УДК 347.451
Юридические науки
Халилова Лилия Айдаровна, студент 3 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Стерлитамак Иванова Елена Александровна, старший преподаватель
кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Стерлитамак
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ
Аннотация: широкий спектр инструментов для защиты прав потребителей направлен на борьбу против мошенничества, нарушении коммерческих, нормативных актов, предоставлении некачественных услуг, бракованных товаров торговли, ложной рекламе и т.д. В этих условиях необходимо установить правовой статус потребителя, гарантировать способы защиты его прав и законных интересов.
Ключевые слова: защита прав потребителя, торговля, гражданский кодекс, товар, покупатель.
Abstract: a wide range of consumer protection tools is aimed at combating fraud, violation of commercial, regulatory acts, the provision of low-quality services, defective trade goods, false advertising, etc. Under these conditions, it is necessary to establish the legal status of the consumer, to guarantee ways to protect his rights and legitimate interests.
Keywords: protection of consumer rights, trade, civil code, product, buyer.
15 марта 1691 года в конгрессе США была сказана речь Джорджа Кеннеди, где он впервые ввел понятие потребитель и их четыре основных права: «все мы потребители, самый большой экономический слой - это потребители, которые влияют на частное или государственное экономическое решение, но обычно к этому голосу мало кто прислушивается» [5].
Четыре основные темы, прозвучавшие в конгрессе, были:
1) право на получение достоверной информации;
2) право быть защищенными;
3) право на выбор;
4) право быть услышанным.
Для потребителей всего мира, эти слова стали основной защиты прав потребителей, позже добавились еще четыре темы:
1) право на компенсацию;
2) право на просвещение потребителей;
3) право на удовлетворение основных потребностей покупателя;
4) право на благоприятную атмосферу.
Изначально, во всем мире, день защиты прав потребителей отмечался 15 марта, начиная с 1983 года, а через два года ООН приняла основные принципы защиты интересов прав потребителей. С принятием этих принципов потребительское право получило международное признание и легитимность.
В СССР в 1989 году был создан союз федерации потребительских обществ, куда вошли:
1) антимонопольный комитет;
2) госстандарт;
3) санэпиднадзор общество потребителей;
4) кредитные союзы.
Благодаря союзу потребительских обществ множество потребителей смогли отстоять свои законные интересы в сложных ситуациях.
Изначально в России отметили этот день в 1992 году, а также именно в этом году был принят Закон РФ «О защите прав потребителей» [2], закрепивший фундаментальные потребительские права.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты потребительских прав. Этот закон регулирует взаимоотношения между потребителями, исполнителями, изготовителями, продавцами и устанавливает их права.
Согласно данного закона, потребителями являются люди, которые имеют намерение заказать или приобрести товар или услугу.
Изготовителем является организация или индивидуальный предприниматель производящие товары для удовлетворения желаний потребителей.
Исполнитель — это организация или индивидуальный предприниматель, который выполняет какие-либо работы для потребителя, либо оказывает какие-либо услуги по возмездному договору.
Продавец - лицо которое продает товары.
Между потребителем и продавцом потребительские отношения возникают всегда на основании возмездного договора. Указанные отношения, кроме вышеназванного закона регулируются также частью второй Гражданского кодекса РФ [1].
Права покупателя (потребителя) в случае покупки продукта с недостатками определены в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Она указывает на результат - реализацию покупателю продукта ненадлежащего качества. Впрочем, в законе не разъясняется, что имеется ввиду под «ненадлежащим качеством» продукта, вследствие этого возможно представить собственно, что это продукт, в котором есть дефекты или же существенные недостатки.
Легальное определение понятию «недостаток товара» есть. Под недостатками понимается несоответствие продукта по образцу или по
описанию товара, или несоответствие обязательным требованиям, установленным законом качества товара.
В случае если продавец обговорил с покупателем дефекты продукта при приобретении, то покупатель не может воспользоваться положениями статьи 18 указанного закона. В другом случае, покупатель имеет право на свой выбор предъявить одно из нижестоящих требований:
- безвозмездное устранение дефектов продукта или же возмещения затрат на их устранение потребителем или же других лиц;
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- замена на продукт подобной марки;
- замена на подобный же продукт иной марки, с подходящим перерасчетом покупной цены;
- расторжение договора купли-продажи.
При этом покупатель должен вернуть товар с дефектом продавцу, а также может потребовать полное возмещение убытков, причиненных товаром ненадлежащего качества.
Очевидно, что гарантия защиты прав потребителей при продаже товаров, является одной из задач Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Тем более, что культурные отношения между покупателями, продавцами, производителями образовались не до конца.
Исследование правового статуса покупателя показывает, что он наделен большим кругом прав. Покупатель имеет право на справку о товаре, на информацию о его производителе, продавце, право на качество товара, право на изготовление товара из качественных материалов, право на обратную сдачу товара, на замену товара, на обмен некачественного товара, право на улучшение дефектов товара, право на возврат денег за товар и оплату морального вреда.
Главное задачей продавца является передача покупателю товара, где товар должен быть отдан: в предназначенном для этого месте, со всеми его
документами, и со всеми его комплектующими принадлежащие товару, в определенном количестве и в положенной упаковке.
В связи с повышением уровня продаж товаров, появляются возможности приобрести товары в дистанционном виде, законодательство Российской Федерации, основываясь на международных нормах и принципах, разрешает продажи товаров через интернет.
В данном случае главным отличием продажи через сеть от продажи офлайн через магазин является невозможность покупателя самостоятельно проверить качество товара.
В настоящее время покупателю предоставлено право выбирать самому форму, и определенный способ защиты своих прав, основываясь лишь на собственном внутреннем убеждении правильности и эффективности своего выбора. Так, покупатель для защиты собственных прав, нарушаемых при решении или выполнении договора розничной купли-продажи товаров, вправе пользоваться такими методами защиты как, как самозащита, изменение или же остановка правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Любой из данных методик благополучно используется при осуществлении защиты прав покупателей, собственно, что подтверждается судебной практикой.
Но, несмотря на это, обращение в органы защиты прав потребителей с каждым годом увеличивается. Причиной увеличения жалоб покупателями является нестабильная ситуация на рынке и уменьшение надзора в сфере торговли со стороны государства. Исходя из этого необходимо улучшать и дорабатывать законы в сфере защиты прав потребителей, ужесточать меры ответственности за нарушения законодательных актов в данной сфере.
Библиографический список:
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 410 (с изм. на 01.07.2021 № 295-ФЗ // СЗ РФ, 2021, № 27 (часть I), ст. 5123).
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I // Российская газета от 07.04.1992 (с изм. на 11.06.2021 № 170-ФЗ // Российская газета от 18.06.2021 № 133).
3. Защита прав потребителей. Курс лекций. / Мотехина М. В. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого, 1996.
4. Манохова, С.В. Закон о защите прав потребителей: все ли мы о нем знаем? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9,10.
5. Об истории Всемирного дня прав потребителей [Электронный ресурс] // Администрация Октябрьского района г. Екатеринбурга: [сайт]. URL: https://xn--90aodbbvqig6h4a.xn--80acgfbsl 1 azdqr.xn--p1ai/novosti/114713 (дата обращения: 26.01.2022).
6. Права потребителей / С.П. Гришаев // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.