Научная статья на тему 'К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей'

К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2988
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребитель / Защита прав потребителя / первый протест потребителей / основные принципы / Закон / consumer’s right protection / first consumer’s protest / Consumer / basic principles / Law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтуев Умеджон Самадович –

Данная статья посвящена истории возникновения, становления и развития института защиты прав потребителей в мировой цивилизации. В ней приводится множество примеров о существовании прецедентов в области защиты прав потребителей в США, которые стали основой возникновения института защиты прав потребителей. Кроме того, рассматриваются разработанные Конгрессом США четыре основных принципа, которые и стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей. Также прослеживается процесс возникновения и развития законодательства о защите прав потребителей на Европейском континенте. В заключении статьи автор исследует некоторые аспекты возникновения законодательства о защите прав потребителей на советском и постсоветском пространстве на примере Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the history of establishment, building and development of institution of protecting consumers’ rights in the global civilization. It quotes a number of examples of the existing precedents in the area of protecting consumers’ rights in the USA, which became the basis for the establishment of the institution for protection of consumers’ rights. Besides, the article considers four main principles designed by the US Congress, which have become the postulates of the modern legislation related to consumers’ rights protection. It also tracks the establishment and development of legal consumers’ rights protection in the European continent. At the end of the article the author studies some aspects of legal consumers’ rights protection promotion in the Soviet Union and post-Soviet countries, on the sample of Tajik Republic.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей»

упорядочению законодательства. Исследуя данную проблему, автор делает некоторые теоретические выводы и даёт практические рекомендации.

Shokirov G.A.

Universal Law Information Space Problems in Tajik Republic: theory and practice

The given article deals with the formation and classification of normative law system acts. The current phase of law development acts in the republic of Tajikistan is characterized by the increasing role of technology and technique while constructing different normative law act system classification as an important element of law adopting decision of all levels. Provision of law information of government and public structures, and also the citizens, and finally - brings into the formation of universal information law space of Tajik Republic. Lately, a great attention is given to the improvement and ordering legislation in Tajik Republic. Researching the given problem, the author makes some theoretical conclusions and gives some practical recommendations.

Болтуев Умеджон Самадович —

аспирант кафедры гражданского, предпринимательского и международного

права ТГУПБП

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Защита прав потребителей имеет достаточно большую историческую предпосылку, и практика защиты прав потребителей обусловлена, прежде всего, требованиями времени. Для более подробного изучения опыта стран, в которых защита прав потребителей имеет многолетние традиции, следует рассмотреть практические аспекты данной защиты. Так, уже в 1775 году в Штате Массачусетс Соединенных Штатов Америки был организован первый протест потребителей на основании того, что продавцы нескольких магазинов продавали им испорченную пищу. Эти продавцы по решению суда были приговорены к позорному столбу.1 Кроме этого, немного позже было принято решение апелляционного суда города Нью-Йорка по делу Thomas and wife v. Winchester, вынесенное в 1852 году. Согласно этому решению производитель, допустивший небрежность при этикетировании лекарственного препарата (на бутылочке, в которой находился экстракт белладонны, оказалась этикетка с названием «Экстракт одуванчика»), был привлечён к ответственности за причиненный вред несмотря на то, что не состоял в договорных отношениях с покупателями.2

1 См.: Consumer Behavior and Marketing Action.5-th ed./Assael H./South-West Publishing Co.,-1995.

2 См. об этом и других важнейших прецедентах: Berman J. and Greiner W.R. The nature and Functions of Law. 1980. 4th ed. P. 495-590; Зименкова О.Н. Охрана прав потребителя в

Это были первые попытки потребителей защитить свои права посредством обращения в суд. Поскольку в те времена отсутствовала правовая база, то суды руководствовались своими внутренними убеждениями и сложившейся торговой практикой. Создание специализированной нормативно-правовой базы регулирования общественных отношений в сфере защиты прав потребителей было велением времени, поскольку товарноденежные отношения развивались быстрыми темпами и аналогичных случаев, требующих государственного вмешательства для защиты прав потребителей, возникало все больше.

Следует заметить, что права потребителей и возможность их судебной защиты в цельном виде получили своё законодательное закрепление в середине ХХ века, когда многие страны Западной Европы и США приняли законы о защите прав потребителей. Предпосылкой принятия нормативноправовой базы в области защиты прав потребителей США считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х годов прошлого столетия о необходимости нормативно-правового закрепления прямого вторжения в договорные отношения для защиты потребителей, нуждающихся в поддержке в противовес позиции предпринимателей. Дж.Кеннеди в своём послании Конгрессу рекомендовал принять соответствующий нормативно-правовой акт о правах потребителей на законодательной основе. Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, которые и стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вреда имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.

2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информацию о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - это критерий правильного выбора.

3. Право быть услышанным, что означает гарантию предоставляемого каждому потребителю права на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.

4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.1

капиталистических странах. - М., 1987. - С.25-31; Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. - М., 1991. - С.159- 179.

1 См. Провозглашение Президентом США Дж. Кеннеди основных прав потребителей -http://www.prav-net.ru (Дата обращения: 09.08.2011.)

После этого Дж. Кеннеди в 1961 году формирует Потребительский консультативный совет и специальную должность помощника Президента по потребительским вопросам.1

Справедливости ради следует подчеркнуть, что, кроме США, в некоторых странах Западной Европы также принимались законы «О защите прав потребителей».

В странах Скандинавии в 70-х годах ХХ века были приняты законы, защищающие права потребителей. Так, в Норвегии (1972), Дании (1975), Финляндии (1975)2 принимались законы «О защите прав потребителей». Целью и задачей принятия и применения этих законов была защита интересов потребителей от недобросовестных торговцев.

Немного раньше и в Англии были приняты несколько законов, затрагивающих права потребителей. Так, в 1968 году был принят закон «О характеристике продукции», в 1973 году - закон «О справедливой торговле».3 Чуть позже в той же Англии был принят закон 1987 года «О защите интересов потребителей».

Что касается Республики Франция, то она приняла аналогичный нормативно-правовой акт 27 декабря 1973 года.4

Следует заметить, что закон об ответственности за дефектную продукцию от 15 декабря 1989 года, принятый в Германии, тоже имел достаточно широкую сферу и эффективные результаты применения.5

Принимая законы в области защиты прав потребителей, законодатель некоторых стран кодифицировал нормы законов в области защиты прав потребителей. Включив в единый нормативно-правовой акт все правовые нормы, регулирующие отношения между потребителями и продавцами, изготовителями и исполнителями, законодатель этих стран тем самым повысил эффективность правоприменительной деятельности компетентных органов государства.

На наш взгляд, статус одного из наиболее передовых и развитых законодательств по защите прав потребителей принадлежит Бразилии и Франции, которые приняли Кодексы законов о правоотношениях между потребителями - продавцами, изготовителями и исполнителями.6

В 70-е годы ХХ века в рамках деятельности Комиссии Европейского Союза был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей». А приблизительно через 10 лет, 15 марта 1985 года, Генеральная Ассамблея

1 См. Lyndon B. Johnson established the position of special assistant on consumer affairs and the President's Committee on Consumer Interests. - www.answers.com (Дата обращения 10.08.2011)

2 См.: Петров М. Правовые аспекты защиты прав потребителей // Российская юстиция. -1994. № 2.- С.28-30.

3 См.: www.mair.in.ua (Дата обращения: 09.08.2011.)

4 См.: Там же.

5 См.: Bundesgesetzblatt. Ig.1989. Teil 1.

6 См.: Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Обязательственное право. Учебное пособие/ под редакцией В.К. Пугинского и М.И. Кулагина. - М., 1989. - С.21.

ООН в качестве резолюции одобрила Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Они послужили правовой базой принятия законодательства большинства стран о потребителях.1 В этой связи примечателен тот факт, что начиная с 1985 года, повсеместно 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Что касается новейшего законодательства о защите прав потребителей, то одним из основных нормативно-правовых актов, защищающих права потребителей в странах Европейского Сообщества, считаются положения Директивы Совета Европейских Сообществ под № 2001/95/ЕС Европейского Парламента от 3 декабря 2001 г.2

Кроме таких положительных показателей в вопросе о защите прав потребителей, как принятие законов о защите прав потребителей и статистика удовлетворённых требований потребителей, существуют и некоторые отрицательные моменты, которые нуждаются в более совершенном законодательном регулировании. Мы здесь имеем в виду немалое количество лиц, потерпевших ущерб от некачественных товаров потребительского назначения. Так, например, И.Ю.Свядосц приводит такие внушительные цифры, показывающие недостаточность проводимой работы по защите прав потребителей: по странам-членам Европейского Союза: количество лиц, потерпевших ущерб от некачественных потребительских товаров, составляет ежегодно от 4 до 5 миллионов, а в США - около 9 миллионов.

Проведение исследований и анализ состояния проблемы лиц, потерпевших ущерб от некачественных товаров, в экономически развитых странах, где функционируют специальные государственные органы, является обыденным явлением. Они, проведя разъяснительную работу по защите прав потребителей, практически защищают права потребителей и тем самым осуществляют свои полномочия в пределах, установленных для их компетенций.

Развитие института защиты прав потребителей в Республике Таджикистан было связано, прежде всего, с законодательством ещё существовавшей тогда Таджикской ССР. К сожалению, правовая база СССР не имела отдельного нормативно-правового акта, признающего потребителя как отдельного субъекта гражданского правоотношения. Советское законодательство и учёные - правоведы советского времени упорно отстаивали позицию о том, что потребитель - это физическое или юридическое лицо, предприятия и организации. В частности, это в своей

1 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О руководящих принципах по защите интересов потребителей от 15 марта 1985 года. - http://www.prazdnuem.ru

2 См.: Директива Совета Европейских Сообществ от 2001/95/. ЕС Европейского Парламентского Совета от 3 декабря 2001 г. - http://eulaw.edu.ru/

3 См.: Свядосц Ю.И. Защита потребителя в буржуазном праве// Советское государство и право.- 1989. -№11. - С.126.

научной работе подчёркивает А.Е. Шерстобитов.1 Настоящим «переворотом» в сфере защиты прав потребителей следует считать принятие закона СССР «О защите прав потребителей» под № 2184-1 от 22 мая 1991 года. Приняв данный закон, Советская власть, по существу, «открыла дверь» институту защиты прав потребителей для республик Советского Союза, и это ознаменовало начало пути в деле защиты прав потребителей. Принятие закона является, по существу, исходной точкой в истории Таджикистана в области защиты прав потребителей. После провозглашения государственной независимости Республика Таджикистан перешла на путь развития рыночных отношений, и в этой связи возникла необходимость в защите прав потребителей. 15 мая 1997 года законодателем был принят, по тем временам качественно новый, закон «О защите прав потребителей». По истечении семи лет, 9 декабря 2004 года, этот закон был принят в новой редакции.

Таким образом, истории современного Таджикистана известны три закона о защите прав потребителей, которые, отразив достижения мировой цивилизации, выражают логическую последовательность и прогресс в правовом регулировании общественных отношений в интересах потребителей.

Ключевые слова: потребитель, защита прав потребителя, первый протест потребителей, основные принципы, закон.

Key words: consumer, consumer’s right protection, first consumer’s protest, basic principles, law.

Болтуев У. С.

К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей

Данная статья посвящена истории возникновения, становления и развития института защиты прав потребителей в мировой цивилизации. В ней приводится множество примеров о существовании прецедентов в области защиты прав потребителей в США, которые стали основой возникновения института защиты прав потребителей. Кроме того, рассматриваются разработанные Конгрессом США четыре основных принципа, которые и стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей. Также прослеживается процесс возникновения и развития законодательства о защите прав потребителей на Европейском континенте. В заключении статьи автор исследует некоторые аспекты возникновения законодательства о защите прав потребителей на советском и постсоветском пространстве на примере Республики Таджикистан.

Boltuev U.S.

The History of Consumer’s Right Protection Establishing Matters.

This article is dedicated to the history of establishment, building and development of institution ofprotecting consumers’ rights in the global civilization. It quotes a number of examples of the existing precedents in the area ofprotecting consumers’ rights in the USA,

1 См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей.- М., 1993, с.24.

which became the basis for the establishment of the institution for protection of consumers’ rights. Besides, the article considers four main principles designed by the US Congress, which have become the postulates of the modern legislation related to consumers’ rights protection. It also tracks the establishment and development of legal consumers’ rights protection in the European continent.

At the end of the article the author studies some aspects of legal consumers’ rights protection promotion in the Soviet Union and post-Soviet countries, on the sample of Tajik Republic.

Солиев Иброхимджон Муродович -

соискатель кафедры международного права юридического факультета Таджикского национального университета

К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В правоприменительной практике и в законодательстве почти всех государств признается существование проблемы уклонения или, по крайней мере, ограничения в применении норм иностранного права. В свою очередь, данный вопрос является дискуссионным и в доктрине международного частного права Республики Таджикистан. В частности, внимание рассмотрению различных аспектов проблемы ограничения применения иностранного права уделили отечественные и зарубежные ученые, такие как: Г.К. Дмитриева,1 Л.Н.Галенская,2 Ш.М.Менглиев,3 Ю.А.Тимохов,4 В. Л. Толстых,5 А.И.Стихина6 и другие. Почти все известные публикации, посвященные рассматриваемой проблеме, относят к основаниям ограничения применения иностранного права такой институт международного частного права, как оговорку о публичном порядке, а также правовую несовместимость, императивные нормы международного частного права и

- 7

вопросы, связанные с взаимностью и реторсией.

1. Важно заметить, что в большинстве публикаций при рассмотрении проблемы уклонения или, по крайне мере, ограничения применения норм

1 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2000. -С.153 - 160.

2 Галенская Л.Н. Понятие взаимности. // Журнал международного частного права. - 2005.-№3(49). - С. 3-14.

3 Менглиев Ш.М. Международное частное право. - Душанбе: Деваштич, 2002.- с. 222.

4 Тимохов Ю.А. Иностранное право в судебной практике. - М.: Волтерс Клувер, 2004.- с. 46.

5 Толстых В.Л. Международное частное право: Коллизионное регулирование. - СПб.: Юридический центр, 2004. - С. 310 - 311.

6 Стихина А.И. Установление содержания норм иностранного права в суде: дис...к.ю.н. -СПб, 2007.- с. 150.

7 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2000. -С.153- 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.