3. М. Сагкаев
К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОСЕТИИ (по материалам грузинской прессы рубежа Х1Х-ХХ вв.)
Работа представлена отделом этнологии и социальной антропологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева
ВНЦ РАН и Правительства РСО -Алания. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. А. Айларова
Автор впервые вводит в научный оборот ранее не использовавшиеся источники - публикации грузинских газет, дающие интересный материал не только для исследования образовательных процессов в Осетии, но и характеризующие общественное сознание Грузии рубежа веков.
The author of the article introduces the sources that have never been used before: publications of the Georgian newspapers giving a very interesting material not only for research of the scientific processes in Ossetia, but also characterising social consciousness of Georgia at the turn of the 2Qb century.
К середине XIX в. в Западной Европе завершился промышленный переворот. В социальной сфере этот процесс сопровождался борьбой за права женщин. Важным аспектом этой борьбы было право женщин на образование. Аналогичные процессы происходили и в Российской империи, в центре и в ее отдаленных окраинах.
В 1862 г. священник и инспектор Владикавказского духовного училища А. Ко-лиев на свои средства открыл начальную школу для осетинских девочек. Благодаря его самоотверженному труду школа через четыре года была преобразована в трехклассное училище, названное Ольгинским. Так было положено начало женскому образованию в Северной Осетии1. Во второй половине XIX в. эту школу окончили десятки девушек, которые посвятили свою
жизнь учительской деятельности. В их числе были Екатерина Кулаева, Анастасия Дзу-гаева, Анна Хорускова, Сали Баракова, Александра Дзуцева, Госада Хатагова и др.
Учительницы, преодолевая предубеждения относительно обучения девушек, добивались открытия женских школ. По уровню организации учебного процесса они не
уступали мужским. К началу 1880 г. в семи
2
женских школах занимались 196 девочек . Образовательным процессам в Осетии пристальное внимание уделяли грузинские печатные органы. Газета «Дроэба» в 1883 г. отмечала, что в г. Владикавказе недостаточно женских школ, в то время как мужских имеется несколько - реальное училище, классическая прогимназия, военная прогимназия, частное реальное училище, ремесленное училище, городское и мещанское
К вопросу о женском образовании в Осетии...
училище и др. Три женские школы: Ольгин-ская женская гимназия, первоначальная женская школа и осетинская женская школа - даже наполовину не удовлетворяли
3
стремления девочек к просвещению .
В статье «Из истории женского образования в Осетии» Л. Р. Габоева обращает внимание на некоторые проблемы сословного и межконфессионального характера, возникающие в сфере женского образования: «Бывшая народная школа Колиева постепенно становилась, к тому же, сословной. У девочек из простых семей оставалось все меньше шансов попасть в Ольгинское училище. Были воздвигнуты преграды и для "девиц из магометанских семей". Выпускница школы Серафима Газданова пишет, что "магометанок не принимали на казенный счет, и были случаи, когда магометанки, не имея средств учиться, переходили в христианство, конечно скрепя сердце... и даже были случаи, когда по выходе из
школы девица снова переходила в магоме-4
танство » . Религиозная политика, проводимая Обществом восстановления православного христианства на Кавказе, которое опекало школу Колиева после его смерти в 1866 г., и поощряемая правительством, приводила к конформизму со стороны мусульманок и, как видно, не приносила ожидаемых результатов, так как девочки из мусульманских семей не переходили в христианство окончательно, а только на время обучения; в то же время это показатель стремления девушек к просвещению. Следует отметить и гибкость их родителей, без согласия которых девочки вряд ли решились бы принять христианство даже на время.
Проблемы межконфессионального характера отмечала и газета «Иверия»: в декабре 1891 г. корреспондент Картвели Осебши (грузин среди осетин. - 3. С.) пишет о желании православных осетин селения Беслан открыть у себя школу и о том, что им в этом противодействуют местные
5 X
магометанские осетины . Такие примеры
нехарактерны для осетинской истории, они скорее исключение, так как ни христианство, ни ислам не настолько укоренились в осетинской среде, чтобы вызвать серьезную внутринациональную напряженность.
В статье Э. Каргиева содержатся интересные сведения о работе Ольгинской школы: «В 1868 году в школе насчитывалось 30 воспитательниц, 1885 году - 68, из которых 43 - осетинки, 20 - русские, 4 - грузинки и 1 - удинка. Школа вскоре была преобразована в трехклассную с приготовительным отделением. Каждый класс имел двухгодичный курс обучения. А вот что изучали девочки: Закон Божий, русский язык, осетинский язык (для осетинок), арифметика, геометрия, всеобщая история, всеобщая география, письмо, естествознание, черчение,
пение, гимнастика, рукоделие, педагогика,
6
анатомия, зоология, гигиена» .
По сведениям «Дроэба», в 1883 г. во Владикавказе открылась армянская женская школа . Это свидетельство дальновидности местной армянской общины, ее сплоченности и, видимо, умения перенимать все передовое во благо своего народа.
«Иверия» в 1899 г. обращает внимание своих читателей на предполагаемый перевод владикавказской четырехклассной женской школы в местечко Цхинвал Горий-8
ского уезда . Речь идет об Ольгинском осетинском женском приюте. Это вызвало гневную реакцию на Севере Осетии. На страницах газеты «Казбек» Дигорон писал: «Слухи эти не могут не возмущать осетин, сознающих важность этого единственного учебного заведения, где осетинки имеют возможность получать образование... Кто сколько-нибудь знаком с жизнью южных осетин и с постановкой их школ, тот скажет, что перенесение приюта в Южную Осетию не необходимо. Дело в том, что в настоящее время... женских школ и вовсе нет в Южной Осетии. Правда, в 1891 г. в Кош-кинском приходе была открыта женская школа, писала об этом "Иверия" в № 227 от 1891 г., но ввиду того, что школу эту по-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
чти вовсе не посещали девицы, открытие ее было признано преждевременным, почему она два года назад (т. е. в 1897 г. - 3. С.) и была закрыта. Гораздо полезнее было бы для южных осетин,, если бы "Общество восстановления православного христианства" на Кавказе открыло женские школы, по крайней мере в тех приходах, в коих они могут привиться. Из этих немногих школ общество брало бы стипендианток и воспитывало бы их в приюте во Владикавказе, или в тифлисском епархиальном женском училище, где общество и теперь имеет своих стипендиантов. Такой способ воспитания южно-осетинок вполне удовлетворял
4
бы их потребности» . Доводы автора практически исчерпывающие; далее он говорит, что для 12 женских школ в Северной Осетии приюта даже недостаточно, поскольку он не принимает и пятой части выпускниц школ более низкой ступени. Но самое большое опасение автора вызывает вопрос если не национального характера, то, по крайней мере, национальной окраски: «Приют нужен Северной Осетии, а не Южной, и перенесение его из Владикавказа в Цхинвал равносильно закрытию его для всей Осетии,
так как тогда, как сказано выше, в приюте
к 1°
будут учиться не осетинки, а грузинки» .
Трудно сказать, на чем основывает автор свои доводы, но они кажутся несколько спорными, поскольку, согласно материалам грузинских печатных органов конца
XIX в., осетины стремились к образованию весьма настойчиво, невзирая на экономические или какие-либо другие проблемы, что ставит осетинских крестьян, их стремление обучать своих чад во что бы то ни стало, в пример грузинам. Возможно, в области женского образования у осетин с юга и было некоторое отставание, но это скорее от северных собратьев, чем от грузинских соседей.
Другое просветительское общество -Общество распространения грамотности среди грузин - тоже проявляло интерес к женскому образованию. В 19°8 г. общество возбудило ходатайство перед директором народных школ Терской области о разрешении открыть при Владикавказской грузинской школе отдельную женскую профессиональную школу" .В 1913 г. газета «Та-намедрове Квекана» («Современная страна») писала об успешном проведении экзаменов во владикавказской грузинской жен, „ 12 ской профессиональной школе .
Хотелось бы закончить словами X. Уруй-магова: «Сознание пользы образования женщин пробудилось и в жителях гор. Не назовет уже теперь горец, когда-то темный обитатель мрачных трущоб, образованную женщину демоном-искусителем и не скажет, что она своими нечистыми помыслами, познаниями и сатанистским умом собьет его,
горца, с кажущегося ему правильным 13
пути» .
ПРИМЕЧАНИЯ
1 История СО АССР. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. С. 264.
2 Там же. С. 349.
3
3Дроэба. 1883. №42.
4
Габоева Л. Р. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. 1994. № 2 (5). С. 38. 5Иверия. 1891. № 272.
Каргиев Э. Женское образование в Северной Осетии. Владикавказ, 1999. С. 116. 78Дроэба. 1883. № 151. 8Иверия. 1899. №94.
'1°Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1982. Кн. 2. С. 85.
Там же.
"Исари. 1908. №36. 12
Танамедрове Квекана. 1913. №21.
Уруймагов X. Женские школы в Осетии / Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 2. С. 98.