Научная статья на тему 'Из истории развития законодательства о защите прав потребителей России и отдельных зарубежных стран'

Из истории развития законодательства о защите прав потребителей России и отдельных зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4407
950
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ТОВАР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INSTITUTE OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS / GOODS / CONSUMER CULTURE / CONSUMER RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонова Е. В., Ходыкин И. М.

В статье рассматриваются этапы развития законодательства о защите прав потребителей; исследуются отдельные вопросы истории развития законодательства о защите прав потребителей в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CONSUMER PROTECTION LEGISLATION OF RUSSIA AND SOME FOREIGN COUNTRIES

The article considers the stages of development of legislation on protection of consumer rights; examines certain questions in the history of development of legislation on protection of the rights of consumers in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Из истории развития законодательства о защите прав потребителей России и отдельных зарубежных стран»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CONSUMER PROTECTION LEGISLATION OF RUSSIA AND SOME FOREIGN COUNTRIES

УДК 347.451.031

Е.В. САМСОНОВА,

кандидат юридических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)

И.М. ХОДЫКИН,

магистр

(НИУ «БелГУ»)

E.V. SAMSONOVA,

the candidate of Jurisprudence (Saint-Petersburg University of MIA Russia)

I.M. KHODYKIN,

master (NIU "BelGU")

Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития законодательства о защите прав потребителей; исследуются отдельные вопросы истории развития законодательства о защите прав потребителей в России и за рубежом.

Ключевые слова: институт защиты прав потребителей, товар, потребительская культура, потребительские отношения.

Abstract: the article considers the stages of development of legislation on protection of consumer rights; examines certain questions in the history of development of legislation on protection of the rights of consumers in Russia and abroad-

Keywords: Institute of protection of the rights of consumers, goods, consumer culture, consumer relations.

^И зучение истории развития законодательства о защите прав потребителей позволяет выявить его прошлый позитивный опыт и внедрить его в действующее законодательство Российской Федерации. Между тем, в юридической литературе это важная историко-правовая проблема полностью еще не решена. В этой связи остановимся на исследовании отдельных вопросов истории развития законодательства о защите прав потребителей как в России, так и за рубежом.

Институт защиты прав потребителя, как установлено учеными, берет начало в глубокой древности и, как правило, начинается с момента возникновения того или иного государства. Так, уже в источниках древнерусского права (например, «Русская правда») содержались нормы, регулирующие продажу конкретных видов товара [1]. Одним из способов защиты прав покупателя при продаже ему некачественного товара Древнерусского государства было возвращение сторон в исходное положение (покупатель возвращает продавцу вещь, а продавец -возвращает покупателю деньги). Ответственность продавца наступала лишь тогда,

когда он свидетельствовал об отсутствии недостатков у продаваемой им вещи, несмотря на то, что такие недостатки присутствовали.

Нормы, защищающие права потребителей, с древних времен были известны и в законах других государств. Так, в своде законов Хаммурапи в XVIII в. до н.э. было прямо сказано, что «Обмен - это компромисс интересов двух сторон, в результате которого права на товары или другие преимущества переходят от одной стороны к другой» [2]. Кроме того, в этом своде имелись нормы, которые прямо запрещали обсчет и обвес покупателей и устанавливали ответственность за них.

В Индии еще в 200 г. до н.э. действовали нормы, прямо запрещающие порчу и продажу некачественных продуктов населению, особенно масла и зерна.

В Англии в 1202 г. была запрещена продажа некачественного хлеба, а также хлеба весом меньше установленного.

К концу девятнадцатого века во многих зарубежных странах нормы, регулирующие взаимоотношения потребителей и продавцов, были интегрированы в общегражданское, административное и торговое законодательство. Однако уже с начала двадцатого века в целом ряде таких стран стали приниматься специальные законы, регулирующие потребительские отношения.

Так, в 30-х годах двадцатого века для защиты прав потребителя, прежде всего, в Америке и Англии, а затем и в ряде других зарубежных стран стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей) [3]. Основной их целью было формирование потребительской культуры и оказание воздействия как на изготовителей товаров, так и на продавцов. Для этого правление лиги, в частности, составляло так называемые «белые списки» предпринимателей, которые не нарушали правила изготовления и продажи товаров. Такие меры стимулировали должное поведение других торговцев. Однако только общественного воздействия было недостаточно.

Развитие движения в защиту прав потребителей в двадцатом веке делится на три этапа. Первый этап - начало ХХ в. и конец 20-х годов. В это время появились первые законодательные акты в защиту потребительских прав населения от обмана производителей и торговых корпораций. Второй этап - конец 20-х - начало 30-х гг. двадцатого века. Он связан с взвинчиванием цен на товары производителями. Третий этап - начало 60-х гг. и конец двадцатого века. В этот период официально признана необходимость создания системы государственного регулирования потребительских отношений. Инициатором ее создания был Президент США Кеннеди, который 15 марта 1961 г. в своем выступлении перед Конгрессом США сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность; право на информацию; право на выбор; право быть услышанным.

Позднее эти права были дополнены правом на потребительскую грамотность и правом на здоровую окружающую среду. Необходимо отметить, что важным событием в сфере защиты прав потребителей за рубежом стало создание «Консультативного комитета по защите прав потребителей» Генеральной Ассамблеи ООН, а также одобрение ею «Руководящих принципов защиты интересов потребителей», которые стали основой создания современного законодательства о защите прав потребителей многих стран, включая СССР и Россию.

Начиная с 70-х годов, во многих западных странах появись законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей ...»). Монополизация производства и торговли заставила правительства многих стран прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них -потребителя.

В Советском Союзе, включая РСФСР, на протяжении долгого времени, по сути с момента их образования и до конца восьмидесятых годов двадцатого века, отношения, связанные удовлетворением материальных и культурных потребностей граждан, в основном регулировались нормами гражданского законодательства [4]. Его нормы устанавливали права и обязанности, а также и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Однако такое регулирование не было специально рассчитано на защиту прав потребителей и потому не решало и не могло решить все проблемы такой защиты.

В связи с этим в Советском Союзе, в частности, были подготовлены Законы СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» и «О защите прав потребителей» [5]. Последний из указанных Законов «О защите прав потребителей» в связи с распадом этого государства так и не вступил в силу, но оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ.

В настоящее время в России действует развитое законодательство о защите прав потребителей (Федеральный закон «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)») а также другие нормативно-правовые акты о защите прав потребителей. Оно во многом воспроизводит положительный потенциал законодательства зарубежных стран и законодательства Советского Союза и РСФСР о защите прав потребителей, однако делает это с учетом особенностей нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы.

При этом следует отметить, что законодательство Российской Федерации «О защите прав потребителей» еще не свободно от целого ряда недостатков, главным среди которых является большое число подзаконных актов, многие из которых, к сожалению, еще не полностью отвечают потребностям защиты прав потребителей действующим законом, регулирующим эту защиту. В этой связи одной из важных задач юридической науки становится исследование проблем систематизации и кодификации рассматриваемого законодательства. В ходе этой работы первостепенное значение приобретает развитие института прав потребителей.

Например, их перечень следует дополнить правом потребительских обществ на проведение независимой экспертизы качества товаров и услуг и правом сообщить о ее результатах в средствах массовой информации, а при наличии признаков противоправности - в правоохранительные органы.

1. Русская правда // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. С. 73.

2. Богданова Е. Конструирование проблемы защиты прав потребителей: ретроспективный анализ // Общество и экономика. 2006. № 10. С. 21-27.

3. Антонов В.В. Потребительское право и защита прав потребителей. - М.: Книга сервис, 2003. 192

с.

4. Гражданский кодекс РСФСР // ВС РСФСР. 1964. № 24. С. 407.

5. Закон СССР «О защите прав потребителей» от 22.05.1991 № 2184-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 24. С. 689.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.