Научная статья на тему 'Объективная необходимость защиты прав потребителей в современных условиях'

Объективная необходимость защиты прав потребителей в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / OBJECTIVE NECESSITY TO PROTECT CONSUMER RIGHTS / СТАДИЯ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ / TRANSITION TO FREE MARKET ECONOMY / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL SECTOR OF THE ECONOMY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ НАЧАЛО / ENTREPRENEURIAL START-UP / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STATE LEGAL POLICY IN THE AREA OF ENTREPRENEURSHIP / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / LEGAL STATUS OF ENTREPRENEURS AND CONSUMERS / УЛУЧШЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / IMPROVING ENTREPRENEURS' LEGAL STATUS / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ / CONSUMER'S RIGHT FOR EDUCATION / ENTREPRENEUR-CONSUMER RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтуев Умеджон Самадович

Автор в данной статье на основе анализа теоретического и нормативно-правового материала пытается определить и обосновать объективную необходимость защиты прав потребителей в условиях перехода к рыночной экономике и зарождения рыночных отношений. При этом акцентируется внимание прежде всего на том, что институт защиты прав потребителей необходим для обеспечения баланса при создании наиблагоприятнейших условий предпринимательству. Также в статье предлагается проводить целенаправленную воспитательно-образовательную работу по формированию грамотного, знающего свои права и охраняемые законом интересы потребителя в условиях зарождающихся рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective necessity to protect consumers’ rights in modern conditions

In this article the author analyzes theoretical and regulatory legal materials and tries to determine and justify the objective need to protect consumer’s rights in the transition to the market economy and development of the free market relations. He draws attention primarily to the fact that the institution of consumer rights protection is necessary to ensure the balance while creating the most favorable conditions for entrepreneurship. The article also suggests conducting targeted educational work to make the consumers more literate, aware of their rights and lawful interests, in the conditions of developing free market economy.

Текст научной работы на тему «Объективная необходимость защиты прав потребителей в современных условиях»

Болтуев Умеджон Самадович —

преподаватель кафедры гражданского, предпринимательского и международного права ТГУПБП

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Экономика Республики Таджикистан, так же как и других стран постсоветского пространства, в настоящее время находится в стадии перехода к рыночным отношениям. Как известно, сфера хозяйственных отношений, основанных на предпринимательской деятельности, составляет реальный сектор экономики,1 поскольку любая хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики, независимо от формы собственности, осуществляется на принципах самофинансирования, самоокупаемости и хозяйственного расчета. А это, в конечном итоге, означает предпринимательское начало в хозяйственных общественных отношениях. Именно такие предприятия могут обеспечить рентабельность своей деятельности, и, следовательно, платить налоги, являющиеся основным источником пополнения государственного бюджета. В этой связи, государство создает все необходимые условия для жизнеспособности и развития всех форм проявления предпринимательства.

Государственно-правовая политика в сфере предпринимательства определяется прежде всего конституционным положением о том, что государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной (ст.12 Конституции РТ2). Даже закон Республики Таджикистан, регулирующий общественные отношения в сфере предпринимательства, так и называется - «О государственной поддержке и защите предпринимательства».3

В свете всего изложенного мы полагаем, что правовой статус потребителей результатов предпринимательской деятельности против статуса самих предпринимателей, по действующему законодательству Республики Таджикистан, намного проигрывает, поскольку в последнее время уделяется довольно много внимания улучшению правового положения именно предпринимателей. Закономерность этого в связи с необходимостью стимулирования развития реального сектора экономики, основанной на

1 Здесь имеется в виду сектор экономики, который может самостоятельно действовать без государственной поддержки и быть источником пополнения бюджета внесением налоговых и других обязательных платежей.

2 Здесь и далее имеется в виду: Конституция Республики Таджикистан, принятая Всенародным референдумом 6 ноября 1994 года, с дополнениями и изменениями 1999 и 2003 гг. - www. parlament.tj

3 Здесь и далее имеется в виду: закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», принятый 23 апреля 2002 года. - www. parlament.tj

частной собственности и предпринимательской деятельности, не вызывает каких - либо сомнений. Так, например, достаточно вспомнить принятие указа Президента страны Эмомали Рахмона и затем закона Республики Таджикистан «Об объявлении моратория на все виды проверок субъектов малого и среднего предпринимательства». Ведь вседозволенность действий предпринимателей и отсутствие любого контроля над их деятельностью во время действия моратория, несомненно, противоречат интересам потребителей. Поэтому хорошо, что законодатель, спохватившись, уже в принимаемом законе об этом моратории оговорил возможность контроля над качеством продукции в интересах потребителей.1

Также и закон «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятый в новой редакции в 2009 году, установив упрощенный порядок начала предпринимательской деятельности путем создания принципа «единое окно», облегчает порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до такой степени, что гарантий государственной охраны интересов потребителей почти не остается. Например, в соответствии со статьей 11 этого закона, к числу документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относится ни Устав, определяющий правовой статус организации, ни документ, подтверждающий формирование уставного капитала, ни справка, подтверждающая место их нахождения.

Однако в сфере защиты прав потребителей, кроме закона «О защите прав потребителей», принятого во второй редакции в 2004 году, и постановления Правительства Республики Таджикистан «О мерах по реализации закона Республики Таджикистан «О защите прав потребителей» от 6 июня 2005 года, другой правовой базы не существует.

Считаем необходимым заметить, что сложившаяся ситуация с ущемленным положением потребителя в рыночных экономических отношениях присуща правовой системе не только Республики Таджикистан. Оказывается, она имеет общий характер для всех стран постсоветского пространства. Так, российский ученый А.М.Ерошкин указывает: «В настоящий момент потребитель на рынке оказался в неравном положении по сравнению со своими «оппонентами» - изготовителями, исполнителями, продавцами».3

1 См. об этом более подробно: Болтуев У.С. Некоторые комментарии к указу «Об объявлении моратория на все виды проверок субъектов малого и среднего предпринимательства»// Вестник ТГУПБП.-2008. № 3 (июль-август).

2 Здесь и далее имеется в виду: Закон Республики Таджикистан «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятый 19 мая 2009г. №508. - www. parlament.tj

3 Ерошкин А.М. Права потребителей и развитие конкуренции. - М.: Пресса, 1994. - с.72-73.

Это неравенство вызвано не только ограниченностью экономической возможности потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, с отсутствием нормативно-правовых актов, четко и конкретно регламентирующих правовое положение потребителей, поскольку правовые нормы, содержащиеся в вышеназванных нормативно-правовых актах о защите прав потребителей, нуждаются в конкретизации с учетом изменений и дополнений, вносимых в действующее законодательство, имеющихся и вновь принимаемых ведомственных, отраслевых нормативно-правовых актах.

Мы не совсем согласны с позицией А.М.Ерошкина в том, что предпринимателя он называет «оппонентом» потребителя, поскольку по закону рынка они тесно связаны между собой и эффективность деятельности предпринимателя всецело зависит от реализации своей продукции потребителю. Поэтому, при цивилизованном подходе к данному вопросу, взаимоотношения предпринимателя и потребителя должны определяться как сотрудничество заинтересованных друг в друге партнеров. А государственно-правовое регулирование рыночных отношений с участием предпринимателей должно способствовать формированию соответствующего уровня правосознания и воплощению его в жизнь.

Действительно, в статье 4 закона РТ «О защите прав потребителей» чётко предусмотрено: «Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общеобразовательных учреждений, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав». Однако, к величайшему сожалению, ни одна из задач, поставленных перед компетентными органами исполнительной государственной власти в сфере образования и их должностными лицами, не выполнена.

Видимо, нельзя ограничиться только установлением правовых норм; необходимо определить механизм их претворения в жизнь. В этом деле можно было бы заимствовать уже выработанный прогрессивный опыт некоторых зарубежных стран, поскольку аналогичные правовые нормы у них были установлены несколько раньше. Так, например, в ст. 3 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года приводится следующее: «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав». В рамках этого законоположения по всей территории Российской Федерации проводится множество мероприятий по повышению уровня знаний учащихся общеобразовательных учреждений, среднетехнических и высших учебных заведений и, самое главное, внедрена учебная программа «По защите прав потребителей». Кроме того, систематически издаются учебные пособия по

защите прав потребителей не только для учащихся, но и для широкого круга населения.1

На наш взгляд, в условиях зарождающихся рыночных отношений следовало бы более конкретно озадачить Министерство юстиции как орган, уполномоченный государством в сфере правового воспитания граждан, и Министерство образования, компетентное в вопросах воспитания подрастающего поколения, проводить целенаправленную работу по формированию грамотного потребителя, знающего свои права и охраняемые законом интересы. Результаты этих мероприятий не заставят долго ждать и окажут ощутимое влияние как на общий уровень правосознания, так и на активную позицию потребителей в реализации предоставленных законодателем возможностей по самозащите нарушенных прав. Ключевые слова: объективная необходимость защиты прав потребителей, стадия перехода к рыночным отношениям, реальный сектор экономики, предпринимательское начало, государственно-правовая политика в сфере предпринимательства, правовой статус потребителей, улучшение правового положения предпринимателей, взаимоотношения предпринимателя и потребителя, право потребителя на просвещение.

Key words: Objective necessity to protect consumer rights, transition to free market economy, real sector of the economy, entrepreneurial start-up, state legal policy in the area of entrepreneurship, legal status of entrepreneurs and consumers, improving entrepreneurs' legal status, entrepreneur-consumer relations, consumer's right for education.

Болтуев У. С.

Объективная необходимость защиты прав потребителей в современных условиях

Автор в данной статье на основе анализа теоретического и нормативно-правового материала пытается определить и обосновать объективную необходимость защиты прав потребителей в условиях перехода к рыночной экономике и зарождения рыночных отношений. При этом акцентируется внимание прежде всего на том, что институт защиты прав потребителей необходим для обеспечения баланса при создании наиблагоприятнейших условий предпринимательству. Также в статье предлагается проводить целенаправленную воспитательно-образовательную работу по формированию грамотного, знающего свои права и охраняемые законом интересы потребителя в условиях зарождающихся рыночных отношений.

Boltuev U.S.

Objective necessity to protect consumers' rights in modern conditions

In this article the author analyzes theoretical and regulatory legal materials and tries to determine and justify the objective need to protect consumer's rights in the transition to the market economy and development of the free market relations. He draws attention primarily to the fact that the institution of consumer rights protection is necessary to ensure the balance while creating the most favorable conditions for

1 См.: Шашкова Л. А. Права потребителей и их защита в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами: дис. ... канд. юрид. наук. - Ульяновск. 2004, с.47.

entrepreneurship. The article also suggests conducting targeted educational work to make the consumers more literate, aware of their rights and lawful interests, in the conditions of developing free market economy.

Солиев Иброхим Муродович -

старший преподаватель кафедры гражданского, предпринимательского и международного права ТГУПБП

К ВОПРОСУ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА КАК СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННОГО

ПРАВА

В последнее время, в связи с расширением международного оборота и увеличением числа трансграничных отношений, значительно возросло количество рассматриваемых судами различных государств гражданско-правовых споров с участием иностранных субъектов права. Одновременное существование различных национальных правовых систем, основанных на собственных принципах и предписаниях, с одной стороны, и интернационализация всех сфер жизни, перемещение людей, товаров и капиталов через государственные границы, с другой стороны, влекут применение иностранного права в национальных судах.

С 1 марта 2005 г. введена в действие часть третья ГК РТ (Гражданского кодекса Республики Таджикистан),1 в которой сосредоточены весьма важные для граждан РТ, да и иностранных граждан также, во многом новые (по сравнению с Гражданским кодексом РТ 1964 г.)2 нормы и институты, регламентирующие наследственное, интеллектуальное и международное частное право.

Как ранее известные, так и неизвестные гражданско-правовые институты, предусмотренные в части третьей Гражданского кодекса, нуждаются в их правильном понимании и применении, чему должен служить научно-теоретический анализ отдельных норм, приведенных в этой части Гражданского кодекса.

В этой связи интересным является раздел VII Гражданского кодекса, представленный крупным блоком норм и институтов под общим наименованием «Международное частное право».

В статье 1193 ГК РТ «Установление содержания норм иностранного права» закреплено следующее:

«При применении иностранного права суд или другие уполномоченные органы устанавливают содержание его норм в

1 Здесь и далее имеется в виду Гражданский кодекс Республики Таджикистан (в трех частях). Часть третья // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2005, №3. -с.123.

2 Гражданский кодекс Таджикской ССР от 1964 г. - Душанбе: Ирфон, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.