УДК 347.4
Сбитнев Виталий Сергеевич Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Институт Прокуратуры Россия, Москва vitaly 1404@mail.ru Sbitnev Vitaly Sergeevich Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Institute of Prosecution Russia, Moscow
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА: СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ Аннотация: в научной статье автор рассматривает способы защиты прав потребителя при продаже товара ненадлежащего качества. Уделяется внимание понятию «потребителя» и его правовой характеристике. Рассматриваются права потребителя на замену товара, на соразмерное уменьшение покупной цены товара, на незамедлительное безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на их исправление и на возможность отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Автор рассматривает актуальную судебную практику и выявляет основные проблемы, с которыми сталкиваются потребители при защите своих прав в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Ключевые слова: потребитель, продавец, изготовитель, защита прав потребителя, товар ненадлежащего качества.
CONSUMER RIGHTS IN CASE OF PURCHASING GOODS OF POOR QUALITY: WAYS TO PROTECT THEM
Annotation: in the scientific article, the author considers ways to protect consumer rights when selling goods of poor quality. Attention is paid to the concept of
"consumer" and its legal characteristics. The rights of the consumer to replace the product, to a proportionate reduction in the purchase price of the product, to immediately eliminate defects or reimburse expenses for their correction, and to refuse to perform the contract of sale, to demand a refund of the amount paid for the product are considered. The author examines current judicial practice and identifies the main problems faced by consumers when protecting their rights in the case of purchasing goods of poor quality.
Key words: consumer, seller, manufacturer, consumer protection, product of poor quality.
Правовое определение понятия «потребитель» в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» дал нам законодатель. Под потребителем понимается «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1]. Категорию «потребитель» в рыночных отношениях рассматривают в качестве ключевой, потому что именно потребитель является, как справедливо подчеркнула Н.А. Резина, «одним из основных субъектов потребительского рынка» [2, с. 17].
Потребитель является слабой стороной в отношениях, возникающих с продавцом, изготовителем. Именно поэтому законодатель предусмотрел ряд гарантий защиты прав потребителя, которые раскрываются в параграфах 1, 2 главы 30 Гражданского кодекса РФ и в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Так в случае продажи товара ненадлежащего качества у потребителя появляется возможность, в соответствии со статьей 503 ГК РФ и статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребовать замены товара на такой же надлежащего качества. Товар, представленный для замены, должен иметь те же потребительские свойства, что и товар, который подлежит замене.
Требование о замене товара ненадлежащего качества может быть предъявлено продавцу, изготовителю или организациям, которые выполняют функции продавца на основании договора. Согласно статье 504 ГК РФ, потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при ее покупке и ценой замены, если происходит замена на товар той же марки. В случае замены товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) разница в цене должна быть компенсирована как продавцом, если новый товар дешевле товара ненадлежащего качества, так и покупателем, если новый товар дороже товара, подлежащего замене.
Продавец обязан предоставить потребителю товар, которой ранее не находился в использовании. Также при замене товара гарантийный срок исчисляется заново с момента передачи надлежащего товара потребителю.
При обнаружении потребителем недостатков товара и предъявлении требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. Семь дней, в соответствии со статьей 21 Закона РФ «О защите прав потребителей», это основной срок для замены товара. Если необходима проверка качества товара, который подлежит замене, то срок удовлетворения потребителем данного требования может быть продлен до двадцати дней.
Практика показывает, что зачастую у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования о замене товара ненадлежащего качества не оказывается в наличии необходимого для замены товара. В этом случае продавцу предоставляется удлиненный срок для выполнения своего обязательства - месяц со дня предъявления требований, а если такая ситуация происходит в районе Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, то требование потребителя будет удовлетворено в срок необходимый для доставки соответствующего товара в данный район. Судебная практика безоговорочно не признает за продавцом право ссылаться на нахождение его организации в районе Крайнего Севера. Кроме самого факта нахождения в таком районе необходимо
предоставить доказательства, которые будут свидетельствоваться о невозможности заменить товар ненадлежащего качества в установленный срок.
Суд указывает, что доказательства, подтверждающие невозможность замены товара ненадлежащего качества в срок, установленный Законом РФ «О защите прав потребителей», следует критически оценивать, поскольку они должны отражать действительный товарооборот магазина, который не имеет возможность заменить товар в определенные сроки. Доказательства должны подтверждать техническую, экономическую невозможность замены товара в установленный законом срок [3].
В случае если для замены товара требуется срок более семи дней, то по требованию потребителя продавец (изготовитель) в течение трех дней со дня предъявления требования покупателем обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование, на период замены товара длительного пользования, иной товар, обладающий такими же основными потребительскими свойствами. Следует обратить внимание на то, что предоставление товара во временное пользование возможно лишь по требованию покупателя, на продавце не лежит обязанность самостоятельно предоставлять товар, пока лицо ожидает замены. Также не распространяется данное правило на товары, установленные в перечне товаров длительного пользования Правительством РФ (например, автомобили, мотоциклы и др.) [4].
Ряд особенностей предусмотрен пунктом 2 статьи 475 ГК РФ для замены технически сложного товара. Если потребителем при эксплуатации технически сложного товара будут обнаружены существенные неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или данные недостатки выявляются неоднократно или появляются вновь, то потребитель имеет право требовать или замены товара ненадлежащего качества, или отказаться от исполнения договора. Так мы видим, что для замены технических сложных товаров предусмотрены более ограниченные права потребителей, в сравнении с правами потребителей, которые приобрели обычный товар.
Следующее право, предусмотренное как Гражданским кодексом РФ, так и Законом РФ «О защите прав потребителей»: право потребителя на соразмерное уменьшение цены товара при обнаружении недостатков. Данное требование может быть предъявлено потребителем продавцу (изготовителю) в течение гарантийного срока после обнаружения недостатков в товаре. Действует несколько основных правил о соразмерном уменьшении покупной цены товара: данное требование должно быть удовлетворено продавцом в течение десяти дней с момента предъявления требований потребителем; при предъявлении потребителем такого требования в расчет принимается цена товара, установленная на момент предъявления потребителем требования об уменьшении цены или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены [5, с. 174]. Также при требовании соразмерного уменьшения цены у потребителя должна сохраниться возможность использовать товар по назначению без устранения выявленных недостатков [6]. Требование о соразмерном уменьшении стоимости товара может быть обосновано, например, вследствие потери товарного вида товара или потери незначительных потребительских свойств товара. В данном случае необходимым будет согласие продавца для соразмерного уменьшения цены, только тогда компенсация будет признана соответствующей недостаткам товара.
Для того чтобы зафиксировать договоренность уменьшения покупной цены, а также избежать возможных недобросовестных действий со стороны покупателя или продавца, необходимо составить соглашение или иной акт, который будет подтверждать договоренность сторон.
На практике при соразмерном уменьшении цены часто возникают трудности. Размер данного уменьшения является весьма спорной категорией, потому что потребитель самостоятельно определяет на сколько, по его мнению, следует уменьшить цену. Судебная практика, как и продавец часто не соглашаются с заявленными требованиями потребителей, требуя при этом обоснования соразмерного уменьшения цены. Часто даже при выявленных
недостатках значительно отличаются данные нескольких независимых экспертиз. Так, например, по решению Советского районного суда г. Казань с ответчика (строительной компании) была взыскана сумма в размере 89 617 рублей 91 копеек, которая была установлена при повторной экспертизе, хотя при подаче искового заявления о соразмерном уменьшении покупной цены истец ссылался на первичную экспертизу, которая признала, что сумма возникших недостатков составляет 119 890 рублей. По решению суда была взыскана денежная сумма в счет уменьшения покупной цены в размере 89 617 рублей 91 копеек [7].
При обнаружении в товаре недостатков потребитель также может обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием незамедлительно и безвозмездно устранить возникшие недостатки. По правилу, предусмотренному пунктом 1 статье 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», данный срок устанавливается соглашением сторон, если срок не установлен, то замена товара должна произойти в разумный срок, который не должен превышать сорока пяти дней. Следует обратить внимание на следующий фактор: если при устранении недостатков будет выявлено, что невозможно устранить недостатки вовремя, то продавец (изготовитель) с потребителем имеют право заключить дополнительное соглашение о продлении такого срока, данное правило не должно распространяться на случаи отсутствия у продавца (изготовителя) необходимых запчастей или оборудования. По общему правилу потребитель может предъявить требование об устранении недостатков или к продавцу, или к изготовителю, в зависимости от того, кто предоставляет гарантийные обязательства.
Потребитель при обнаружении недостатков в товаре обращается к продавцу о безвозмездном устранении данных недостатков, причем потребитель должен помнить, что при устранении недостатков крупногабаритного товара более пяти килограмм, доставка осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя). Иначе, если потребитель доставил самостоятельно товар с
недостатками, то у него появляется право требования от продавца (изготовителя) возмещения затрат на данную доставку.
Законом РФ «О защите прав потребителей» предусматриваются дополнительные гарантии потребителям после устранения недостатков. Гарантийный срок, установленный на товар, будет продлеваться на срок, в течение которого потребитель не использовал приобретенный товар. При этом данный срок будет исчисляться с момента обращения гражданина с требованием о незамедлительном и безвозмездном устранении недостатков товара до момента выдачи товара обратно потребителю в надлежащем состоянии. Как обращение, так и выдача товара должны быть подтверждены письменным документом, в котором также будет указано, какие недостатки были устранены (с описанием), какие детали были заменены. Данные условия позволяют потребителю в дальнейшем обеспечить защиту своих прав, если будут обнаружены новые недостатки в товаре.
Предусмотрена еще одна гарантия потребителю, при которой продавец (изготовитель) обязан по требованию гражданина о безвозмездном устранении недостатков товара длительного пользования предоставить ему в течение трех дней иной товар, обладающий теми же потребительскими свойствами. Исключение составляет перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительством РФ [4].
На практике реализация потребителем своего права на возмещение расходов вследствие устранения недостатков не получила большого распространения. Такая ситуация сложилась из-за трудностей, которые возникают у покупателя при доказывании продавцу (изготовителю) выявленных недостатков и целесообразности понесенных расходов. Тем не менее, данный способ защиты прав потребителей существует. Если потребитель устранил недостатки без обращения к продавцу (изготовителю), то впоследствии он должен доказать, что недостатки в действительности были. Доказательствами в данном случае могут быть как свидетельские показания, так и проведенная экспертиза при обязательном обосновании понесенных расходов. В данном
случае доказательством расходов могут быть квитанция или чек по оплате ремонта в организации. Так, например, в решении Энгельского районного суда Саратовской области от 4 июля 2019 года указано, что продавец обязан возместить расходы на устранение недостатков, возникших в ноутбуке «Apple», модель «МасВоок Air 13», которые возникли не по вине потребителя. Данные недостатки (устройство не включалось и не работал дисплей), по заключению независимой экспертизы, были признаны производственным браком, а также данной компанией, которой производился анализ нерабочего устройства, был предложен его ремонт и выставлена денежная сумма за данные действия. Потребитель направил претензию продавцу о возмещении ему расходов на исправление недостатков товара, на что продавец предложил произвести экспертизу и ремонт у себя. Потребитель не согласился и по истечении срока претензии обратился в суд. Суд обязал продавца выплатить расходы на исправление недостатков товара, отдельно указав на то, что продавец обязан произвести такую выплату не зависимо от того были ли выполнены ремонтные работы или их только предстоит выполнить [8].
Таким образом, у потребителя при обнаружении недостатка в товаре, в случае если он хочет оставить данную вещь в своем пользовании, появляется возможность или устранить недостаток самостоятельно, обратившись в независимую организацию, или напрямую обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием безвозмездного устранения недостатков в товаре.
Помимо описанных способов защиты своего права покупатель может в случае продажи ему товара ненадлежащего качества отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств. Данное право предусмотрено как подпунктом 5 пункта 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», так и пунктом 4 статьи 503 ГК РФ. При этом у потребителя возникает обязанность по требованию продавца и за его счет вернуть приобретённый товар ненадлежащего качества.
По общему правилу, предусмотренному статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», возврат денежных средств покупателю должен быть
осуществлен в течение десяти дней. Данное требование должно быть соблюдено в обязательном порядке, иначе продавец будет должен выплатить неустойку и возместить убытки. Так, например, решением Жигулевского городского суда Самарской области от 28.08.2019 года было установлено, что продавец ООО «Эппл Русь» не произвел возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества покупателю Бурцеву А.А. в установленные десять дней. Претензия была направлена Бурцевым А.А. 18.03.2019 года, к ней прилагалась независимая экспертиза, подтверждающая производственный брак товара, а возврат денежных средств в размере 41 965,94 руб. был осуществлен только 11.04.2019 года. Получается продавец нарушил десятидневный срок, установленный статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», за что понес ответственность в виде неустойки в размере 5 875,24 рублей [1].
Также, в соответствии с пунктом 5 статьи 503, продавец не вправе удерживать из уплаченной за товар цены денежную сумму, даже если товар потерял товарный вид или был частично израсходован (например, укорочены джинсы или перемещена пуговица на пиджаке). Приобретая товар изначально по заниженной цене, потребитель также сохраняет все права, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», потому что право на снижение цены - это право продавца, которое не должно затрагивать права покупателей.
Таким образом, законодатель предоставляет потребителям выбор при применении способов защиты их нарушенных прав, а на продавцов накладывает строгую ответственность за добровольное неисполнение обязанностей (50% штраф от всей суммы, присужденной судом потребителю), тем самым стимулируя последних идти навстречу покупателю в случае, когда был продан товар ненадлежащего качества [1 с. 14].
В настоящее время заметна тенденция - крупные компании соблюдают Закон РФ «О защите прав потребителей», так как понимают, что выгоднее исправить все недостатки вовремя, чем впоследствии возмещать по суду все убытки, неустойки и моральный вред. Остаются и недобросовестные продавцы
(изготовители), которые не соблюдают законодательство, но впоследствии платят вдвойне.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766.
2. Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка: Дис. ... к.ю.н. Омск, 2003. 22 с.
3. Апелляционное определение Первореченского районного суда г. Владивостока № 11-16/2015 11-327/2014 от 27 января 2015 г. по делу № 1116/2015 // СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // "Российская газета", N 21, 04.02.1998.
5. Защита прав потребителей: учебное пособие / Г. Р. Гафарова; под ред. З. М. Фаткудинова. —4-е изд., доп. и перераб. — М.: Юстицинформ, 2010. 408 с.
6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 11.
7. Решение Советского районного суда города Казани № 2-4444/2019 2-4444/2019~М-3500/2019 М-3500/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 24444/2019 // СПС «Консультант Плюс».
Список литературы:
8. Решение Энгельсского районного суда Саратовской области № 2-12591/2019 2-2591/2019 2-2591/2019~М-2030/2019 М-2030/2019 от 4 июля 2019 г. по делу № 2-1-2591/2019 // СПС «Консультант Плюс».
9. Лукьянцев А.А. Ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве России: теория и судебная практика: автореферат дис. ... доктора юридических наук / Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. - Ростов-на-Дону, 2006. 37 с.