Научная статья на тему 'К вопросу о женском образовании в Осетии (по материалам грузинской прессы рубежа XIX-XX вв.)'

К вопросу о женском образовании в Осетии (по материалам грузинской прессы рубежа XIX-XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / женское образование / женское образование в осетии / грузинская пресса / xix xx вв

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сагкаев З. М.

Автор впервые вводит в научный оборот ранее не использовавшиеся источники публикации грузинских газет, дающие интересный материал не только для исследования образовательных процессов в Осетии, но и характеризующие общественное сознание Грузии рубежа веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article introduces the sources that have never been used before: publications of the Georgian newspapers giving a very interesting material not only for research of the scientific processes in Ossetia, but also characterising social consciousness of Georgia at the turn of the 20th century.

Текст научной работы на тему «К вопросу о женском образовании в Осетии (по материалам грузинской прессы рубежа XIX-XX вв.)»

3. М. Сагкаев

К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОСЕТИИ (по материалам грузинской прессы рубежа Х1Х-ХХ вв.)

Работа представлена отделом этнологии и социальной антропологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева

ВНЦ РАН и Правительства РСО -Алания. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. А. Айларова

Автор впервые вводит в научный оборот ранее не использовавшиеся источники - публикации грузинских газет, дающие интересный материал не только для исследования образовательных процессов в Осетии, но и характеризующие общественное сознание Грузии рубежа веков.

The author of the article introduces the sources that have never been used before: publications of the Georgian newspapers giving a very interesting material not only for research of the scientific processes in Ossetia, but also characterising social consciousness of Georgia at the turn of the 2Qb century.

К середине XIX в. в Западной Европе завершился промышленный переворот. В социальной сфере этот процесс сопровождался борьбой за права женщин. Важным аспектом этой борьбы было право женщин на образование. Аналогичные процессы происходили и в Российской империи, в центре и в ее отдаленных окраинах.

В 1862 г. священник и инспектор Владикавказского духовного училища А. Ко-лиев на свои средства открыл начальную школу для осетинских девочек. Благодаря его самоотверженному труду школа через четыре года была преобразована в трехклассное училище, названное Ольгинским. Так было положено начало женскому образованию в Северной Осетии1. Во второй половине XIX в. эту школу окончили десятки девушек, которые посвятили свою

жизнь учительской деятельности. В их числе были Екатерина Кулаева, Анастасия Дзу-гаева, Анна Хорускова, Сали Баракова, Александра Дзуцева, Госада Хатагова и др.

Учительницы, преодолевая предубеждения относительно обучения девушек, добивались открытия женских школ. По уровню организации учебного процесса они не

уступали мужским. К началу 1880 г. в семи

2

женских школах занимались 196 девочек . Образовательным процессам в Осетии пристальное внимание уделяли грузинские печатные органы. Газета «Дроэба» в 1883 г. отмечала, что в г. Владикавказе недостаточно женских школ, в то время как мужских имеется несколько - реальное училище, классическая прогимназия, военная прогимназия, частное реальное училище, ремесленное училище, городское и мещанское

К вопросу о женском образовании в Осетии...

училище и др. Три женские школы: Ольгин-ская женская гимназия, первоначальная женская школа и осетинская женская школа - даже наполовину не удовлетворяли

3

стремления девочек к просвещению .

В статье «Из истории женского образования в Осетии» Л. Р. Габоева обращает внимание на некоторые проблемы сословного и межконфессионального характера, возникающие в сфере женского образования: «Бывшая народная школа Колиева постепенно становилась, к тому же, сословной. У девочек из простых семей оставалось все меньше шансов попасть в Ольгинское училище. Были воздвигнуты преграды и для "девиц из магометанских семей". Выпускница школы Серафима Газданова пишет, что "магометанок не принимали на казенный счет, и были случаи, когда магометанки, не имея средств учиться, переходили в христианство, конечно скрепя сердце... и даже были случаи, когда по выходе из

школы девица снова переходила в магоме-4

танство » . Религиозная политика, проводимая Обществом восстановления православного христианства на Кавказе, которое опекало школу Колиева после его смерти в 1866 г., и поощряемая правительством, приводила к конформизму со стороны мусульманок и, как видно, не приносила ожидаемых результатов, так как девочки из мусульманских семей не переходили в христианство окончательно, а только на время обучения; в то же время это показатель стремления девушек к просвещению. Следует отметить и гибкость их родителей, без согласия которых девочки вряд ли решились бы принять христианство даже на время.

Проблемы межконфессионального характера отмечала и газета «Иверия»: в декабре 1891 г. корреспондент Картвели Осебши (грузин среди осетин. - 3. С.) пишет о желании православных осетин селения Беслан открыть у себя школу и о том, что им в этом противодействуют местные

5 X

магометанские осетины . Такие примеры

нехарактерны для осетинской истории, они скорее исключение, так как ни христианство, ни ислам не настолько укоренились в осетинской среде, чтобы вызвать серьезную внутринациональную напряженность.

В статье Э. Каргиева содержатся интересные сведения о работе Ольгинской школы: «В 1868 году в школе насчитывалось 30 воспитательниц, 1885 году - 68, из которых 43 - осетинки, 20 - русские, 4 - грузинки и 1 - удинка. Школа вскоре была преобразована в трехклассную с приготовительным отделением. Каждый класс имел двухгодичный курс обучения. А вот что изучали девочки: Закон Божий, русский язык, осетинский язык (для осетинок), арифметика, геометрия, всеобщая история, всеобщая география, письмо, естествознание, черчение,

пение, гимнастика, рукоделие, педагогика,

6

анатомия, зоология, гигиена» .

По сведениям «Дроэба», в 1883 г. во Владикавказе открылась армянская женская школа . Это свидетельство дальновидности местной армянской общины, ее сплоченности и, видимо, умения перенимать все передовое во благо своего народа.

«Иверия» в 1899 г. обращает внимание своих читателей на предполагаемый перевод владикавказской четырехклассной женской школы в местечко Цхинвал Горий-8

ского уезда . Речь идет об Ольгинском осетинском женском приюте. Это вызвало гневную реакцию на Севере Осетии. На страницах газеты «Казбек» Дигорон писал: «Слухи эти не могут не возмущать осетин, сознающих важность этого единственного учебного заведения, где осетинки имеют возможность получать образование... Кто сколько-нибудь знаком с жизнью южных осетин и с постановкой их школ, тот скажет, что перенесение приюта в Южную Осетию не необходимо. Дело в том, что в настоящее время... женских школ и вовсе нет в Южной Осетии. Правда, в 1891 г. в Кош-кинском приходе была открыта женская школа, писала об этом "Иверия" в № 227 от 1891 г., но ввиду того, что школу эту по-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

чти вовсе не посещали девицы, открытие ее было признано преждевременным, почему она два года назад (т. е. в 1897 г. - 3. С.) и была закрыта. Гораздо полезнее было бы для южных осетин,, если бы "Общество восстановления православного христианства" на Кавказе открыло женские школы, по крайней мере в тех приходах, в коих они могут привиться. Из этих немногих школ общество брало бы стипендианток и воспитывало бы их в приюте во Владикавказе, или в тифлисском епархиальном женском училище, где общество и теперь имеет своих стипендиантов. Такой способ воспитания южно-осетинок вполне удовлетворял

4

бы их потребности» . Доводы автора практически исчерпывающие; далее он говорит, что для 12 женских школ в Северной Осетии приюта даже недостаточно, поскольку он не принимает и пятой части выпускниц школ более низкой ступени. Но самое большое опасение автора вызывает вопрос если не национального характера, то, по крайней мере, национальной окраски: «Приют нужен Северной Осетии, а не Южной, и перенесение его из Владикавказа в Цхинвал равносильно закрытию его для всей Осетии,

так как тогда, как сказано выше, в приюте

к 1°

будут учиться не осетинки, а грузинки» .

Трудно сказать, на чем основывает автор свои доводы, но они кажутся несколько спорными, поскольку, согласно материалам грузинских печатных органов конца

XIX в., осетины стремились к образованию весьма настойчиво, невзирая на экономические или какие-либо другие проблемы, что ставит осетинских крестьян, их стремление обучать своих чад во что бы то ни стало, в пример грузинам. Возможно, в области женского образования у осетин с юга и было некоторое отставание, но это скорее от северных собратьев, чем от грузинских соседей.

Другое просветительское общество -Общество распространения грамотности среди грузин - тоже проявляло интерес к женскому образованию. В 19°8 г. общество возбудило ходатайство перед директором народных школ Терской области о разрешении открыть при Владикавказской грузинской школе отдельную женскую профессиональную школу" .В 1913 г. газета «Та-намедрове Квекана» («Современная страна») писала об успешном проведении экзаменов во владикавказской грузинской жен, „ 12 ской профессиональной школе .

Хотелось бы закончить словами X. Уруй-магова: «Сознание пользы образования женщин пробудилось и в жителях гор. Не назовет уже теперь горец, когда-то темный обитатель мрачных трущоб, образованную женщину демоном-искусителем и не скажет, что она своими нечистыми помыслами, познаниями и сатанистским умом собьет его,

горца, с кажущегося ему правильным 13

пути» .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История СО АССР. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. С. 264.

2 Там же. С. 349.

3

3Дроэба. 1883. №42.

4

Габоева Л. Р. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. 1994. № 2 (5). С. 38. 5Иверия. 1891. № 272.

Каргиев Э. Женское образование в Северной Осетии. Владикавказ, 1999. С. 116. 78Дроэба. 1883. № 151. 8Иверия. 1899. №94.

'1°Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1982. Кн. 2. С. 85.

Там же.

"Исари. 1908. №36. 12

Танамедрове Квекана. 1913. №21.

Уруймагов X. Женские школы в Осетии / Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 2. С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.