педагога, остановимся на компонентах, предложенных Сергеевой Л.А., которые, по нашему мнению, наиболее полно раскрывают ее содержание. Так, информационная культура может быть представлена в таких формах, как, культура выбора и поиска информации, культура интерпретации и использования информации, культура информационного общения.

Осваивая информационную культуру, будущий педагог учится искать необходимую информацию целенаправленно, используя основные информационные ресурсы педагогической сферы деятельности. Критически осмысливая получаемую информацию и, создавая на этой основе новое знание, будущий учитель осваивает способы использования его в образовательном процессе. Обладая умением быть избирательным в условиях сетевого общения, студент усваивает способность адекватно воспринимать информацию в условиях навязывания целей [3].

Деятельность по формированию информационной культуры будущего педагога обеспечивается также системной организацией образовательного процесса в условиях, когда все этапы подготовки будущего специалиста организуются с учетом современных тенденций информатизации педагогической деятельности.

Многоуровневая структура подготовки студентов педагогического профиля предусматривает те средства информационных технологий, которые необходимо учитывать в процессе изучения общих профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, а также в условиях учебно-педагогической практики и научно-исследовательской работы. Осуществляя «перенос» информационного объекта конкретной области педагогической деятельности в сферу использования средств информационных технологий, обучающийся приобретает навыки определения целей и задач, учится оценивать имеющиеся информационные ресурсы, критически осмысливает собственную деятельность [4].

Высокий уровень профессиональной подготовки будущего учителя характеризуется развитой способностью к решению педагогических задач, т.е развитым педагогическим мышлением и сознанием, что в свою очередь обеспечивается сформированной информационной культурой.

Информационная культура дает возможность для развития гибкого мышления, поиска нужной информации для решения проблемных ситуаций, формирования необходимых для этого умений и навыков [5].

Раскрывая феномен информационной культуры будущего педагога, обратимся к системному подходу его построения. Поскольку информационная культура - это многофункциональная структура, системность ее построения заключается в компонентах, взаимосвязанных друг с другом:

1. Мотивационно-аксиологический. Определяет мотивы и ценности, побуждающие будущего педагога к непрерывному образованию.

2. Интеллектуально-познавательный. Данный компонент представляет собой необходимый минимум знаний, которыми должен обладать студент для адаптации в условиях информатизации общества, а также для самореализации в профессиональной деятельности.

3. Профессионально-операционный и эргономический. Представлен системой определенных умений и навыков студента по использованию технических средств, а также технологических процессов при работе с информацией.

4. Коммуникативно-этический. Характеризует культуру общения субъекта в информационной среде с другими субъектами, с электронно-вычислительными и электронно-интеллектуальными системами, он также определяет статус человека в информационном обществе.

5. Рефлексивный. Дает возможность обучающемуся формировать самооценку на каждом этапе в продвижении по пути собственной индивидуальной траектории развития. Позволяет делать выводы о соответствии планируемых и реальных результатов, проводить корректировку профессионально ориентированной деятельности.

6. Прогностический. Обеспечивает осознание перспектив дальнейшего развития информационных технологий и систем и их социальных последствий, а также способность в педагогической деятельности свободно ориентироваться в динамично развивающихся условиях информационной среды и профессионально адаптироваться к ним.

По мере формирования информационной культуры происходит обогащение каждого из перечисленных компонентов, таким образом, чем выше уровень сформированности информационной культуры, тем ярче выражен каждый из компонентов и тем отчетливее проявляется их системное единство.

Не менее важным в формировании информационной культуры будущего педагога, представляется нам деятельностный подход, как способ организации учебно-воспитательного процесса, направленный на развитие личности обучающегося в процессе его собственной деятельности. Особая роль в подготовке специалистов отводится овладению в процессе деятельности способностью целеполагания и способов решения учебных задач, которые крайне важны при формировании информационной культуры.

При этом нужно понимать, что эти задачи должны быть сформулированы так, чтобы являться для обучающихся призывом к решению. Это означает, что задача должна содержать в себе определенные сведения, которые призваны заинтересовать студентов не только чтобы прислушаться к ним, но и начать изучать их. Задача должна выступать одним из основных элементов процесса формирования информационной культуры будущего педагога.

Наиболее благоприятные условия для развития информационной культуры студентов представляет модульный принцип обучения. Модульный подход предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студент должен учиться самостоятельно, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его учением и контроль. Обучающиеся вовлекаются в активную учебно-познавательную деятельность, в которой обучение носит субъективный осознанный характер.

Курс, построенный по модульному принципу, обладает рядом преимуществ: позволяет студентам работать в индивидуальном темпе, а также работать в парах и группах, кроме того, обеспечивает «мягкие» формы контроля (тестирование, творческие задания и т.п.) в процессе усвоения содержания учебного материала.

Особое значение в деятельностном подходе, способствующим формированию информационной культуры будущих педагогов, приобретает организация самообразования и творческой работы студентов. Самообразование выступает в качестве средства поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами. Такой подход подчеркивает, что истинное самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к самосовершенствованию. Только в этом случае функционирование процесса самообразования человека может стать максимально продуктивным и результативным.

Еще одной важной проблемой, стоящей перед высшей школой, является подготовка студентов к творческому осмыслению изучаемого материала, привитие потребности повседневного пополнения знаний и стремления к непрерывному образованию. Развитию творческого профессионального мышления дает большие возможности проектная деятельность, которая способствует формированию информационной культуры как педагога, так и обучающегося. Поскольку проектная деятельность заключает в себе выработку у студентов самостоятельных исследовательских умений, заключающиеся в постановке проблемы, сборе и обработке информации, проведение исследований, анализ полученных данных, профессиональное самоопределение, можно сделать вывод об эффективности реализации этого метода в формировании информационной культуры студентов.

Опыт деятельности не может быть получен из объяснений преподавателя, а достигается лишь самостоятельными действиями. Известно, что знания имеют тенденцию устаревать и отставать от потребностей жизни, и в этих условиях, важнейшей задачей современного образования становится обучение студентов навыкам самостоятельной работы, т. е. необходимо научить их приобретать знания из различных источников информации и сформировать умения использовать как можно большее разнообразие видов и приемов самостоятельной работы.

Выполнение большого объема самостоятельной работы с целью получения знаний и умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности способствует формированию профессионально значимого качества будущего педагога - информационной культуры, рассматриваемой как уровень совершенства в использовании информации, достигнутой в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Выводы. Информационная культура будущего педагога заключается не только в понимании информационных технологий и, связанных с ними программных ресурсов, это, в первую очередь, профессиональная оценка информационных ресурсов педагогической сферы деятельности, умение пользоваться, предоставленной ими информацией. Важным является выбор той информации, которая согласуется с содержанием образовательного процесса, не противоречит научному подходу изложения, преобразуется для доступного понимания учащимися разных возрастных групп. Все это подразумевает наличие у будущего педагога таких умений, как, умелое пользование образовательными ресурсами, поиск и отбор актуальной информации, ее критическое осмысление, новизна и значимость для обучающихся [1].

Поэтому основная задача высшего образования заключается в том, чтобы научить студента получать, обрабатывать, передавать и творчески использовать информацию с целью выработки оптимальных (с точки зрения производства, экономики и т.п.) решений.

Любой вид деятельности предполагает получение необходимой информации и обработку ее с достаточной эффективностью. Отсутствие необходимой информации часто затрудняет принятие эффективного решения в каждом конкретном случае. Студент должен понимать это и каждый день испытывать потребность в получении информации. Для этого необходимо сформировать у него эту потребность, которая является важнейшей частью его информационной культуры.

Безусловно, на этом формирование информационной культуры не заканчивается, так как она не достижима. Педагогу, окончившему высшую школу, придется в дальнейшем постоянно изучать все новые и новые программные средства и использовать их в профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в рамках модернизации российской системы информационная компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования, нового содержания образовательной деятельности, новых форм организации образовательного процесса.

Литература:

1. Атаева Э.А. Формирование информационной культуры будущего педагога профессионального обучения: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2015. - 185 с.

2. Кузнецова М.А. Формирование информационной культуры у студентов вуза в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2009. - С. 8.

3. Сергеева Л.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в практике изучения профессиональных дисциплин в вузе // Гаудеамус. - 2020. - №4 (46). - Электронный ресурс / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-buduschego-pedagoga-v-praktike-izucheniya-professionalnyh-distsiplin-v-vuze.

4. Хлобыстова И.Ю. Формирование информационной культуры у студентов педагогического вуза // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-6. - С. 1409-1413. - Электронный ресурс / Режим доступа: https://fundamental-research.ш/ш/artide/view?id=30809.

5. Хурум Р.Ю. Формирование информационной культуры педагога // Научный журнал КубГАУ. -2007. - № 26. - Электронный ресурс / Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/formirovaшe-informatsionnoy-kultury-pedagoga.

Педагогика

УДК 378.51

учитель Цухарова Хава Салмановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 (с. Белгатой)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНТЕКСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОФИЛЕ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация. В данной статье обосновано изучение математики в системе среднего и высшего профессионального образования технического профиля. Профильное обучение, в рамках общеобразовательной школы, обеспечивает подготовку обучающихся старшей ступени для поступления в высшее учебное заведение. Содержание математического образования в вузе определяется спецификой профессиональной направленности специальности подготовки. Рассмотрено контекстное содержание математического образования, мотивированное на будущую профессиональную деятельность. В этой связи, практико - ориентированное содержание математического образования направлено на понимание ценности и значимости математики для развития различных сфер жизнедеятельности человека, связанных с природой и техникой.

Ключевые слова: технический профиль, контекстное содержание курса математики, непрерывность, преемственность.

Annotation. This article substantiates the study of mathematics in the system of secondary and higher professional education of a technical profile. Specialized training, within the framework of a general education school, provides training for students of the senior level for admission to a higher educational institution. The content of mathematical education at the university is determined by the specifics of the professional orientation of the training specialty. The contextual content of mathematical education, motivated for future professional activity, is considered. In this regard, the practice-oriented content of mathematical education is aimed at understanding the value and significance of mathematics for the development of various spheres of human activity related to nature and technology.

Keywords: technical profile, contextual content of the mathematics course, continuity, continuity.

Введение. Содержание математического образования в вузе определяется спецификой профессиональной направленности специальности подготовки. Технический профиль, как в вузе, так и в школе ориентирован на углубленное изучение курса математики, обеспечивающего фундаментальные знания. Особенностью обучения математике в высшей школе на современном этапе развития образования является то, что фундаментальные математические знания должны быть востребованы обучающимися в профессиональной деятельности. Этим определяется выбор контекстного обучения математике, способствующего интеграции теории и практики, другими словами, содержание математической подготовки в вузе должно быть практико-ориентированным.

Профильное обучение, в рамках общеобразовательной школы, обеспечивает подготовку обучающихся старшей ступени для поступления в высшее учебное заведение. Выбор профиля обучения определяется самим обучающимся в зависимости от его способностей и интересов. Важное значение в обеспечении преемственности обучения в классах технического профиля подготовки в школе и в техническом вузе имеет содержание математического образования [2, 6].

Изложение основного материала статьи. В старших классах, спрофилированных на технические вузы, содержание курса математики, с учётом требований вуза представляет собой углубленное изучение предмета. Углубленное содержание достигается, с одной стороны, за счёт расширения программы предмета, включением в неё дополнительных вопросов, с другой стороны, за счёт изменения содержания математических задач, теоретического и практического характера. Если первое направление углубленного изучения математики хорошо представлено в школьном курсе математики, согласовано и апробировано традиционной программе физико-математических классов, то второе направление требует внимания со стороны специалистов по методике обучения математике.

В этой связи практико-ориентированное содержание математического образования направлено на понимание ценности и значимости математики для развития различных сфер жизнедеятельности человека, связанных с природой и техникой, и, тем самым, обеспечивает повышение интереса обучающихся старшей ступени средней школы к изучению математики. Средством повышения интереса к изучению математики в классах технического профиля, как мы уже отметили, является контекстное содержание, позволяющее обеспечить профессиональную направленность не столько сюжетного условия задачи, но и применять полученные фундаментальные математические знания при решении технических задач [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.