Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
566
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОДАВЕЦ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / РИМСКОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / НЕНАДЛЕЖАЩИЙ ТОВАР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Дмитрий Викторович

Данная статья посвящена развитию и истокам института защиты прав потребителя. Как отмечает автор, проблема урегулирования отношений между продавцом и покупателем возникла в экономически развитых странах довольно давно, её корни уходят в особенности функционирования одного из наиболее первых гражданско-правовых договоров в истории, как договор купли-продажи. Еще в глубокой древности великие умы своего времени, такие как Платон, царь Вавилона - Хаммурапи, и многие другие видные юристы и философы пытались разрешить этот вопрос и частично, благодаря их усилиям, начали появляется зачатки правового института защиты прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CONSUMER PROTECTION

This article is devoted to the development and origins of the institute of consumer protection. The problem of regulating the relations between the seller and the buyer arose in economically developed countries for quite a long time, its roots go back to the peculiarities of the functioning of one of the first civil law contracts in history, as a contract of sale. Even in ancient times, great minds of their time, such as Plato, the king of Babylon - Hammurabi, and many other prominent lawyers and philosophers tried to resolve this issue and partially, thanks to their efforts, the beginnings of a legal institution for consumer protection began to appear.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

УДК 366.01

РО! 10.23672/d3056-6561-5502-j

Липка Дмитрий Викторович

младший научный сотрудник научно-организационного отдела, Институт государства и права Российской академии наук [email protected]

Dmitry V. Lipka

Associate Researcher

Scientific and Organizational Department,

Institute of the State and Law

of the Russian Academy of Sciences

[email protected]

Становление и развитие

института защиты прав потребителей

Formation and development

of the institute of consumer protection

Аннотация. Данная статья посвящена развитию и истокам института защиты прав потребителя. Как отмечает автор, проблема урегулирования отношений между продавцом и покупателем возникла в экономически развитых странах довольно давно, её корни уходят в особенности функционирования одного из наиболее первых гражданско-правовых договоров в истории, как договор купли-продажи. Еще в глубокой древности великие умы своего времени, такие как Платон, царь Вавилона - Хаммурапи, и многие другие видные юристы и философы пытались разрешить этот вопрос и частично, благодаря их усилиям, начали появляется зачатки правового института защиты прав потребителей.

Ключевые слова: потребитель, продавец, защита прав потребителей, римское право, гражданское право, ненадлежащий товар, ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Annotation. This article is devoted to the development and origins of the institute of consumer protection. The problem of regulating the relations between the seller and the buyer arose in economically developed countries for quite a long time, its roots go back to the peculiarities of the functioning of one of the first civil law contracts in history, as a contract of sale. Even in ancient times, great minds of their time, such as Plato, the king of Babylon - Hammurabi, and many other prominent lawyers and philosophers tried to resolve this issue and partially, thanks to their efforts, the beginnings of a legal institution for consumer protection began to appear.

Keywords: consumer, seller, consumer protection, roman law, civil law, improper goods, liability for violation of legislation in the field of consumer protection.

Формирование института защиты прав потребителей - довольно интересный процесс, который затронул разные государства в определенные периоды их истории. В каждом государстве есть своя система законодательства, разделенная на сферы регулирования, одной из коих являются отношения между различными субъектами производства и потребления товаров и услуг.

Помимо наличия национального законодательства, не стоит забывать о международных нормативно-правовых актах, в число которых входят пакты, резолюции, директивы, конвенции и соглашения, устанавливающие базовые принципы для образования и создания того самого внутригосударственного правового пространства.

Под «потребителем» в современном понимании подразумевается частный конечный потребитель, то есть лицо, которому товары или услуги предоставляются для личного использования.

Смотря на различные области правового регулирования, система законодательства по защите прав потребителей начала свое активное развитие не так уж и давно и, по истине, является

молодым правовым институтом. Однако стоит отметить, что первые зачатки образования института защиты прав потребителей появились еще в разделе о торговле одиннадцатой книги Законов Платона (354 год до н.э.). В ней было прописано, что в случае, если стоимость покупки пятьдесят и более драхм (древнегреческая монетная единица), продавец должен предоставить информацию покупателю о своем месте проживания, а также, обязан был не покидать город, в котором состоялась продажа покупателю, в течении 10 дней, для того, чтобы покупатель имел возможность вернуть товар в случае обнаружения дефектов.

Еще более ранними нормами регулирования потребительских правоотношений стали Законы царя Хаммурапи (1750-е года до н.э.), согласно которым, устанавливалась ответственность продавца за обвешивание людей, «если корчемница (женщина, профессионально содержащая питейное заведение) принимает серебро по слишком большой гире... то эту корчемницу должно изобличить и бросить ее в воду».

Наиболее весомый вклад в становление института защиты прав потребителей внесла Римская

империя и ее система права, в основу которой легла проблема взаимодействия продавца и покупателя, заказчика и исполнителя, которая волновала не только юристов, но и философов того времени. Многие принципы римского частного права посредством дополнения и видоизменения перекочевали в современное законодательство, как в российское, так и в зарубежное. К примеру, в римском праве находят свое отражение особенности правового положения потребителя относительно права получения достоверной информации о товаре, ответственности продавца за ненадлежащее качество товара, за умышленную продажу товара, имеющего скрытые дефекты. Так, если «вещь передана в таком виде, что ее невозможно использовать по назначению, или она обесценена вследствие имеющихся в ней недостатков, в этой передачи нельзя было видеть исполнение продавцом, принятой на себя по договору обязанности» [2, с. 138].

На протяжении долгого времени продавец нес ответственность только за ту информацию о товаре, которую он давал «серьезно, с целью установления ответственности», а за информацию, которая представляла из себя нахваливание товара, которую нельзя было расценивать как принятие на себя ответственности продавцом - ответственность не наступала. В кодифицированном в первой половине VI века при Юстиниане сборнике, получившем название □¡деэ1а (собранное), была предусмотрена ответственность продавца за умышленное сокрытие дефектов своего товара с целью реализовать испорченную вещь. [1, с. 59]. Также, существовала система возврата вещи, в случае, если она потеряла свои изначальные характеристики ввиду дефектов, о которых не знал покупатель, вне зависимости от того, знал ли о них продавец или нет.

Многие европейские страны, Германия, Швейцария, Бельгия, переняли особенности конструкций римского обязательственного и вещного права. В российскую систему права тоже были внедрены особенности строения римской правовой системы. Так, при кодификации Сперанского четко прослеживается рецепция римских юридических конструкций и в дальнейшем влияние на национальную правовую систему России только усиливалось. Базовые модели имущественных отношений римского классического права просматриваются и в советских Гражданских кодексах 1922 и 1964 годов.

Дальнейшее отражение рассматриваемый институт нашел и в Германском феодальном праве, закрепившем ответственность продавца за обман покупателя. В третьем параграфе старейшего правового источника Германии, а именно, «Земское право» или же «Саксонское зеркало», который был составлен судьей Эйке фон Репковом в 1221-1221 годах, отражавшем «зеркально» право Саксонии, устанавливалось, что за неверные меры и неверные весы, а также - за умышленный обман в торговле, преступника следует повесить.

Во французском гражданском кодексе 1804 года детально уделялось внимание эвикции вещей. За

недостатки, которые мог найти сам покупатель при осмотре товара, не влекли никакой ответственности для продавца, но также обязан был дать гарантию на товар.

Отходя от европейских стран, можно посмотреть на практические аспекты защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки, так в 1775 году в Штате Массачусетс была проведена про-тестная акция потребителей, которые были недовольны тем, что ряд магазинов реализовывали продукты плохого качества. После длительного разбирательства было вынесено судебное решение, по которому продавцы, умышленно продававшие испорченную пищу, были приговорены к позорному столбу. В дальнейшем произошел еще один прецедент, а именно, в 1852 году апелляционный суд Нью-Йорка вынес решение, согласно которому, производитель лекарственных средств был привлечен к ответственности за вред, причинённый покупателю в силу небрежности производителя, а именно, на этикетке было указано «Экстракт одуванчика», а на самом деле использовался «Экстракт белладонны».

Все это стало первыми попытками реализации механизма судебной защиты потребителей своих прав. Так как в то время отсутствовала специализированная нормативно-правовая база, регулировавшая данную сферу, судьям приходилось действовать согласно своим внутренним убеждениям и сложившейся правовой практикой при разрешении схожих ситуаций. В свете активного развития товарно-денежных отношений, которые необходимо было урегулировать со стороны государства, создание правовой системы, регулирующей и защищающей права потребителей, было делом времени.

В середине ХХ века многие страны Западной Европы, а также - США приняли ряд законов о защите прав потребителей, в них разъяснялся механизм защиты потребителем своих прав. В Соединённых Штатах предпосылкой для принятия отдельного закона, направленного на урегулирование правоотношений между различными субъектами производства и потребления товаров и услуг, принято считать выступление Джона Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х готов прошлого века. В своем послании, действующий на тот момент времени президент США, заявил о необходимости для защиты прав потребителей, правового закрепления возможности государства вторгаться в договорные отношения. В дальнейшем были сформированы четыре базовых принципа, ставшие основой современного законодательства о защите прав потребителей.

Первый принцип - право на безопасность, включающий в себя гарантию безопасности для жизни и здоровья потребителя, а также, что товар не должен причинять вред имуществу потребителя и окружающей среде при нормальных условиях его использования, транспортировки, хранения и утилизации.

Второй принцип - право на получение информации, которое гарантирует возможность получения потребителем полной, достоверной информации о товаре.

Третий принцип - право быть услышанным, а именно - каждый потребитель имел свободу слову, убеждения, право на их распространение любым, не противоречащим законом способом.

Четвертый принцип - право на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба при причинении вреда здоровью или имуществу.

В дальнейшем, в 1961 году по поручению Джона Кеннеди был сформирован Потребительский консультативный совет, который включал в себя тридцать представителей финансовых кругов, юристов, специализирующихся на защите прав потребителей, представителей от потребительских союзов и ученых-экономистов. Также, наряду с Советом была создана должность помощника Президента по потребительским вопросам.

Страны Европы также активно развивались в этом направлении. Так, в рамках Комиссии ЕС, в 1973 году был сформирован Консультативный комитет по защите прав потребителей и, начиная с 1975 года, Европейское экономическое сообщество начало реализовывать программу по защите прав потребителей. Примерно в этот же период времени, власти Англии приняли ряд нормативно-правовых актов, направленных на защиту покупателей от недобросовестных торговцев. Так, были приняты Закон «О характере продукции» 1968 года, Закон «О справедливой торговле» и закон «О защите интересов потребителей» 1987 года. Скандинавские страны начали одним за одной принимать специализированные законы о защите прав потребителей; в их число вошли Норвегия в 1972 году, Финляндия в 1975 году и Дания в 1975 году.

Наличие в государствах кодифицированных нормативно-правовых актов заметно повысило эффективность реализации права за защиту потребителей, а также облегчило работу правоприменительным органам. Наиболее успешным, на наш взгляд, примером систематизации являются Кодексы Бразилии и Франции о правоотношениях между потребителями и продавцами, изготовителями и исполнителями [3, с. 228].

Все это привело к тому, что 09 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, а в 1999 году они были дополнены и расширены. Эти принципы включают в себя положения о безопасности жизни и здоровья потребителей, нормы, касаемо надлежащего качества и соответствия требованиям безопасности различных товаров, программы просвещения и информирования, содействие соблюдению экономических интересов потребителей и их защиту, нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг.

Из вышеуказанного вытекают следующие права потребителей:

• право на безопасность жизни и здоровья;

• право на достоверную информацию;

• право высказывать свое мнение и быть выслушанным;

• право на потребительское образование;

• право на возмещение ущерба;

• право на выбор;

• право на удовлетворение базовых потребностей.

Руководящие принципы в дальнейшем не раз дополнялись и с каждым разом принимали вектор все более тесного международного взаимодействия государств.

Говоря о России начала второй половины ХХ века, то система законодательной защиты прав потребителей была довольно слабо развита, нежели в других странах. Некоторые положения касаемо защиты прав потребителей были установлены ст. 246 ГК РСФСР 1964 года «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества» и ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

На тот момент советская система гражданского права не могла в полном объеме регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан, это и стало стимулом для разработки плана по реформированию правовой системы и приведение ее к международным стандартам защиты прав потребителей.

Первым этапом усиления механизма защиты прав потребителей стали Закон СССР «О качестве продукции и защите прав потребителя» и Закон СССР «О защите прав потребителей», который, в свою очередь, можно считать началом реализации охраны прав потребителей [5, с. 43].

Однако закон о защите прав потребителей так и не вступил в силу в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не имеющий юридической силы нормативно правовой акт, оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ.

07 февраля 1992 года был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Закон «О защите прав потребителей» 1992 года, принятый Верховным Советом Российской Федерации, стал первой ступенью к развитию сферы защиты потребителей в нашей стране, с него началось преобразование гарантий прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.

В законе содержится требования к качеству продукта, наличие гарантийных сроков, сроков возврата, необходимость информирование покупателя о характеристиках товара, ответственность за нарушение прав потребителя.

Современное национальное законодательство Российской Федерации включает в себя ряд нормативных актов, таких как Гражданский Кодекс Российской Федерации 1994 года, Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» и многие другие, которые в полной мере способны защищать права потребителей, охватывая большой круг различных отраслей права.

У граждан появилась возможность создавать общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), для реализации и защиты своих прав.

Итак, можно сказать, что кроме таких положительных показателей в вопросе защиты прав потребителей, как принятие специализированных законов, направленных на охрану потребителей и статистики, удовлетворённых в судебном и не только, порядке требований потребителей, существуют и некоторые отрицательные моменты, которые нуждаются в более совершенном законодательном регулировании. Здесь мы имеем в виду немалое количество лиц, потерпевших ущерб от некачественных товаров потребительского назначения. Так, например, И.Ю. Свядосц приводит такие внушительные цифры, показывающие недостаточность проводимой работы по защите прав потребителей: по странам-членам Европейского Союза: количество лиц, потерпевших ущерб от некачественных потребительских товаров, составляет ежегодно от 4 до 5 миллионов, а в США - около 9 миллионов [4, с. 134].

Проведение исследований и анализ состояния лиц, потерпевших ущерб от некачественных товаров в экономически развитых странах, где функционируют специальные государственные органы, является обыденным явлением. Они, проведя разъяснительную работу по защите прав потребителей, практически защищают права потребителей и, тем самым, осуществляют свои полномочия в пределах, установленных для их компетенций.

Подводя итог, можно сказать, что развитие института защиты прав потребителей корнями уходит еще в далёкую древность, в период развития торговых отношений. Большую правовую базу для современного законодательства развитых стран в сфере защиты потребителей дала система римского права, которая довольно подробно регулировала права покупателя и обязанности

Литература:

1. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. М. : Наука,1984.

2. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. : Проспект, 2021. 272 с.

продавца при обнаружении недостатков проданного товара. Уже в римском праве проявляются особенности правового положения потребителей, присущие современному потребительскому законодательству, вытекающие из ответственности продавца за ненадлежащее качество товара, за продажу товара, имеющего скрытые недостатки, а также из права покупателя на получение правдивой информации о товаре.

Смотря на современный период, все сильнее и сильнее набирает силу тенденция развития теории и практики защиты прав потребителя, суды и судебная система все чаще становятся на сторону потребителя, как наиболее уязвимого субъекта товарных отношений. Пишется большое количество различной литературы, мнения авторов, в которых могут кардинально отличаться друг от друга. По мнению многих юристов, защита прав потребителей является актуальной правовой проблемой современности и сравниться может, разве что с глобальными экологическими проблемами.

Возникновение самой проблемы можно объяснить двумя причинами: первое - повышение роли потребления, спроса населения на товары и услуги; второе - ухудшение положения потребителя, в то время как в рыночной системе спроса и предложения потребители, представители спроса должны быть такими же сильными, как и представители предложения (т.е., изготовители и торговцы), на деле, они, обычно, далеко им уступают. Причин тому много - это и повышение концентрации производства, и соглашения об ограничении конкуренции, и необозримость рынка.

Активный период создания системы права, направленной на защиту потребителя, начинается с ХХ века и продолжается до настоящего времени. В этот период времени появилось понятие «потребитель», также появилось потребительское право, представляющее из себя комплексную отрасль права, включающую в себя гражданское, уголовное и административное право, регулируя при этом отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан. С каждым годом, в эпоху высокого роста информатизации и цифро-визации, потребность в систематическом реформировании и дополнении нарастает, несмотря на все это, защита потребителя считается комплексной социальной проблемой, касающейся не только различных отраслей публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного общества.

Literature:

1. Digests of Justinian. Selected Fragments in translation and with notes by I. S. Pereterskiy. M. : Nauka, 1984.

2. Novitsky I.B. Foundations of Roman Civil Law. M. : Prospect, 2021. 272 p.

3. Пугинский В.К. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Обязательственное право : учеб. пособие / В.К. Пугинский, М.И. Кулагин. М. : Проспект, 1986. 336 с.

4. Свядосц Ю.И. Защита потребителя в буржуазном праве. М. : Советское государство и право. 1989. № 11. С. 223.

5. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М. : Изд-во МГУ, 1993. 144 с.

3. Puginsky V.K. Civil, commercial and family law of capitalist countries: Obligation law : manual / V.K. Puginsky, M.I. Kulagin. M. : Prospect, 1986. 336 p.

4. Svyadosts Yu.I. Consumer protection in bourgeois law. M. : Soviet state and law. 1989. № 11. P. 223.

5. Sherstobitov A.E. Civil law issues of consumer protection. M. : Moscow State University Publishing House, 1993. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.